Author Topic: По пяти  (Read 2396 times)

0 Members and 1 Guest are viewing this topic.

Offline Grantum

  • Posts: 936
« Reply #50on: December 10, 2016, 10:05 »
По теме из Русской грамматики-80 :
Quote
§ 1380. Употребление числительных в составе сочетаний с предлогом по в так называемом дистрибутивном (распределительном) значении характеризуется двумя особенностями: 1) числительное в этом сочетании выступает или в форме дат. п., или в форме, совпадающей с формой им. п.; 2) при употреблении с предлогом по числительное всегда управляет существительным, а не согласуется с ним. Таким образом, сочетание с числительным при наличии предлога по выступает как единое целое, обозначающее количество предметов как их совокупность. В отличие от изменения по падежам сочетаний с другими предлогами, когда числительное согласуется с падежной формой имени (без двух столов, к трем дням, с тремя студентами, о четырех сотрудниках), в конструкциях с предлогом по форму дат п. может иметь только числительное: по пяти яблок, по десяти тетрадей.


   Различные числительные в составе сочетаний с предлогом по ведут себя по-разному.


   1) Количественные числ. два, три, четыре, девяносто, сто, двести, триста, четыреста и собирательные числ. двое, трое, четверо при предлоге по употребляются в форме, совпадающей с формой им. п.: дали по два карандаша, по две тетради, по три листа бумаги; по двое ножниц; по девяносто мест, по сто билетов, по триста рублей (сочетания по девяноста мест, по ста билетов являются устаревшими). Аналогичным образом ведут себя составные числ. с последним компонентом два, три, четыре (по двадцать два рубля, по семьдесят три копейки), а также числ., в состав которых входят слова двести, триста и четыреста (по двести двадцать пять рублей, по четыреста восемьдесят штук).


   2) Остальные количественные числ. (от пяти до десяти и далее, двадцать, тридцать, сорок и т. д.) выступают в количественных именных сочетаниях с предлогом по в двух вариантах: а) в форме дат. п. (книжный вариант): Наживал на каждой паре по тридцати копеек (Чех.); За каждого тебе по десяти франков будем платить (А. Н. Толст.); Решено было сперва играть по тридцати минут в тайме (Ю. Казак.) и б) в форме, совпадающей с формой им. п. (разг. вариант): Мне заплатили по семь копеек за кусок (Чех.); На следующий день Ловков и графский повар принесли по сорок рублей (С. Коненков); Набрав по десять очков, оба претендента возглавили турнирную таблицу (газ.). У составных числ. (за исключением названных выше в п. 1) в сочетаниях с предлогом по выступают или формы дат. п. (книжный вариант), или формы, совпадающие с формой им. п. (разг. вариант): по тридцати пяти рублей – по тридцать пять рублей; по сто четырнадцати рублей – по сто четырнадцать рублей.


   3) Неопределенно-количественные числ. с предлогом по употребляются в форме дат. п.: по многу дней; Еще раз запрещаю вам находиться в цехе неотлучно по нескольку дней (В. Ажаев). Конструкции с предлогом по, в которых неопределенно-количественные числ. выступают в форме, совпадающей с формой им. п., являются разговорными: по много дней, по несколько дней.
Это еще не все.

Offline _Swetlana

  • Posts: 13966
« Reply #51on: December 10, 2016, 12:02 »
 :=
Ὁ λόγος τῆς νοήσεως ἐλπίς ἐστιν.
Талбишектә үстем мин дә, сизелми мени бер дә?
Bless the Beasts and Children.

Offline Rusiok

  • Posts: 2586
« Reply #52on: December 10, 2016, 16:46 »
неправильные формы числительных (и не только) стали преобладать
Ну хоть бы на одном уроке в школе рассказали о изменчивости языка вот с такими яркими примерами! А то, все "Пушкин - основоположник современного русского языка".
"проект предлагал сократить разговорную речь путем сведения многосложных слов к односложным и упразднения глаголов" - Джонатан Свифт. Путешествие в Бальнибири

Offline Wolliger Mensch

  • Global Moderator
  • *
  • Posts: 48402
  • Haariger Affe
    • Подушка
« Reply #53on: December 10, 2016, 20:36 »
Ну хоть бы на одном уроке в школе рассказали о изменчивости языка вот с такими яркими примерами! А то, все "Пушкин - основоположник современного русского языка".

Чтобы это рассказать, нужно это знать. А учителя русского и литературы этого не знают, потому что их этиму не учат. Их учат дро восхищаться гением великих писателей и додумывать за этих писателей, что бы они там такое имели в виду в своих произведениях.

По существу, под названием «учитель русского языка и литературы» готовят учителей просто литературы.

«Вот интересно, каких лингвистических жемчуг можно найти в море отодвинутых книг», Ян Гавлиш.
«Впредь прошу помнить, что придумал игру не для любых ассоциаций, а для семантически оправданных. Например, чтó это такое: „рулетке“ — „выпечке“?? Тем более, что сей ляпсус я сам совершил…», Марбол
«Ветхий Завет написан на иврите и частично на армейском», Vesle Anne
«МЛ(ять)КО … ПЛ(ять)NЪ», Тася
«Вот откроет этот спойлер, например, Марго, ничего не подозревая, а потом будут по всему форуму блюющие смайлики…», Авал

« Reply #54on: December 13, 2016, 10:26 »
«Вот интересно, каких лингвистических жемчуг можно найти в море отодвинутых книг», Ян Гавлиш.
«Впредь прошу помнить, что придумал игру не для любых ассоциаций, а для семантически оправданных. Например, чтó это такое: „рулетке“ — „выпечке“?? Тем более, что сей ляпсус я сам совершил…», Марбол
«Ветхий Завет написан на иврите и частично на армейском», Vesle Anne
«МЛ(ять)КО … ПЛ(ять)NЪ», Тася
«Вот откроет этот спойлер, например, Марго, ничего не подозревая, а потом будут по всему форуму блюющие смайлики…», Авал

Online Lodur

  • Posts: 21457
« Reply #55on: December 13, 2016, 10:51 »
потому что их этиму не учат.
Этимологии? Исторической лингвистике? Сравнительному языкознанию? :)
ईशस्य हि वशे लोको योषा दारुमयी यथा॥
īśasya hi vaśe loko yoṣā dārumayī yathā ||
Мир во власти Господа, поэтому мы подобны деревянным марионеткам в руках кукловода. (Шримад Бхагавата Пурана, 1.6.7б)

Offline Bhudh

  • Posts: 48241
  • aka 蝎
    • Сайты по языкознанию
« Reply #56on: December 13, 2016, 10:53 »
По-хорошему, учителя русского должны проходить курс истории оного и древнерусский впридачу.
Пиши, что думаешь, но думай, что пишешь.
MONEŌ ERGŌ MANEŌ.
Waheeba dokin ʔebi naha.
«каждый пост в интернете имеет коэффициент бреда» © Невский чукчо

Offline Wolliger Mensch

  • Global Moderator
  • *
  • Posts: 48402
  • Haariger Affe
    • Подушка
« Reply #57on: December 13, 2016, 14:46 »
потому что их этиму не учат.
Этимологии? Исторической лингвистике? Сравнительному языкознанию? :)

А чего вы красным выделили? :what:

Ничему не учат. Курсы очень короткие, формальные и преподаются людьми, которые сами этих тем не знают, а курсы просто повесили в нагрузку.
«Вот интересно, каких лингвистических жемчуг можно найти в море отодвинутых книг», Ян Гавлиш.
«Впредь прошу помнить, что придумал игру не для любых ассоциаций, а для семантически оправданных. Например, чтó это такое: „рулетке“ — „выпечке“?? Тем более, что сей ляпсус я сам совершил…», Марбол
«Ветхий Завет написан на иврите и частично на армейском», Vesle Anne
«МЛ(ять)КО … ПЛ(ять)NЪ», Тася
«Вот откроет этот спойлер, например, Марго, ничего не подозревая, а потом будут по всему форуму блюющие смайлики…», Авал

 

With Quick-Reply you can write a post when viewing a topic without loading a new page. You can still use bulletin board code and smileys as you would in a normal post.

Note: this post will not display until it's been approved by a moderator.
Name: Email:
Verification:
Type the letters shown in the picture
Listen to the letters / Request another image
Type the letters shown in the picture:
√49 Напишите ответ строчными буквами:
«Сто одёжек, все без застёжек» — что это?: