Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Равноширинное пианино

Автор Bhudh, марта 7, 2018, 01:22

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

VagneR

Цитата: Toman от марта  7, 2018, 18:46
Цитата: VagneR от марта  7, 2018, 18:07
Нет, конечно. Потенциальному пианисту нужен не только тонкий слух и чувство ритма, но и, к примеру, отличная моторная координация. Качества врождённые, развиваются у каждого до определённого предела.
И как это связано с некоторыми дополнительными, не имеющими отношения собственно к музыке, препятствиями??? Наверняка существует изрядная доля людей с хорошей музыкальностью, слухом и чувством ритма, которые отлично готовы были бы играть на барабанах или виолончели, но у которых либо закипают мозги, либо которых просто бесит неестественность нотной записи и фортепианной клавиатуры, и которые из-за этого сторонятся музыкального образования напрочь.
Если у людей закипают от этого мозги, значит о музыкальности их речи быть не может. Завязывать им надо с музыкой. Нотная запись имеет отношение к музыке примерно так же, как буквы к речи и цифры к математике.
Каждый человек имеет право быть дураком, но и правом надо пользоваться с некоторой умеренностью.
К. Берне

VagneR

Цитата: Toman от марта  7, 2018, 18:46
Цитата: VagneR от марта  7, 2018, 17:12
И баян, и гитара - отличные инструменты. Но мы говорим не о них, а о фортепьяно.
А в чём принципиальная разница между баяном и фортепиано, чтобы первому можно было иметь изоморфную клавиатуру, а второму нет? Строй у того и другого один и тот же - равномерно темперированный. Причём у баяна вот есть родственник с клавиатурой фортепианного расположения - аккордеон (причём в европейских языках их вообще называют одним словом), почему бы не быть и вариантам фортепиано с разными клавиатурами?
Опять двадцать пять. Если речь о конкретной клавиатуре конкретного инструмента, зачем приплетать баян? Лично я вариант Будха обсуждаю, кнопок баяна там не наблюдается. Так зачем плодить сущности?
Каждый человек имеет право быть дураком, но и правом надо пользоваться с некоторой умеренностью.
К. Берне

VagneR

Цитата: Toman от марта  7, 2018, 18:46
Цитата: VagneR от марта  7, 2018, 18:07
Мы с вами уже общались по этому поводу года три назад и не пришли к общему мнению.
Что-то боюсь, тут и невозможно нам прийти к общему мнению. Как только разговор заходит о некоторых, казалось бы, чисто технических деталях нашей музыкальной "инфраструктуры", вы внезапно врубаете у себя некий квадратно-гнездовой режим и объявляете музыкально или вообще умственно недоразвитыми, или какими-то ненормальными, всех, кому хоть что-то не нравится в существующей инфраструктуре.
Нет, не так.
Каждый человек имеет право быть дураком, но и правом надо пользоваться с некоторой умеренностью.
К. Берне

VagneR

Цитата: Toman от марта  7, 2018, 18:46
Цитата: VagneR от марта  7, 2018, 17:12
А вы, Томан, уводите разговор в сторону.
Нет, не в сторону. Тема эта всё-таки о клавиатурах, их форме и "раскладке", а не о механике, струнах, клапанах, регистрах, планках, голосах, трубах и др. звукогенерирующих частях фортепиано или др. инструментов. Вы сами признавались, что играете (по крайней мере, дома) не на фортепиано, а на цифровом электронном инструменте с клавиатурой - может, на этом основании мне заявить, что это тоже не имеет никакого отношения к фортепиано?
Естественно, это фортепиано. С какой стати вы решили, что я должна это отрицать?
Цитата: Toman от марта  7, 2018, 18:46Сама форма клавиатуры фортепиано в привычном нам виде пришла вообще от органа, который был изначально диатоническим, и лишь постепенно по одной добавлялись чёрные клавиши. Тоже давайте скажем, что раз то был орган, так он не должен играть никакой роли для фортепиано и его клавиатуры?

В том и дело, что клавиатуру сделали более совершенной и удобной. А вы заново хотите изобрести колесо. Хотя вам никто в этом и не мешает. Так что вперёд, потом похвалитесь результатом.
:)
Каждый человек имеет право быть дураком, но и правом надо пользоваться с некоторой умеренностью.
К. Берне

Bhudh

Цитата: VagneR от марта  7, 2018, 20:55
Для хорошего пианиста это не проблема. Выучивается в одной тональности или даже играется по нотам, а если надо, по ходу транспонируется в другую тональность.
На одном из прошлых уроков в музыкалке аккомпониатор подошла и увидела, что песенка разучивается не в той тональности, что на листе. Знаете, она расстроилась и сказала: "Ой, я в этой тональности не играла её как-то..." И таки пару минут смотрела в ноты и вспоминала, куда кидать пальцы, прежде чем сыграть.

Цитата: VagneR от марта  7, 2018, 21:26
В том и дело, что клавиатуру сделали более совершенной и удобной.
Для натуральных до-мажора и ля-минора, которые одно время вошли в моду.
Для других ладов, даже диатонических, стандартная клавиатура — страх и ужас.
Запоминать-то приходится не только тона-полутона, но и "палец вверх – палец вниз".
Пиши, что думаешь, но думай, что пишешь.
MONEŌ ERGŌ MANEŌ.
Waheeba dokin ʔebi naha.
«каждый пост в интернете имеет коэффициент бреда» © Невский чукчо

Bhudh

Цитата: Toman от марта  7, 2018, 15:57
Чтобы гугл понял. Для начала:
Janko keyboard
Bosanquet keyboard
Спасибо. Но это всё же многорядные клавиатуры, в этом смысле стандартная: двухрядная.
А хотелось бы увидеть однорядную.
Отдельное спасибо за объяснение вещей, которые вроде бы очевидны, но никому не охота писать много буков, чтобы открыть на них глаза. А у нас на форуме как раз есть неленивый Вы! :up: :yes:
Пиши, что думаешь, но думай, что пишешь.
MONEŌ ERGŌ MANEŌ.
Waheeba dokin ʔebi naha.
«каждый пост в интернете имеет коэффициент бреда» © Невский чукчо

Toman

Цитата: VagneR от марта  7, 2018, 21:16
Лично я вариант Будха обсуждаю, кнопок баяна там не наблюдается.
В первом сообщении было сказано, что ничего подходящего найти не удалось, так что было приведено лишь то, что удалось найти. Это не значит, что ничего другого быть не может. И я уже привёл конкретные примеры. Bhudh не успел ни привести каких-то своих примеров, ни прокомментировать названные мной прежде, чем вы, по своему обыкновению, бросились в драку.

Цитата: VagneR от марта  7, 2018, 16:57
Вот ещё один довод в пользу традиционной клавиатуры. Не с чего будет соскальзывать!  :yes:
Цитата: VagneR от марта  7, 2018, 21:26
В том и дело, что клавиатуру сделали более совершенной и удобной. А вы заново хотите изобрести колесо. Хотя вам никто в этом и не мешает. Так что вперёд, потом похвалитесь результатом.
"Тему не читай - сразу отвечай". Я пока не собираюсь ничего изобретать в этой области, когда желаемое в принципе уже изобретено, так что там остаётся только вылизывать какие-то отдельные детали размеров и формы клавиш, и, может быть, кое-что в механике клавиатуры (но и этим также занимаются люди, понимающие, что делают). Я в первом же своём сообщении в этой теме привёл конкретные примеры клавиатур, изобретённых давным-давно, и далеко не лохами и не теоретиками с улицы. В обоих случаях там как раз-таки есть с чего соскальзывать - причём, в отличие от традиционной клавиатуры, соскальзывать можно именно что с любой ноты. Вы бы хоть погуглили то, что предлагалось, чтоб представлять себе, о чём речь.
Вот, для начала, парочка видео - практически вот первое, что попалось на ютюбе.
https://www.youtube.com/watch?v=gBwnHZ2VyD8
https://www.youtube.com/watch?v=AyjK-Fl4hqI
Во́зле до́ма хо́лм с куля́ми - вы́йду на́ холм, ку́ль поставлю.
В славном городе Miami тётки мерялись ногтями, тик иң озын завсегда у Фиделя борода!

Toman

Цитата: Bhudh от марта  7, 2018, 22:29
Для натуральных до-мажора и ля-минора, которые одно время вошли в моду.
Для других ладов, даже диатонических, стандартная клавиатура — страх и ужас.
Вообще-то, насколько я слышал от людей, имеющих отношение к пианистам, до-мажорная и ля-минорная гаммы - таки не самые простые для игры, как ни странно. Так что не всё так просто. Но вот то, что для каждой тональности всё меняется - это гораздо серьёзнее.

Цитата: Bhudh от марта  7, 2018, 22:34
Спасибо. Но это всё же многорядные клавиатуры, в этом смысле стандартная: двухрядная.
А хотелось бы увидеть однорядную.
А, извиняюсь, зачем именно однорядную? Если в то пространство, которое занимает традиционная клавиатура, влезает несколько рядов, то почему бы их не сделать (ради удобства исполнения)? Однорядная клавиатура будет из-за растянутости по длине заведомо очень бедной по исполнительским возможностям - там даже не всякое обращение трезвучия одной рукой возьмёшь, например.
А названные клавиатуры по линейной плотности примерно как раз равны стандартной двухрядной. Для схемы Janko теоретически минимальное число рядов, при котором обеспечивается транспозиция произведения параллельным переносом без изменения аппликатуры - три (это если всякую пьесу играть только на двух соседних рядах) - например, как на этом аккордеоне (как раз вот только что ютюб сам предложил):
https://www.youtube.com/watch?v=bpjidoUubJU
(но он как раз не играет только на двух рядах, а использует все три - в частности, он, если так можно выразиться, транспонирует аккорды внутри произведения - но саму пьесу транспонировать в таком виде не сможет)

или как у этого самодельщика:
https://www.youtube.com/watch?v=8-xCFF-UxOo

Однако практически с точки зрения аппликатуры удобнее играть более чем на двух рядах - скажем, на трёх или четырёх соседних. В этом случае для транспозиции нужно на один ряд больше, чем используется для исполнения каждого отдельного произведения. В таком случае можно считать, что 5 рядов (как в приведённых выше примерах) или 6 рядов, как в пианино на видео ниже, должно хватить для всех.
https://www.youtube.com/watch?v=mC88Mt0QxvQ
Во́зле до́ма хо́лм с куля́ми - вы́йду на́ холм, ку́ль поставлю.
В славном городе Miami тётки мерялись ногтями, тик иң озын завсегда у Фиделя борода!

Bhudh

Цитата: Toman от марта  7, 2018, 23:35Однорядная клавиатура будет из-за растянутости по длине заведомо очень бедной по исполнительским возможностям - там даже не всякое обращение трезвучия одной рукой возьмёшь, например.
Что-то утомил немного этот аргумент про "уж-жасно широкую" клавиатуру.
Вот сравнение на 13 клавиш стандартной октавы:


Клавиши получаются примерно как стандартные чёрные по ширине. Если прибавить каждой клавише по паре миллиметров, размер клавиатуры увеличится примерно на ширину стандартной октавы, что, в общем, терпимо. Руки у пианистов длинные, а пальцы тонкие.

Цитата: Toman от марта  7, 2018, 23:35
А, извиняюсь, зачем именно однорядную?
Легче учить строку, чем лезть во второе измерение, иначе будет примерно то же, что и со стандартной: думать, куда бы лучше влезть и где бы лучше взять. У струнников похожие проблемы бывают, когда нужная нота примерно на одинаковом расстоянии от текущей позиции и исполнитель на долю секунды изображает буриданова осла.
Впрочем, если взглянуть на многоэтажные эстрадные ионики, там практически тот же Янко (не Горенц), но это и не для обучения.
Пиши, что думаешь, но думай, что пишешь.
MONEŌ ERGŌ MANEŌ.
Waheeba dokin ʔebi naha.
«каждый пост в интернете имеет коэффициент бреда» © Невский чукчо

Toman

Цитата: Bhudh от марта  8, 2018, 00:06
Клавиши получаются примерно как стандартные чёрные по ширине. Если прибавить каждой клавише по паре миллиметров, размер клавиатуры увеличится примерно на ширину стандартной октавы, что, в общем, терпимо. Руки у пианистов длинные, а пальцы тонкие.
Пианино не только для длинноруких пианистов всё же. Но главное даже не это - а что с шириной клавиш примерно как у стандартных чёрных, даже на пару миллиметров шире, если эти клавиши расположить на одном уровне, будет неиграбельно даже для длинноруких и тонкопалых. Будут всё время задеваться соседние. Стандартные чёрные клавиши играбельны только потому, что между ними пустота, а расстояние между соседними чёрными примерно такое же, как между соседними белыми. Вопрос же не в физическом размере клавиш, а в расстоянии между соседними. В этом плане чёрные как раз удобнее белых, т.к. больше зона допустимого промаха, который не приведёт к задеванию соседней.
Во́зле до́ма хо́лм с куля́ми - вы́йду на́ холм, ку́ль поставлю.
В славном городе Miami тётки мерялись ногтями, тик иң озын завсегда у Фиделя борода!

Bhudh

Ну как сказать, если при промахе палец провалится, соседняя (белая) таки нажмётся.
Пиши, что думаешь, но думай, что пишешь.
MONEŌ ERGŌ MANEŌ.
Waheeba dokin ʔebi naha.
«каждый пост в интернете имеет коэффициент бреда» © Невский чукчо

Toman

...Для того, чтобы предельно уплотнить клавиши, их, видимо, нужно будет сделать резко выпуклыми - так, чтобы середина клавиши была выше краёв не менее чем на высоту хода клавиши. Тогда можно выгадать некоторое расстояние до задевания соседней при игре. Но всё равно проигрыш в длине будет заметным. Длина всей клавиатуры-то не так критична - а вот сложности со взятием одной рукой октав и всяких аккордов, включая обращения - критичны.
Во́зле до́ма хо́лм с куля́ми - вы́йду на́ холм, ку́ль поставлю.
В славном городе Miami тётки мерялись ногтями, тик иң озын завсегда у Фиделя борода!

Toman

Цитата: Bhudh от марта  8, 2018, 01:04
Ну как сказать, если при промахе палец провалится, соседняя (белая) таки нажмётся.
Ну это уж совсем глобально промахнуться надо, чтоб прямо совсем целевую чёрную почти не зацепить. Речь-то всё-таки не о таких совсем промахах, а о задевании соседних одновременно с сыгранной целевой нотой.
Во́зле до́ма хо́лм с куля́ми - вы́йду на́ холм, ку́ль поставлю.
В славном городе Miami тётки мерялись ногтями, тик иң озын завсегда у Фиделя борода!

Bhudh

Вполне можно придумать механизм, позволяющий звучание соседних клавиш только тогда, когда явно целенаправленно их нажимают вместе, иначе же будет звучать только клавиша с наибольшим нажимом (что-то вроде скрытой клавиши под центром щели).
Правда, тогда придётся придумывать и обратный механизм, позволяющий малой секунде звучать, одной ноте в форте, другой в пиано. Можно возложить эту задачу на педаль.
Пиши, что думаешь, но думай, что пишешь.
MONEŌ ERGŌ MANEŌ.
Waheeba dokin ʔebi naha.
«каждый пост в интернете имеет коэффициент бреда» © Невский чукчо

Тайльнемер

Цитата: Toman от марта  7, 2018, 15:57
Janko keyboard

│   │   │   │   │   │   │   │   │   │    │
│   │   │   │   │   │   │   │   │   │    │
│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │ 8 │ 9 │ 10 │
│   │   │   │   │   │   │   │   │   │    │
└───┴───┴───┴───┴───┴───┴───┴───┴───┴────┘

Волод

 :D А может приделать к фортепиано клавиатуру баяна.

Easyskanker

Цитата: Тайльнемер от марта  8, 2018, 06:05
Цитата: Toman от марта  7, 2018, 15:57
Janko keyboard

│   │   │   │   │   │   │   │   │   │    │
│   │   │   │   │   │   │   │   │   │    │
│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │ 8 │ 9 │ 10 │
│   │   │   │   │   │   │   │   │   │    │
└───┴───┴───┴───┴───┴───┴───┴───┴───┴────┘

;up: :D

Тайльнемер

Цитата: Toman от марта  7, 2018, 16:30
И традиционная клавиатура, и традиционная нотная запись как будто специально придуманы для того, чтобы нормальный человек с совершенно нормальными музыкальными и умственными способностями в них запутался.
+1

Toman

Цитата: Волод от марта  8, 2018, 07:40
:D А может приделать к фортепиано клавиатуру баяна.
MIDI-клавиатуры такого вида выпускаются. Может, какие-нибудь фанаты-любители и механический адаптер для фортепиано соорудили, не знаю. Правда, это не очень просто, поскольку баянная клавиатура значительно уже фортепианной (в этом весь её смысл), а значит, механический адаптер потребует передачи усилия на сравнительно большое (и при этом разное для каждой клавиши) расстояние вдоль клавиатуры.
Во́зле до́ма хо́лм с куля́ми - вы́йду на́ холм, ку́ль поставлю.
В славном городе Miami тётки мерялись ногтями, тик иң озын завсегда у Фиделя борода!

VagneR

Цитата: Bhudh от марта  7, 2018, 22:29
Цитата: VagneR от марта  7, 2018, 20:55
Для хорошего пианиста это не проблема. Выучивается в одной тональности или даже играется по нотам, а если надо, по ходу транспонируется в другую тональность.
На одном из прошлых уроков в музыкалке аккомпониатор подошла и увидела, что песенка разучивается не в той тональности, что на листе. Знаете, она расстроилась и сказала: "Ой, я в этой тональности не играла её как-то..." И таки пару минут смотрела в ноты и вспоминала, куда кидать пальцы, прежде чем сыграть.
Не очень поняла, как разучивается не в той тональности, что на листе. В уме транспонируется и переносится на клавиатуру или подбирается на слух? И почему расстроилась?
Каждый человек имеет право быть дураком, но и правом надо пользоваться с некоторой умеренностью.
К. Берне

Bhudh

Цитата: VagneR от марта  8, 2018, 21:00
Не очень поняла, как разучивается не в той тональности, что на листе.
Сын на виолончели учится. А на листе партитура для фортепиано, не очень подходящая. Потому решили учить в другой тональности.

Цитата: VagneR от марта  8, 2018, 21:00
И почему расстроилась?
Именно потому, что пришлось в уме транспонировать и переносить на клавиатуру, в связи с чем пришлось вспоминать аппликатуру для конкретной тональности. На равноширинной это был бы параллельный перенос.
Пиши, что думаешь, но думай, что пишешь.
MONEŌ ERGŌ MANEŌ.
Waheeba dokin ʔebi naha.
«каждый пост в интернете имеет коэффициент бреда» © Невский чукчо

VagneR

Цитата: Bhudh от марта  7, 2018, 22:29
Цитата: VagneR от марта  7, 2018, 21:26
В том и дело, что клавиатуру сделали более совершенной и удобной.
Для натуральных до-мажора и ля-минора, которые одно время вошли в моду.
Я думаю, для любых тональностей. Заинтригована фразой "одно время вошли в моду". Для натуральных ля и до миноров-мажоров, как вы понимаете, достаточно было бы и семи клавиш. Разве бы пометить чёрным клавиши тонического трезвучия или лучше тонику, доминанту, субдоминанту. Правда, много ли мелодий в натуральном миноре - думаю днём с огнем не сыщешь, есть, конечно, но мало по сравнению с гармоническим и мелодическим, так что без чёрных не обойтись в любом случае.
Каждый человек имеет право быть дураком, но и правом надо пользоваться с некоторой умеренностью.
К. Берне

VagneR

Цитата: Bhudh от марта  8, 2018, 21:07
Цитата: VagneR от марта  8, 2018, 21:00
Не очень поняла, как разучивается не в той тональности, что на листе.
Сын на виолончели учится. А на листе партитура для фортепиано, не очень подходящая. Потому решили учить в другой тональности.

Цитата: VagneR от марта  8, 2018, 21:00
И почему расстроилась?
Именно потому, что пришлось в уме транспонировать и переносить на клавиатуру, в связи с чем пришлось вспоминать аппликатуру для конкретной тональности. На равноширинной это был бы параллельный перенос.
Теперь поняла. Вас этот случай подвиг на поиски нестандартной клавиатуры?
Каждый человек имеет право быть дураком, но и правом надо пользоваться с некоторой умеренностью.
К. Берне

VagneR

Цитата: Bhudh от марта  7, 2018, 22:29
Для других ладов, даже диатонических, стандартная клавиатура — страх и ужас.
Нет. Естественно, потренироваться нужно. Поэтому в детской музыкальной школе разучиваются пьесы в разных тональностях, чтобы развивать моторную память.
Каждый человек имеет право быть дураком, но и правом надо пользоваться с некоторой умеренностью.
К. Берне

Bhudh

Цитата: VagneR от марта  8, 2018, 21:15
Естественно, потренироваться нужно. Поэтому в детской музыкальной школе разучиваются пьесы в разных тональностях, чтобы развивать моторную память.
На равноширинной клавиатуре про слово "естественно" можно будет успешно забыть: аппликатура для всех тональностей — одна. А не 12.
Пиши, что думаешь, но думай, что пишешь.
MONEŌ ERGŌ MANEŌ.
Waheeba dokin ʔebi naha.
«каждый пост в интернете имеет коэффициент бреда» © Невский чукчо

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр