Author Topic: Проблема культурной идентичности в эпоху глобализации  (Read 25319 times)

0 Members and 1 Guest are viewing this topic.

Нет, можно, конечно, и заветные сказки взять. Но во-первых, это фольклор, а не авторское творчество, во-вторых, аналога "Божественной комедии" в древнерусской литературе найти все равно не удастся.
А что фольклор? Вы же сами писали:
На Руси так и не было создано величественных рыцарских романов
Западные рыцарские романы, кроме некоторых поздних образцов - это ведь тоже фольклор.

А "Божественная комедия" только у итальянцев и есть. Ни у немцев, ни у французов вы ничего подобного тоже не найдете.

Offline From_Odessa

  • Posts: 30149
Вообще, я замечаю, что у многих наших людей есть такая черта: они в той или иной степени превозносят русскую культуру над остальными, считают, что в нашей культуре многое проявляется наиболее ярко и так далее. Часто это считается нормальным признаком патриотизма. Только мне тогда непонятно вот что. Значит, все патриоты будут превозносить свои культуры над остальными. И кто будет тогда прав? Вообще, мне часто кажется, что русский патриотизм неявно подразумевает, что он самый патриотичный патриотизм и самый правильны, а на остальные патриотизмы поглядывает свысока и не особо даёт им права на существования. Человек может этого явно не говорить и даже считать, что он так не думаете, но де-факто именно это происходит. И вот это меня в нашей культуре сильно отвращает.

Скажете, что так во всех культурах? Может быть. Тогда меня это вообще отвращает.

Offline Мечтатель

  • Posts: 14261
Нет, можно, конечно, и заветные сказки взять. Но во-первых, это фольклор, а не авторское творчество, во-вторых, аналога "Божественной комедии" в древнерусской литературе найти все равно не удастся.
А что фольклор? Вы же сами писали:
На Руси так и не было создано величественных рыцарских романов
Западные рыцарские романы, кроме некоторых поздних образцов - это ведь тоже фольклор.

Поздние образцы - это романы Кретьена де Труа и Вольфрама фон Эшенбаха?

Offline Damaskin

  • Posts: 11789
Западные рыцарские романы, кроме некоторых поздних образцов - это ведь тоже фольклор.

Вы, видимо, путаете эпос типа "Песни о Роланде" и "Песни о нибелунгах" с собственно рыцарскими романами.

А "Божественная комедия" только у итальянцев и есть. Ни у немцев, ни у французов вы ничего подобного тоже не найдете.

Это безразлично. Мы же сравниваем русскую культуру с европейской в целом.
La memoria no acuña su moneda

Offline antic

  • Posts: 7421
    • antic
а у них порнограф Боккаччо
А как же наш Афанасий Никитин с его описаниями индийских цен на услуги блядей? :what:

Так это же не худлит.
А как же наш поручик Барков? (правда, говорят, что Лука - не его произведение, но всё же, кто-то ж написал)
— Боже мой, боже мой, чем вы вынуждены заниматься! Но я спрашиваю вас, кто-то все-таки летит ведь к звёздам! Где-то строят мезонные реакторы! Где-то создают новую педагогику! Боже мой, совсем недавно я понял, что мы даже не захолустье, мы — заповедник! В глазах всего мира мы — заповедник глупости, невежества и порнократии.
АБС «Хищные вещи века»

Offline Poirot

  • Posts: 55668
Скажете, что так во всех культурах?
Думаю, что дело не в культуре, а в патриотизме.
"Каменный век закончился не потому, что камни кончились, а потому, что появились новые технологии" (с)

Вообще, я замечаю, что у многих наших людей есть такая черта: они в той или иной степени превозносят русскую культуру над остальными, считают, что в нашей культуре многое проявляется наиболее ярко и так далее.
Это называется "квасной патриотизм". На самом деле в выраженной форме присутствует у немногих, но эти немногие весьма крикливы и заметны на общем фоне. У большинства патриотически настроенных людей патриотизм более взвешенный и менее ангажированный.

Offline Damaskin

  • Posts: 11789
А как же наш поручик Барков? (правда, говорят, что Лука - не его произведение, но всё же, кто-то ж написал)

Барков - 18-й век, "Лука" - вообще 19-й. К древнерусской литературе ни то, ни другое отношения не имеет.
La memoria no acuña su moneda

Offline Мечтатель

  • Posts: 14261
Западные рыцарские романы, кроме некоторых поздних образцов - это ведь тоже фольклор.

Вы, видимо, путаете эпос типа "Песни о Роланде" и "Песни о нибелунгах" с собственно рыцарскими романами.

Сюжеты большинства рыцарских романов основаны на материале старых кельтских легенд о короле Артуре, Тристане и т. д. Но сами по себе эти романы, конечно, к фольклору не относятся, будучи образцами авторской литературы, как и поэзия трубадуров.

Да средненькая была на общемировом фоне древнерусская литература, если объективно посмотреть. Если сравнивать в то время даже не с Европой, а с Дальним Востоком, то вообще бледно выглядит. Но, с другой стороны, у многих других и того не было (пример Польши уже приводился). В общем, мы любим ее не за то, что она супервеликая, а потому что своя. Как и все нормальные люди в мире по отношению к своим литературам делают. :)

Offline Damaskin

  • Posts: 11789
Да средненькая была на общемировом фоне древнерусская литература, если объективно посмотреть. Если сравнивать в то время даже не с Европой, а с Дальним Востоком, то вообще бледно выглядит. Но, с другой стороны, у многих других и того не было (пример Польши уже приводился). В общем, мы любим ее не за то, что она супервеликая, а потому что своя. Как и все нормальные люди в мире по отношению к своим литературам делают. :)

Я к русской литературе отношусь без особого пиетета. Есть несколько авторов, которые мне нравятся более-менее целиком. Но из иностранцев таких, пожалуй, больше.
La memoria no acuña su moneda

Я к русской литературе отношусь без особого пиетета.
По-моему, с пиететом относятся в основном школьные училки русской литературы и сходные с ними по менталитету личности.

Offline Мечтатель

  • Posts: 14261
Я отношусь с пиететом к русскому Слову, а первые тексты на русском языке появились в Древней Руси. И сохранившиеся памятники литературы Древней Руси, к счастью, достаточно многочисленны и разнообразны. Правда, тут невозможно разграничить древнерусский язык и старославянский, но по существу это два варианта единого языка, и старославянский, кирилло-мефодиевский период можно также считать частью истории нашего языка.

Offline antic

  • Posts: 7421
    • antic
Да средненькая была на общемировом фоне древнерусская литература, если объективно посмотреть. Если сравнивать в то время даже не с Европой, а с Дальним Востоком, то вообще бледно выглядит
По сравнению с Западной Европой или Древними цивилизациями Востока - да, но это естественно, русская цивилизация моложе.
Но тут возникает вопрос: а каков был общемировой фон литературы в Средние века? Мне кажется, что общемировой фон  в среднем был гораздо незначительней древнерусского
— Боже мой, боже мой, чем вы вынуждены заниматься! Но я спрашиваю вас, кто-то все-таки летит ведь к звёздам! Где-то строят мезонные реакторы! Где-то создают новую педагогику! Боже мой, совсем недавно я понял, что мы даже не захолустье, мы — заповедник! В глазах всего мира мы — заповедник глупости, невежества и порнократии.
АБС «Хищные вещи века»

Offline Мечтатель

  • Posts: 14261
Как сказал уважаемый мною алтайский писатель Бронтой Бедюров:
"Всё - в Слове нашем. Всё - оттуда к нам и от нас - дальше и выше, от предтечей - к потомкам...
В слове - знак, в слове - завет, в слове - код.
Успевайте познать свой язык.
В нем - Дух!"

Offline antic

  • Posts: 7421
    • antic
В слове - знак
Нелепо, слово само по себе является знаком

в слове - завет
Слишком туманно, непонятно

в слове - код
Этот алтаец знает, что такое код?
— Боже мой, боже мой, чем вы вынуждены заниматься! Но я спрашиваю вас, кто-то все-таки летит ведь к звёздам! Где-то строят мезонные реакторы! Где-то создают новую педагогику! Боже мой, совсем недавно я понял, что мы даже не захолустье, мы — заповедник! В глазах всего мира мы — заповедник глупости, невежества и порнократии.
АБС «Хищные вещи века»

Offline Мечтатель

  • Posts: 14261
Этот алтаец - Поэт. Анатомировать слова поэта, искать в них точное значение и стройную логику - бессмысленное занятие.

Offline Damaskin

  • Posts: 11789
Да средненькая была на общемировом фоне древнерусская литература, если объективно посмотреть. Если сравнивать в то время даже не с Европой, а с Дальним Востоком, то вообще бледно выглядит
По сравнению с Западной Европой или Древними цивилизациями Востока - да, но это естественно, русская цивилизация моложе.
Но тут возникает вопрос: а каков был общемировой фон литературы в Средние века? Мне кажется, что общемировой фон  в среднем был гораздо незначительней древнерусского

Если сравнивать с восточными средневековыми странами, то древнерусская литература смотрится весьма бледно. У нас не было ни авторской лирической поэзии, ни масштабных философских поэм типа произведений Низами, Навои или Нарекаци, ни романов наподобие "Речных заводей", "Троецарствия" или "Гэндзи-моногатари".
La memoria no acuña su moneda

Quote
Произведения с вымышленными сюжетами и персонажами существовали и в средневековой Европе (например рыцарские романы), и в Византии (например любовные романы). Но древнерусская литература вплоть до XVII столетия не знала вымышленных героев и сюжетов... Древнерусская литература до XVII в. не описывает любовных переживаний и как будто не знает самого понятия “любовь”. Она рассказывает либо о греховной “блудной страсти”, ведущей к гибели души, либо о добродетельном христианском браке (например, в “Повести о Петре и Февронии”)... Собственно светских жанров древнерусская словесность до XVII столетия не знала. В ней не было ни любовной лирики, подобной поэзии миннезингеров и трубадуров в Западной Европе, ни повествований о подвигах и любовных приключениях, как рыцарские романы на Западе. Не было исторических сочинений, авторы которых предлагали собственные интерпретации, детальный анализ событий. Такие авторские исторические труды были распространены в Византии (сочинения Михаила Пселла, Никиты Хониата и др.)... Древнерусская словесность не знала комических, смеховых, пародийных произведений, хотя они существовали и на Западе, и в Византии... Чего не хватишься, ничего у вас нет”, — эта язвительная реплика одного из персонажей булгаковского романа “Мастер и Маргарита”, на первый взгляд, идеально применима не только к советскому дефициту, но и к древнерусской словесности.

http://www.portal-slovo.ru/philology/42393.php
La memoria no acuña su moneda

Offline Мечтатель

  • Posts: 14261
Quote
Собственно светских жанров древнерусская словесность до XVII столетия не знала. В ней не было ни любовной лирики, подобной поэзии миннезингеров и трубадуров в Западной Европе, ни повествований о подвигах и любовных приключениях, как рыцарские романы на Западе.

"Слово о Полку Игореве"

Quote
Древнерусская словесность не знала комических, смеховых, пародийных произведений

"Моление Даниила Заточника"

Offline کوروش

  • Posts: 933
Валер, при чём здесь аналогия с пещерным человеком?
Я считаю 1. - интеллектуальное и 2. - физическое развитие более важным, чем 3. - эстетическое.
Эта тяга к высокой культуре, как мне кажется, идёт от детства. От рассказов матери или отца, или же от попавшейся вовремя книги, сумевшей зажечь. Если чего-то подобного не было, наверное, поздно искать рациональные обоснования.
А что такое высокая культура? Просто не пойму, есть у меня к ней тяга или нет. Я очень уважаю качественную и технологичную архитектуру, люблю живопись и разные инсталляции, когда в привычном появляется что-то новое. И это относится не только к русскому искусству - мне вообще без разницы, кто архитектор, главное - его мастерство. Но к литературе абсолютно равнодушен. И меня бомбит, когда люди спрашивают, читал ли то, ли это. Все уважающие себя люди обязаны это прочесть и знать? Тем более классика - это было много столетий и десятилетий назад, соотв. реалии изменились и читать их невыносимо скучно, и бесполезно. Что оно даст?
Просто у меня авторитеты в других отраслях знания и искусства. Ну не зажигают некоторых людей книги (в первую очередь художественные, к разным трактатам и монографим это не относится), а некоторых и злит такой взгляд, так как злят люди, которые его имеют.

Offline Damaskin

  • Posts: 11789
"Слово о Полку Игореве"

Спорно.

"Моление Даниила Заточника"

Вообще не то.
La memoria no acuña su moneda

Offline Мечтатель

  • Posts: 14261
"Слово о Полку Игореве"

Спорно.

"Моление Даниила Заточника"

Вообще не то.

1) не церковное же

2) ну не было "раблезианской" линии в древнерусской литературе, да

Offline Damaskin

  • Posts: 11789
1) не церковное же

Нет, светское, конечно. Но вот ни к любовной лирике, ни к рыцарскому роману "Слово" отношения не имеет. Ближайший аналог - это небольшие эпические поэмы на исторический сюжет типа ранних chansons de geste.

ну не было "раблезианской" линии в древнерусской литературе, да

Не было. В том-то и дело.
А то, что было - все эти летописи, отчеты о путешествиях, послания, жития святых - имелось и других народов.
La memoria no acuña su moneda

 

With Quick-Reply you can write a post when viewing a topic without loading a new page. You can still use bulletin board code and smileys as you would in a normal post.

Note: this post will not display until it's been approved by a moderator.
Name: Email:
Verification:
Type the letters shown in the picture
Listen to the letters / Request another image
Type the letters shown in the picture:
√49 Напишите ответ строчными буквами:
«Сто одёжек, все без застёжек» — что это?: