Author Topic: Проблема культурной идентичности в эпоху глобализации  (Read 22540 times)

0 Members and 2 Guests are viewing this topic.

Offline Damaskin

  • Posts: 11588
Я считаю 1. - интеллектуальное и 2. - физическое развитие более важным, чем 3. - эстетическое.

На основании чего вы так считаете? 

Offline Geoalex

  • Posts: 13687
Древнерусская словесность не знала комических, смеховых, пародийных произведений, хотя они существовали и на Западе, и в Византии...
В целом да, но надо вот что отметить: в XVII в. в России появляется огромное количество письменно зафиксированных комических, смеховых, пародийных произведений (все эти Фомы да Ерёмы, служба кабаку, калязинская челобитная, лечебник для иноземцев и проч.). Вряд ли они возникли резко из ничего на пустом месте, видимо была у них и ранее предтеча, но в письменном виде не сохранилась.
Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй.

Offline Мечтатель

  • Posts: 13411
1) не церковное же

Нет, светское, конечно. Но вот ни к любовной лирике, ни к рыцарскому роману "Слово" отношения не имеет. Ближайший аналог - это небольшие эпические поэмы на исторический сюжет типа ранних chansons de geste.

Ну да, наверное. Однако трудно подобрать близкие аналоги в других традициях.

Кстати, вы верите в подлинность "Слова" ?
внутренняя эмиграция

Я считаю 1. - интеллектуальное и 2. - физическое развитие более важным, чем 3. - эстетическое.

На основании чего вы так считаете?

Эстетическое неутилитарно. Не является необходимым для struggle for existence :)
внутренняя эмиграция

Online کوروش

  • Posts: 884
Я считаю 1. - интеллектуальное и 2. - физическое развитие более важным, чем 3. - эстетическое.
На основании чего вы так считаете?
Личный приоритет.

Offline Damaskin

  • Posts: 11588
В целом да, но надо вот что отметить: в XVII в. в России появляется огромное количество письменно зафиксированных комических, смеховых, пародийных произведений (все эти Фомы да Ерёмы, служба кабаку, калязинская челобитная, лечебник для иноземцев и проч.). Вряд ли они возникли резко из ничего на пустом месте, видимо была у них и ранее предтеча, но в письменном виде не сохранилась.

В значительной степени восходят к западной традиции. Например, "Повесть о бражнике"

"А.  Н.  Веселовский  считал  русскую  повесть  вариантом  западного  фаблио  о  виллане  или  немецкого  пересказа  о  мельнике  [Веселовский,  1880.  С.  497;  1888.  С.  120].  Его   мнение   поддерживали   исследователи   XIX–XX  вв.  Западное  происхождение  повести  упоминал  М.  Н.  Покровский  [Покровский,   1924;   Адрианова-Перетц,   1977.   С. 213–215].   И. Я. Порфирьев   считал   повесть    переделкой    французской    повести    [Порфирьев, 1913]
На  актуальность  проблемы  происхождения  «Повести  о  бражнике»  обратила  внимание  С.  А.  Семячко  [Семячко,  1998.  С.  7–13].  Беря  за  основу  наблюдения  А.  Н.  Веселовского  о  западноевропейских  параллелях  «Повести  о  бражнике»,  она  считает,  что  в  ней  «факт    заимствования    налицо»    [Там    же.    С.  8],  однако  в  отличие  от  А.  Н.  Веселовского,  который  рассматривал  фаблио  о  виллане  как  источник  для  немецких  вариантов  и  для  русской  повести  [Веселовский,  1880.  С. 498–499], исследовательница полагает, что «...обращение к другому немецкому варианту  не  позволяет  нам  так  однозначно  возводить древнерусскую повесть к французскому источнику»  и  указывает  на  «басню»  «Почему ландскнехты попадают в рай, а не в ад» из сборника  Ганса  Вильгельма  Кирхгофа  «Отврати  печаль»

http://www.nsu.ru/xmlui/bitstream/handle/nsu/5595/02.pdf

Кстати, вы верите в подлинность "Слова" ?

Так ведь Зализняк вроде как доказал подлинность.

Эстетическое неутилитарно. Не является необходимым для struggle for existence

С такой точки зрения и разумность - излишняя вещь. :)

Offline Мечтатель

  • Posts: 13411
Кстати, вы верите в подлинность "Слова" ?

Так ведь Зализняк вроде как доказал подлинность.

Я не читал его анализ. Советский историк Зимин отрицал подлинность, внёс небольшое смущение.
внутренняя эмиграция

Эстетическое неутилитарно. Не является необходимым для struggle for existence

С такой точки зрения и разумность - излишняя вещь. :)

Для сегодняшней конкурентной борьбы только лишь зубов и мускулов недостаточно, нужны полезные знания.
внутренняя эмиграция

Online کوروش

  • Posts: 884
Эстетическое неутилитарно. Не является необходимым для struggle for existence :)
У меня это не критерий. Главное то, что интересно, а древняя литература мне не интересна, а интересна чёткость и ясность мыслей при воплощении их в искусстве, интересны новые теории, типологии. При этом, мне нравится астрология, хотя она тоже не особо утилитарна.

Offline Damaskin

  • Posts: 11588
Главное то, что интересно, а древняя литература мне не интересна, а интересна чёткость и ясность мыслей при воплощении их в искусстве, интересны новые теории, типологии.

Эстетическое развитие не сводится к восприятию древней литературы.

Для сегодняшней конкурентной борьбы только лишь зубов и мускулов недостаточно, нужны полезные знания.

Крысам достаточно. :)

Однако трудно подобрать близкие аналоги в других традициях.

Мало ли уникальных явлений. Исландские саги тоже не имеют аналогов. Но их много, целая литература, а "Слово", к сожалению, одно в своем роде.

Offline Мечтатель

  • Posts: 13411
Однако трудно подобрать близкие аналоги в других традициях.

Мало ли уникальных явлений. Исландские саги тоже не имеют аналогов. Но их много, целая литература, а "Слово", к сожалению, одно в своем роде.

Уникально даже внутри самой древнерусской литературной традиции (вернее, того, что от неё сохранилось).
внутренняя эмиграция

Online کوروش

  • Posts: 884
Главное то, что интересно, а древняя литература мне не интересна, а интересна чёткость и ясность мыслей при воплощении их в искусстве, интересны новые теории, типологии.
Эстетическое развитие не сводится к восприятию древней литературы.
Но сводится к истории, а через неё - к литературе. А я к их вопросам обращаюсь только в крайних случаях, когда чисто логически вывести не получается.

Offline Мечтатель

  • Posts: 13411
Главное то, что интересно, а древняя литература мне не интересна, а интересна чёткость и ясность мыслей при воплощении их в искусстве, интересны новые теории, типологии.
Эстетическое развитие не сводится к восприятию древней литературы.
Но сводится к истории, а через неё - к литературе. А я к их вопросам обращаюсь только в крайних случаях, когда чисто логически вывести не получается.

Не, ну есть же ещё и изобразительное искусство, музыка. Всё это относится к эстетическому.
внутренняя эмиграция

Offline Poirot

  • Posts: 54820
Уникально даже внутри самой древнерусской литературной традиции (вернее, того, что от неё сохранилось).
Рекомендую "Слово о законе и благодати".
"Каменный век закончился не потому, что камни кончились, а потому, что появились новые технологии" (с)

Offline Damaskin

  • Posts: 11588
Но сводится к истории, а через неё - к литературе.

История к эстетическому развитию вообще никакого отношения не имеет.

Offline Мечтатель

  • Posts: 13411
Уникально даже внутри самой древнерусской литературной традиции (вернее, того, что от неё сохранилось).
Рекомендую "Слово о законе и благодати".

Это другой жанр. Риторический. Речь златоуста. "Слово о Полку Игореве" - героическая песнь.
внутренняя эмиграция

Offline Damaskin

  • Posts: 11588
Уникально даже внутри самой древнерусской литературной традиции (вернее, того, что от неё сохранилось).
Рекомендую "Слово о законе и благодати".

Уникально даже внутри самой древнерусской литературной традиции (вернее, того, что от неё сохранилось).
Рекомендую "Слово о законе и благодати".

Это другой жанр. Риторический. Речь златоуста. "Слово о Полку Игореве" - героическая песнь.

Процитирую Лихачева:

"И. П. Еремин справедливо отмечает в «Слове о полку Игореве» многие приемы ораторского искусства. Эта стихия устной речи вообще характерна для древнерусской литературы, как бы еще не освободившейся от традиций устных художественных произведений, от традиций речевых выступлений и церковной проповеди... Через ораторские обращения и ораторские восклицания передавалось авторское отношение к событиям, изображаемым в рассказе. Перед нами в «Слове», как и во многих других произведениях древней Руси, - рассказ, в котором автор чаще ощущает себя говорящим, чем пишущим, своих читателей слушателями, а не читателями, свою тему - темой поучения, а не рассказа".

В общем-то логично. Если "Сага о Греттире" относится к жанру саги, а "Гэндзи-моногатари" - к жанру моногатари, то "Слово о полку Игореве" относится к жанру слова, и определять его как "героическую песнь" некорректно. 


А с какой стати вы вообще решили сравнивать древнерусскую литературу целиком со средневековой европейской и т.п.? Русь эдак века до 15-го в культурном отношении просто культурная периферия Византии. Да, с мощным оригинальным субстратом и собственными связями с Западом и Востоком, но все же с точки зрения культуры несамостоятельная периферия. Так откуда в ней сразу взяться всему набору жанров и т.п.? Со временем да, все появилось. Но все же русская литература достигла уровня лучших литератур мира только в середине 19 в., а в чем-то даже обогнала этот уровень только в его конце. (А потом в начале 21 в. снова деградировала. :()

Offline Damaskin

  • Posts: 11588
А с какой стати вы вообще решили сравнивать древнерусскую литературу целиком со средневековой европейской и т.п.? Русь эдак века до 15-го в культурном отношении просто культурная периферия Византии. Да, с мощным оригинальным субстратом и собственными связями с Западом и Востоком, но все же с точки зрения культуры несамостоятельная периферия. Так откуда в ней сразу взяться всему набору жанров и т.п.? Со временем да, все появилось. Но все же русская литература достигла уровня лучших литератур мира только в середине 19 в., а в чем-то даже обогнала этот уровень только в его конце. (А потом в начале 21 в. снова деградировала. :()

Правильно. Русская литература началась с Пушкина и закончилась на Гоголе. А потом пришли бородатые и все затоптали.

Бородатые - это хто в данном контексте? :what:

Offline Poirot

  • Posts: 54820
Бородатые - это хто в данном контексте? :what:
Видимо Толстой и Достоевский.
"Каменный век закончился не потому, что камни кончились, а потому, что появились новые технологии" (с)

 

With Quick-Reply you can write a post when viewing a topic without loading a new page. You can still use bulletin board code and smileys as you would in a normal post.

Note: this post will not display until it's been approved by a moderator.
Name: Email:
Verification:
Type the letters shown in the picture
Listen to the letters / Request another image
Type the letters shown in the picture:
√49 Напишите ответ строчными буквами:
«Сто одёжек, все без застёжек» — что это?: