Author Topic: Курс лингвистики в школе  (Read 7975 times)

0 Members and 1 Guest are viewing this topic.

Online Geoalex

  • Posts: 13702
Тут вот вспомнилось: если мы говорим о языковом родстве (семьи, группы и всё такое), то основы этого есть в школьном курсе географии. На уровне "русский и польский - славянские, а вместе с романскими, германскими, албанским и т.д. они образуют индоевропейскую семью".
Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй.

Offline Georgos Therapon

  • Posts: 1855
Ну да, на уровне 3-го класса (подставить числа в формулу).

Я и не пытаюсь доказать, что сварщику надо быть математиком, речь идет о минимальных знаниях в этой области. И в обучение сварщика, кстати, все это не входит, предполагается, что это или будет делать инженер, или это известно из школьной математики.

Это может быть необходимым, к примеру, при составлении договора. Если окажется что-то не так, то будет ситуация, где, как говорится, близок локоток, да язык короток.
Договора всё равно составляются на "юридическом" жаргоне, а не на литературном языке. В силу неоднозначности последнего очень во многих ситуациях.

Неправильно, договор составляется в свободной форме, закон здесь не накладывает ограничений.

Online svarog

  • Posts: 2225
Я и не пытаюсь доказать, что сварщику надо быть математиком, речь идет о минимальных знаниях в этой области.
Я в принципе о том же. Для повседневной жизни достаточно знаний из трёх начальных классов школы. Все остальные школьные годы -- "для общего развития". Поэтому нет смысла говорить, что "практичнее" -- математика или лингвистика.

Offline лад

  • Posts: 2372
Мне очень интересно, а кто-нибудь сталкивался с жизненной ситуацией когда нужна была бы лингвистика? Всякие рассуждения об суффиксах, флейме на форуме, изучения языков, чтения книжек и проч. увлечениях форумчан опускаем.

Это может быть необходимым, к примеру, при составлении договора. Если окажется что-то не так, то будет ситуация, где, как говорится, близок локоток, да язык короток.
Лингвистика в этой ситуации не поможет, в этой ситуации поможет только знание юриспруденции, ну в крайнем случае филологические построения, но они не лингвистика.

Ну да, на уровне 3-го класса (подставить числа в формулу).

Я и не пытаюсь доказать, что сварщику надо быть математиком, речь идет о минимальных знаниях в этой области. И в обучение сварщика, кстати, все это не входит, предполагается, что это или будет делать инженер, или это известно из школьной математики.
Во первых, алгебру в 3-м классе не преподают! Поэтому, даже кончив 3 класса школы, вы не сможете никуда ничего подставить.

Online Lodur

  • Posts: 20929
Если вы под "практикой" понимаете только труд ради денег, то и здесь приходится быть специалистом широкого профиля, как и всякому крестьянину. Но вообще-то в современном мире все узко специализировано. Хорошо это или плохо -- не знаю.
Не только ради денег. Вообще любая практическая деятельность. Разумеется, определённые разделы языкознания в практической деятельности отнюдь не помешают. (Как знание иностранных языков или грамотная речь и письмо). Но эти области и так присутсвуют в школе, и речь ведь в теме не о них. Ну вот представьте себе практическую ситуацию, в которой вам бы могли пригодиться, скажем, основы сравнительной лингвистики. Предположим, вы попали, не зная языка, скажем, в Испанию. Применяя методы сравнительной лингвистики, даже смогли понять, что язык, на котором говорят местные жители, - индоевропейский, принадлежит к романской группе. Поможет ли это вам с ними объясниться, так, чтобы вас поняли? Не думаю.
ईशस्य हि वशे लोको योषा दारुमयी यथा॥
īśasya hi vaśe loko yoṣā dārumayī yathā ||
Мир во власти Господа, поэтому мы подобны деревянным марионеткам в руках кукловода. (Шримад Бхагавата Пурана, 1.6.7б)

Неправильно, договор составляется в свободной форме, закон здесь не накладывает ограничений.
Вот, когда он составляется в свободной форме, и не даётся в работу, на предмет выявления "узких мест", корпоративному юристу - вы и рискуете попасть, при случае, в очень неприятную ситуацию.
ईशस्य हि वशे लोको योषा दारुमयी यथा॥
īśasya hi vaśe loko yoṣā dārumayī yathā ||
Мир во власти Господа, поэтому мы подобны деревянным марионеткам в руках кукловода. (Шримад Бхагавата Пурана, 1.6.7б)

Online Damaskin

  • Posts: 11589
Делятся. Мне никакие учителя ничего не отбивали, просто с детства была склонность к естественным и точным наукам (несмотря на то, что в "языковой" школе учился).

А склонность к индийской религиозной философии?

Online Lodur

  • Posts: 20929
А склонность к индийской религиозной философии?
Приобретена, по случаю, в возрасте 24 лет. :) (Хотя философия меня всегда интересовала, лет, наверное, с 13-14).
ईशस्य हि वशे लोको योषा दारुमयी यथा॥
īśasya hi vaśe loko yoṣā dārumayī yathā ||
Мир во власти Господа, поэтому мы подобны деревянным марионеткам в руках кукловода. (Шримад Бхагавата Пурана, 1.6.7б)

Online Damaskin

  • Posts: 11589
(Хотя философия меня всегда интересовала, лет, наверное, с 13-14).

Вот видите.
Я все больше склоняюсь к мысли, что деление на физиков и лириков обусловлено определенным устройством общества, а не человеческой природой.

Online svarog

  • Posts: 2225
Во первых, алгебру в 3-м классе не преподают! Поэтому, даже кончив 3 класса школы, вы не сможете никуда ничего подставить.
Алгебру не преподают, но подставлять числа в формулы уже учат.

Рабочая программа по математике. 3-й класс
http://festival.1september.ru/articles/646081/
Quote
Уметь читать числовые и буквенные выражения, содержащие 1-2 действия, с использованием терминов: сумма, разность, произведение, частное.
...
Знать формулы пути (s=v•t), стоимости (C=a•n), работы (A=v•t), площади и периметра прямоугольника (S=a•b, P=(a+b)•2), уметь их использовать для решения текстовых задач.

Online Lodur

  • Posts: 20929
Вот видите.
Я все больше склоняюсь к мысли, что деление на физиков и лириков обусловлено определенным устройством общества, а не человеческой природой.
Честно говоря, не понял вашей мысли. Неужели вы считаете, что философия - гуманитарная наука? Или что я должен был "увидеть"?
ईशस्य हि वशे लोको योषा दारुमयी यथा॥
īśasya hi vaśe loko yoṣā dārumayī yathā ||
Мир во власти Господа, поэтому мы подобны деревянным марионеткам в руках кукловода. (Шримад Бхагавата Пурана, 1.6.7б)

Offline Georgos Therapon

  • Posts: 1855
Я и не пытаюсь доказать, что сварщику надо быть математиком, речь идет о минимальных знаниях в этой области.
Я в принципе о том же. Для повседневной жизни достаточно знаний из трёх начальных классов школы. Все остальные школьные годы -- "для общего развития". Поэтому нет смысла говорить, что "практичнее" -- математика или лингвистика.

Ну вы и определили -- три класса! А я вот читал профессиональные переводы со средневековой латыни, где встречаются пассажи, связанные с астрономией, причем описания на уровне, который для современного школьника. Так вот, переводчик-профессионал не смог справиться, показав полное незнание на уровне школьника по этому предмету.   

Online Damaskin

  • Posts: 11589
Неужели вы считаете, что философия - гуманитарная наука?

Философия традиционно относится к гуманитарной сфере.

Online Lodur

  • Posts: 20929
Философия традиционно относится к гуманитарной сфере.
Но это всего лишь глюк, идущий с советских времён. Зачем-то засунули философию в гуманитарные ВУЗы. По большому счёту, конечно, философия - вообще не наука, в традиционном понимании того, что такое наука (и это не наезд - я считаю, что философия "выше" любой науки). С большой натяжкой, её можно, разве что, назвать "наукой о познании" или "наукой о науках". И она не менее, скажем так, важна для естественных и точных наук, чем для гуманитарных.
ईशस्य हि वशे लोको योषा दारुमयी यथा॥
īśasya hi vaśe loko yoṣā dārumayī yathā ||
Мир во власти Господа, поэтому мы подобны деревянным марионеткам в руках кукловода. (Шримад Бхагавата Пурана, 1.6.7б)

Online Damaskin

  • Posts: 11589
Но это всего лишь глюк, идущий с советских времён. Зачем-то засунули философию в гуманитарные ВУЗы.

Хотите сказать, что в других странах философию изучают в естественнонаучных вузах?

Впрочем, неважно. На ТТ вы в любом случае не тянете.

Online Lodur

  • Posts: 20929
На ТТ вы в любом случае не тянете.
На этот? :-[ Куда уж мне. :'(
ईशस्य हि वशे लोको योषा दारुमयी यथा॥
īśasya hi vaśe loko yoṣā dārumayī yathā ||
Мир во власти Господа, поэтому мы подобны деревянным марионеткам в руках кукловода. (Шримад Бхагавата Пурана, 1.6.7б)

Offline _Swetlana

  • Posts: 13908
В третьем классе уравнения с иксом уже решают.

Лад, да что вы мелочитесь, пользу математики доказываете. Вот, казалось бы, душа. Всем нужна. Ан нет, не всем  ;D

Раз уж коснулись математики. Как-то случайно видела кусочек "Культурной революции" как раз о пользе математики. Сидели две дамочки, одна - автор детективов, вторая не помню кто.
Я зашла, когда автор детективов визжала, что не нужно изучать в школе проценты! Что они никому не нужны!
(Вот одна дура не научилась считать проценты, смешно. Потом вторая, потом другие дураки подтянутся, а потом 146% будет норма жизни, - подумала я.)
И тут Швыдкой на этот визг печально заметил: "А я люблю математику. Математика учит мужеству".
Браво!  :=

По сабжу.
Лингвистику в школе преподавать нужно, но только как раздел математики. На малом мехмате МГУ школьникам в больших количествах дают лингвистические задачи.
А когда будет соответствующий матаппарат, то вся лингвистическая премудрость пойдёт на ура. 

 
Ὁ λόγος τῆς νοήσεως ἐλπίς ἐστιν.
Талбишектә үстем мин дә, сизелми мени бер дә?
Bless the Beasts and Children.

Online svarog

  • Posts: 2225
Ну вы и определили -- три класса! А я вот читал профессиональные переводы со средневековой латыни, где встречаются пассажи, связанные с астрономией, причем описания на уровне, который для современного школьника. Так вот, переводчик-профессионал не смог справиться, показав полное незнание на уровне школьника по этому предмету.
Вот именно! И нафига ему было среднее образование и курс астрономии в школе, если толку от этого -- ноль.

Offline Georgos Therapon

  • Posts: 1855
Сейчас изучать латинский можно лишь в качестве удобного примера в лингвистическом курсе, одновременно, в качестве побочного бонуса приобщая учащихся к основами греко-латинской терминологии.

А еще при подготовке переводчиков с латыни. Если начать учить с младых лет, то можно вырастить очень хорошего специалиста.

Offline Wolliger Mensch

  • Global Moderator
  • *
  • Posts: 48069
  • Haariger Affe
    • Подушка
Разделил тему примерно там, где разговоры о лингвистическом образовании в школе совсем закончились. Просьба не отклоняться от темы ветки.
«Вот интересно, каких лингвистических жемчуг можно найти в море отодвинутых книг», Ян Гавлиш.
«Впредь прошу помнить, что придумал игру не для любых ассоциаций, а для семантически оправданных. Например, чтó это такое: „рулетке“ — „выпечке“?? Тем более, что сей ляпсус я сам совершил…», Марбол
«Ветхий Завет написан на иврите и частично на армейском», Vesle Anne
«МЛ(ять)КО … ПЛ(ять)NЪ», Тася
«Вот откроет этот спойлер, например, Марго, ничего не подозревая, а потом будут по всему форуму блюющие смайлики…», Авал

Offline Драгана

  • Posts: 13390
Как отдельный предмет - считаю, не нужен. Далеко не все ученики настолько заинтересованы этим и будет только лишняя обязаловка. Как факультатив или подраздел программы русского языка (а также лингвистические комментарии в курсе прочих разделов русского языка) - да, конечно, только за.

Offline Wolliger Mensch

  • Global Moderator
  • *
  • Posts: 48069
  • Haariger Affe
    • Подушка
Как отдельный предмет - считаю, не нужен. Далеко не все ученики настолько заинтересованы этим и будет только лишняя обязаловка.

Чем обязаловка учить физику лучше обязаловки учить лингвистику? :donno: Почему физические, химические, биологические явления изучаются на научной основе, а языковым явлениям вы в этом отказываете? Разве вы с законами своей речи сталкиваетесь реже, чем с законом Ома?
«Вот интересно, каких лингвистических жемчуг можно найти в море отодвинутых книг», Ян Гавлиш.
«Впредь прошу помнить, что придумал игру не для любых ассоциаций, а для семантически оправданных. Например, чтó это такое: „рулетке“ — „выпечке“?? Тем более, что сей ляпсус я сам совершил…», Марбол
«Ветхий Завет написан на иврите и частично на армейском», Vesle Anne
«МЛ(ять)КО … ПЛ(ять)NЪ», Тася
«Вот откроет этот спойлер, например, Марго, ничего не подозревая, а потом будут по всему форуму блюющие смайлики…», Авал

Offline _Swetlana

  • Posts: 13908
1. Физика - вступительный экзамен у огромного числа специальностей, кроме программистов (физику заменяют на информатику). Но потом на 2-м курсе у программистов есть даже электротехника с (с законом Ома и Кирхгофа). И предмет по компьютерному "железу", забыла, как он называется. Схемотехника, что ли?
Зачем всем учить физику - иначе не поступишь.
2. Химия (кроме химиков) нужна, например, металлургам, материаловедам и пищевикам. Наверно, и ещё много кому.
Зачем учить химию прям всем - не знаю.
3. Биология нужна всем без исключения, нужно знать, как устроен твой собственный организм, другого не будет.

Для чего нужна лингвистика всем?
Чтобы сделать с ребёнком звуко-буквенный разбор (начальная школа) и образовать слово, обозначающее детёныша песца (задание для детского сада)  :)
Знать, от какого греческого/латинского слова образован тот или иной термин и упомянуть это при случае.
Ὁ λόγος τῆς νοήσεως ἐλπίς ἐστιν.
Талбишектә үстем мин дә, сизелми мени бер дә?
Bless the Beasts and Children.

 

With Quick-Reply you can write a post when viewing a topic without loading a new page. You can still use bulletin board code and smileys as you would in a normal post.

Note: this post will not display until it's been approved by a moderator.
Name: Email:
Verification:
Type the letters shown in the picture
Listen to the letters / Request another image
Type the letters shown in the picture:
√49 Напишите ответ строчными буквами:
«Сто одёжек, все без застёжек» — что это?: