Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Ещё раз об этнониме "чăваш" (чуваш, чуаш, чюваш и т. д.)

Автор Agabazar, декабря 17, 2015, 13:54

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.


Agabazar

Цитата: Karakurt от января  3, 2017, 20:37
"Язычники".
Если буквально, то не "язычники", а те, которые имеют отношение к молельням.


Картина чувашского художника Сверчкова Н.К. (1891-1985) Языческая молельня. Написана в 1940-м году. Надо полагать, всё срисовано с натуры.

Как видно, молельня представляет собой некое огороженное место с домиком и платформой для заклания животных. На высохшем дереве висят черепа крупных животных.  Не жерди висит снятая кожа, уже вся в дырках. Никаких могил нет. Значит, это совсем не кладбище, лишь "по совмещению" являющееся молельней. Это место, выполнявшее только функции молельни.
Картина в плохой сохранности. В левом верхнем углу выглядывает   какая-то обнаживщаяся непонятная основа. Наверное, нужна реставрация.

Agabazar

А вот ещё одна картина того же (Сверчков Н.К., 1891-1985) художника.

Поклонение Киремети (1938)
Впрочем, это не сама картина, а эскиз. То есть, первоначальный вариант. Картина была полностью готовой только через 10 лет. Последний вариант отличается, в основном, тем, что число персонажей там значиьтельно больше. Так или иначе, но изображены там молельня и люди, пришедшие на это место.

Есть основания полагать, что в качестве натуры были использованы окрестности озера Эль.

TestamentumTartarum

P.S. Мнение опубликовано. ГКК.
P.P.S. Осторожно, ругаюсь бронетанками!

Agabazar

Цитата: Karakurt от января  7, 2017, 21:53
Я больше про конечный звук писал.
А-а-а!..
В булгаризмах-чувашизмах марийского языка звук [Ç]  языка-источника устойчиво переходит в [С].  И в этом смысле сабус закономернее чем савуш.
Появление отклонений и вариативности связано, надо полагать, уже с дальнейшим  развитием слова в рамках самого марийского языка. В том числе в диалектах.

Asterlibra

Цитата: Agabazar от января  9, 2017, 10:49
Появление отклонений и вариативности связано, надо полагать, уже с дальнейшим  развитием слова в рамках самого марийского языка. В том числе в диалектах.
И это почему?
Небо и Земля устанавливаются по позиціямъ, и Перемѣны движутся между ними. (Си цы чжуань, I, 5)

Учитель сказалъ:
"Кто позналъ Дао метаморфозъ и измѣненій, тотъ позналъ, что дѣетъ духъ".  (Си цы чжуань, I, 10)

Изъ Желтой рѣки вышелъ чертежъ, изъ рѣки ​Ло вышли письмена. ​Совершенномудрые берутъ ихъ за образецъ. (Си цы чжуань, I, 11)

Karakurt

Потому что так много разных форм. Чувашские диалекты тоже могли поспособствовать.

Karakurt

Черемис может быть чув. словом *çар(ан)-м-ç, где корень это "поле, луг" (джазы, язы), -м- это непродуктивный ныне суффикс прилагательных + *чы.

Agabazar

çаран ~ çерем (М.Р.Федотов намекает) , а последнее имеет соответствие в татарском  в виде чирәм. Лужайка, луг, молодая трава.

Фанис

Цитата: Agabazar от января 11, 2017, 11:33
çаран ~ çерем (М.Р.Федотов намекает) , а последнее имеет соответствие в татарском  в виде чирәм. Лужайка, луг, молодая трава.
Два разных слова. По форме и по значению.

Agabazar

Ясное дело, два разных слова. О другом речи не идёт.  Просто языковой дублет.

Если язы (джазы) действительно существет, то отсюда следует, что  çаран/çерем и чирәм не являются когнатами.   Заимствование.  И понятно в какую сторону.


Agabazar

Так как  откуда-то было вытащено "джазы (язы)",  сразу пришло на ум, что это может быть  когнат по отношению к "çара (м/н)" (следовательно,  чирәм не когнат)

Asterlibra

К вопросу о том как "суас" стало "чуваш", и из какого языка это слово попало в марийский язык:

Цитата: Zhendoso от марта 28, 2014, 18:22
По поводу лугового марийского суас "татарин". Не исключено еще, что это слово отражает вовсе не собственно булгарский эндоэтноним [ɕuwaɕ] или [ɕubaɕ], а его ногайскую передачу.
Среднечувашское [tɕuwaʂ] в тех ногайских говорах, что присутствовали в регионе во времена Казанского ханства должно было бы (см. фонетический облик среднетатарского фрикативного, соответствующего общетюркской аффрикате) адаптироваться как [ɕuwas] (ногайская утрата смычки [tɕ]>[ɕ] + ногайский же переход [ʂ]>). Не исключено и очень вероятно, что луговые марийцы заимствовали этот этноним не непосредственно из чувашского, а из какого-то ногайского языка/диалекта. В то время [ɕ] марийцами адаптировался как (примеров - море). В луговом марийском, кстати, имеются стандартнотюркские по происхождению лексемы, имеющие аналоги не в современном татарском (видимо, утрачены), а, н-р, казахском. 
Кстати, эта моя гипотеза фонетически абсолютна безупречна (с учетом аналогичной утраты смычки в среднетатарских говорах, которую нельзя объяснить чувашским субстратом, а следует считать отражением  типичного общеногайского процесса деаффрикатизации, имхо).

Цитата: Zhendoso от марта 28, 2014, 19:04
Все, теперь я почти абсолютно уверен в том, что луговое марийское суас восходит не напрямую к среднечувашскому [tɕuwaʂ], а к его ногайской передаче  [ɕuwas].
Данная версия -  безупречна и лишена фонетических трудностей, имеющих место быть у академической, возводящей [suwas]/[sußas] к собственно булгарскому *[ɕuwaɕ], при которой (с учетом современного общечувашского  [tɕəwaʂ], возможного только из  [tɕuwaʂ])  практически невозможно объяснить анлаут и ауслаут.
Возможное объяснение того факта, что суасами горномарийцы зовут не чувашей, а татар, заключается в том, что вероятно в определенный период имел место процесс оседания и чувашизации значительной части золотоордынского стандартнотюркского (классификационно, скорее всего, ногаеязычного большинством) компонента (о чем свидетельствует, судя по облику рассматриваемого луговомарийского этнонима усвоение ими булгарского эндоэтнонима в фонетической форме, обусловленной суперстратным влиянием родного языка - банальный акцент), и который, по-видимому, долго оставался двуязычным, позже (после взятия Казани Иваном IV) послужив фундаментом для формирования нового этнического образования - казанских татар.
(андерлайн мой)
Небо и Земля устанавливаются по позиціямъ, и Перемѣны движутся между ними. (Си цы чжуань, I, 5)

Учитель сказалъ:
"Кто позналъ Дао метаморфозъ и измѣненій, тотъ позналъ, что дѣетъ духъ".  (Си цы чжуань, I, 10)

Изъ Желтой рѣки вышелъ чертежъ, изъ рѣки ​Ло вышли письмена. ​Совершенномудрые берутъ ихъ за образецъ. (Си цы чжуань, I, 11)

Awwal12

Осталось всего-ничего: выяснить, каким образом марийцам удалось заимствовать этноним чувашей через ногайский в собственном смысле слова. Мне, кроме того, лично непонятно, почему всё же он при этом дал суас, а не *шуас.
Фашиствующий имперец, асексуал и многожёнец, татарофоб, заслуженный функционер РПЦ. Слушает радио "Радонеж" и терпеть не может счастливых людей.

"Да здравствуют ДОЯРКИ!! Потому что доярки - это раса сверхчеловеков. За ними будущее планеты. Они переживут даже атомную войну, потому что доярки вечны, ибо хтоничны. И дадут потомство, которое тоже будет доярами и доярками. Ура, товарищи!.." (c) Awwal12

Asterlibra

Цитата: Awwal12 от апреля 26, 2017, 13:30
Осталось всего-ничего: выяснить, каким образом марийцам удалось заимствовать этноним чувашей через ногайский в собственном смысле слова. Мне, кроме того, лично непонятно, почему всё же он при этом дал суас, а не *шуас.
Как я понял, по Жендосо, в то время в Среднем Поволжье было много ногаеязычного народу. И передняя согласная в то время превратилась в /ç/, а не как в современных ногайских в /ш/. Т.е. в ногайских был процесс ч>ç>ш, который тогда был не полностью совершен. Это потом дало татарское /ч~ç/ в среднем диалекте, и башкирское /с/, где ногайское влияние тоже было.
Так во всяком случае понял я. И поэтому стало интересно как другие относятся к подобным идеям. :donno:
Кстати говоря есть такой ученый Юлай Шамильоглу, который утверждает что в Золотой Орде была чума и Среднее Поволжье было заселено (видать уже кипчакоязычными) повторно.
Небо и Земля устанавливаются по позиціямъ, и Перемѣны движутся между ними. (Си цы чжуань, I, 5)

Учитель сказалъ:
"Кто позналъ Дао метаморфозъ и измѣненій, тотъ позналъ, что дѣетъ духъ".  (Си цы чжуань, I, 10)

Изъ Желтой рѣки вышелъ чертежъ, изъ рѣки ​Ло вышли письмена. ​Совершенномудрые берутъ ихъ за образецъ. (Си цы чжуань, I, 11)

TestamentumTartarum

Цитата: Asterlibra от апреля 26, 2017, 14:41
Цитата: Awwal12 от апреля 26, 2017, 13:30
Осталось всего-ничего: выяснить, каким образом марийцам удалось заимствовать этноним чувашей через ногайский в собственном смысле слова. Мне, кроме того, лично непонятно, почему всё же он при этом дал суас, а не *шуас.
Как я понял, по Жендосо, в то время в Среднем Поволжье было много ногаеязычного народу. И передняя согласная в то время превратилась в /ç/, а не как в современных ногайских в /ш/. Т.е. в ногайских был процесс ч>ç>ш, который тогда был не полностью совершен. Это потом дало татарское /ч~ç/ в среднем диалекте, и башкирское /с/, где ногайское влияние тоже было.
Так во всяком случае понял я. И поэтому стало интересно как другие относятся к подобным идеям. :donno:
Кстати говоря есть такой ученый Юлай Шамильоглу, который утверждает что в Золотой Орде была чума и Среднее Поволжье было заселено (видать уже кипчакоязычными) повторно.
Путаете татарское ч [ ɕ ] и звук [ ç ] - это разные звуки.
P.S. Мнение опубликовано. ГКК.
P.P.S. Осторожно, ругаюсь бронетанками!

Awwal12

Фашиствующий имперец, асексуал и многожёнец, татарофоб, заслуженный функционер РПЦ. Слушает радио "Радонеж" и терпеть не может счастливых людей.

"Да здравствуют ДОЯРКИ!! Потому что доярки - это раса сверхчеловеков. За ними будущее планеты. Они переживут даже атомную войну, потому что доярки вечны, ибо хтоничны. И дадут потомство, которое тоже будет доярами и доярками. Ура, товарищи!.." (c) Awwal12

Agabazar

Цитата: Asterlibra от апреля 26, 2017, 13:27
К вопросу о том как "суас" стало "чуваш"
В современном марийском это слово выглядит точно так же. Оно не превратилось там в "чуваш". (wiki/mhr) Суас
Цитата: Asterlibra от апреля 26, 2017, 13:27
"Суас" ... из какого языка это слово попало в марийский язык:
Н.Ашмарин, Н.Егоров, В.Родионов полагали и  полагают, что из среднебулгарского. Жендосо полагает, что через  ногайское преломлление этого  среднебулгарского.

Asterlibra

Цитата: Agabazar от апреля 26, 2017, 15:49
Цитата: Asterlibra от К вопросу о том как "суас" стало "чуваш"
В современном марийском это слово выглядит точно так же. Оно не превратилось там в "чуваш".
Мне следовало написать слово "стало" в кавычках ибо иносказаніе. Разумеется марийское слово не превратилось в "чуваш".
Цитата: Agabazar от апреля 26, 2017, 15:49
Цитата: Asterlibra от "Суас" ... из какого языка это слово попало в марийский язык:
Н.Ашмарин, Н.Егоров, В.Родионов полагали и  полагают, что из среднебулгарского. Жендосо полагает, что через  ногайское преломлление этого  среднебулгарского.
Разница в том что господа Ашмарин, Егоров жили 100 лет назад, и пользовались материалом известным им. Они достойные мужи, но с тех пор стало известно новое знание, которые они 100 лет назад не могли знать. А Жендосо, как и мы с вами, живет в 21 веке.
Приводить в качестве авторитетов труды столетней давности - ну это как когда SWR приводит цитаты из Паркера.
Цитата: Agabazar от апреля 26, 2017, 15:49
Жендосо полагает, что через  ногайское преломление этого  среднебулгарского.
Данное обстоятельство меняет картину. Ибо теперь невозможно возразить, что "чуваш" не может быть развитием "тагбач", "потому что в марийском суас".
Небо и Земля устанавливаются по позиціямъ, и Перемѣны движутся между ними. (Си цы чжуань, I, 5)

Учитель сказалъ:
"Кто позналъ Дао метаморфозъ и измѣненій, тотъ позналъ, что дѣетъ духъ".  (Си цы чжуань, I, 10)

Изъ Желтой рѣки вышелъ чертежъ, изъ рѣки ​Ло вышли письмена. ​Совершенномудрые берутъ ихъ за образецъ. (Си цы чжуань, I, 11)

Agabazar

ЦитироватьРазница в том что господа Ашмарин, Егоров жили 100 лет назад,

доктор филологических наук Николай Иванович Егоров (род.1949)  — наш современник и дай бог ему здоровья для долгой и плодотворной жизни.
http://enc.cap.ru/?t=prsn&lnk=841

Nevik Xukxo

А если чуваш не тюркский этноним, а какой-нибудь финно-угорский,
но не современных групп в регионе (не мордовский, не марийский, не пермский), вымерший. :???


Alone Coder

Цитата: Agabazar от января  7, 2017, 22:50
Картина чувашского художника Сверчкова Н.К. (1891-1985) Языческая молельня. Написана в 1940-м году. Надо полагать, всё срисовано с натуры.
В 1940 году в средней полосе России язычников можно было найти только в виде неоязычников.

Asterlibra

Цитата: Agabazar от апреля 26, 2017, 16:30
доктор филологических наук Николай Иванович Егоров (род.1949)  — наш современник и дай бог ему здоровья для долгой и плодотворной жизни.
Ошибся я, принял его за другого. Того о ком я подумал оказывается зовут И.Н. Смирнов.
Однако, я не мог не заметить, что вы, Аgабазар, начали мериться авторитетами:
Цитата: Agabazar от апреля 26, 2017, 15:49
Н.Ашмарин, Н.Егоров, В.Родионов полагали и  полагают, что из среднебулгарского. Жендосо полагает, что через  ногайское преломлление этого  среднебулгарского.
В связи с этим мне интересно, кроме того что упомянутые вами люди имеют ученые степени - есть еще какая-либо причина, по которой их концепция импонирует вам больше концепции Жендосо?
Надеялся просто, что вы что-то скажете по поводу самой идеи Жендосо.
Небо и Земля устанавливаются по позиціямъ, и Перемѣны движутся между ними. (Си цы чжуань, I, 5)

Учитель сказалъ:
"Кто позналъ Дао метаморфозъ и измѣненій, тотъ позналъ, что дѣетъ духъ".  (Си цы чжуань, I, 10)

Изъ Желтой рѣки вышелъ чертежъ, изъ рѣки ​Ло вышли письмена. ​Совершенномудрые берутъ ихъ за образецъ. (Си цы чжуань, I, 11)

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр