Author Topic: Проблема культурной идентичности в эпоху глобализации  (Read 25234 times)

0 Members and 2 Guests are viewing this topic.

Offline Damaskin

  • Posts: 11779
Да все правильно, приобщать надо ко всякой культуре, и своей, и зарубежной. (Хотя античная и библейская мифология - это, наверно, уже на уровне не зарубежного, а общечеловеческого культурного достояния.) И ничего страшного, если что-то чужое нравится больше, чем свое. Как правило, у человека с широким кругозором в одной сфере так, а в другой по-другому. Однако плохо, когда дети знают что-то только из чужой культуры, а свою не знают и не хотят знать.

Вот это здравый подход.
Издавались ведь пересказы и скандинавской мифологии, и "Махабхараты" и "Калевалы".... Впрочем, это все и сейчас вполне доступно.
La memoria no acuña su moneda

Offline Lodur

  • Posts: 21941
Как будто раньше все читали/смотрели только русское.
Плюс очень много. Я в детстве как-то не делил мир на "свой" и "чужой". По крайней мере, не по национальным признакам (ну, деление на "социалистический" и "капиталистический" навязывали с раннего детства, да... но, может, и правильно делали).
ईशस्य हि वशे लोको योषा दारुमयी यथा॥
īśasya hi vaśe loko yoṣā dārumayī yathā ||
Мир во власти Господа, поэтому мы подобны деревянным марионеткам в руках кукловода. (Шримад Бхагавата Пурана, 1.6.7б)

Online Мечтатель

  • Posts: 14243
А где я провожу границу?

Между русским и нерусским.

Про комикс и культуркампф я пошутил.

Да я в целом о вашем плаче по утрате национальных культурных кодов и т. п. Как будто раньше все читали/смотрели только русское.

Я же вовсе не призываю игнорировать всё иностранное. Игнорировать Микеланджело, Баха, Кавабату, Тагора? Но молодое поколение часто действительно нихрена не знает о истории родной страны. Или начинает верить в разные бредни о великих славяноариях.
внутренняя эмиграция и вольнодумие

Offline Damaskin

  • Posts: 11779
Но молодое поколение часто действительно нихрена не знает о истории родной страны.

Да оно и об истории других стран не так чтоб уж хорошо осведомлено.

Дело же не в поддержании национальных традиций, а в том, что раньше была вообще ориентация на "высокую культуру". Даже из иностранной массовой литературы отбирали наиболее качественные вещи. Я в начале 90-х сильно поразился, когда узнал, насколько много откровенного хлама в американской фантастике.
La memoria no acuña su moneda

Offline Poirot

  • Posts: 55642
Прежде всего хотелось бы задать вопрос : как вы оцениваете указанную проблему, насколько она для вас представляется серьёзной?
Проблему вижу. Серьёзной не считаю. По крайней мере, пока.
"Каменный век закончился не потому, что камни кончились, а потому, что появились новые технологии" (с)

Online Мечтатель

  • Posts: 14243
Дело же не в поддержании национальных традиций, а в том, что раньше была вообще ориентация на "высокую культуру".

Да, в этом и беда. Современности, я имею в виду, что такая ориентация утрачена.
внутренняя эмиграция и вольнодумие

Offline Damaskin

  • Posts: 11779
Дело же не в поддержании национальных традиций, а в том, что раньше была вообще ориентация на "высокую культуру".

Да, в этом и беда. Современности, я имею в виду, что такая ориентация утрачена.

А вы можете рационально обосновать необходимость приобщения к этой самой "высокой культуре"?
La memoria no acuña su moneda

Online Мечтатель

  • Posts: 14243
Дело же не в поддержании национальных традиций, а в том, что раньше была вообще ориентация на "высокую культуру".

Да, в этом и беда. Современности, я имею в виду, что такая ориентация утрачена.

А вы можете рационально обосновать необходимость приобщения к этой самой "высокой культуре"?

Вряд ли.
Так же как не могу рационально обосновать своё отстранённое отношение к культуре низкой. Глубоко вживлённые культурные коды, наверное.
внутренняя эмиграция и вольнодумие

Offline Валер

  • Posts: 15851
Прежде всего хотелось бы задать вопрос : как вы оцениваете указанную проблему, насколько она для вас представляется серьёзной?
Проблему вижу. Серьёзной не считаю. По крайней мере, пока.
Тык главное, что направление взято. Так что сабж - попал :) Просто это в целом неизбежно, наверное.

Offline Damaskin

  • Posts: 11779
Вряд ли.
Так же как не могу рационально обосновать своё отстранённое отношение к культуре низкой. Глубоко вживлённые культурные коды, наверное.

Вот видите. И я не могу. Хотя время от времени пытаюсь.
La memoria no acuña su moneda

Offline Валер

  • Posts: 15851
Вряд ли.
Так же как не могу рационально обосновать своё отстранённое отношение к культуре низкой. Глубоко вживлённые культурные коды, наверное.

Вот видите. И я не могу. Хотя время от времени пытаюсь.
) А на самом деле это просто про разные уровни человеческой реальности. Это как если остановиться на уровне пещерного человека, и считать что это предел. Просто аналогия.

Offline Damaskin

  • Posts: 11779
А на самом деле это просто про разные уровни человеческой реальности. Это как если остановиться на уровне пещерного человека, и считать что это предел. Просто аналогия.

А я мог бы поинтересоваться, почему мне вдруг нужно уметь разбираться в классической литературе, а не в сортах кофе или в русском шансоне. Тоже в общем уровни человеческой реальности.
La memoria no acuña su moneda

Подумалось. А ведь вообще, наличие у нас собственного культурного кода при одновременном знании западного - это огромное наше конкурентное преимущество. :yes: Конечно, мы не уникальны в этом плане - у японцев, китайцев и индусов то же самое, но вот у самих западных стран этого нет, потому что всех остальных они подсознательно продолжают считать варварами, у которых не может быть никакого собственного культурного кода, а может быть только отсутствие настоящей цивилизации. И вот особенно в экстремальных ситуациях можно прекрасно видеть, как наши люди на автомате переключаются на разные глубоко зашитые в национальной культуре алгоритмы, начиная с "бог не выдаст - свинья не съест" и кончая "мертвые сраму не имут", отчего западные только офигевают и вообще ничего не могут с этим поделать, т.к. такое поведение для них совершенно непрогнозируемо.

Offline Валер

  • Posts: 15851
А на самом деле это просто про разные уровни человеческой реальности. Это как если остановиться на уровне пещерного человека, и считать что это предел. Просто аналогия.

А я мог бы поинтересоваться, почему мне вдруг нужно уметь разбираться в классической литературе, а не в сортах кофе или в русском шансоне. Тоже в общем уровни человеческой реальности.
Почему нужно-то? Это же не нужности вопрос. Вот Вы сами знакомы не только с образцами т.н.низкой культуры, но и  - высокой. А почему? Вам это интересно и близко. А кому-то нет. Ну значит - не его. Или пока - не его. И не обязательно это будет литература. Мало ли есть сфер не грубо матерьяльных. А кофе моно пить любой. Моно даже пить квас :) Тут, как грится: чтоб не вместо, а вместе.

А я мог бы поинтересоваться, почему мне вдруг нужно уметь разбираться в классической литературе, а не в сортах кофе или в русском шансоне. Тоже в общем уровни человеческой реальности.
Вот потому и надо разбираться, что классическая литература содержит всякие важные коды типа "мертвые сраму не имут", а кофе не содержит. Шансон, кстати, тоже содержит, но мешает их с откровенно асоциальными кодами, из-за чего без параллельного знания классической литературы может принести изрядный вред.

Online Мечтатель

  • Posts: 14243
Подумалось. А ведь вообще, наличие у нас собственного культурного кода при одновременном знании западного - это огромное наше конкурентное преимущество.

Так и есть.
Мы любим все — и жар холодных числ,
        И дар божественных видений,
Нам внятно все — и острый галльский смысл,
        И сумрачный германский гений...
Мы помним все — парижских улиц ад,
        И венецьянские прохлады,
Лимонных рощ далекий аромат,
        И Кельна дымные громады...

Поэтому мы понимаем европейцев лучше, чем они нас. Нам достаточно внятен их "культурный код", об обратном сказать нельзя.
внутренняя эмиграция и вольнодумие

Offline bvs

  • Posts: 8448
Конечно, мы не уникальны в этом плане - у японцев, китайцев и индусов то же самое, но вот у самих западных стран этого нет, потому что всех остальных они подсознательно продолжают считать варварами, у которых не может быть никакого собственного культурного кода, а может быть только отсутствие настоящей цивилизации
Европейцы хоть и не понимают Россию, но знают кто такие Dostoyevsky и Tolstoy. А вот Mickiewicz хоть и культурно  европеец и католик, но его вряд за пределами Польши кто-то знает кроме литературоведов.

Offline Damaskin

  • Posts: 11779
Почему нужно-то? Это же не нужности вопрос.

Вопрос именно в нужности. Дело в том, что умение воспринимать "высокую культуру" требует определенных усилий. И чтобы люди эти усилия затрачивали, им необходимо рациональное объяснение - зачем, собственно говоря, напрягаться.
La memoria no acuña su moneda

Online Мечтатель

  • Posts: 14243
Почему нужно-то? Это же не нужности вопрос.

Вопрос именно в нужности. Дело в том, что умение воспринимать "высокую культуру" требует определенных усилий. И чтобы люди эти усилия затрачивали, им необходимо рациональное объяснение - зачем, собственно говоря, напрягаться.

Эта тяга к высокой культуре, как мне кажется, идёт от детства. От рассказов матери или отца, или же от попавшейся вовремя книги, сумевшей зажечь. Если чего-то подобного не было, наверное, поздно искать рациональные обоснования.
внутренняя эмиграция и вольнодумие

Offline Валер

  • Posts: 15851
Почему нужно-то? Это же не нужности вопрос.

Вопрос именно в нужности. Дело в том, что умение воспринимать "высокую культуру" требует определенных усилий. И чтобы люди эти усилия затрачивали, им необходимо рациональное объяснение - зачем, собственно говоря, напрягаться.
Я думаю всё равно это зависит от качества, прошу прощения, мозгового материала. Вот в школе нас всех приобщают. Или приобщали. Грубо говоря - 5% что-то поймут уже в школе. 50 - вернутся к этому когда-нибудь после неё. Кто-то раньше, кто-то позже. А остальным это не будет нужно. Вот и усилия - соответственно - с какого-то уровня они просто начинают быть напрасными.

Европейцы хоть и не понимают Россию, но знают кто такие Dostoyevsky и Tolstoy.
А вот здесь у них тоже получается проблема, т.к. в самой России на культурный код Достоевского и Толстого наложилось еще много всякого нового, и по факту сколько ни будешь перечитывать русских классиков XIX в., культурный код и поведение современных русских поймешь только частично. Поэтому даже европейцы, которые искренне интересуются русской культурой и ей симпатизируют, часто интерпретируют русскую современность совершенно неправильно.

Offline Damaskin

  • Posts: 11779
Эта тяга к высокой культуре, как мне кажется, идёт от детства. От рассказов матери или отца, или же от попавшейся вовремя книги, сумевшей зажечь.

Отчасти да. Отчасти нет.

Я думаю всё равно это зависит от качества, прошу прощения, мозгового материала. Вот в школе нас всех приобщают. Или приобщали. Грубо говоря - 5% что-то поймут уже в школе. 50 - вернутся к этому когда-нибудь после неё. Кто-то раньше, кто-то позже. А остальным это не будет нужно. Вот и усилия - соответственно - какого-то уровня они просто начинают быть напрасными.

Давайте будем различать интеллектуальное развитие и эстетическое. Вы сейчас скорее о первом пишете. Необходимость интеллектуального развития я еще как-то могу обосновать. Однако умение воспринимать "высокую культуру" не особо связано с интеллектом. То есть с моей точки зрения человек должен быть развит и интеллектуально, и эстетически и физически. Но это некий идеал. Которому я сам не соответствую.
А вот объяснить человеку с высшим образованием, а порой и с научной степенью, почему ему было бы неплохо научиться читать не только детективы или НФ, а что-то более сложное, я не могу. Хотя задача сама по себе интересная. 
La memoria no acuña su moneda

Online Мечтатель

  • Posts: 14243
Европейцы хоть и не понимают Россию, но знают кто такие Dostoyevsky и Tolstoy.
А вот здесь у них тоже получается проблема, т.к. в самой России на культурный код Достоевского и Толстого наложилось еще много всякого нового, и по факту сколько ни будешь перечитывать русских классиков XIX в., культурный код и поведение современных русских поймешь только частично. Поэтому даже европейцы, которые искренне интересуются русской культурой и ей симпатизируют, часто интерпретируют русскую современность совершенно неправильно.

Не стоит недооценивать также и лингвистический фактор. Как Китай отделён от остального мира "стеной иероглифов", так и Россия трудна для западного ума по причине сложности русского языка.
внутренняя эмиграция и вольнодумие

Offline Валер

  • Posts: 15851
Я думаю всё равно это зависит от качества, прошу прощения, мозгового материала. Вот в школе нас всех приобщают. Или приобщали. Грубо говоря - 5% что-то поймут уже в школе. 50 - вернутся к этому когда-нибудь после неё. Кто-то раньше, кто-то позже. А остальным это не будет нужно. Вот и усилия - соответственно - какого-то уровня они просто начинают быть напрасными.

Давайте будем различать интеллектуальное развитие и эстетическое. Вы сейчас скорее о первом пишете. Необходимость интеллектуального развития я еще как-то могу обосновать. Однако умение воспринимать "высокую культуру" не особо связано с интеллектом. То есть с моей точки зрения человек должен быть развит и интеллектуально, и эстетически и физически. Но это некий идеал. Которому я сам не соответствую.
А вот объяснить человеку с высшим образованием, а порой и с научной степенью, почему ему было бы неплохо научиться читать не только детективы или НФ, а что-то более сложное, я не могу. Хотя задача сама по себе интересная.
Для меня интеллектуальное и эстетическое - одного порядка. Грубо говоря - первое предваряет второе. Но не у всех так грубо конечно. Так что нашему физическому пещерному человеку открыта и прописана дорога и к первому, и ко второму. И это одно и то же направление.

Offline Damaskin

  • Posts: 11779
Для меня интеллектуальное и эстетическое - одного порядка. Грубо говоря - первое предваряет второе. Но не у всех так грубо конечно. Так что нашему физическому пещерному человеку открыта и прописана дорога и к первому, и ко второму. И это одно и то же направление.

Я уже много раз убеждался, что это не так. То есть понятно, что эстетическое развитие требует определенного интеллектуального уровня, но не наоборот. И, кстати говоря, необходимый интеллектуальный уровень не так уж высок. Я бы даже не сказал "интеллектуальный", скорее - нужен достаточный эмоциональный опыт.
Собственно, я не знаю, можно ли в принципе обучить таким вещам. То есть не анализировать произведение, как это делают на уроках литературы, а именно получать от него удовольствие. Это как раз и любопытно. 
La memoria no acuña su moneda

 

With Quick-Reply you can write a post when viewing a topic without loading a new page. You can still use bulletin board code and smileys as you would in a normal post.

Note: this post will not display until it's been approved by a moderator.
Name: Email:
Verification:
Type the letters shown in the picture
Listen to the letters / Request another image
Type the letters shown in the picture:
√49 Напишите ответ строчными буквами:
«Сто одёжек, все без застёжек» — что это?: