Author Topic: Курс лингвистики в школе  (Read 7974 times)

0 Members and 1 Guest are viewing this topic.

Offline Nevik Xukxo

  • Posts: 43093
  • Imperial secret policeman
Возможно, стоит в школе узнавать азы сравнительно-исторического языкознания, чтобы лингвофриков меньше было в будущем?

Offline Krasimir

  • Posts: 362
  • Нижнее Притомье
Кажется, между сторонами пролегает фундаментальное расхождение ценностей, суть которого я ясно не понимаю.
Это спор филологов и учёных.
Кажнай пō мадё̄ӷыт ай кажнай ӄвӭ̄л ӄолдо̄ӷыт таштып коштат, кужат тат шё̄шӄуй шэндсэ шарватпэнҗанд.©

Шё̄шӄуй ӭҗла вес ӄулатӄо!

Гори, огонь нашей жизни, как можно дольше!

Offline лад

  • Posts: 2372
Суть одна, в школе надо изучать то, что может пригодиться в жизни любому человеку без какой-либо специализации. Все что изучали в школе в советское время могло пригодится в жизни любому человеку в любой момент. И не надо изучать то, что бесполезно любому человеку, то есть не может пригодится в жизни в некой ситуации, если он этим не интересуется или не собирается становится профессионалом. В школе и без того хватает языковых предметов, русский язык, литература, иностранные языки, если человек ими интересуется, то у него есть возможность выбрать лингвистику как профессию по этим предметам. Просто нет жизненной ситуации когда могла бы потребоваться лингвистика простому человеку.


Offline Georgos Therapon

  • Posts: 1855
И чем больше специальностей работают с разными явлениями данной науи, тем существенней необходимость её преподавания в школе.

Я бы сказал несколько иначе: чем более необходима какая-то наука в жизни, тем существенней необходимость её изучения. И не важно где изучать -- дома, в школе, на работе, в институте и т. д.

Online svarog

  • Posts: 2225
Если вводить какой-либо школьный предмет, в качестве обязательного, нужно, чтобы выполнялся  один из следующих критериев:
1 Предполагается, что с явлениями данного предмета человек сталкивается в повседневной жизни(как я уже говорил раннее)
А с языком вы в повседневной жизни не сталкиваетесь. :o

Quote
2)Высокий процент того,что при выборе профессии человек выберет именно ту, которая требует знаний этой науки(есть специальности, которые работают с физикой, есть-с химией и т д). И чем больше специальностей работают с разными явлениями данной науи, тем существенней необходимость её преподавания в школе.
Давайте проведём опрос. Выберем любую из тем школьной программы за 8-10 класс (по любому естественно-научному предмету). Выйдем на улицу и спросим 100 человек, 1) что это такое 2) используют ли они это в своей работе. Какой процент ответит "да", по вашему?

Нет никаких процентов, вероятность того, что какая-то конкретная из школьных тем пригодится вам в жизни, очень мала.


Offline wandrien

  • Posts: 4203
Суть одна, в школе надо изучать то, что может пригодиться в жизни любому человеку без какой-либо специализации.
Что такое "человек без специализации"? Зачем "человеку без специализации" уравнения теории относительности? Способы решения квадратных уравнений? Экономическая география? (И вообще география?)

Кажется, между сторонами пролегает фундаментальное расхождение ценностей, суть которого я ясно не понимаю.
Это спор филологов и учёных.
Я думаю, что это больше похоже на некоторую разновидность синдрома утёнка. "Я учил в школе алгербу, значит она нужна. Лингвистику не учил, значит не нужна."

И с точки зрения соционики, можно еще предположить различие в ценностной/неценностной интуиции возможностей и структурной логике. Для кого-то важно понимать и классифицировать явления, для кого-то -- нет. Ну с этим ничего не попишешь, кому-то природой дано одно, кому-то другое.
Умело сочетаю отсутствие каких-либо талантов с отсутствием жизненных целей.

Мне нечего сказать миру - я не разговариваю с вымышленными персонажами.

Ваша свобода находится здесь и сейчас, прямо под слоем эмоций.

Online Geoalex

  • Posts: 13702
Суть одна, в школе надо изучать то, что может пригодиться в жизни любому человеку без какой-либо специализации.
То есть только арифметику, основы орфографии и в какой руке держать вилку. Никакой химии, физики и алгебры.
Все что изучали в школе в советское время могло пригодится в жизни любому человеку в любой момент.
Вы перепутали советскую школу с церковно-приходской.
И не надо изучать то, что бесполезно любому человеку, то есть не может пригодится в жизни в некой ситуации, если он этим не интересуется или не собирается становится профессионалом.
Тогда у вас в стране будут одни продавцы холодильников, операторы кол-центров и чернорабочие.
Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй.

Offline Georgos Therapon

  • Posts: 1855
Кажется, между сторонами пролегает фундаментальное расхождение ценностей, суть которого я ясно не понимаю.

Верно заметили. Есть ценности общественные, государственные и частные, которые не во всем совпадают.

Offline wandrien

  • Posts: 4203
Я думаю, что это больше похоже на некоторую разновидность синдрома утёнка. "Я учил в школе алгербу, значит она нужна. Лингвистику не учил, значит не нужна."
Разовью мысль.

То есть в возрасте, когда человек был легко внушаем, его убедили в необходимости изучения той или иной науки - и вот результат. Про лингвистику ничего не говорили -- и вот тоже результат.

Вот за этим и нужно давать лингвистику. Чтобы соответствующая область человеческого знания не выпадала белым пятном из того, что  человеком мыслится как человеческая культура.
Умело сочетаю отсутствие каких-либо талантов с отсутствием жизненных целей.

Мне нечего сказать миру - я не разговариваю с вымышленными персонажами.

Ваша свобода находится здесь и сейчас, прямо под слоем эмоций.

Offline лад

  • Posts: 2372
Суть одна, в школе надо изучать то, что может пригодиться в жизни любому человеку без какой-либо специализации.
То есть только арифметику, основы орфографии и в какой руке держать вилку. Никакой химии, физики и алгебры.
Вы как читаете? Уже который раз пишу, что физика, химия, алгебра может пригодится любому человеку без какой либо специализации в данной области в любой момент жизни. Но тут меня некоторые опровергают, что дескать ему лично это не нужно. Ну если вам не нужно, так может вы уникум и спите в днем в гробу, а ночью весите вниз головой на дереве. Откуда я знаю?

Quote
Все что изучали в школе в советское время могло пригодится в жизни любому человеку в любой момент.
Вы перепутали советскую школу с церковно-приходской.
Вы учитесь в церквоно-приходской школе?

Quote
И не надо изучать то, что бесполезно любому человеку, то есть не может пригодится в жизни в некой ситуации, если он этим не интересуется или не собирается становится профессионалом.
Тогда у вас в стране будут одни продавцы холодильников, операторы кол-центров и чернорабочие.
Вот вы вероятно выступаете за это.
 

Offline Krasimir

  • Posts: 362
  • Нижнее Притомье
Подписываюсь под каждым словом
Кажнай пō мадё̄ӷыт ай кажнай ӄвӭ̄л ӄолдо̄ӷыт таштып коштат, кужат тат шё̄шӄуй шэндсэ шарватпэнҗанд.©

Шё̄шӄуй ӭҗла вес ӄулатӄо!

Гори, огонь нашей жизни, как можно дольше!

Offline лад

  • Posts: 2372
Я думаю, что это больше похоже на некоторую разновидность синдрома утёнка. "Я учил в школе алгербу, значит она нужна. Лингвистику не учил, значит не нужна."
Разовью мысль.

То есть в возрасте, когда человек был легко внушаем, его убедили в необходимости изучения той или иной науки - и вот результат. Про лингвистику ничего не говорили -- и вот тоже результат.

Вот за этим и нужно давать лингвистику. Чтобы соответствующая область человеческого знания не выпадала белым пятном из того, что  человеком мыслится как человеческая культура.
Областей знания бесконечное количество. Вот такие рассуждения знаете к чему приводят? К тому что говорят, чем хуже предмет "Волшебная метла Гарри Потера" или "Жизненный путь Мадонны" чем алгебра? Они тоже области знания, а значит вы не имеете право заставлять меня учить алгебру, когда я хочу изучать Гарри Потера!

Offline wandrien

  • Posts: 4203
Уже который раз пишу, что физика, химия, алгебра может пригодится любому человеку без какой либо специализации в данной области в любой момент жизни. Но тут меня некоторые опровергают, что дескать ему лично это не нужно. Ну если вам не нужно, так может вы уникум и спите в днем в гробу, а ночью весите вниз головой на дереве. Откуда я знаю?
«Лингвистика может пригодится любому человеку без какой либо специализации в данной области в любой момент жизни. Но тут меня некоторые опровергают, что дескать ему лично это не нужно. Ну если вам не нужно, так может вы уникум и спите в днем в гробу, а ночью весите вниз головой на дереве. Откуда я знаю?»

Давайте не будем опускаться до такого уровне дискуссии, хорошо?
Умело сочетаю отсутствие каких-либо талантов с отсутствием жизненных целей.

Мне нечего сказать миру - я не разговариваю с вымышленными персонажами.

Ваша свобода находится здесь и сейчас, прямо под слоем эмоций.

Offline лад

  • Posts: 2372
Уже который раз пишу, что физика, химия, алгебра может пригодится любому человеку без какой либо специализации в данной области в любой момент жизни. Но тут меня некоторые опровергают, что дескать ему лично это не нужно. Ну если вам не нужно, так может вы уникум и спите в днем в гробу, а ночью весите вниз головой на дереве. Откуда я знаю?
«Лингвистика может пригодится любому человеку без какой либо специализации в данной области в любой момент жизни. Но тут меня некоторые опровергают, что дескать ему лично это не нужно. Ну если вам не нужно, так может вы уникум и спите в днем в гробу, а ночью весите вниз головой на дереве. Откуда я знаю?»

Давайте не будем опускаться до такого уровне дискуссии, хорошо?
Конечно, когда вы неправы, вот вы и опустились до такого уровня дискуссии.

Offline wandrien

  • Posts: 4203
Областей знания бесконечное количество. Вот такие рассуждения знаете к чему приводят? К тому что говорят, чем хуже предмет "Волшебная метла Гарри Потера" или "Жизненный путь Мадонны" чем алгебра? Они тоже области знания, а значит вы не имеете право заставлять меня учить алгебру, когда я хочу изучать Гарри Потера!
Такой предмет уже есть, называется: литература. Но правда там дают более развивающие интеллект задачи, нежели чтение волшебной метлы. Чтение Булгакова, например.
Умело сочетаю отсутствие каких-либо талантов с отсутствием жизненных целей.

Мне нечего сказать миру - я не разговариваю с вымышленными персонажами.

Ваша свобода находится здесь и сейчас, прямо под слоем эмоций.

Online Geoalex

  • Posts: 13702
Вы как читаете? Уже который раз пишу, что физика, химия, алгебра может пригодится любому человеку без какой либо специализации в данной области в любой момент жизни.
Вот где среднему человеку могут пригодиться квадратные уравнения? Или производные и интегралы?
Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй.

Offline лад

  • Posts: 2372
Областей знания бесконечное количество. Вот такие рассуждения знаете к чему приводят? К тому что говорят, чем хуже предмет "Волшебная метла Гарри Потера" или "Жизненный путь Мадонны" чем алгебра? Они тоже области знания, а значит вы не имеете право заставлять меня учить алгебру, когда я хочу изучать Гарри Потера!
Такой предмет уже есть, называется: литература. Но правда там дают более развивающие интеллект задачи, нежели чтение волшебной метлы. Чтение Булгакова, например.
Нет у нас таких предметов, а на западе уже есть.

Вы как читаете? Уже который раз пишу, что физика, химия, алгебра может пригодится любому человеку без какой либо специализации в данной области в любой момент жизни.
Вот где среднему человеку могут пригодиться квадратные уравнения? Или производные и интегралы?
Могут в любой момент, хотя бы даже тому же автомобилисту.

Offline wandrien

  • Posts: 4203
Областей знания бесконечное количество. Вот такие рассуждения знаете к чему приводят? К тому что говорят, чем хуже предмет "Волшебная метла Гарри Потера" или "Жизненный путь Мадонны" чем алгебра? Они тоже области знания, а значит вы не имеете право заставлять меня учить алгебру, когда я хочу изучать Гарри Потера!
Такой предмет уже есть, называется: литература. Но правда там дают более развивающие интеллект задачи, нежели чтение волшебной метлы. Чтение Булгакова, например.
Нет у нас таких предметов, а на западе уже есть.
Развейте мысль, prosim. Мне не ясно, как эта часть разговора соотносится с практической пользой всяческих алгебр и физик. Чтение Булгакова более практически полезно, чем чтение Роулинг? И если да (или нет), то почему?
Умело сочетаю отсутствие каких-либо талантов с отсутствием жизненных целей.

Мне нечего сказать миру - я не разговариваю с вымышленными персонажами.

Ваша свобода находится здесь и сейчас, прямо под слоем эмоций.

Offline лад

  • Posts: 2372
Областей знания бесконечное количество. Вот такие рассуждения знаете к чему приводят? К тому что говорят, чем хуже предмет "Волшебная метла Гарри Потера" или "Жизненный путь Мадонны" чем алгебра? Они тоже области знания, а значит вы не имеете право заставлять меня учить алгебру, когда я хочу изучать Гарри Потера!
Такой предмет уже есть, называется: литература. Но правда там дают более развивающие интеллект задачи, нежели чтение волшебной метлы. Чтение Булгакова, например.
Нет у нас таких предметов, а на западе уже есть.
Развейте мысль, prosim. Мне не ясно, как эта часть разговора соотносится с практической пользой всяческих алгебр и физик. Чтение Булгакова более практически полезно, чем чтение Роулинг? И если да (или нет), то почему?
Там не чтение как таковой литературы, а именно изучение типа биографии Мадонны, мира Харри, да мало ли что кому придет изучать в голову! И все эти предметы подменяют, то есть вытесняют, традиционные. Бесконечного времени ни у кого нет.

Точные науки хороши для обучения тем, что там есть правильный ответ и неправильный, они развивают мышление. А лингвистика неточная наука, в ней слишком много интерпретаций и личных мнений. Впрочем, я уже повторяюсь, я всё это уже писал и нет желания повторяться, перетирать из пустого в порожнее.

Offline Georgos Therapon

  • Posts: 1855
Вот где среднему человеку могут пригодиться квадратные уравнения? Или производные и интегралы?

Простой пример из жизни сварщика. Надо из листа сделать выкройку, чтобы потом согнуть и получить конус заданной высоты и диаметра. Тут хотя и не интегралы, но математику знать надо.

Offline Wellenbrecher

  • Posts: 461
Проголосовал "Нет", т.к. для меня установки в духе "Вот это назовём звуком, а вот то - фонемой" выглядят просто игрой в слова для людей, не знающих, чем себя занять; и даже усвоение указанных терминов (и аналогичных) помещает человека в образ мольеровского героя, который внезапно выяснил, что разговаривает прозой. Лингвистика не должна быть массовой. Для меня лингвист - это тот, кто через много лет труда расшифровал шумерскую клинопись и умер от истощения, а не тот, кто компостирует студентам мозги не вполне понятными ему самому терминами.

Offline Nevik Xukxo

  • Posts: 43093
  • Imperial secret policeman
Вот где среднему человеку могут пригодиться квадратные уравнения? Или производные и интегралы?
Идея: общую школу вообще развалить на факультеты: математический, гуманитарный, что там ещё.
А так как школьники за себя не отвечают, то выбор факультета чуть не лотерейным сделать.

Offline wandrien

  • Posts: 4203
Вот где среднему человеку могут пригодиться квадратные уравнения? Или производные и интегралы?

Простой пример из жизни сварщика. Надо из листа сделать выкройку, чтобы потом согнуть и получить конус заданной высоты и диаметра. Тут хотя и не интегралы, но математику знать надо.
Вот видите: и интегралы оказались не нужны.
Умело сочетаю отсутствие каких-либо талантов с отсутствием жизненных целей.

Мне нечего сказать миру - я не разговариваю с вымышленными персонажами.

Ваша свобода находится здесь и сейчас, прямо под слоем эмоций.

Online svarog

  • Posts: 2225
Могут в любой момент, хотя бы даже тому же автомобилисту.
Могут. Но большинство автомобилистов без них обходится. Какой реально процент автомобилистов по-вашему использует эти знания?

Я проголосовал "нет". Отдельный курс не нужен, достаточно в курсе русского языка вводить некоторые элементы лингвистики (за счёт выкидывания части имеющегося словоблудия).

 

With Quick-Reply you can write a post when viewing a topic without loading a new page. You can still use bulletin board code and smileys as you would in a normal post.

Note: this post will not display until it's been approved by a moderator.
Name: Email:
Verification:
Type the letters shown in the picture
Listen to the letters / Request another image
Type the letters shown in the picture:
√49 Напишите ответ строчными буквами:
«Сто одёжек, все без застёжек» — что это?: