Author Topic: Проблема культурной идентичности в эпоху глобализации  (Read 22538 times)

0 Members and 2 Guests are viewing this topic.

Online Awwal12

  • Super Moderator
  • *
  • Posts: 47373
Пока политики бодаются из-за Крыма, Украины и Сирии, молодежь России продолжает расти на западных фильмах, играх и сюжетах.
Можно подумать, молодежь столетней давности не росла на западных фильмах, книгах и сюжетах.
Даже при всей советской изоляции все (все!) культурные веяния Запада в конечном счете проникали в СССР, от рока до мини-юбок включительно. Основная масса современной мировой культуры генерируется в странах Запада и уже - в англоязычных странах, а отделяет нас от нее исключительно языковой барьер. Это объективная реальность.
Фашиствующий имперец, асексуал и многожёнец, татарофоб, заслуженный функционер РПЦ. Слушает радио "Радонеж" и терпеть не может счастливых людей.

"Да здравствуют ДОЯРКИ!! Потому что доярки - это раса сверхчеловеков. За ними будущее планеты. Они переживут даже атомную войну, потому что доярки вечны, ибо хтоничны. И дадут потомство, которое тоже будет доярами и доярками. Ура, товарищи!.." (c) Awwal12

Offline Мечтатель

  • Posts: 13411
Даже при всей советской изоляции все (все!) культурные веяния Запада в конечном счете проникали в СССР, от рока до мини-юбок включительно.

Не всё доходило. Детьми мы знать не знали ни Супермена, ни Бэтмэна, ни многих других американских супергероев. У нас были свои, воплощавшие особенности нашей культуры и нашей ментальности.
внутренняя эмиграция

Offline Damaskin

  • Posts: 11588
Не всё доходило. Детьми мы знать не знали ни Супермена, ни Бэтмэна, ни многих других американских супергероев.

Зато знали ковбоев и индейцев. Есть принципиальная разница?

Offline Валер

  • Posts: 15408
"Хочешь победить врага — воспитай его детей."
(Восточная мудрость)
!!!

Пока политики бодаются из-за Крыма, Украины и Сирии, молодежь России продолжает расти на западных фильмах, играх и сюжетах. Увеличивается культурный разрыв между поколениями. Уйдём мы, русские (я говорю не только о собственно русских, но о всех, для кого советская культура была родной) 70-х гг. рождения и старше, и на смену придут те, кто были воспитаны на чужой культурной продукции, не жившие в СССР, равнодушные к истории и культуре своей страны потребители. Текущие политические события увлекают наше внимание, и мы не всегда осознаём колоссальные тектонические сдвиги в культуре.
Хочется думать, что это не единственный имеющий место процесс. Нынешние молодые тоже постареют в своё время, а традиционная культура враз не смывается. Только постепенно :)

Offline Мечтатель

  • Posts: 13411
Не всё доходило. Детьми мы знать не знали ни Супермена, ни Бэтмэна, ни многих других американских супергероев.

Зато знали ковбоев и индейцев. Есть принципиальная разница?

Так у нас и мультипликационный Маугли был, но свой, русский, трансформированный в соответствии с нашими ценностями и нашим менталитетом.
внутренняя эмиграция

Offline Валер

  • Posts: 15408
Не всё доходило. Детьми мы знать не знали ни Супермена, ни Бэтмэна, ни многих других американских супергероев.

Зато знали ковбоев и индейцев. Есть принципиальная разница?

Так у нас и мультипликационный Маугли был, но свой, русский, трансформированный в соответствии с нашими ценностями и нашим менталитетом.
Не знаю как там лично с Маугли, но тем не менее - цензура-с была-с.

Offline Мечтатель

  • Posts: 13411
Я не призываю к самоизоляции. Речь о том, что подрастающее поколение воспитывается на образцах чужой культуры. Как будто у нас нет своего богатейшего наследия. Почему кумиром русских детей должен быть Гарри Поттер и т. п.?
внутренняя эмиграция

Offline Валер

  • Posts: 15408
Я не призываю к самоизоляции. Речь о том, что подрастающее поколение воспитывается на образцах чужой культуры. Как будто у нас нет своего богатейшего наследия. Почему кумиром русских детей должен быть Гарри Поттер и т. п.?
Сейчас это естественный стихийный процесс. Россия - не СССР, и изоляции нет. По факту получается так: либо изоляция и цензура, либо конкуренция. Конкуренции не получается, по крайней мере она неравная. Так что получается: всё как у всех.

Offline Poirot

  • Posts: 54820
Зато знали ковбоев и индейцев.
В нашем детстве были камбойцы.
"Каменный век закончился не потому, что камни кончились, а потому, что появились новые технологии" (с)

Почему кумиром русских детей должен быть Гарри Поттер и т. п.?
Уже давно говорят о том, что детская литература в современной России пребывает в упадке. В СССР в этом смысле ситуация была получше.
"Каменный век закончился не потому, что камни кончились, а потому, что появились новые технологии" (с)

Offline Damaskin

  • Posts: 11588
Не всё доходило. Детьми мы знать не знали ни Супермена, ни Бэтмэна, ни многих других американских супергероев.

Зато знали ковбоев и индейцев. Есть принципиальная разница?

Так у нас и мультипликационный Маугли был, но свой, русский, трансформированный в соответствии с нашими ценностями и нашим менталитетом.

Ковбои пришли из западных вестернов. "Великолепная семерка" пользовалась в СССР большой популярностью. С фильмами о Тарзане у нас познакомились еще в 40-е (трофейные фильмы, можно почитать воспоминания Бродского на эту тему). Просто все это для вас привычно с детства и потому "часть национальной культуры".

Я не призываю к самоизоляции. Речь о том, что подрастающее поколение воспитывается на образцах чужой культуры. Как будто у нас нет своего богатейшего наследия. Почему кумиром русских детей должен быть Гарри Поттер и т. п.?

А потому что ничего на уровне "Гарри Поттера" у нас нет.

Почему кумиром русских детей должен быть Гарри Поттер и т. п.?
Уже давно говорят о том, что детская литература в современной России пребывает в упадке. В СССР в этом смысле ситуация была получше.

Хм. Я помню, что читал ребенком в СССР. Прежде всего - западные авторы (Киплинг, Милн, Кэрролл, Родари и т. д.). Переложения западных авторов типа "Золотого ключика". Книги под западных авторов ("Три толстяка"). И да, кое-что из отечественного - Успенский, Крапивин, Носов... Но это уже в третью очередь.

Offline Poirot

  • Posts: 54820
Я помню, что читал ребенком в СССР. Прежде всего - западные авторы (Киплинг, Милн, Кэрролл, Родари и т. д.). Переложения западных авторов типа "Золотого ключика". Книги под западных авторов ("Три толстяка"). И да, кое-что из отечественного - Успенский, Крапивин, Носов... Но это уже в третью очередь.
А я читал Успенского, Драгунского, Носова, Заходера, Маршака, Михалкова. Попадались и иностранцы типа Киплинга, Сетон-Томпсона и Линдгрен.
"Каменный век закончился не потому, что камни кончились, а потому, что появились новые технологии" (с)

Offline Валер

  • Posts: 15408
Я помню, что читал ребенком в СССР. Прежде всего - западные авторы (Киплинг, Милн, Кэрролл, Родари и т. д.). Переложения западных авторов типа "Золотого ключика". Книги под западных авторов ("Три толстяка"). И да, кое-что из отечественного - Успенский, Крапивин, Носов... Но это уже в третью очередь.
А я читал Успенского, Драгунского, Носова, Заходера, Маршака, Михалкова.
Как-то они тяготеют к доСССР :) И наверное со временем ближе к распаду стало меньше их, а больше иностранных авторов. Это я предполагаю.

Offline Damaskin

  • Posts: 11588
Я помню, что читал ребенком в СССР. Прежде всего - западные авторы (Киплинг, Милн, Кэрролл, Родари и т. д.). Переложения западных авторов типа "Золотого ключика". Книги под западных авторов ("Три толстяка"). И да, кое-что из отечественного - Успенский, Крапивин, Носов... Но это уже в третью очередь.
А я читал Успенского, Драгунского, Носова, Заходера, Маршака, Михалкова. Попадались и иностранцы типа Киплинга, Сетон-Томпсона и Линдгрен.

У Заходера очень много переводов. У Маршака - тоже. Драгунского и Михалкова я тоже читал, но это, конечно, для меня не шло ни в какое сравнение с иностранцами.

Offline Мечтатель

  • Posts: 13411
Я не призываю к самоизоляции. Речь о том, что подрастающее поколение воспитывается на образцах чужой культуры. Как будто у нас нет своего богатейшего наследия. Почему кумиром русских детей должен быть Гарри Поттер и т. п.?

А потому что ничего на уровне "Гарри Поттера" у нас нет.

Верно, ничего нет.

Почему нет? Потому что нет самостоятельных идей. В СССР была идея, альтернативная капитализму. Со всеми её положительными и отрицательными сторонами, но она была. В СССР развивалась своя школа фантастики, литература приключений, был превосходный кинематограф. Теперь, без Красной идеи, Россия обречена плестись в хвосте и донашивать чужие обноски. Да, Россия очень ограниченно может противопоставить в культуре русский национализм, но это слишком мелко и не может оказать существенного влияния на юные умы.
внутренняя эмиграция

Offline Geoalex

  • Posts: 13687
У Заходера очень много переводов. У Маршака - тоже.
У Маршака переводы уж точно не составляют основу творчества.
Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй.

Драгунского и Михалкова я тоже читал, но это, конечно, для меня не шло ни в какое сравнение с иностранцами.
Мне Михалков нравился, особенно вот это:

Мы знаем, есть ещё семейки,
Где наше хают и бранят,
Где с умилением глядят
На заграничные наклейки...
А сало... русское едят!
Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй.

Offline Damaskin

  • Posts: 11588
В СССР развивалась своя школа фантастики, литература приключений, был превосходный кинематограф.

С фантастикой в СССР было не очень. Я об этом уже много раз писал, не буду повторяться. Приключенческой литературы особо не было. Какие-то имена типа Бляхина или Тушкана можно припомнить, но все это по количеству (и, откровенно говоря, по качеству) не шло ни в какое сравнение с Купером, Хаггардом, Сабатини и прочими иностранными авторами. Кинематограф - в значительной степени калька с Голливуда. У них вестерны - у нас истерны и т. п.

Offline Мечтатель

  • Posts: 13411
Это ничего. Наш народ талантлив. Особенно, если живёт по своим, а не по чужим правилам. Нагнали бы постепенно, и делали бы своё не хуже.

Да и очень субъективны такие оценки.
внутренняя эмиграция

Offline Валер

  • Posts: 15408
Это ничего. Наш народ талантлив. Особенно, если живёт по своим, а не по чужим правилам. Нагнали бы постепенно, и делали бы своё не хуже.
Мне кажется дело не в хуже-лучше, а в социально-культурных различиях. Сейчас они стираются достаточно активно, но тем не менее сохраняются издавна. Различия в культуре - различия в литературе.

Offline Мечтатель

  • Posts: 13411
Это ничего. Наш народ талантлив. Особенно, если живёт по своим, а не по чужим правилам. Нагнали бы постепенно, и делали бы своё не хуже.
Мне кажется дело не в хуже-лучше, а в социально-культурных различиях. Сейчас они стираются достаточно активно, но тем не менее сохраняются издавна. Различия в культуре - различия в литературе.

Да, разные культуры, разные ценности на первом плане. Ценности и идеалы социализма значительно отличались от ценностей и идеалов капиталистического общества.
Локальные особенности сохраняются и сейчас, но противопоставить западной продукции даже для внутреннего потребления Россия (не говоря уж о менее значительных странах) не может почти ничего. СССР мог. Потому что представлял цивилизационную альтернативу, искал собственные пути в культуре, в искусстве.
внутренняя эмиграция

Offline Валер

  • Posts: 15408
Это ничего. Наш народ талантлив. Особенно, если живёт по своим, а не по чужим правилам. Нагнали бы постепенно, и делали бы своё не хуже.
Мне кажется дело не в хуже-лучше, а в социально-культурных различиях. Сейчас они стираются достаточно активно, но тем не менее сохраняются издавна. Различия в культуре - различия в литературе.

Да, разные культуры, разные ценности на первом плане. Ценности и идеалы социализма значительно отличались от ценностей и идеалов капиталистического общества.
Локальные особенности сохраняются и сейчас, но противопоставить западной продукции (не говоря уж о более мелких странах) даже для внутреннего потребления Россия не может почти ничего. СССР мог. Потому что представлял цивилизационную альтернативу, искал собственные пути в культуре, в искусстве.
Нет, я имел в виду не ценности социализма. Я о традиционной культуре и развитии. Хотя наверное есть сходство в аспекте...недемократичности и традиционности, что ли :)

Offline Мечтатель

  • Posts: 13411
Ну а в чём она выражается, эта традиционная культура, у нынешней молодёжи?
внутренняя эмиграция

Offline Geoalex

  • Posts: 13687
Приключенческой литературы особо не было. Какие-то имена типа Бляхина или Тушкана можно припомнить, но все это по количеству (и, откровенно говоря, по качеству) не шло ни в какое сравнение с Купером, Хаггардом, Сабатини и прочими иностранными авторами.
Детской приключенческой литературы хватало, а вот с подростковой уже было не очень.

А так вспоминаются ещё Штильмарк и Обручев, хотя их произведения и вторичны по сюжету.
Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй.

 

With Quick-Reply you can write a post when viewing a topic without loading a new page. You can still use bulletin board code and smileys as you would in a normal post.

Note: this post will not display until it's been approved by a moderator.
Name: Email:
Verification:
Type the letters shown in the picture
Listen to the letters / Request another image
Type the letters shown in the picture:
√49 Напишите ответ строчными буквами:
«Сто одёжек, все без застёжек» — что это?: