Author Topic: Проблема культурной идентичности в эпоху глобализации  (Read 22542 times)

0 Members and 1 Guest are viewing this topic.

Offline Lodur

  • Posts: 20881
но вот у самих западных стран этого нет, потому что всех остальных они подсознательно продолжают считать варварами, у которых не может быть никакого собственного культурного кода, а может быть только отсутствие настоящей цивилизации.
Ну, разве что, в демагогии политиков (исправно кушаемой западным обывателем) так. Серьёзные образованные люди с Запада разве так же считали и считают? Например, Освальд Шпенглер?
ईशस्य हि वशे लोको योषा दारुमयी यथा॥
īśasya hi vaśe loko yoṣā dārumayī yathā ||
Мир во власти Господа, поэтому мы подобны деревянным марионеткам в руках кукловода. (Шримад Бхагавата Пурана, 1.6.7б)

но вот у самих западных стран этого нет, потому что всех остальных они подсознательно продолжают считать варварами, у которых не может быть никакого собственного культурного кода, а может быть только отсутствие настоящей цивилизации.
Ну, разве что, в демагогии политиков (исправно кушаемой западным обывателем) так. Серьёзные образованные люди с Запада разве так же считали и считают? Например, Освальд Шпенглер?
Такие образованные люди на Западе погоды не делают. Западные политики не только вешают демагогию на уши обывателю, но и сами разобраться в чужих культурных кодах совершенно не пытаются. Вот честно, пытался вспомнить кого-нибудь из западных политиков, кого можно было бы назвать счастливым исключением, и не смог.

Offline Валер

  • Posts: 15408
Для меня интеллектуальное и эстетическое - одного порядка. Грубо говоря - первое предваряет второе. Но не у всех так грубо конечно. Так что нашему физическому пещерному человеку открыта и прописана дорога и к первому, и ко второму. И это одно и то же направление.

Я уже много раз убеждался, что это не так. То есть понятно, что эстетическое развитие требует определенного интеллектуального уровня, но не наоборот. И, кстати говоря, необходимый интеллектуальный уровень не так уж высок. Я бы даже не сказал "интеллектуальный", скорее - нужен достаточный эмоциональный опыт.
Собственно, я не знаю, можно ли в принципе обучить таким вещам. То есть не анализировать произведение, как это делают на уроках литературы, а именно получать от него удовольствие. Это как раз и любопытно.
В принципе, согласен.

Offline Мечтатель

  • Posts: 13411
но вот у самих западных стран этого нет, потому что всех остальных они подсознательно продолжают считать варварами, у которых не может быть никакого собственного культурного кода, а может быть только отсутствие настоящей цивилизации.
Ну, разве что, в демагогии политиков (исправно кушаемой западным обывателем) так. Серьёзные образованные люди с Запада разве так же считали и считают? Например, Освальд Шпенглер?

Шпенглер, Тойнби, Хантингтон писали о разных цивилизациях, одну из которых представляют собой страны Западной Европы и Северной Америки. Соответственно, хорошо понимали глубинные различия культур.
внутренняя эмиграция

Offline From_Odessa

  • Posts: 28233
Mechtatel

эх, почему же Ваша внутренняя миграция так тесно завязана на холоде и ханжестве...(((((
Я уж про себя поговорю

Offline Damaskin

  • Posts: 11588
Mechtatel

эх, почему же Ваша внутренняя миграция так тесно завязана на холоде и ханжестве...(((((

В чем вы усматриваете ханжество?

Offline Мечтатель

  • Posts: 13411
Лирическое отступление № 2

Одной из книг, у которых я учился познанию России, её глубоких исторических корней, была "Память" Владимира Чивилихина, сибиряка по происхождению.

"...Несчетное число раз встречается на страницах наших средневековых книг выражение «Русская земля», необыкновенно многооттеночное по смыслу. Это и географическое понятие - то есть пространства, занятые русским народом, и политическое, зовущее соотечественников к единению, и конкретно-историческое, и этническое; это и земля-кормилица, дающая жизнь ее народу-пахарю, со всем, что на ней есть - живой природой, городами, селами, людьми, и святая родина, почти всегда нуждавшаяся в защите от внешних врагов и внутренних распрей. Вчитайтесь в хватающие за душу строки: «Светло светлая и украсно украшенная земля Русская! И многими красотами дивишь ты: озерами многими, дивишь ты реками и источниками местночтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными, городами великими, селами дивными»…

Один современный зарубежный исследователь пишет:

«Вдохновенный гимн „светло светлой и украсно украшенной земле Русской“ не имеет себе равного во всей европейской литературе того времени и даже позднейших веков. Это единственное в своем роде поэтическое произведение, предметом которого является не личность богатыря, не подвиги героев, а сама родина, как целое… Нигде-ни у французских трубадуров, ни у немецких миннезингеров, ни в рыцарских романах, ни у Данте мы не найдем такого сжатого и сильного, ослепительного видения родины… Только сто лет спустя, в 1353 г., мы найдем у Петрарки гимн, обращенный к Италии как родине».

В средневековой русской литературе сегодняшний любознательный читатель найдет неизведанные высоты, глубины и связи времен. Из сочинений Кирилла Туровского, исполненных символики, драматизма, философских раздумий, я приведу лишь две строки, расположив их друг под другом, как стихи:


Неизмерьнаа небесная высота,
Не испытана преисподняя глубина…

Слова эти написаны в середине XII века. А вот колдовские строчки, которые не грех лишний раз напомнить:

Высота ли, высота поднебесная,
Глубота, глубота акиян-море.
Широко раздолье по всей земли,
Глубоки омоты днепровския…

Это записано в XVIII веке замечательным русским поэтом Кириллом Даниловым..."
внутренняя эмиграция

Offline Damaskin

  • Posts: 11588
ни у Данте мы не найдем такого сжатого и сильного, ослепительного видения родины…

Ну отчего же?

Италия, раба, скорбей очаг,
В великой буре судно без кормила,
Не госпожа народов, а кабак!

Сказано сжато и сильно.

Offline Мечтатель

  • Posts: 13411
Но не так "ослепительно" :)
внутренняя эмиграция

Ослепительность - дело вкуса. К тому же чтобы по-настоящему сравнивать, иностранные стихи надо читать на языке оригинала.

Offline Мечтатель

  • Posts: 13411
Ahi serva Italia, di dolore ostello,
nave sanza nocchiere in gran tempesta,
non donna di province, ma bordello!
 ;D
внутренняя эмиграция

Offline Damaskin

  • Posts: 11588
Но не так "ослепительно" :)

Ну да, ну да. Духовное и нравственное превосходство русской литературы над западной и все такое. У нас "Слово о погибели Русской земли", "Плач Ярославны" и сплошное "Поучение Владимира Мономаха" с Кириллом Туровским, а у них порнограф Боккаччо и сочинитель блатных стихов Франсуа Вийон. И так далее.

Offline Мечтатель

  • Posts: 13411
Но не так "ослепительно" :)

Ну да, ну да. Духовное и нравственное превосходство русской литературы над западной и все такое. У нас "Слово о погибели Русской земли", "Плач Ярославны" и сплошное "Поучение Владимира Мономаха" с Кириллом Туровским, а у них порнограф Боккаччо и сочинитель блатных стихов Франсуа Вийон. И так далее.

Ну почему, трубадуры с миннезингерами воспевали возвышенную любовь.
внутренняя эмиграция

Offline From_Odessa

  • Posts: 28233
Quote
ни у Данте мы не найдем такого сжатого и сильного, ослепительного видения родины…
Вот эти вещи я категорически не люблю. Ослепительность - это абсолютно относительная категория ) И родину воспевают в очень многих культурах и по-разному. Наша в этом плане ничем не лучше других. Но и не хуже.
Я уж про себя поговорю

Offline Мечтатель

  • Posts: 13411
Quote
ни у Данте мы не найдем такого сжатого и сильного, ослепительного видения родины…
Вот эти вещи я категорически не люблю. Ослепительность - это абсолютно относительная категория ) И родину воспевают в очень многих культурах и по-разному. Наша в этом плане ничем не лучше других. Но и не хуже.

Автор пишет о том времени (13 век). Я не могу ручаться за объективность этого утверждения, можно поискать аналогичное у других народов.
внутренняя эмиграция

Offline Damaskin

  • Posts: 11588
Quote
ни у Данте мы не найдем такого сжатого и сильного, ослепительного видения родины…
Вот эти вещи я категорически не люблю. Ослепительность - это абсолютно относительная категория ) И родину воспевают в очень многих культурах и по-разному. Наша в этом плане ничем не лучше других. Но и не хуже.

Конечно, то, что пишет Чивилихин, в определенной степени демагогия. С другой стороны - древнерусская литература достаточно богата и своеобразна, но русские ее знают плохо. Его рассуждения - лишь попытка заинтересовать читателя этой темой.

Offline Мечтатель

  • Posts: 13411
Вот что пишет Чивилихин о письменном языке Древней Руси, в сравнении с соседней Польшей:
В Западной Европе католическая церковь повсеместно насаждала чуждую всем народам классическую латынь, искусственно затормаживая развитие культуры, в частности литературы на родных языках. На примере нашего ближайшего западного соседа Польши, издревле населенной коренными славянами, мы увидим, насколько сильным и пагубным был этот тормоз. Если у нас в качестве особой государственной ценности хранится украшенная великолепными миниатюрами пергаментная книга, написанная на старославянском языке, близком народному, — так называемое Остромирово евангелие, переписанное в 1056— 1057 гг. (значит, и до него на Руси уже были книги!), то польский народ, к сожалению, не располагает чем-либо даже отдаленно подобным. Когда у нас в конце XII века явилось миру «Слово о полку Игореве» — гениальное литературное произведение, созданное на русском языке и занявшее в своем роде единственное, только ему принадлежащее место в культуре всех времен и народов, то в Польше тех времен еще ни строчки не было написано по-польски! Зачином национальной польской литературы был не светский по содержанию, переводной к тому же с латинского «Псалтырь королевы Ядвиги», относящийся лишь примерно к… 1400 году! На Руси уже почти пять веков развивалась самостоятельная национальная литература на родном языке, а первый польский историк и литератор Ян Длугош (1415-1480) изложил свою многотомную «Historia Polonica» на латыни. Лишь в XVI веке зародилась польская национальная литература и появился первый крупный автор, писавший на родном языке; это был поэт Я. Кохановский (1530-1584).
внутренняя эмиграция

Offline Damaskin

  • Posts: 11588
Я не могу ручаться за объективность этого утверждения, можно поискать аналогичное у других народов.

А зачем? Если выяснится, что аналогов нет, то что это доказывает?
Можно ведь и обратно развернуть. "На Руси так и не было создано величественных рыцарских романов, грандиозных философских поэм, подобных "Божественной комедии", новелл, сочно  отображающих жизнь простых людей" и т. п.

Offline Мечтатель

  • Posts: 13411
Я не могу ручаться за объективность этого утверждения, можно поискать аналогичное у других народов.

А зачем? Если выяснится, что аналогов нет, то что это доказывает?
Можно ведь и обратно развернуть. "На Руси так и не было создано величественных рыцарских романов, грандиозных философских поэм, подобных "Божественной комедии", новелл, сочно  отображающих жизнь простых людей" и т. п.

Это верно, ещё Троцкий сожалел:
внутренняя эмиграция

ни у Данте мы не найдем такого сжатого и сильного, ослепительного видения родины…

Ну отчего же?

Италия, раба, скорбей очаг,
В великой буре судно без кормила,
Не госпожа народов, а кабак!

Сказано сжато и сильно.
Ahi serva Italia, di dolore ostello,
nave sanza nocchiere in gran tempesta,
non donna di province, ma bordello!
 ;D
Ну вот и неточность в русском переводе. Bordello - это не "кабак", а "бордель". :umnik:

а у них порнограф Боккаччо
А как же наш Афанасий Никитин с его описаниями индийских цен на услуги блядей? :what:

Offline Damaskin

  • Posts: 11588
а у них порнограф Боккаччо
А как же наш Афанасий Никитин с его описаниями индийских цен на услуги блядей? :what:

Так это же не худлит.

В качестве худлита можно брать неадаптированные издания русских былин. Записано, конечно, поздно, но в ранних версиях, имевших хождение в древнерусскую эпоху, едва ли было меньше порнографии.

Offline Damaskin

  • Posts: 11588
В качестве худлита можно брать неадаптированные издания русских былин. Записано, конечно, поздно, но в ранних версиях, имевших хождение в древнерусскую эпоху, едва ли было меньше порнографии.

Нет, можно, конечно, и заветные сказки взять. Но во-первых, это фольклор, а не авторское творчество, во-вторых, аналога "Божественной комедии" в древнерусской литературе найти все равно не удастся.

Это верно, ещё Троцкий сожалел:

Враг народа, что с него взять.

 

With Quick-Reply you can write a post when viewing a topic without loading a new page. You can still use bulletin board code and smileys as you would in a normal post.

Note: this post will not display until it's been approved by a moderator.
Name: Email:
Verification:
Type the letters shown in the picture
Listen to the letters / Request another image
Type the letters shown in the picture:
√49 Напишите ответ строчными буквами:
«Сто одёжек, все без застёжек» — что это?: