Author Topic: Курс лингвистики в школе  (Read 8024 times)

0 Members and 1 Guest are viewing this topic.

Offline _Swetlana

  • Posts: 13908
Если бы вы утрудились почитать сообщения выше, вы бы поняли, о чём я пишу. Но чукча, видимо, не читатель. :yes:
И тут, и в других подобных ветках писал многократно: русский язык, языки республик России, иностранные язык нужно преподавать так же, как преподают строение и происхождение живых существ (биология), строение и происхождение неживы существ (химия) и строение мироздания (физика) — на научной основе. Наука о языке, его строении и происхождении, развитии и функционировании называется лингвистика.

Разве что-то тут непонятно? :donno:

1. НЕ НАДО преподавать в школе (всем и каждому) русский язык как математику.
Даже математику в школе не надо преподавать как математику. Я училась по т.н. "учебникам Колмогорова", курс геометрии был построен как у Эвклида, аксиоматичненько. Ну мне-то лично это нравилось, такое формально-аксиоматическое изложение. Вот только не все (обучавшиеся) смогли освоить школьный курс геометрии по этим учебникам. Некоторым этот учебник вынес последние мозги. Один серьёзный математик по поводу этих учебников обмолвился: вот за что бы Колмогоров не принимался помимо собственно математики, всё у него выходило как-то так...

2. Как НАДО преподавать русский язык в школе (всем и каждому).
Да, как ни странно, я знаю, как.
Потому что у моего сына (88 г.р.) в районной школе с довольно слабыми учителями была единственная суперженщина и суперпреподаватель - по русскому языку. Всем остальным: математикой, физикой, английским мы с ним занимались, а вот русским с его классом дополнительно занималась эта суперженщина за какие-то копейки.
И кто же учился в его классе, какие мальчики? Вот компания сына: Гарик (кардиохирург), Андрей (технолог по прокату), Ильдар (технолог по литью), Виктор (технолог по механке).
Вы, В.М., наверно, не слышали о существовании хороших мужских спецальностей?
Теперь угадайте, чему научила этих мальчиков эта добрая женщина? Она научила их грамотно (орфографически, пунктуационно, стилистически), литературным языком формулировать то, что они хотят сказать.
Как НАДО преподавать русский язык в школе (всем и каждому):
чтобы выпускник мог русским литературным языком, без каких-либо затей и манерности, связно и чётко написать письмо родителям, а родители чтоб облились слезами радости, читая это письмо.

Ну что тут непонятного?
Что не всем мальчикам (а также девочкам) нужна лингвистика (язык как формальная теория, изучение языка как научная дисциплина) и теория групп?
Что мальчик самолёты будет строить.  И первым делом, первым делом должен уметь связно, внятно, литературным языком изложить свои мысли. А лингвистика потом. Или даже никогда, как и теория групп.
     
 
Ὁ λόγος τῆς νοήσεως ἐλπίς ἐστιν.
Талбишектә үстем мин дә, сизелми мени бер дә?
Bless the Beasts and Children.

Online wandrien

  • Posts: 4245
Далее, как я вижу идеальную систему образования в России.
1. Образование обязательное, бесплатное, светское, совместное, первые 9 классов у всех одинаковое. Хотя бы первые 3 класса не задавать домашнее задание или почти не задавать (как во Франции).
Чтобы ребёнок 7-10 лет не сидел до 9 вечера над звуко-буквенным разбором, где безударные "е", "я" транскрибируются звуком "и". А потом писал бы "пясчинка". Такая, глядь, лингвистика.
А чтобы маленький ребёнок ходил в спортивные секции, бассейн, музыкальную школу, изостудию, чтобы у него на всё это было время. 

2. После 9 класса часть учащихся уходят в ПТУ и получают рабочую специальность. Оставшиеся специализируются в трёх направлениях общее (в смысле, базовое); естественно-научное (и математику сюда же); гуманитарное.
Дети, которые поют-танцуют-играют на музыкальных инструментах-занимаются спортом могут выбрать общее направление.
А дрищи, без голоса и слуха, с кривыми руками, точь-в точь как я  ;D могут специализироваться, изучать теорию групп ИЛИ лингвистику. Рождённые гении типа Колмогорова сами изучат и теорию групп, и лингвистику, не надо под них подстраивать общеобразовательные программы.
Недостаточно радикально.
Зачем вообще учить лишнее население в эпоху пост-индустриала каким-то там наукам? Развивать мышление? Способность делать умозаключения?
Курс патриотизма, ОБЖ и основ православия — более, чем достаточно.
А тех, кто пригоден к чему-то большему, корпорации сами в пробирках вырастят.
Умело сочетаю отсутствие каких-либо талантов с отсутствием жизненных целей.

Мне нечего сказать миру - я не разговариваю с вымышленными персонажами.

Ваша свобода находится здесь и сейчас, прямо под слоем эмоций.

Offline _Swetlana

  • Posts: 13908
Далее, как я вижу идеальную систему образования в России.
1. Образование обязательное, бесплатное, светское, совместное, первые 9 классов у всех одинаковое. Хотя бы первые 3 класса не задавать домашнее задание или почти не задавать (как во Франции).
Чтобы ребёнок 7-10 лет не сидел до 9 вечера над звуко-буквенным разбором, где безударные "е", "я" транскрибируются звуком "и". А потом писал бы "пясчинка". Такая, глядь, лингвистика.
А чтобы маленький ребёнок ходил в спортивные секции, бассейн, музыкальную школу, изостудию, чтобы у него на всё это было время. 

2. После 9 класса часть учащихся уходят в ПТУ и получают рабочую специальность. Оставшиеся специализируются в трёх направлениях общее (в смысле, базовое); естественно-научное (и математику сюда же); гуманитарное.
Дети, которые поют-танцуют-играют на музыкальных инструментах-занимаются спортом могут выбрать общее направление.
А дрищи, без голоса и слуха, с кривыми руками, точь-в точь как я  ;D могут специализироваться, изучать теорию групп ИЛИ лингвистику. Рождённые гении типа Колмогорова сами изучат и теорию групп, и лингвистику, не надо под них подстраивать общеобразовательные программы.
Недостаточно радикально.
Зачем вообще учить лишнее население в эпоху пост-индустриала каким-то там наукам? Развивать мышление? Способность делать умозаключения?
Курс патриотизма, ОБЖ, и основ православия — более, чем достаточно.
А тех, кто пригоден к чему-то большему, корпорации сами в пробирках вырастят.
Так учились в советской школе. Хорошее образование было.
Почему хорошее: потому что деревенский мальчик/девочка мог(ла) без репетиторов поступить в МГУ на мехмат. Теперь это невозможно.
Ὁ λόγος τῆς νοήσεως ἐλπίς ἐστιν.
Талбишектә үстем мин дә, сизелми мени бер дә?
Bless the Beasts and Children.

Offline Poirot

  • Posts: 54924
Так учились в советской школе. Хорошее образование было.
Я слышал другие мнения, но вам поверю.
"Каменный век закончился не потому, что камни кончились, а потому, что появились новые технологии" (с)

Offline _Swetlana

  • Posts: 13908
Так учились в советской школе. Хорошее образование было.
Я слышал другие мнения, но вам поверю.
А сами-то где учились, разве не в советской школе?
Ὁ λόγος τῆς νοήσεως ἐλπίς ἐστιν.
Талбишектә үстем мин дә, сизелми мени бер дә?
Bless the Beasts and Children.

Offline ростислав

  • Posts: 136
Я начал увлекатся лингвистикой, именно благодаря трем языкам, что  я изучал в школе и  появилась у меня любовь к  такой дисциплине, как лингвистика. Чтобы  подвести человека к лингвистике и заинтересовать его, достаточно этих школьных курсов. Главное, чтобы человек был любознательный

Online wandrien

  • Posts: 4245
Почему хорошее: потому что деревенский мальчик/девочка мог(ла) без репетиторов поступить в МГУ на мехмат. Теперь это невозможно.
Статистики бы.
Умело сочетаю отсутствие каких-либо талантов с отсутствием жизненных целей.

Мне нечего сказать миру - я не разговариваю с вымышленными персонажами.

Ваша свобода находится здесь и сейчас, прямо под слоем эмоций.

Offline Poirot

  • Posts: 54924
Так учились в советской школе. Хорошее образование было.
Я слышал другие мнения, но вам поверю.
А сами-то где учились, разве не в советской школе?
В ней конечно.
"Каменный век закончился не потому, что камни кончились, а потому, что появились новые технологии" (с)

Offline _Swetlana

  • Posts: 13908
Так учились в советской школе. Хорошее образование было.
Я слышал другие мнения, но вам поверю.
А сами-то где учились, разве не в советской школе?
В ней конечно.
Так теперь сравните с нынешним состоянием дел. Без репетиторов ни шагу. Второклассникам репетиторов нанимают.
У нас в классе (выпуск 77 года) все в МГУ-физтех-МИФИ собирались поступать... не все, конечно, поступили; непоступивших-недобравших без экзаменов по техническим вузам разобрали... на весь класс (27 человек) с репетиторами занималось 2 человека. Один - математикой, второй - английским языком.

Был единственный прокол - вот эти самые колмогоровские учебники по математике. Я 60 г.р., мы шли по этой программе первыми, дошли, затем их убрали. Ну 6 лет значит они точно были.
Вот ещё в те же годы русский язык бы преподавали как лингвистику, я была бы счастлива получили бы на выходе расслоение выпускников на суперинтеллектуалов и птушников  ;D
Ὁ λόγος τῆς νοήσεως ἐλπίς ἐστιν.
Талбишектә үстем мин дә, сизелми мени бер дә?
Bless the Beasts and Children.

Почему хорошее: потому что деревенский мальчик/девочка мог(ла) без репетиторов поступить в МГУ на мехмат. Теперь это невозможно.
Статистики бы.
Это не мои слова, слова человека, к которому я отношусь с большим неуважением, но в данном случае он прав.
Что теперь это стало невозможно, сказал ректор МГУ Садовничий. Обратитесь к нему за статистикой.
Ὁ λόγος τῆς νοήσεως ἐλπίς ἐστιν.
Талбишектә үстем мин дә, сизелми мени бер дә?
Bless the Beasts and Children.

Offline svarog

  • Posts: 2234
Wolliger Mensch, а не могли бы вы предложить своё видение программы по лингвистике для школы, хотя бы в виде короткого списка тем/областей/понятий? Возможно, это добавит конкретики к обсуждению о нужности/ненужности лингвистики. (И чисто для себя я хотел бы знать, в чём стоит "прокачаться").

Offline _Swetlana

  • Posts: 13908
Wolliger Mensch, а не могли бы вы предложить своё видение программы по лингвистике для школы, хотя бы в виде короткого списка тем/областей/понятий? Возможно, это добавит конкретики к обсуждению о нужности/ненужности лингвистики. (И чисто для себя я хотел бы знать, в чём стоит "прокачаться").
И я, и я! Пожалуйста, В.М.  :-[ составьте рабочую программу с перечнем тем и списком литературы.
Ὁ λόγος τῆς νοήσεως ἐλπίς ἐστιν.
Талбишектә үстем мин дә, сизелми мени бер дә?
Bless the Beasts and Children.

Online wandrien

  • Posts: 4245
Почему хорошее: потому что деревенский мальчик/девочка мог(ла) без репетиторов поступить в МГУ на мехмат. Теперь это невозможно.
Статистики бы.
Это не мои слова, слова человека, к которому я отношусь с большим неуважением, но в данном случае он прав.
Что теперь это стало невозможно, сказал ректор МГУ Садовничий. Обратитесь к нему за статистикой.
Итого:
«Отучившись в советской школе, деревенский мальчик/девочка мог(ла) без репетиторов поступить в МГУ на мехмат. В школе РФ это невозможно.»

Ну во всяком случае, насколько плохо могли в советской школе научить логическому мышлению, мы видим.
Умело сочетаю отсутствие каких-либо талантов с отсутствием жизненных целей.

Мне нечего сказать миру - я не разговариваю с вымышленными персонажами.

Ваша свобода находится здесь и сейчас, прямо под слоем эмоций.

Offline _Swetlana

  • Posts: 13908
Почему хорошее: потому что деревенский мальчик/девочка мог(ла) без репетиторов поступить в МГУ на мехмат. Теперь это невозможно.
Статистики бы.
Это не мои слова, слова человека, к которому я отношусь с большим неуважением, но в данном случае он прав.
Что теперь это стало невозможно, сказал ректор МГУ Садовничий. Обратитесь к нему за статистикой.
Итого:
«Отучившись в советской школе, деревенский мальчик/девочка мог(ла) без репетиторов поступить в МГУ на мехмат. В школе РФ это невозможно.»

Ну во всяком случае, насколько плохо могли в советской школе научить логическому мышлению, мы видим.
Как бы плохо я ни относилась к Садовничему, чему-то в советской школе его научили. Умению принимать форму сосуда.
Как математик он ничтожество, а как администратор пережил неоднократно смену общественных формаций, генсеков, президентов и всё ректор МГУ.
 
Ὁ λόγος τῆς νοήσεως ἐλπίς ἐστιν.
Талбишектә үстем мин дә, сизелми мени бер дә?
Bless the Beasts and Children.

Online wandrien

  • Posts: 4245
Проблема в том, _Swetlana, что совершенно не ясно, что вы пытаетесь сказать.

По всей видимости, вы пытаетесь привести некие доказательства того, что советская учебная программа (за какой-то период времени) по каким-то критериям лучше, чем современная. Но лишь только этот общий замысел и понятен, без какой-либо конкретики.
Умело сочетаю отсутствие каких-либо талантов с отсутствием жизненных целей.

Мне нечего сказать миру - я не разговариваю с вымышленными персонажами.

Ваша свобода находится здесь и сейчас, прямо под слоем эмоций.

Offline BormoGlott

  • Posts: 7187
НАДО преподавать русский язык в школе (всем и каждому):
чтобы выпускник мог русским литературным языком, без каких-либо затей и манерности, связно и чётко написать письмо родителям, а родители чтоб облились слезами радости от смеха, читая это письмо.
Для этого вовсе не обязательно учить его
"Всякое разумное дело имеет своё завершение, и только ерундой можно заниматься бесконечно."

И я, и я! Пожалуйста, В.М.  :-[ составьте рабочую программу с перечнем тем и списком литературы.
И хорошо бы предусмотреть одну четверть искусственным языкам и эсперанто в частности.
"Всякое разумное дело имеет своё завершение, и только ерундой можно заниматься бесконечно."

Offline _Swetlana

  • Posts: 13908
wandrien, я уже привела конкретику.
 
1. В моём классе выпуска 77-го года с репетиторами занимались 2 человека; один занимался математикой; второй (который потом уехал в Израиль) - английским. Мои одноклассники собирались поступать в самые престижные вузы (МГУ, ЛГУ, МФТИ, МИФИ), некоторые и поступили. Например, конкретно я и моя конкретная подруга-одноклассница поступили на мехмат. Класс у нас вообще-то был "физический", мы слегка не туда подались. Мой одноклассник, который щас со мной на одной кафедре, к.ф.-м.н., не поступив в физтех, поступил в ЧГУ. Другой мой конкретный одноклассник на одном со мной факультете автоматики тоже не поступил в физтех, сейчас доктор технических наук. Могу приложить их фотографические портреты с указанием степени, с нашего сайта. Те мои одноклассники, которые не поступил в самые престижные вузы, поступили в чуть менее престижные, без репетиторов.
Вот так было.

2. Сейчас даже в наш провинциальный университет (при недостатке абитуриентов, последствия демографической ямы) не поступают без репетиторов / подготовительных курсов.  Зажиточные жители близлежащих деревень возят детей по воскресеньям к репетиторам. Это всё цветочки. Ягодка, вот она.
Второклассникам, чьи родители не могут сделать звуко-буквенный разбор, нанимают репетиторов. Звуко-буквенный разбор я уже освоила, пора им на жизнь зарабатывать  :D 
Ὁ λόγος τῆς νοήσεως ἐλπίς ἐστιν.
Талбишектә үстем мин дә, сизелми мени бер дә?
Bless the Beasts and Children.

НАДО преподавать русский язык в школе (всем и каждому):
чтобы выпускник мог русским литературным языком, без каких-либо затей и манерности, связно и чётко написать письмо родителям, а родители чтоб облились слезами радости от смеха, читая это письмо.
Для этого вовсе не обязательно учить его
Ὁ λόγος τῆς νοήσεως ἐλπίς ἐστιν.
Талбишектә үстем мин дә, сизелми мени бер дә?
Bless the Beasts and Children.

И я, и я! Пожалуйста, В.М.  :-[ составьте рабочую программу с перечнем тем и списком литературы.
И хорошо бы предусмотреть одну четверть искусственным языкам и эсперанто в частности.
Да, кстати. Четверть-нечетверть, но тоже нужно. 
Ὁ λόγος τῆς νοήσεως ἐλπίς ἐστιν.
Талбишектә үстем мин дә, сизелми мени бер дә?
Bless the Beasts and Children.

Offline Geoalex

  • Posts: 13732
Интересно, если все советские дети поступали в МГУ-МИФИ-МФТИ, то кто же тогда учился в других вузах, а также в техникумах и ПТУ? Гастарбайтеры?
Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй.

Offline _Swetlana

  • Posts: 13908
(Не могу нагуглить давно читанную статью о советском гуманитарном образовании. То ли автор был Волгин; то ли журнал был "Волга". Скилироз  :(
Статья интересна тем, что написана филологом о тогдашнем советском образовании. Я-то сужу с колокольни выпускника физико-математического класса.)

Суть статьи.
Автор говорил, что тогдашнее советское высшее образование было доступно всем без изъятья; было бы желание.
По памяти: ...деканы сладострастно подсчитывали, сколько у них первокурсников "из колхозников", "из рабочих", из "демобилизовавшихся из рядов Советской Армии".
(в скобках замечу опять про мехмат: там вот прям сразу из рабочих и из рядов на мехмат не брали; 2 года учили на рабфаке, выпускные экзамены засчитывались как вступительные. Учиться на мехмате рабфаковцы в основной массе не могли, поэтому после 1 курса переводились на экономфак, где становились через одного ленинскими стипендиатами.)

Основная мысль автора - образование было доступно, любой желающий "выйти из народа" мог таки из него выйти. Не получил высшее образование (в те времена) только тот, кто не хотел учиться.
Ὁ λόγος τῆς νοήσεως ἐλπίς ἐστιν.
Талбишектә үстем мин дә, сизелми мени бер дә?
Bless the Beasts and Children.

Offline piton

  • Posts: 34329
Интересно, если все советские дети поступали в МГУ-МИФИ-МФТИ, то кто же тогда учился в других вузах, а также в техникумах и ПТУ? Гастарбайтеры?
Ну дурацкий же вопрос! Была система выявления и ведения тех, кто имел склонность и способности. Вот мой друг, к.ф-м. н., потомок  сосланных в Караганду.. Лето проводил у бабушки в деревне.
В школе проходил по уголовному делу. На почве любви к механике, термодинамике и проч. делал классные стволы, даже нарезные. Стрелять и сейчас не любит, ему сам процесс. Потом из его изделия кого-то подстрелили, хорошо не насмерть. Так его директор школы не дала посадить. Дескать, а кто будет летать на олимпиады в Алма-Ату и Москву, Пушкин?
Кстати, раньше конкурс и оценки на физтехе меньше всего роль играли. Устный экзамен по физике и собеседование. Как этот друг говорит, оценивали еб...тость претендента, бо без этого в науке нельзя. 
Попалось про языковой форум:
Од молдованина до фінна
На всіх язиках все мовчить,
Бо благоденствує! У нас
Святую Біблію читає
Святий чернець і научає

Offline Poirot

  • Posts: 54924
Была система выявления и ведения тех, кто имел склонность и способности.
Если только на уроках физкультуры.
"Каменный век закончился не потому, что камни кончились, а потому, что появились новые технологии" (с)

второй (который потом уехал в Израиль)
Не понял, к чему это уточнение в скобках? Какая разница, кто куда уехал или не уехал? :???
"Каменный век закончился не потому, что камни кончились, а потому, что появились новые технологии" (с)

 

With Quick-Reply you can write a post when viewing a topic without loading a new page. You can still use bulletin board code and smileys as you would in a normal post.

Note: this post will not display until it's been approved by a moderator.
Name: Email:
Verification:
Type the letters shown in the picture
Listen to the letters / Request another image
Type the letters shown in the picture:
√49 Напишите ответ строчными буквами:
«Сто одёжек, все без застёжек» — что это?: