Author Topic: Вопрос по санскриту  (Read 593 times)

0 Members and 1 Guest are viewing this topic.

Offline Agnius

  • Posts: 269
« on: May 30, 2017, 01:34 »
А почему *тот, кто должен быть понужден писать* будет lekhayitavya, а не lekhitavya? Сюда же вопрос про bhāvayitavya.
У нас же эта форма на основе страдательного причастия каузатива lekhita и bhāvita соответственно.

Online Lodur

  • Posts: 20919
« Reply #1on: May 30, 2017, 03:08 »
А почему *тот, кто должен быть понужден писать* будет lekhayitavya, а не lekhitavya? Сюда же вопрос про bhāvayitavya.
Quote from: William Dwight Whitney
In the later language is allowed to be made from most roots a complete causative conjugation. The basis of this is a causative stem, formed by appending the causative-sign आय áya to the, usually strengthened, root.

У нас же эта форма на основе страдательного причастия каузатива lekhita и bhāvita соответственно.
У кого "у нас"? :???
ईशस्य हि वशे लोको योषा दारुमयी यथा॥
īśasya hi vaśe loko yoṣā dārumayī yathā ||
Мир во власти Господа, поэтому мы подобны деревянным марионеткам в руках кукловода. (Шримад Бхагавата Пурана, 1.6.7б)

Offline Agnius

  • Posts: 269
« Reply #2on: May 30, 2017, 03:12 »
В вики так (wiki/en) Sanskrit_verbs

« Reply #3on: May 30, 2017, 03:13 »
Там в конце эти формы есть. Ошибка?

Online Lodur

  • Posts: 20919
« Reply #4on: May 30, 2017, 11:33 »
Я не понимаю сути ваших вопросов. Формы-то есть, bhāvayitavya даже в словаре Монье-Вильямса есть отдельной статьёй. Образованы они совершенно регулярно, поэтому непонятно, что у вас вызывает трудности. Вот, как написано у Уитни: прибавляем к корню форме вриддхи -aya-, и получившуюся основу спрягаем.
Поэтому bhavati — bhāvayati, abhavat — abhāvayat, bhavant — bhāvayant. Точно так же bhavitavya — bhāvayitavya. :donno:
ईशस्य हि वशे लोको योषा दारुमयी यथा॥
īśasya hi vaśe loko yoṣā dārumayī yathā ||
Мир во власти Господа, поэтому мы подобны деревянным марионеткам в руках кукловода. (Шримад Бхагавата Пурана, 1.6.7б)

Offline Agnius

  • Posts: 269
« Reply #5on: May 30, 2017, 16:36 »
Посмотрите на страничку по моей ссылке. Там внизу таблица, и форму Past participle для каузатива bhuu.

« Reply #6on: May 30, 2017, 16:36 »
И braavayita?

Offline granitokeram

  • Posts: 1782
« Reply #7on: May 30, 2017, 21:19 »
Lodur, проясните суть объяснения, если не трудно. у меня похоже с нашим подобные проблемы

Offline Agnius

  • Posts: 269
« Reply #8on: June 1, 2017, 03:39 »
Кстати, почему форма глагола идти в имперфекте будет ait, а не aet? Или это его такая особенность?
И кстати, почему aajan, а не ajan? В 1л ед ч вроде понятно a+ai+am=aajam, а там просто такая особенность?
И кстати, мне на сайте http://sanskrit.inria.fr/cgi-bin/SKT/sktconjug?lex=SH&q=i&t=VH&c=2&font=roma выдает все формы, а не только активный залог, хотя глагол P. Т.е. у него только формы активного залога?

« Reply #9on: June 1, 2017, 04:21 »
И кстати, пассивные формы от i употребляются в 3 л. ед. ч или как?

Online Lodur

  • Posts: 20919
« Reply #10on: June 1, 2017, 09:22 »
И braavayita?
Глагол brū, вроде ж, неполноспрягаемый, и имеет только систему настоящего времени, а во всех остальных случаях заменяется глаголом vac. Что это у вас за форма?
ईशस्य हि वशे लोको योषा दारुमयी यथा॥
īśasya hi vaśe loko yoṣā dārumayī yathā ||
Мир во власти Господа, поэтому мы подобны деревянным марионеткам в руках кукловода. (Шримад Бхагавата Пурана, 1.6.7б)

« Reply #11on: June 1, 2017, 09:22 »
Посмотрите на страничку по моей ссылке. Там внизу таблица, и форму Past participle для каузатива bhuu.
Так ваш вопрос о Future participle каузатива или Past participle оного?
Ещё раз из Уитни (в Кочергиной то же самое написано, но менее подробно):

Quote
(параграф относится к описанию каузатива)
1051. Verbal Nouns and Adjectives. These are made in two different ways: either 1. from the full causative stem (in the same manner as the futures, just described); or 2. from the causatively strengthened root-form (with loss of the causative-sign).

a. To the latter class belong the passive participle, as dhārita; the gerundive and gerund in ya, as dhārya, -dhārya; and the gerund in am, as dhāram; also, in the older language, the root-infinitive, as -dhāram etc. (970 a). To the former class belong the infinitive and the gerund in tvā, as dhārayitum, dhārayitvā, and the gerundive in tavya, as dhārayitavya (also, in the older language, the infinitives in tavāi and dhyāi, as jánayitavāí, īrayádhyāi, etc.). The auxiliary i is taken in every formation which ever admits that vowel.

Естественно, PPP относится ко второму типу, и образуется с утерей показателя каузатива -aya-. Только корень, в отличие от прямого склонения, берётся не в слабой форме, а в степени гуна. Поэтому bhāvita.
ईशस्य हि वशे लोको योषा दारुमयी यथा॥
īśasya hi vaśe loko yoṣā dārumayī yathā ||
Мир во власти Господа, поэтому мы подобны деревянным марионеткам в руках кукловода. (Шримад Бхагавата Пурана, 1.6.7б)

« Reply #12on: June 1, 2017, 09:24 »
Lodur, проясните суть объяснения, если не трудно. у меня похоже с нашим подобные проблемы
Я пока ничего не объяснял (кроме очевидного), поскольку сути вопроса не понял...
ईशस्य हि वशे लोको योषा दारुमयी यथा॥
īśasya hi vaśe loko yoṣā dārumayī yathā ||
Мир во власти Господа, поэтому мы подобны деревянным марионеткам в руках кукловода. (Шримад Бхагавата Пурана, 1.6.7б)

« Reply #13on: June 1, 2017, 10:39 »
Кстати, почему форма глагола идти в имперфекте будет ait, а не aet? Или это его такая особенность?
a + e = ai (сандхи).
http://samskrtam.ru/wp-content/uploads/2015/01/Sandhi-Table-11.01.15_1.png

И кстати, почему aajan, а не ajan? В 1л ед ч вроде понятно a+ai+am=aajam, а там просто такая особенность?
Было бы хорошо, если бы вы писали, что и как вы пытаетесь спрягать или склонять. Иначе ваши вопросы для такого самоучки, как я, выглядят ребусами. :( (Если в тему заглянет Комар, может, он догадается, о чём вы, но мне трудно...)
ājan - третье лицо множественного числа в имперфекте глагола aj. (Переводы этого глагола несколько разнятся: Монье-Вильямс даёт "to drive, propel, throw, cast", Уитни тоже "to drive", а Кочергина - "идти, бежать, гнать"). Долгое ā в начале слова - по сандхи.

И кстати, мне на сайте http://sanskrit.inria.fr/cgi-bin/SKT/sktconjug?lex=SH&q=i&t=VH&c=2&font=roma выдает все формы, а не только активный залог, хотя глагол P. Т.е. у него только формы активного залога?
Глагол не чисто P.
Quote from: Monier-Williams Sanskrit-English Dictionary, 1899
icl.2 P. eti (Impv. 2. sg. ihi) and 1. P. A1. ayati, ayate. (и т. д.)
Ваш вопрос:
Quote
Т.е. у него только формы активного залога?
опять остался для меня загадкой. :srch: :donno:
(Но, безотносительно этого: таблицы на том сайте могут врать, показывая в ряде случаев несуществующие или неправильные формы. Только недавно обсуждали этот вопрос в другой теме).
ईशस्य हि वशे लोको योषा दारुमयी यथा॥
īśasya hi vaśe loko yoṣā dārumayī yathā ||
Мир во власти Господа, поэтому мы подобны деревянным марионеткам в руках кукловода. (Шримад Бхагавата Пурана, 1.6.7б)

Offline Agnius

  • Posts: 269
« Reply #14on: June 1, 2017, 19:06 »
Глагол brū, вроде ж, неполноспрягаемый, и имеет только систему настоящего времени, а во всех остальных случаях заменяется глаголом vac. Что это у вас за форма?
Да ладно? :)
Естественно, PPP относится ко второму типу, и образуется с утерей показателя каузатива -aya-.
А почему?
a + e = ai (сандхи).
Ясно, и сюда поэтому aayam? И кстати, почему для глагола su имперфект первого лица будет sunavam, а не sunvam, по аналогии с третьим лицом sunvan?
Глагол не чисто P.
А какие залоги он еще имеет?
icl.2 P. eti (Impv. 2. sg. ihi) and 1. P. A1. ayati, ayate. (и т. д.)
А, т.е. он еще глагол первого класса? Мне вон кстати не выдает форму ayati, только ayate http://sanskrit.inria.fr/cgi-bin/SKT/sktconjug?lex=SH&q=i&t=VH&c=1&font=roma

« Reply #15on: June 1, 2017, 19:10 »
И почему в форме aije имперфекта пассива 1 л. ед.ч. i не долгое? Ведь в настоящем времени iiyati.
Или это просто автоматические формы?

Offline Bhudh

  • Posts: 47832
  • aka 蝎
    • Сайты по языкознанию
« Reply #16on: June 1, 2017, 21:15 »
Вы почему буквы y и j как придётся пишете?
Они совершенно разные звуки передают, бросьте эту практику.
Пиши, что думаешь, но думай, что пишешь.
MONEŌ ERGŌ MANEŌ.
Waheeba dokin ʔebi naha.
«каждый пост в интернете имеет коэффициент бреда» © Невский чукчо

Offline Agnius

  • Posts: 269
« Reply #17on: June 1, 2017, 22:05 »
Я исправил уже...

« Reply #18on: June 1, 2017, 22:08 »
Было бы хорошо, если бы вы писали, что и как вы пытаетесь спрягать или склонять. Иначе ваши вопросы для такого самоучки, как я, выглядят ребусами. :( (Если в тему заглянет Комар, может, он догадается, о чём вы, но мне трудно...)
ājan - третье лицо множественного числа в имперфекте глагола aj. (Переводы этого глагола несколько разнятся: Монье-Вильямс даёт "to drive, propel, throw, cast", Уитни тоже "to drive", а Кочергина - "идти, бежать, гнать"). Долгое ā в начале слова - по сандхи.
Ой, конечно же aayan) Тут тоже сандхи?

Offline Bhudh

  • Posts: 47832
  • aka 蝎
    • Сайты по языкознанию
« Reply #19on: June 1, 2017, 22:09 »
Я исправил уже...
Полюбуйтесь на своё aije в предыдущем сообщении.
Пиши, что думаешь, но думай, что пишешь.
MONEŌ ERGŌ MANEŌ.
Waheeba dokin ʔebi naha.
«каждый пост в интернете имеет коэффициент бреда» © Невский чукчо

Offline Agnius

  • Posts: 269
« Reply #20on: June 1, 2017, 22:35 »
«каждый пост в интернете имеет коэффициент бреда» © Невский чукчо :D

 

With Quick-Reply you can write a post when viewing a topic without loading a new page. You can still use bulletin board code and smileys as you would in a normal post.

Note: this post will not display until it's been approved by a moderator.
Name: Email:
Verification:
Type the letters shown in the picture
Listen to the letters / Request another image
Type the letters shown in the picture:
√49 Напишите ответ строчными буквами:
«Сто одёжек, все без застёжек» — что это?: