Author Topic: Нужны ли русскоязычные учебники нетрадиционных древних языков?  (Read 4384 times)

0 Members and 1 Guest are viewing this topic.

То есть не латыни/греческого/старославянского/санскрита, а, например, древнеанглийского, аккадского, древнеегипетского, тохарского, древнетюркского и т.п.?

Offline Centum Satәm

  • Posts: 4463
Для древнеанглийского вроде есть.
ἔχουσιν οἱ βίοι τῶν ἀνθρώπων ἡδονὰς καὶ λύπας· ὅπου ὑπερβάλλουσιν αἱ ἡδοναὶ τὰς λύπας͵ τοῦτον τὸν βίον ἡδίω κεκρίκαμεν
θνητῶν μηδεὶς μηδένα ὄλβιον κρίνῃ͵ πρὶν αὐτὸν εὖ τελευτήσαντα ἲδῃ
ΔΕΙΝΗ ΑΝΑΓΚΗ ΠΑΝΤΑ ΚΡΑΤΥΝΕΙ
Neve aliquid nostri post mortem posse relinqui...
Mors sola fatetur quantula sint hominum corpuscula

Offline Demetrius

  • Posts: 12671
  • Бес джинн фея колдунчик
Я не понимаю постановки вопроса. Нужны кому? Для какой цели? В какой ситуации?

Наличие литературы (в т.ч. учебников) по каким-то языкам на русском может способствовать а) популяризации изучения этих языков среди русскоязычных, б) популяризации русского языка среди тех, кто занимается такими языками. Нужно ли это? Что вообще такое «нужно»?
«Честного не жди слова, // Я тебя предам снова»

Я не понимаю постановки вопроса. Нужны кому? Для какой цели? В какой ситуации?
Можно сформулировать по-другому. Имеет ли смысл для наших издательств издавать такие учебники, или все равно их никто не купит, т.к. этими языками в русскоязычном мире интересуются единицы, и к тому же тем, кто интересуются, достаточно и англоязычных учебников или вообще не учебников, а просто грамматик и специальных научных работ (которые, кстати, на русском языке обычно и так существуют)?

Наличие литературы (в т.ч. учебников) по каким-то языкам на русском может способствовать а) популяризации изучения этих языков среди русскоязычных, б) популяризации русского языка среди тех, кто занимается такими языками. Нужно ли это? Что вообще такое «нужно»?
А здесь встречные вопросы.
а) надо ли популяризировать изучение этих языков среди русскоязычных?
б) нужно ли популяризировать русский язык среди тех, кто занимается такими языками?

Я, вообще-то, и не думал эти вопросы ставить. Мой вопрос о том, существует ли уже сейчас некий неудовлетворенный спрос на такие учебники (именно учебники. а не специальные научные работы по этим языкам). Лично я, например, вполне обойдусь и англоязычными учебниками. Но не все же английский достаточно хорошо знают. Или среди тех, кто может заинтересоваться аккадским и древнеегипетским, все-таки все?

Offline کوروش

  • Posts: 933
Мой вопрос о том, существует ли уже сейчас некий неудовлетворенный спрос на такие учебники (именно учебники. а не специальные научные работы по этим языкам). Лично я, например, вполне обойдусь и англоязычными учебниками. Но не все же английский достаточно хорошо знают. Или среди тех, кто может заинтересоваться аккадским и древнеегипетским, все-таки все?
Небольшой спрос всегда существует.
Нет, не все.. И несправедливо, я считаю, что желающие изучать что-то сначала обязаны выучить английский (или другой, неважно).
Но у меня вот вопрос, эти языки ведь преподают в России? Как люди их изучают без русскоязычных учебников?

Online Flos

  • Posts: 12519
а) надо ли популяризировать изучение этих языков среди русскоязычных?


Я бы купил "Дреевнегипетский для детей в картинках и диалогах". :)
Я думаю, дело в том, как написан учебник и каков тираж.

Скажем, экземпляров 500 толкового общеознакомительного учебника с историческим предисловием и коротенькой хрестоматией можно легко растолкать среди студентов профильных вузом и любителей лингвистики.

Но у меня вот вопрос, эти языки ведь преподают в России? Как люди их изучают без русскоязычных учебников?
Изучают обычно на всяких спецкурсах с преподавателями, которые грамматику растолковывают на пальцах, а тексты для чтения берут из тех же иностранных учебников (причем часто самих учебников в доступе нет, а только невнятные ксерокопии текстов из них). Или самостоятельно учат без преподавателя по тем же иностранным учебникам, но это, понятно, доступно только тем, кто знает английский или другой иностранный язык, на котором написан учебник.

Offline کوروش

  • Posts: 933
Понятно. Странно тогда, что до сих пор никто своего учебника не издал.

Понятно. Странно тогда, что до сих пор никто своего учебника не издал.
По некоторым языкам вообще-то издали. По готскому, например, видел. Но это почти единичный случай.

Offline Centum Satәm

  • Posts: 4463
По готскому, например, видел. Но это почти единичный случай.
Учебник именно или просто грамматика? Как называется?
ἔχουσιν οἱ βίοι τῶν ἀνθρώπων ἡδονὰς καὶ λύπας· ὅπου ὑπερβάλλουσιν αἱ ἡδοναὶ τὰς λύπας͵ τοῦτον τὸν βίον ἡδίω κεκρίκαμεν
θνητῶν μηδεὶς μηδένα ὄλβιον κρίνῃ͵ πρὶν αὐτὸν εὖ τελευτήσαντα ἲδῃ
ΔΕΙΝΗ ΑΝΑΓΚΗ ΠΑΝΤΑ ΚΡΑΤΥΝΕΙ
Neve aliquid nostri post mortem posse relinqui...
Mors sola fatetur quantula sint hominum corpuscula

По готскому, например, видел. Но это почти единичный случай.
Учебник именно или просто грамматика? Как называется?
Блинов А.В. Краткий курс готского языка. М.: Изд-во МГУ, 2002.
Это именно учебник, с разделением на уроки, упражнениями и т.д. Собственно, мы только о таких и говорим. А просто русскоязычные грамматики самых разных языков найти значительно легче.

Offline Bhudh

  • Posts: 48635
  • aka 蝎
    • Сайты по языкознанию
можно легко растолкать среди студентов профильных вузом
Ищет учебник тохарского
Профильный вузом студент,
Взял бы его и задорого,
Только в природе их нет…

;D
Пиши, что думаешь, но думай, что пишешь.
MONEŌ ERGŌ MANEŌ.
Waheeba dokin ʔebi naha.
«каждый пост в интернете имеет коэффициент бреда» © Невский чукчо

Offline Damaskin

  • Posts: 11789
То есть не латыни/греческого/старославянского/санскрита, а, например, древнеанглийского, аккадского, древнеегипетского, тохарского, древнетюркского и т.п.?

Нужны. Причем не грамматические справочники, а именно хорошо написанные учебники, доступные широкому кругу учащихся.

Имеет ли смысл для наших издательств издавать такие учебники, или все равно их никто не купит, т.к. этими языками в русскоязычном мире интересуются единицы, и к тому же тем, кто интересуются, достаточно и англоязычных учебников или вообще не учебников, а просто грамматик и специальных научных работ (которые, кстати, на русском языке обычно и так существуют)?

Имеет смысл создать альтернативу коммерческим издательствам.
La memoria no acuña su moneda

Offline лад

  • Posts: 2371
То есть не латыни/греческого/старославянского/санскрита, а, например, древнеанглийского, аккадского, древнеегипетского, тохарского, древнетюркского и т.п.?

Нужны. Причем не грамматические справочники, а именно хорошо написанные учебники, доступные широкому кругу учащихся.
А для чего? позвольте поинтересоваться...

Offline Damaskin

  • Posts: 11789
То есть не латыни/греческого/старославянского/санскрита, а, например, древнеанглийского, аккадского, древнеегипетского, тохарского, древнетюркского и т.п.?

Нужны. Причем не грамматические справочники, а именно хорошо написанные учебники, доступные широкому кругу учащихся.
А для чего? позвольте поинтересоваться...


Для удовлетворения потребностей любителей изучения языков.
La memoria no acuña su moneda

Offline лад

  • Posts: 2371
То есть не латыни/греческого/старославянского/санскрита, а, например, древнеанглийского, аккадского, древнеегипетского, тохарского, древнетюркского и т.п.?

Нужны. Причем не грамматические справочники, а именно хорошо написанные учебники, доступные широкому кругу учащихся.
А для чего? позвольте поинтересоваться...


Для удовлетворения потребностей любителей изучения языков.
"Любители изучения языков" - это что за сферический конь в вакууме?

Offline Damaskin

  • Posts: 11789
То есть не латыни/греческого/старославянского/санскрита, а, например, древнеанглийского, аккадского, древнеегипетского, тохарского, древнетюркского и т.п.?

Нужны. Причем не грамматические справочники, а именно хорошо написанные учебники, доступные широкому кругу учащихся.
А для чего? позвольте поинтересоваться...


Для удовлетворения потребностей любителей изучения языков.
"Любители изучения языков" - это что за сферический конь в вакууме?


Вот такой вот конь.
La memoria no acuña su moneda

Offline лад

  • Posts: 2371
То есть не латыни/греческого/старославянского/санскрита, а, например, древнеанглийского, аккадского, древнеегипетского, тохарского, древнетюркского и т.п.?

Нужны. Причем не грамматические справочники, а именно хорошо написанные учебники, доступные широкому кругу учащихся.
А для чего? позвольте поинтересоваться...


Для удовлетворения потребностей любителей изучения языков.
"Любители изучения языков" - это что за сферический конь в вакууме?


Вот такой вот конь.
И сколько такого коня есть?


Online Neeraj

  • Posts: 3924
  • Neeraj
Понятно. Странно тогда, что до сих пор никто своего учебника не издал.
По некоторым языкам вообще-то издали. По готскому, например, видел. Но это почти единичный случай.
Вообще-то изучение готского ( на минимальном уровне  ) входит в курс Истории немецкого языка ... Самому когда-то приходилось сдавать экзамен, делая перевод с готского. 

Offline Damaskin

  • Posts: 11789
И сколько такого коня есть?

А какая разница? Понятно, что создание учебника по "нетрадиционному" древнему языку в принципе не может быть коммерческим проектом. Соответственно, вопрос о размере потенциальной аудитории не имеет смысла.
С другой стороны, я отказался от изучения древнеирландского не в последнюю очередь из-за того, что по этому языку нет вменяемых учебников. Так что одно влияет на другое.
La memoria no acuña su moneda

Offline RockyRaccoon

  • Posts: 33031
  • ^^^^^^^^^^^
Понятно. Странно тогда, что до сих пор никто своего учебника не издал.
По некоторым языкам вообще-то издали. По готскому, например, видел. Но это почти единичный случай.
Вообще-то изучение готского ( на минимальном уровне  ) входит в курс Истории немецкого языка ... Самому когда-то приходилось сдавать экзамен, делая перевод с готского.
И в курс истории английского языка тоже. У меня до сих пор валяется конспект. А вот учебников готского у нас не было, в отличие от латыни и древнеанглийского. Сейчас, кажется, есть такие.
-<<<+>>>--<<<+>>>--<<<+>>>--<<<+>>>-

Понятно, что создание учебника по "нетрадиционному" древнему языку в принципе не может быть коммерческим проектом. Соответственно, вопрос о размере потенциальной аудитории не имеет смысла.
Имеет. Одно дело - пусть в убыток, но издать хотя бы пару сотен экземпляров тиража, которые будут востребованы, и другое - если спрос на всю стану не превысит пары десятков потенциальных пользователей. Издавать таким тиражом вообще никакого смысла нет. Да и авторам ради такой маленькой аудитории писать учебник в лом.

А вот учебников готского у нас не было, в отличие от латыни и древнеанглийского.
А что за учебник древнеанглийского? Встречал только книги типа "Практикум по истории английского языка", где даются отрывки из древне- и среднеанглийских текстов и вопросы к ним. Но это не полноценные учебники.

Offline Damaskin

  • Posts: 11789
Имеет. Одно дело - пусть в убыток, но издать хотя бы пару сотен экземпляров тиража, которые будут востребованы, и другое - если спрос на всю стану не превысит пары десятков потенциальных пользователей.

От традиционной издательской системы надо отходить. Современные возможности позволяют изготовить электронную книгу с копеечной себестоимостью, для которой можно еще и печатать бумажные варианты по мере поступления заявок.

Да и авторам ради такой маленькой аудитории писать учебник в лом.

Если задача автора - заработать денюжку или потешить свое ЧСВ - то да, но тогда он изначально ошибся с выбором языка.
Если задача - проделать интересную творческую работу, популяризировать язык, которым занимаешься - то имеет смысл писать учебник и ради двух человек.
La memoria no acuña su moneda

Если задача - проделать интересную творческую работу, популяризировать язык, которым занимаешься - то имеет смысл писать учебник и ради двух человек.
В общем, да, но авторы, которые возьмутся написать учебник ради двух человек, заведомо встречаются реже, чем те, которые займутся этой работой ради более широкой аудитории.

Надо все-таки понимать, что написание учебника - дело долгое и весьма трудозатратное. Сколько лингвофорумчан начинало здесь сочинять уроки какого-нибудь языка, и много ли их не сдулось после пары уроков? Энтузиазм автора в написании учебника должен не иссякнуть прежде, чем учебник будет закончен, и широта потенциальной аудитории - не последний из факторов, поддерживающих этот энтузиазм. Если же интересуются языком, кроме тебя, только два человека, то легче поработать просто преподавателем для этих двух человек, не заморачиваясь написанием учебника. Особенно учитывая, что современные компьютерные технологии делают даже географическую разобщенность преподавателя и учеников не особо серьезной проблемой.

 

With Quick-Reply you can write a post when viewing a topic without loading a new page. You can still use bulletin board code and smileys as you would in a normal post.

Note: this post will not display until it's been approved by a moderator.
Name: Email:
Verification:
Type the letters shown in the picture
Listen to the letters / Request another image
Type the letters shown in the picture:
√49 Напишите ответ строчными буквами:
«Сто одёжек, все без застёжек» — что это?: