Author Topic: Курс лингвистики в школе  (Read 7973 times)

0 Members and 1 Guest are viewing this topic.

Offline wandrien

  • Posts: 4203
Точные науки хороши для обучения тем, что там есть правильный ответ и неправильный, они развивают мышление. А лингвистика неточная наука, в ней слишком много интерпретаций и личных мнений. Впрочем, я уже повторяюсь, я всё это уже писал и нет желания повторяться, перетирать из пустого в порожнее.
Вот только в жизни не всегда бывают точные ответы на вопросы; скорее это даже редкость. Лингвистика, как и прочие гуманитарные дисциплины — это прежде всего область человеческого знания, предметом которой выступает мышление per se.
Вы забываете, что те самые "точные науки" стоят на фундаменте философии — на некотором образе мышления, который делает научный подход мыслимым и следовательно, возможным. Коренному жителю Австралии бесполезно объяснять про науку, хотя биологически он такой же человек, как и мы с вами.

Взубривать точные науки без гуманитарного фундамента — это как раз то, что нужно от человека государству индустриальной эпохи: пусть ломает голову над своими интегралами на пользу экономике и промышленности, а вовсе не забивает себе голову вопросами о том, как и зачем о сам существует как разумная единица и член общества, человечества, мироздания. Но нужно ли это самому человеку? В этом ли его интерес?
Умело сочетаю отсутствие каких-либо талантов с отсутствием жизненных целей.

Мне нечего сказать миру - я не разговариваю с вымышленными персонажами.

Ваша свобода находится здесь и сейчас, прямо под слоем эмоций.

Online svarog

  • Posts: 2225
Простой пример из жизни сварщика. Надо из листа сделать выкройку, чтобы потом согнуть и получить конус заданной высоты и диаметра. Тут хотя и не интегралы, но математику знать надо.
Нифига не надо. У меня отец работал сварщиком. Есть справочник, там для каждого типа детали указана выкройка и формулы в зависимости от желаемых конечных размеров.

Offline лад

  • Posts: 2372
Точные науки хороши для обучения тем, что там есть правильный ответ и неправильный, они развивают мышление. А лингвистика неточная наука, в ней слишком много интерпретаций и личных мнений. Впрочем, я уже повторяюсь, я всё это уже писал и нет желания повторяться, перетирать из пустого в порожнее.
Вот только в жизни не всегда бывают точные ответы на вопросы; скорее это даже редкость. Лингвистика, как и прочие гуманитарные дисциплины — это прежде всего область человеческого знания, предметом которой выступает мышление per se.
Это тут совсем не причем.

Quote
Вы забываете, что те самые "точные науки" стоят на фундаменте философии
Вы что еще и настаиваете на изучении Философии в школе? А может еще Марксизм-Лениниз преподавать? Да, да, учение Блавацкой как обязательный предмет!


Quote
Взубривать точные науки без гуманитарного фундамента
Этого самого гуманитарного фундамента и так выше крыши, в школе с гум. науками все в порядке, их много. Думать, что гум. науки развивают мышление это просто смешно. Как раз точные науки есть фундамент мышления, а не гуманитарные науки, во всяком случае у детей.

Offline ростислав

  • Posts: 135
Если вводить какой-либо школьный предмет, в качестве обязательного, нужно, чтобы выполнялся  один из следующих критериев:
1 Предполагается, что с явлениями данного предмета человек сталкивается в повседневной жизни(как я уже говорил раннее)
А с языком вы в повседневной жизни не сталкиваетесь. :o

Quote
2)Высокий процент того,что при выборе профессии человек выберет именно ту, которая требует знаний этой науки(есть специальности, которые работают с физикой, есть-с химией и т д). И чем больше специальностей работают с разными явлениями данной науи, тем существенней необходимость её преподавания в школе.
Давайте проведём опрос. Выберем любую из тем школьной программы за 8-10 класс (по любому естественно-научному предмету). Выйдем на улицу и спросим 100 человек, 1) что это такое 2) используют ли они это в своей работе. Какой процент ответит "да", по вашему?

Нет никаких процентов, вероятность того, что какая-то конкретная из школьных тем пригодится вам в жизни, очень мала.


1 Я  сталкиваюсь каждый день с русским языком,а не с общей лингвистикой
2 Насчет процентов: давайте попробуем сравнить количество специальностей, требующих знаний физики с количеством специальностей работающих с лингвистикой, каких по-по вашему больше? 
 Конечно науки разные важны и нужны, но это не означает, все они должны изучатся обязательно в школе. У учеников такое обилие преподаваемой информации может, как минимум вызвать отторжение от учения. А как максимум- у человека может поехать крыша

 И в конце концов, есть такая вещь-как самообучение. И гуманитарные науки(в числе,которых наша лингвистика) очень хорошо человеку, посредством данного метода обучения поддаются, в отличии от точных наук

Offline wandrien

  • Posts: 4203
Думать, что гум. науки развивают мышление это просто смешно. Как раз точные науки есть фундамент мышления, а не гуманитарные науки, во всяком случае у детей.
У детей мышление развивают сначала погремушки и кубики, потом машинки-куклы, фломастеры-раскраски, конструкторы, книжки с картинками. А потом ребёнок начинает осваивать письменную речь. В том числе, и математику, которая сама есть ни что иное как язык — то есть, средство порождения мыслей и высказываний.
Кстати, можете поинтересоваться такими терминами как наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. В психологии этот вопрос достаточно изучен. Кстати, та самая гуманитарная дисциплина, которые вы так презираете.
Умело сочетаю отсутствие каких-либо талантов с отсутствием жизненных целей.

Мне нечего сказать миру - я не разговариваю с вымышленными персонажами.

Ваша свобода находится здесь и сейчас, прямо под слоем эмоций.

Offline Lodur

  • Posts: 20929
Начал писать длинную отповедь, потом забил и стёр. Смысла нет повторять на разные лады то, что WM уже и так говорил.
Кажется, между сторонами пролегает фундаментальное расхождение ценностей, суть которого я ясно не понимаю.
Просто люди делятся на "физиков" и "лириков". "Физикам", даже тем, кому (вдруг) лингвистика интересна - то интересна с чисто утилитарной точки зрения. Ну, и смысла вводить её в школьную программу они не видят (там всё равно утилитарным знаниям, практически, не учат, а мозги потренировать можно и математикой с физикой). :)
ईशस्य हि वशे लोको योषा दारुमयी यथा॥
īśasya hi vaśe loko yoṣā dārumayī yathā ||
Мир во власти Господа, поэтому мы подобны деревянным марионеткам в руках кукловода. (Шримад Бхагавата Пурана, 1.6.7б)

Online Damaskin

  • Posts: 11589
Просто люди делятся на "физиков" и "лириков".

А они делятся? Думаю, что это деление является в значительной степени результатом случайности. У меня, например, интерес к математике (и к иностранным языкам) отбили совершенно конкретные учителя. Интерес к языкам потом пришел снова (уже после школы), а к математике - нет.

Offline Lodur

  • Posts: 20929
А они делятся? Думаю, что это деление является в значительной степени результатом случайности. У меня, например, интерес к математике (и к иностранным языкам) отбили совершенно конкретные учителя. Интерес к языкам потом пришел снова (уже после школы), а к математике - нет.
Делятся. Мне никакие учителя ничего не отбивали, просто с детства была склонность к естественным и точным наукам (несмотря на то, что в "языковой" школе учился).
ईशस्य हि वशे लोको योषा दारुमयी यथा॥
īśasya hi vaśe loko yoṣā dārumayī yathā ||
Мир во власти Господа, поэтому мы подобны деревянным марионеткам в руках кукловода. (Шримад Бхагавата Пурана, 1.6.7б)

Offline Валер

  • Posts: 15420
И чем больше специальностей работают с разными явлениями данной науи, тем существенней необходимость её преподавания в школе.

Я бы сказал несколько иначе: чем более необходима какая-то наука в жизни, тем существенней необходимость её изучения. И не важно где изучать -- дома, в школе, на работе, в институте и т. д.
Ну логика налицо. Только вот мне кажется, что в конце этой логики будет специализация всех и вся. Вроде на Западе так, что на всё свои узкие специалисты? Так вот это плохо, как по мне.

Online svarog

  • Posts: 2225
1 Я  сталкиваюсь каждый день с русским языком,а не с общей лингвистикой
Вы сказали "с явлениями данного предмета". С суффиксами вы сталкиваетесь каждый день (не осознавая, что это суффикс; так же как вы сталкиваетесь с электромагнитными полями, не задумываясь, как они работают).

Насчет процентов: давайте попробуем сравнить количество специальностей, требующих знаний физики с количеством специальностей работающих с лингвистикой, каких по-по вашему больше?
Давайте. Не забудем также, что знание основ лингвистики может существенно ускорить изучение иностранного языка. И посчитаем профессии, где нужен иностранный язык.

Offline Lodur

  • Posts: 20929
И посчитаем профессии, где нужен иностранный язык.
1) Лингвист (?), 2) переводчик, 3) учитель иностранного языка, 4) дипломат (?). Всё. 8-)
ईशस्य हि वशे लोको योषा दारुमयी यथा॥
īśasya hi vaśe loko yoṣā dārumayī yathā ||
Мир во власти Господа, поэтому мы подобны деревянным марионеткам в руках кукловода. (Шримад Бхагавата Пурана, 1.6.7б)

Offline Georgos Therapon

  • Posts: 1855
Простой пример из жизни сварщика. Надо из листа сделать выкройку, чтобы потом согнуть и получить конус заданной высоты и диаметра. Тут хотя и не интегралы, но математику знать надо.
Нифига не надо. У меня отец работал сварщиком. Есть справочник, там для каждого типа детали указана выкройка и формулы в зависимости от желаемых конечных размеров.

У меня такого не было под рукой :donno: Но даже если бы и был, то надо уметь пользоваться формулой, для чего нужны познания в математике.

Еще примеры: надо нарезать шестеренку с нужным числом зубьев и настроить фрезерный станок; надо намотать паяльник заданной мощности. Это только то, что приходит на память ...

Offline лад

  • Posts: 2372
Мне очень интересно, а кто-нибудь сталкивался с жизненной ситуацией когда нужна была бы лингвистика? Всякие рассуждения об суффиксах, флейме на форуме, изучения языков, чтения книжек и проч. увлечениях форумчан опускаем.

Offline Georgos Therapon

  • Posts: 1855
И чем больше специальностей работают с разными явлениями данной науи, тем существенней необходимость её преподавания в школе.

Я бы сказал несколько иначе: чем более необходима какая-то наука в жизни, тем существенней необходимость её изучения. И не важно где изучать -- дома, в школе, на работе, в институте и т. д.

 Ну логика налицо. Только вот мне кажется, что в конце этой логики будет специализация всех и вся. Вроде на Западе так, что на всё свои узкие специалисты? Так вот это плохо, как по мне.

Здесь была речь только о необходимости. Но не хлебом единым сыт человек. К примеру, я по специальности (по необходимости зарабатывать на жизнь) птицевод-инкубаторщик, то есть узкий специалист, но в свободное время люблю лингвистику.

Offline Валер

  • Posts: 15420
Мне очень интересно, а кто-нибудь сталкивался с жизненной ситуацией когда нужна была бы лингвистика? Всякие рассуждения об суффиксах, флейме на форуме, чтения книжек и проч. увлечениях форумчан опускаем.
Если много слушать например Задорнова, то можно преисполниться нездорового патриотизма, а там и до политики не далеко. Это так, полный цикл. Фантазия. Почти. Ну а по мелочи засирают интернет да мозги неиспорченные идейные всякие..

Offline лад

  • Posts: 2372
Если много слушать например Задорнова, то можно преисполниться нездорового патриотизма, а там и до политики не далеко. Это так, полный цикл. Фантазия. Почти. Ну а по мелочи засирают интернет идейные..
Если у кого-то не хватает ума понять, что всё что говорит Задорнов это шутка, то никакие уроки ему не помогут.

Offline Валер

  • Posts: 15420
Если много слушать например Задорнова, то можно преисполниться нездорового патриотизма, а там и до политики не далеко. Это так, полный цикл. Фантазия. Почти. Ну а по мелочи засирают интернет идейные..
Если у кого-то не хватает ума понять, что всё что говорит Задорнов это шутка, то никакие уроки ему не помогут.
Вот я думаю, а сам М.З., он просто идиот, или ему лингвистики недодали?

Offline Lodur

  • Posts: 20929
но в свободное время люблю лингвистику.
Речь же, вроде, о применении знаний на практике. :) А "для души" можно хоть астрологией с алхимией увлекаться. :)
ईशस्य हि वशे लोको योषा दारुमयी यथा॥
īśasya hi vaśe loko yoṣā dārumayī yathā ||
Мир во власти Господа, поэтому мы подобны деревянным марионеткам в руках кукловода. (Шримад Бхагавата Пурана, 1.6.7б)

Offline Georgos Therapon

  • Posts: 1855
Мне очень интересно, а кто-нибудь сталкивался с жизненной ситуацией когда нужна была бы лингвистика? Всякие рассуждения об суффиксах, флейме на форуме, изучения языков, чтения книжек и проч. увлечениях форумчан опускаем.

Это может быть необходимым, к примеру, при составлении договора. Если окажется что-то не так, то будет ситуация, где, как говорится, близок локоток, да язык короток. 

Offline Валер

  • Posts: 15420
Если много слушать например Задорнова, то можно преисполниться нездорового патриотизма, а там и до политики не далеко. Это так, полный цикл. Фантазия. Почти. Ну а по мелочи засирают интернет идейные..
Если у кого-то не хватает ума понять, что всё что говорит Задорнов это шутка, то никакие уроки ему не помогут.
А Жарникова тоже из юмористов будет?

Online Geoalex

  • Posts: 13702
Мне очень интересно, а кто-нибудь сталкивался с жизненной ситуацией когда нужна была бы лингвистика? Всякие рассуждения об суффиксах, флейме на форуме, изучения языков, чтения книжек и проч. увлечениях форумчан опускаем.

Ну если вам не нужно, так может вы уникум и спите в днем в гробу, а ночью весите вниз головой на дереве. Откуда я знаю?
Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй.

Offline Lodur

  • Posts: 20929
Это может быть необходимым, к примеру, при составлении договора. Если окажется что-то не так, то будет ситуация, где, как говорится, близок локоток, да язык короток.
Договора всё равно составляются на "юридическом" жаргоне, а не на литературном языке. В силу неоднозначности последнего очень во многих ситуациях.
ईशस्य हि वशे लोको योषा दारुमयी यथा॥
īśasya hi vaśe loko yoṣā dārumayī yathā ||
Мир во власти Господа, поэтому мы подобны деревянным марионеткам в руках кукловода. (Шримад Бхагавата Пурана, 1.6.7б)

Online svarog

  • Posts: 2225
У меня такого не было под рукой :donno:
Конечно, вы ведь не учились на сварщика, а их учили пользоваться справочниками. :)

Quote
Но даже если бы и был, то надо уметь пользоваться формулой, для чего нужны познания в математике.
Ну да, на уровне 3-го класса (подставить числа в формулу).

Quote
Еще примеры: надо нарезать шестеренку с нужным числом зубьев и настроить фрезерный станок; надо намотать паяльник заданной мощности. Это только то, что приходит на память ...
Все стандартные практические задачи давно уже сведены в набор инструкций, которым нужно тупо проследовать. Тем более когда есть гугл.

Offline Georgos Therapon

  • Posts: 1855
но в свободное время люблю лингвистику.
Речь же, вроде, о применении знаний на практике. :) А "для души" можно хоть астрологией с алхимией увлекаться. :)

Если вы под "практикой" понимаете только труд ради денег, то и здесь приходится быть специалистом широкого профиля, как и всякому крестьянину. Но вообще-то в современном мире все узко специализировано. Хорошо это или плохо -- не знаю. 

 

With Quick-Reply you can write a post when viewing a topic without loading a new page. You can still use bulletin board code and smileys as you would in a normal post.

Note: this post will not display until it's been approved by a moderator.
Name: Email:
Verification:
Type the letters shown in the picture
Listen to the letters / Request another image
Type the letters shown in the picture:
√49 Напишите ответ строчными буквами:
«Сто одёжек, все без застёжек» — что это?: