Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Эргативность в русском

Автор smith371, октября 27, 2017, 22:24

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

smith371

Цитата: Bhudh от октября 29, 2017, 00:26
Блин, классический пример из латинского: amor patris. Что, тоже латинский эргатив?

нет. потому что тут всё очень неоднозначно... надо бы носителей спросить, в каком смысле они это понимают вне контекста, да вот незадача - нету их, носителей-то...
Alii! Ke ua ngerang? Ak outkeu er kau el me er a bliongel el kirel a tekoi er a Belau! Sulang.

Подвергал, подвергаю и буду подвергать сомнению классификацию любых языков, описания которых нет в свободном доступе!

Злостный оверквотер, оверкиллер и... просто злостный.

Lodur

Offtop
Цитата: Wolliger Mensch от октября 28, 2017, 14:42В русском языке имена действия полностью относятся к классу существительных, никакие глагольные категории ей не свойственны.
Ну вот, успокоили. А то у меня уже глаз начал дёргаться...
8-й Девственник Лингвофорума

If the doors of perception were cleansed, everything would appear to man as it is: infinite. (W. Blake)
Какая потребителю разница, какой продукт лучше не работает?.. (Awwal12)

Lodur

Цитата: smith371 от октября 28, 2017, 16:37воскрешение Христа - это Христос кого-то воскресил, или его кто-то воскресил?
Может бы и так, и так. Зависит от контекста.
8-й Девственник Лингвофорума

If the doors of perception were cleansed, everything would appear to man as it is: infinite. (W. Blake)
Какая потребителю разница, какой продукт лучше не работает?.. (Awwal12)

Bhudh

Цитата: smith371 от октября 29, 2017, 00:30надо бы носителей спросить, в каком смысле они это понимают вне контекста, да вот незадача - нету их, носителей-то...
Patres как раз водятся в больших количествах.
Правда, amor у них в последнее время какая-то скандальная.
Пиши, что думаешь, но думай, что пишешь.
MONEŌ ERGŌ MANEŌ.
Waheeba dokin ʔebi naha.
«каждый пост в интернете имеет коэффициент бреда» © Невский чукчо


smith371

Цитата: Neeraj от октября 29, 2017, 08:58
Немного про русскую эргативность...

что-то он там всё со всем смешал в кучу...



предлагаю зайти с другой стороны, тем более, возможно кто-то из здешних преподавал РКИ иностранцам или просто вникал в данную учебную литературу. что там говорится по теме сочетаний с отглагольными существительными? допустима ли подобная двойственность?

Цитата: Lodur от октября 29, 2017, 00:38
Цитата: smith371 от октября 28, 2017, 16:37воскрешение Христа - это Христос кого-то воскресил, или его кто-то воскресил?
Может бы и так, и так. Зависит от контекста.

ну в целом, согласитесь, что в первую очередь на ум приходит объект. кроме того, если одновременно упомянуть и субъект (т.е. отглагольное существительное в русском сохраняет еще и валентность глагола), то получится "воскрешение Христом умерших". т.е. управление родительным падежом для объекта стабильно, а для субъекта - тётто нет.
Alii! Ke ua ngerang? Ak outkeu er kau el me er a bliongel el kirel a tekoi er a Belau! Sulang.

Подвергал, подвергаю и буду подвергать сомнению классификацию любых языков, описания которых нет в свободном доступе!

Злостный оверквотер, оверкиллер и... просто злостный.

Alone Coder

Цитата: Wolliger Mensch от октября 28, 2017, 15:42
Воскресение и воскрешение, но второе — на уровне исходного глагола (воскресить, откуда по правилам русского языка образовано воскрешение), а вот первое — целиком заимствовано из церковнославянского
Это мелочи. Главное, что само образование каузативных пар регулярно и живо. Желтение-желчение, холостение-холощение, пустение-пущение. Времени, вида и залога нет, зато есть результативность, а это тоже чисто глагольная категория: горение-сгорание.

smith371

Цитата: Lodur от октября 29, 2017, 00:38
Цитата: smith371 от октября 28, 2017, 16:37воскрешение Христа - это Христос кого-то воскресил, или его кто-то воскресил?
Может бы и так, и так. Зависит от контекста.

выходит, что нет противопоставления по активности/пассивности :??? прямо как в эргативных. но при участии обоих актантов - противопоставление восстанавливается.

Alii! Ke ua ngerang? Ak outkeu er kau el me er a bliongel el kirel a tekoi er a Belau! Sulang.

Подвергал, подвергаю и буду подвергать сомнению классификацию любых языков, описания которых нет в свободном доступе!

Злостный оверквотер, оверкиллер и... просто злостный.

klangtao

1. Критика Пушкина (Пушкин - субъект критики)
2. Критика Пушкина (Пушкин - объект критики)
3. Критика Пушкина Булгариным (при наличии выраженного объекта субъект выражается не родительным, а творительным падежом)
Но эргативность тут не при чём
Свежий ветер избранных пьянил,
С ног сбивал, из мёртвых воскрешал, -
Потому что если не любил -
Значит, и не жил, и не дышал!

smith371

Цитата: klangtao от октября 29, 2017, 21:24
1. Критика Пушкина (Пушкин - субъект критики)
2. Критика Пушкина (Пушкин - объект критики)
3. Критика Пушкина Булгариным (при наличии выраженного объекта субъект выражается не родительным, а творительным падежом)

интересный момент, с иерархией актантов. но тут и существительное не отглагольное. тем более, что критика Пушкина (где наше всё - субъект) - в разговорной речи вряд ли будет воспринято именно так.

Цитата: klangtao от октября 29, 2017, 21:24
Но эргативность тут не при чём

как объясните тогда? и что такое "эргативность"?
Alii! Ke ua ngerang? Ak outkeu er kau el me er a bliongel el kirel a tekoi er a Belau! Sulang.

Подвергал, подвергаю и буду подвергать сомнению классификацию любых языков, описания которых нет в свободном доступе!

Злостный оверквотер, оверкиллер и... просто злостный.

bvs

Цитата: klangtao от октября 29, 2017, 21:24
3. Критика Пушкина Булгариным (при наличии выраженного объекта субъект выражается не родительным, а творительным падежом)
Если логический субъект выражен местоимением, то может быть формально в родительном:
Булгарин раскритиковал Пушкина. Его критика Пушкина была очень жесткой.
Хотя здесь "его" - это скорее притяжательное местоимение, а не род. падеж (в другом лице будет "моя критика", а не "критика меня").

Волод

 :green: Кстати, насчёт артикля "у".
Вот примеры. хотя и без отглагольных существительных:

ЦитироватьВ северорусских говорах: а) с переходными глаголами: На кухне нельзя ни на минутку оставить ничего: у кошки уже стащена рыбина (то есть «кошка стащила рыбу»); Я по пути зашла бы за хлебом, да у меня денег было мало взято; б) с непереходными глаголами: Тут у трактора пройдено; У автомобиля идено; У них уехано в город; У волков здесь хожено[9][10].
Разговорная речь: У меня в комнате убрано; У него прочитана уже вся литература.

https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/331336

Волод

Цитата: bvs от октября 29, 2017, 21:47
Цитата: klangtao от октября 29, 2017, 21:24
3. Критика Пушкина Булгариным (при наличии выраженного объекта субъект выражается не родительным, а творительным падежом)
Если логический субъект выражен местоимением, то может быть формально в родительном:
Булгарин раскритиковал Пушкина. Его критика Пушкина была очень жесткой.
Хотя здесь "его" - это скорее притяжательное местоимение, а не род. падеж (в другом лице будет "моя критика", а не "критика меня").

:green: Если бы у классиков меня слушание то, у них отсутствие  неодушевлённых существительных ("критика") в именительном падеже.

Lodur

Цитата: Волод от октября 30, 2017, 07:30:green: Кстати, насчёт артикля "у".
Где здесь "артикль"? "У кошки четыре ноги" - тоже "артикль"? :???
8-й Девственник Лингвофорума

If the doors of perception were cleansed, everything would appear to man as it is: infinite. (W. Blake)
Какая потребителю разница, какой продукт лучше не работает?.. (Awwal12)

Волод

У кошки (р.п)  четыре  ноги.

Если у "у" отсутствие функции артикля и маркирования субъекта, то тогда у нас признание  "четыре" субъектом.

Волод

 :green: У меня сомнение.
У "движения" значение процесса, а у "продвижения" значение события?

basta

Цитата: Волод от октября 30, 2017, 10:15
У кошки (р.п)  четыре  ноги.

Если у "у" отсутствие функции артикля и маркирования субъекта, то тогда у нас признание  "четыре" субъектом.
Почему бы и нет? Нормальный страдательный залог.

Wolliger Mensch

Цитата: Волод от октября 30, 2017, 10:15
Если у "у" отсутствие функции артикля и маркирования субъекта, то тогда у нас признание  "четыре" субъектом.

:fp:

У — это предлог. Предлог. Не артикль. Ауу.
«Вот интересно, каких лингвистических жемчуг можно найти в море отодвинутых книг», Ян Гавлиш.
«Впредь прошу помнить, что придумал игру не для любых ассоциаций, а для семантически оправданных. Например, чтó это такое: ,,рулетке" — ,,выпечке"?? Тем более, что сей ляпсус я сам совершил...», Марбол
«Ветхий Завет написан на иврите и частично на армейском», Vesle Anne
«МЛ(ять)КО ... ПЛ(ять)NЪ», Тася
«Вот откроет этот спойлер, например, Марго, ничего не подозревая, а потом будут по всему форуму блюющие смайлики...», Авал
«Томан приличный мужчина. Правда по патриархальным меркам слегка голодранец», Vesle Anne
«Возможен ли фонетический переход "ж" в "п с придыханием"», forest

Драгана

А тут бывает многозначность. Например, в выражении "развитие ребенка" - чаще подразумевается то, что это ребенок развивается, но по контексту может означать также и то, что ребенка развивают. Всякими кружками-секциями итп. "Развитие ребенка в норме" - первое значение, "заниматься развитием ребенка" - скорее второе. Даже не знаю, какие тут тонкие оттенки значения и какие примеры подобных форм из других языков привести, чтобы они стали более подчеркнуты. С ходу другие примеры в голову не приходят.

Wolliger Mensch

Цитата: Драгана от ноября  2, 2017, 15:02
А тут бывает многозначность. Например, в выражении "развитие ребенка" - чаще подразумевается то, что это ребенок развивается, но по контексту может означать также и то, что ребенка развивают.

Да, но это уже многозначность не генитива (субъектный ~ объектный), а слова развитие. Выше писал, что в русском имена действия на -ние/-тие не имеют глагольных признаков, а если бы имели (как части слав. наречий),«ребёнок развивается» было бы *развитиеся ребёнка, генитив же тот же субъектный, как и в сочетании развитие ребёнка в значении «ребёнок развивает» (например, свои умения).
«Вот интересно, каких лингвистических жемчуг можно найти в море отодвинутых книг», Ян Гавлиш.
«Впредь прошу помнить, что придумал игру не для любых ассоциаций, а для семантически оправданных. Например, чтó это такое: ,,рулетке" — ,,выпечке"?? Тем более, что сей ляпсус я сам совершил...», Марбол
«Ветхий Завет написан на иврите и частично на армейском», Vesle Anne
«МЛ(ять)КО ... ПЛ(ять)NЪ», Тася
«Вот откроет этот спойлер, например, Марго, ничего не подозревая, а потом будут по всему форуму блюющие смайлики...», Авал
«Томан приличный мужчина. Правда по патриархальным меркам слегка голодранец», Vesle Anne
«Возможен ли фонетический переход "ж" в "п с придыханием"», forest

smith371

и ведь это правда!

Цитата: Wolliger Mensch от ноября  2, 2017, 19:18
Выше писал, что в русском имена действия на -ние/-тие не имеют глагольных признаков, а если бы имели (как части слав. наречий),«ребёнок развивается» было бы *развитиеся ребёнка

только после этого были приведены примеры сохранения управления и валентности, а также примеры на категорию предельности для отглагольных существительных в русском. и - таки да! - в польском есть категория возвратности у отглагольных существительных. но это польский, а не русский.

Цитата: Wolliger Mensch от ноября  2, 2017, 19:18
генитив же тот же субъектный, как и в сочетании развитие ребёнка в значении «ребёнок развивает» (например, свои умения).

а теперь давайте сравним такие варианты:

1) развитие умений ребенка
2) развитие умений ребенком
3) развитие ребенка

и попробуем преобразовать их в глагольные предложения:

1) Педагог развил умения ребенка.
2) Ребенок развил [свои] умения.
3) Ребенок развился.

глагол "развиваться / развиться" в русском непереходный, а "развивать / развить" - таки переходный. пример Драганы очень хороший.
Alii! Ke ua ngerang? Ak outkeu er kau el me er a bliongel el kirel a tekoi er a Belau! Sulang.

Подвергал, подвергаю и буду подвергать сомнению классификацию любых языков, описания которых нет в свободном доступе!

Злостный оверквотер, оверкиллер и... просто злостный.

Wolliger Mensch

Смит, я не понимаю ваших сообщений. :donno: Вроде пишете складно, что-то сравниваете. Но внутренняя логика куда-то постоянно ускользает. В частности, вот это ваше сообщение — оно вообще о чём и к чему? :what:
«Вот интересно, каких лингвистических жемчуг можно найти в море отодвинутых книг», Ян Гавлиш.
«Впредь прошу помнить, что придумал игру не для любых ассоциаций, а для семантически оправданных. Например, чтó это такое: ,,рулетке" — ,,выпечке"?? Тем более, что сей ляпсус я сам совершил...», Марбол
«Ветхий Завет написан на иврите и частично на армейском», Vesle Anne
«МЛ(ять)КО ... ПЛ(ять)NЪ», Тася
«Вот откроет этот спойлер, например, Марго, ничего не подозревая, а потом будут по всему форуму блюющие смайлики...», Авал
«Томан приличный мужчина. Правда по патриархальным меркам слегка голодранец», Vesle Anne
«Возможен ли фонетический переход "ж" в "п с придыханием"», forest

smith371

Цитата: Wolliger Mensch от ноября  2, 2017, 22:01
Вроде пишете складно, что-то сравниваете. Но внутренняя логика куда-то постоянно ускользает. В частности, вот это ваше сообщение — оно вообще о чём и к чему? :what:

я всё же стараюсь не отклоняться от темы в тихоокеанские дали, и сообщение мое относится к примеру Драганы:

Цитата: Драгана от ноября  2, 2017, 15:02
в выражении "развитие ребенка" - чаще подразумевается то, что это ребенок развивается, но по контексту может означать также и то, что ребенка развивают. Всякими кружками-секциями итп. "Развитие ребенка в норме" - первое значение, "заниматься развитием ребенка" - скорее второе.
Alii! Ke ua ngerang? Ak outkeu er kau el me er a bliongel el kirel a tekoi er a Belau! Sulang.

Подвергал, подвергаю и буду подвергать сомнению классификацию любых языков, описания которых нет в свободном доступе!

Злостный оверквотер, оверкиллер и... просто злостный.

smith371

Цитата: smith371 от ноября  2, 2017, 21:15
Цитата: Wolliger Mensch от ноября  2, 2017, 19:18
генитив же тот же субъектный, как и в сочетании развитие ребёнка в значении «ребёнок развивает» (например, свои умения).

1) развитие умений ребенка
2) развитие умений ребенком
3) развитие ребенка

и попробуем преобразовать их в глагольные предложения:

1) Педагог развил умения ребенка.
2) Ребенок развил [свои] умения.
3) Ребенок развился.

субъект выражен генитивом только в примере 3)
Alii! Ke ua ngerang? Ak outkeu er kau el me er a bliongel el kirel a tekoi er a Belau! Sulang.

Подвергал, подвергаю и буду подвергать сомнению классификацию любых языков, описания которых нет в свободном доступе!

Злостный оверквотер, оверкиллер и... просто злостный.

Bhudh

А в примерах 1) и 2) слово "умений" в каком падеже, интересно, стоит?
Пиши, что думаешь, но думай, что пишешь.
MONEŌ ERGŌ MANEŌ.
Waheeba dokin ʔebi naha.
«каждый пост в интернете имеет коэффициент бреда» © Невский чукчо

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр