Author Topic: Курганы, могилы, Велесъ и великаны.  (Read 922 times)

0 Members and 1 Guest are viewing this topic.

Offline Γρηγόριος

  • Posts: 3274
Quote from: А. Гатцукъ. Старина рꙋсской зємли. — М., 1888.
Въ Россіи и Сибири чаще всего встрѣчаются и болѣе замѣтны могилы насыпи. Ихъ обыкновенно называютъ у насъ курганами (что̀, по мнѣнію нѣкоторыхъ происходитъ отъ восточныхъ словъ: хурхане и значитъ: могила‐домъ) или марами (отъ мордовскаго слова мар‐куча), сопками, панками и т.‐д. На‐югѣ Россіи эти насыпные холмы называютъ могилами отъ слова могти, мощи, мочъ, т.‐е. набирать или имѣть силу. *) Стало быть со словомъ могила соединено понятіе о силѣ или ростѣ, величинѣ. Вѣрнѣе всего, что это слово означало когда‐то мѣсто погребенія могучихъ, т.‐е. богатырей или великановъ. Въ Западной Россіи курганы называютъ волотовками, что значитъ: могилы Волотовъ или Велетовъ (отъ слова владѣть), какъ называли когда‐то славяне великановъ, исполинов.
Чтобы объяснить себѣ такое названіе могилъ, должно знать слѣдующее.
Слово Волотъ близко съ названіемъ древнѣйшаго Бога славянскихъ племенъ, Волоса или Велеса. Имя его доселѣ вспоминаетъ нашъ народъ, оставляя въ полѣ клочекъ хлѣба «Волоску на бородку» и т. под. Первобытные славяне такъ называли своего старшаго бога‐пастуха т. е. небо и представляли себѣ его огромнымъ добрымъ великаномъ съ однимъ всевидящимъ глазомъ—солнцемъ**).
Врагами этого свѣтлаго, «скотьяго» бога (бога пастушескихъ народовъ, посылавшаго людямъ всякое благо, богатство, которое тогда состояло въ скотѣ) казались имъ тучи осеннія, которыя, словно горы ходячія, закрываютъ собою свѣтлое небо и въ особенности ночь темную. Ихъ представляли они себѣ тоже великанами, но только злыми, которые стремятся извести свѣтлаго бога. Оттого‐то сложилась въ послѣдствіии такая сказка:
Сначала на землѣ жили люди огромные ростомъ, какъ цѣлыя горы. Умомъ они были такіе гордые, что задумали самому богу противиться и стали съ нимъ воевать: почали стрѣлять въ небо и бросать въ него огромныя камни. За то богъ поразилъ ихъ всѣхъ до единаго. Камни и скалы, что̀ бросали они въ небо, на нихъ же обрушились. Отъ костей то этихъ великановъ и горы по землѣ сталися; а дотолѣ земля всюду была ровная, хоть шаромъ покати, какою станетъ она опять по страшномъ судѣ, когда огонь протечетъ по ней отъ востока до запада и пожретъ все живущее. Какъ перевелось на свѣтѣ это великанское племя и земля запустѣла, то Господь создалъ новыхъ людей, уже не великановъ, а маленькихъ, какіе и доселѣ живутъ».
Отсюда понятно, во 1‐хъ, что великанами Славяне могли называть всякое сильное и враждебное имъ племя. По свидѣтельству преподобнаго Нестора такими именно и представляли себѣ русскіе Славяне Аваровъ (по нашему Обровъ, народъ татарскій), которые «премучили» нашихъ Дулѣбовъ и по словамъ сказанія «быша тѣломъ велици и умомъ горди, и Богъ потреби я: и помроша вси, и не остася ни единъ Обринъ». Оттого, продолжаетъ св. Несторъ, «есть притча до сего дне: погыбоша, аки Обри, ихъ же нѣсть племени, ни наслѣдника». Такъ точно и Нѣмцы представляли себѣ великанами враждебныхъ имъ Славянъ подъ именемъ Виндовъ, или Венедовъ, и Гунновъ. Во 2‐хъ, всякій холмъ и гору, согласно приведенной сказкѣ, народы могли принимать за могилу древле погибшаго великана. Наконецъ въ 3‐хъ, народъ, приходя въ какую нибудь страну и встрѣчая въ ней древнія неизвѣстныя ему могилы или позабывъ впослѣдствіи, что предшественники его въ странѣ были такіе же люди, какъ и онъ самъ, относилъ эти могилы ко времени сказочныхъ великановъ, мнимыхъ предшественниковъ бытія вообще рода человѣческаго. Поэтому у насъ въ Россіи доселѣ существуетъ повѣрье, что въ курганахъ лежатъ кости великановъ. Нѣмцы тоже считаютъ древнія могилы могилами великановъ, или что тоже—Виндовъ, Гунновъ. Туркмены средней Азіи, доселѣ еще насыпающіе курганы надъ своими батурами (богатырями, храбрыми людьми), также считаютъ нѣкоторые неизвѣстные курганы могилами великановъ. Тоже встрѣчаемъ у Персіянъ, Грековъ и друг.

*) Въ одномъ изъ древне‐арійскихъ языковъ, именно, въ языкѣ Санскритскомъ, слово маг значило рости, а въ Зендскомъ—мочь.
**) Почитаніе Волоса господствовало въ быту пастушескомъ, кочевомъ; потому у Славянъ называютъ иногда пастуховъ овецъ волохами, а нѣкогда называли гадателей по звѣздамъ волхвами. И самихъ сказочныхъ Волотовъ (великановъ) они представляли себѣ не умѣвшими ни пахать, ни сѣять.

Хотѣлъ бы услышать мнѣнїя лїнгвїстовъ по овымъ (словеснымъ) утвержденїямъ.
И мнѣнїя всѣхъ прочихъ по не связанымъ съ лїнгвїстикою утвержденїямъ и прѣдположенїямъ.

Offline Bhudh

  • Posts: 47797
  • aka 蝎
    • Сайты по языкознанию
Хотѣлъ бы услышать мнѣнїя лїнгвїстовъ по овымъ (словеснымъ) утвержденїямъ.
Утвержденія какъ утвержденія. Возможно, родственны, возможно, нетъ. Достовѣрно-то какъ узнать?
Пиши, что думаешь, но думай, что пишешь.
MONEŌ ERGŌ MANEŌ.
Waheeba dokin ʔebi naha.
«каждый пост в интернете имеет коэффициент бреда» © Невский чукчо

Offline лад

  • Posts: 2372
Хотѣлъ бы услышать мнѣнїя лїнгвїстовъ по овымъ (словеснымъ) утвержденїямъ.
Так или иначе могила может восходить к значению могучий/могутный, а уж что тут первично "великий" или "могущественный"  это не определить, в индоевропейских языках есть корни с обоими значениями.

Offline Γρηγόριος

  • Posts: 3274
А волхвы и волохи имѣютъ отношенїе къ Волосу?

Offline лад

  • Posts: 2372
А волхвы и волохи имѣютъ отношенїе къ Волосу?
Про волхвов - кто бы знал?
Про влахов - почти наверняка нет.

 

With Quick-Reply you can write a post when viewing a topic without loading a new page. You can still use bulletin board code and smileys as you would in a normal post.

Note: this post will not display until it's been approved by a moderator.
Name: Email:
Verification:
Type the letters shown in the picture
Listen to the letters / Request another image
Type the letters shown in the picture:
√49 Напишите ответ строчными буквами:
«Сто одёжек, все без застёжек» — что это?: