Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Разбор слова по составу

Автор _Swetlana, декабря 8, 2015, 19:04

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Wolliger Mensch

«Вот интересно, каких лингвистических жемчуг можно найти в море отодвинутых книг», Ян Гавлиш.
«Впредь прошу помнить, что придумал игру не для любых ассоциаций, а для семантически оправданных. Например, чтó это такое: ,,рулетке" — ,,выпечке"?? Тем более, что сей ляпсус я сам совершил...», Марбол
«Ветхий Завет написан на иврите и частично на армейском», Vesle Anne
«МЛ(ять)КО ... ПЛ(ять)NЪ», Тася
«Вот откроет этот спойлер, например, Марго, ничего не подозревая, а потом будут по всему форуму блюющие смайлики...», Авал
«Томан приличный мужчина. Правда по патриархальным меркам слегка голодранец», Vesle Anne
«Возможен ли фонетический переход "ж" в "п с придыханием"», forest

I. G.

Цитата: Wolliger Mensch от декабря  9, 2015, 19:29
Светлана начала изучать словообразование... ;D
Скоро с Аввалем будет соревноваться.  :green:
...И мимимишечных круглышек,
Что безусловно хороши,
Но очень вредны для души.

_Swetlana

Так и знала: спрошу - и все будут надо мной глумиться.

🐇

_Swetlana

-бл(я) из -б(а) получить нельзя.
Кось-б-а, суффикс -б- (№4)
Гребл-я, нулевой суффикс (№3).

🐇

Bhudh

Что в капели и капле корни разные это ещё ерунда.
А вот что в формах капель и капель они разные...
Пиши, что думаешь, но думай, что пишешь.
MONEŌ ERGŌ MANEŌ.
Waheeba dokin ʔebi naha.
«каждый пост в интернете имеет коэффициент бреда» © Невский чукчо

I. G.

...И мимимишечных круглышек,
Что безусловно хороши,
Но очень вредны для души.

Bhudh

Пиши, что думаешь, но думай, что пишешь.
MONEŌ ERGŌ MANEŌ.
Waheeba dokin ʔebi naha.
«каждый пост в интернете имеет коэффициент бреда» © Невский чукчо

Wolliger Mensch

Цитата: _Swetlana от декабря  9, 2015, 20:22
-бл(я) из -б(а) получить нельзя.
Кось-б-а, суффикс -б- (№4)
Гребл-я, нулевой суффикс (№3).

Светлана, о чём вопрос-то был? Ну гребля — ja-вое имя действия от глагола грести, гребу, а косьба — имя бействия с суффиксом -б- от глагола косить. И чего?
«Вот интересно, каких лингвистических жемчуг можно найти в море отодвинутых книг», Ян Гавлиш.
«Впредь прошу помнить, что придумал игру не для любых ассоциаций, а для семантически оправданных. Например, чтó это такое: ,,рулетке" — ,,выпечке"?? Тем более, что сей ляпсус я сам совершил...», Марбол
«Ветхий Завет написан на иврите и частично на армейском», Vesle Anne
«МЛ(ять)КО ... ПЛ(ять)NЪ», Тася
«Вот откроет этот спойлер, например, Марго, ничего не подозревая, а потом будут по всему форуму блюющие смайлики...», Авал
«Томан приличный мужчина. Правда по патриархальным меркам слегка голодранец», Vesle Anne
«Возможен ли фонетический переход "ж" в "п с придыханием"», forest

I. G.

...И мимимишечных круглышек,
Что безусловно хороши,
Но очень вредны для души.

Wolliger Mensch

Цитата: Bhudh от декабря  9, 2015, 20:57
Алломорфы корня разные. :umnik:

Я выше писал по этому поводу: это лишь один из вариантов трактовки. Губные перед *j не изменились, изменился *j, и линейная членимость сохранилась прежней.
«Вот интересно, каких лингвистических жемчуг можно найти в море отодвинутых книг», Ян Гавлиш.
«Впредь прошу помнить, что придумал игру не для любых ассоциаций, а для семантически оправданных. Например, чтó это такое: ,,рулетке" — ,,выпечке"?? Тем более, что сей ляпсус я сам совершил...», Марбол
«Ветхий Завет написан на иврите и частично на армейском», Vesle Anne
«МЛ(ять)КО ... ПЛ(ять)NЪ», Тася
«Вот откроет этот спойлер, например, Марго, ничего не подозревая, а потом будут по всему форуму блюющие смайлики...», Авал
«Томан приличный мужчина. Правда по патриархальным меркам слегка голодранец», Vesle Anne
«Возможен ли фонетический переход "ж" в "п с придыханием"», forest

Wolliger Mensch

Цитата: I. G. от декабря  9, 2015, 21:18
Да, во втором классе нужно понятие алломорфа.

Когда первокласников учат термину падеж, который несравнимо сложнее по содержанию, вы по этому поводу что-то ничего не пишете. :negozhe:
«Вот интересно, каких лингвистических жемчуг можно найти в море отодвинутых книг», Ян Гавлиш.
«Впредь прошу помнить, что придумал игру не для любых ассоциаций, а для семантически оправданных. Например, чтó это такое: ,,рулетке" — ,,выпечке"?? Тем более, что сей ляпсус я сам совершил...», Марбол
«Ветхий Завет написан на иврите и частично на армейском», Vesle Anne
«МЛ(ять)КО ... ПЛ(ять)NЪ», Тася
«Вот откроет этот спойлер, например, Марго, ничего не подозревая, а потом будут по всему форуму блюющие смайлики...», Авал
«Томан приличный мужчина. Правда по патриархальным меркам слегка голодранец», Vesle Anne
«Возможен ли фонетический переход "ж" в "п с придыханием"», forest

I. G.

Цитата: Wolliger Mensch от декабря  9, 2015, 21:19
Цитата: I. G. от декабря  9, 2015, 21:18
Да, во втором классе нужно понятие алломорфа.

Когда первокласников учат термину падеж, который несравнимо сложнее по содержанию, вы по этому поводу что-то ничего не пишете. :negozhe:
Чем сложнее?
...И мимимишечных круглышек,
Что безусловно хороши,
Но очень вредны для души.

Bhudh

Цитата: Wolliger Mensch от декабря  9, 2015, 21:18Губные перед *j не изменились, изменился *j, и линейная членимость сохранилась прежней.
Ну осознать чередование -б-/-блʼ- легче, чем -и-/-ʼ-/-лʼ-.
Пиши, что думаешь, но думай, что пишешь.
MONEŌ ERGŌ MANEŌ.
Waheeba dokin ʔebi naha.
«каждый пост в интернете имеет коэффициент бреда» © Невский чукчо

Wolliger Mensch

Цитата: I. G. от декабря  9, 2015, 21:20
Чем сложнее?

Чем армяне...

См. Мельчука, I 379 и 385 указателя, там ссылки можете почитать. Уже в указателе видно, насколько понятие падежа объёмнее и сложнее.
«Вот интересно, каких лингвистических жемчуг можно найти в море отодвинутых книг», Ян Гавлиш.
«Впредь прошу помнить, что придумал игру не для любых ассоциаций, а для семантически оправданных. Например, чтó это такое: ,,рулетке" — ,,выпечке"?? Тем более, что сей ляпсус я сам совершил...», Марбол
«Ветхий Завет написан на иврите и частично на армейском», Vesle Anne
«МЛ(ять)КО ... ПЛ(ять)NЪ», Тася
«Вот откроет этот спойлер, например, Марго, ничего не подозревая, а потом будут по всему форуму блюющие смайлики...», Авал
«Томан приличный мужчина. Правда по патриархальным меркам слегка голодранец», Vesle Anne
«Возможен ли фонетический переход "ж" в "п с придыханием"», forest

Wolliger Mensch

Цитата: Bhudh от декабря  9, 2015, 21:22
Ну осознать чередование -б-/-блʼ- легче, чем -и-/-ʼ-/-лʼ-.

Не сказал бы, что на уровне языкового восприятия [б] ~ [блʲ] выглядит чередованием звука. Вот носить ~ ноша, могу ~ вельможа, ведать ~ невежа — тут интуитивно чередование, а в гребу ~ гребля —  :no: Воно, у Светланы в начале ветки было именно такое ощущение: [лʲ] — суффикс. :yes:
«Вот интересно, каких лингвистических жемчуг можно найти в море отодвинутых книг», Ян Гавлиш.
«Впредь прошу помнить, что придумал игру не для любых ассоциаций, а для семантически оправданных. Например, чтó это такое: ,,рулетке" — ,,выпечке"?? Тем более, что сей ляпсус я сам совершил...», Марбол
«Ветхий Завет написан на иврите и частично на армейском», Vesle Anne
«МЛ(ять)КО ... ПЛ(ять)NЪ», Тася
«Вот откроет этот спойлер, например, Марго, ничего не подозревая, а потом будут по всему форуму блюющие смайлики...», Авал
«Томан приличный мужчина. Правда по патриархальным меркам слегка голодранец», Vesle Anne
«Возможен ли фонетический переход "ж" в "п с придыханием"», forest

Bhudh

Но это не отменяет того факта, что в формах капель и капель суффиксы разные.
Пиши, что думаешь, но думай, что пишешь.
MONEŌ ERGŌ MANEŌ.
Waheeba dokin ʔebi naha.
«каждый пост в интернете имеет коэффициент бреда» © Невский чукчо

I. G.

Цитата: Wolliger Mensch от декабря  9, 2015, 21:25
Цитата: I. G. от декабря  9, 2015, 21:20
Чем сложнее?

Чем армяне...

См. Мельчука, I 379 и 385 указателя, там ссылки можете почитать. Уже в указателе видно, насколько понятие падежа объёмнее и сложнее.
При чем тут Мельчук и школьное утилитарное понимание падежа???
...И мимимишечных круглышек,
Что безусловно хороши,
Но очень вредны для души.

Wolliger Mensch

Цитата: I. G. от декабря  9, 2015, 21:39
При чем тут Мельчук и школьное утилитарное понимание падежа???

А при чём ваш комментарий к алломорфу:

Цитата: I. G. от декабря  9, 2015, 21:18
Да, во втором классе нужно понятие алломорфа.

Кто вам мешает «утилитарно» его понимать? Тем более, что одно слово алломорф удобнее того, что учат в школе про чередования в морфемах.
«Вот интересно, каких лингвистических жемчуг можно найти в море отодвинутых книг», Ян Гавлиш.
«Впредь прошу помнить, что придумал игру не для любых ассоциаций, а для семантически оправданных. Например, чтó это такое: ,,рулетке" — ,,выпечке"?? Тем более, что сей ляпсус я сам совершил...», Марбол
«Ветхий Завет написан на иврите и частично на армейском», Vesle Anne
«МЛ(ять)КО ... ПЛ(ять)NЪ», Тася
«Вот откроет этот спойлер, например, Марго, ничего не подозревая, а потом будут по всему форуму блюющие смайлики...», Авал
«Томан приличный мужчина. Правда по патриархальным меркам слегка голодранец», Vesle Anne
«Возможен ли фонетический переход "ж" в "п с придыханием"», forest

I. G.

Цитата: Wolliger Mensch от декабря  9, 2015, 21:58
Цитата: I. G. от декабря  9, 2015, 21:18Да, во втором классе нужно понятие алломорфа.
Кто вам мешает «утилитарно» его понимать? Тем более, что одно слово алломорф удобнее того, что учат в школе про чередования в морфемах.
Без него обходятся вполне. Зачем, помимо чередований, еще и понятие алломорфа? Если ребенок и так интуитивно понимает, что в медведь - медвежонок один корень.
Алломорф - это ненужная абстракция.
...И мимимишечных круглышек,
Что безусловно хороши,
Но очень вредны для души.

_Swetlana

Нашла простую и доступную книгу без всяких юсов, там есть всё: и капля, и гребля, и вопль. Автора не указали, но всё равно - спасибо тебе, добрый человек, от баушки второклассника  :yes: Теперь будем с внуком домашние работы делать, слова по составу разбирать ::)
http://rusgram.narod.ru/433-501.html
🐇

I. G.

Цитата: _Swetlana от декабря  9, 2015, 22:02
Нашла простую и доступную книгу без всяких юсов, там есть всё: и капля, и гребля, и вопль. Автора не указали, но всё равно - спасибо тебе, добрый человек, от баушки второклассника  :yes: Теперь будем с внуком домашние работы делать, слова по составу разбирать ::)
http://rusgram.narod.ru/433-501.html
Ред. - Шведова. До чего бабушки дошли во втором классе.  ;D
...И мимимишечных круглышек,
Что безусловно хороши,
Но очень вредны для души.

Wolliger Mensch

Цитата: I. G. от декабря  9, 2015, 22:00
Без него обходятся вполне. Зачем, помимо чередований, еще и понятие алломорфа? Если ребенок и так интуитивно понимает, что в медведь - медвежонок один корень.
Алломорф - это ненужная абстракция.

1. Без падежей тоже можно обойтись — всё равно почти никто даже из преподавателей не понимает, что это и о чём. — Зубрите формы, и всё. Собственно, школьники этим и занимаются — механически запоминают.
2. Не «помимо», а вместо. Когда у вас в конструкторе разной формы детали, вы же не описываете их формулами изменчивости, а просто констатируете, что детали разные и отличаются тем-то. Алломорф — это как раз для школьников понятие, которое даёт вещественное представление о явлении.
«Вот интересно, каких лингвистических жемчуг можно найти в море отодвинутых книг», Ян Гавлиш.
«Впредь прошу помнить, что придумал игру не для любых ассоциаций, а для семантически оправданных. Например, чтó это такое: ,,рулетке" — ,,выпечке"?? Тем более, что сей ляпсус я сам совершил...», Марбол
«Ветхий Завет написан на иврите и частично на армейском», Vesle Anne
«МЛ(ять)КО ... ПЛ(ять)NЪ», Тася
«Вот откроет этот спойлер, например, Марго, ничего не подозревая, а потом будут по всему форуму блюющие смайлики...», Авал
«Томан приличный мужчина. Правда по патриархальным меркам слегка голодранец», Vesle Anne
«Возможен ли фонетический переход "ж" в "п с придыханием"», forest

I. G.

Цитата: Wolliger Mensch от декабря  9, 2015, 22:07
Не «помимо», а вместо. Когда у вас в конструкторе разной формы детали, вы же не описываете их формулами изменчивости, а просто констатируете, что детали разные и отличаются тем-то. Алломорф — это как раз для школьников понятие, которое даёт вещественное представление о явлении.
Уверяю, понятия алломорфа и варианта морфемы достаточно сложные даже для взрослых студентов.  А без теоретического наполнения оно остается ненужным понятием.
Я понимаю, зачем вводится падеж. Он потом используется в орфографии, морфологии, синтаксисе и пр. Куда приткнут алломорф? Без него и в вузовской программе, например, педагоги-заочники неплохо обходятся.
...И мимимишечных круглышек,
Что безусловно хороши,
Но очень вредны для души.

_Swetlana

Непонятно, что за нижние индексы п1, б1, в1. Надо список обозначений смотреть. Но это уже завтра.

§ 451. Существительные жен. р. II скл., называющие отвлеченное действие или состояние, составляют тип слабой продуктивности; к нему относятся несколько рядов образований с одинаковыми, повторяющимися глагольными корнями (только эти ряды и могут пополняться новообразованиями), а также единичные слова с другими корнями: мена, замена, подмена, перемена, смена, отмена, измена; плата, оплата, доплата, приплата, расплата, отплата, уплата, выплата; трата, затрата, потрата, растрата, утрата; заслуга, услуга, выслуга, обслуга (обслуживание) (нов.); расправа, управа, переправа; разжива, пожива, нажива; таска (прост.), оттаска (разг.), натаска (спец.), затаска (спец.); продажа, распродажа, запродажа; потеха, утеха; скука, докука (устар. и прост.); скрепа (спец.), укрепа (обл. и устар.); хвала, похвала; потеря, утеря; потрава, протрава (спец.); атака, беседа, вера, встреча, гребля, досада, дрема, дума, еда, езда, жажда, засуха, затея, защита, игра, клевета, кража, купля, ласка, ловля, морока (прост.), надежда, натуга, обида, опека, осада, остуда (обл.), охота (желание), пагуба, погоня, подмога, подсека (спец.), порука, порча, потреба (устар.), пощада, привада (спец.), прикраса, присяга, пропажа, простуда, работа, разлука, сеча (устар. и высок.), ссора, стужа, суета, торговля, тоска, травля, тяга, угроза, услада (устар.), холя (разг.), хула. Некоторые из слов этого типа имеют также вторичные конкретно-предметные значения: еда (пища), переправа (место, где пepeпpaвляютcя) и (приспособление для переправы).

   Мотивирующие основы оканчиваются на парно-твердую согласную, реже на парно-мягкую и |j|. Конечные гласные инф. основ глаголов, имеющих неодносложную беспрефиксальную часть, и финали основ глаголов -ова-, -ива-, -ну- отсекаются: опекать - опека, потребоваться - потреба, оттаскивать - оттаска, присягнуть и присягать - присяга. Парно-мягкие согласные конца глагольной основы в большинстве случаев отвердевают: менять - мена, тратить - трата, обидеть - обида, хвалить - хвала, расправиться - расправа, но в холить - холя, потерять - потеря, утерять - утеря, погнать(ся), погонят(ся) - погоня сохраняются мягкие согласные |л'|, |р'|, |н'|. Другие чередования согласных: |к - ч| в сечь(ся) [(сражаться), наст. вр. секут(ся)] - сеча; |д - ж|; красть (крадут) - кража, пропасть (пропадут) - пропажа, продать (продадут) - продажа; |т' - ч|: портить - порча, встречать(ся) - встреча; |б - б1л'|, |в - в1л'|: грести (гребут) - гребля, торговать - торговля; |в' - в1л'|, |п' - п1л'|: ловить - ловля, травить - травля, купить - купля; |ч - к|, |ж - г|, |ш - х|: разлучиться и разлучаться - разлука, поручиться - порука, скучать - скука, докучать - докука, морочить - морока; натужиться - натуга, заслужить - заслуга, аналогично услуга, выслуга, обслуга; потешить и потешать - потеха, аналогично утеха; |ж - з|: угрожать - угроза. В засохнуть и засыхать - засуха, надеяться - надежда, тянуть - тяга, остынуть - остуда, стынуть - стужа преобразования основ, описанные в § 1051-1053, 1080. В погубить - пагуба - чередование |о - а| в префиксе (ударном). В охота (желание) - нерегулярное наращение корня мотивирующего глагола за счет начальной гласной о.

   Ударение на корне (акц. тип А), кроме слов: 1) выплата, выслуга, засуха, пагуба (ударение на префиксе, акц. тип А); 2) хвала, похвала, еда, езда, клевета, суета, хула и устар. дрема (при современном ударении дрёма), где ударение на флексии (акц. тип В); 3) игра (игре, играм), акц. тип D.

   § 452. Существительные жен. р. II скл., имеющие значение "предмет (неодушевленный), характеризующийся действием, названным мотивирующим словом", составляют непродуктивный тип. К нему относятся слова: мета, помета, смета, примета, замета; награда, ограда, преграда; оправа, приправа; протока, затока (обл.); прошва (спец.), ошва (спец.); бита, дуда, закрепа (спец.), запруда, засада, капля, кровля, ноша, обнова, одежда (вариант: одёжа, прост.), опора, отрава, пила, пища, подкова, подпруга, пожня (обл.), позолота, полива, полуда, просека, пряжа, рассада, свеча, ссуда, улика, щепа. Среди слов этого типа - слова, называющие орудие, приспособление для совершения действия (оправа, свеча, дуда, пила, бита, опора), объект действия, чаще вещество или совокупность предметов (пища, одежда, пряжа, рассада, приправа, ссуда, награда, ноша), результат действия (мета, замета, капля, запруда, просека, щепа), место действия (пожня, засада).

   По общим морфонологическим характеристикам (усечение основ глаголов, чередования, ударение) этот тип не отличается от предыдущего (см. § 451). Парно-мягкие согласные конца основы чередуются с твердыми (запрудить - запруда, пометить - помета); исключение: пожать (пожнут) - пожня с черед. |н - н'|. В отдельных образованиях - чередования |т - 〙'|, |д - ж|: питать(ся) - пища, прясть (прядут) - пряжа; |т' - ч|: светить - свеча; |с' - ш|: носить - ноша; |п - п1л'|: капать - капля; |ч - к|: уличить и уличать - улика. В бить - бита, крыть - кровля, опереть(ся) и опирать(ся) - опора, протечь - протока (и затока), одеть(ся) - одежда и одёжа, прошить - прошва (и ошва), засесть - засада, подпрячь и подпрягать - подпруга, огородить - ограда - преобразования основ, описанные в § 1050, 1053, 1081, 1086, 1087.
🐇

Grantum

Русская Грамматика-80 - авторитетная вещь! Пороешься и найдешь то, что тебе надо и даже больше.  :smoke:
Это еще не всё.

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр