Author Topic: Отсутствие слова «время» в индейских языках  (Read 11996 times)

0 Members and 1 Guest are viewing this topic.

Offline _Swetlana

  • Posts: 14121
Язык пираха (охотники-собиратели из Амазонии) пирахан
Quote
Эксперименты на восприятие количества
Эксперименты были проведены до появления у пирахан школы.

Питер Гордон попросил пирахан показывать ему столько же предметов, сколько он им показывает. Использовались батарейки AA, орехи, нарисованные линии, конфеты и коробки с разным количеством изображенных рыбок. Предметы Гордон размещал в линию, спонтанно или группами; в одном опыте прятал предметы через секунду после показа, еще в одном бросал их в непрозрачную банку. Гордон заключил, что пирахан плохо оперируют с количеством больше трех. Он же заметил, что, хотя они используют счет на пальцах, количество загнутых пальцев не обязательно совпадает с количеством предметов[9].

Опыт был повторен в более чистом виде группой ученых. Катушки ниток выкладывались числом до 10 штук на ровную поверхность, чтобы избежать произвольного перемещения. Пирахан должны были выложить такое же число шариков. Они почти не делали ошибок, если катушки выставлялись в линию перед ними: в ответ они ставили напротив каждой катушки шарик. Ошибались более чем в половине случаев, если катушки после показа закрывали экраном, или если они должны были выставить свою линию предметов перпендикулярно линии экспериментатора. Лишь в 12 случаев из 56 пирахан угадали число предметов, брошенных в непрозрачную банку. То есть, Гордон не прав, на ошибку влияет не столько количество предметов, сколько порядок их расположения и видимость.

Этой же группой экспериментально подтверждено отсутствие числительных. Пирахан используют относительные термины h’oi, ho’i и ba’agiso, каждый последующий из которых означает количество, большее, чем предыдущий, но число предметов, которые отделяют одно количество от другого, не фиксировано; пирахан выбирает термин по ситуации, и мнение других может не совпадать с его мнением. Один предмет всегда ho’i, но этим словом могут обозначаться и другие количества.

Экспериментаторы пришли к выводу, что пирахан понимают количественную разницу, даже если она составляет один предмет, но отсутствие абстрактных терминов для числа затрудняет для них перенос информации о количестве в пространстве и времени. Таким образом, понятие числа — это одно из изобретений, расширяющих когнитивные возможности человека, подобно алфавиту, но не обязательная черта человеческого языка.
Ὁ λόγος τῆς νοήσεως ἐλπίς ἐστιν.
Талбишектә үстем мин дә, сизелми мени бер дә?
Bless the Beasts and Children.

Offline конвизо

  • Posts: 15
"Расширить когнитивные возможности" без общественно значимой потребности...? Ваши "задачи" - это "не моя задача"...!
"число" - это прилагательное к общественно значимому процессу, похоже... Мистика "целого числа" до сих пор вне научных категорий... по
той простой причине, что формализм всегда усечен "выбором главного", а "цельность", к примеру-"наелся" никакой формулой не схватить...
 В ту же тему о понимании...
С уважением.

Offline Rusiok

  • Posts: 2661
Не, неужели индеец не сможет ответить на вопрос: "в чем разница между вчера и завтра, что у них разное?".
"проект предлагал сократить разговорную речь путем сведения многосложных слов к односложным и упразднения глаголов" - Джонатан Свифт. Путешествие в Бальнибири

Offline RockyRaccoon

  • Posts: 33073
  • ^^^^^^^^^^^
Не, неужели индеец не сможет ответить на вопрос: "в чем разница между вчера и завтра, что у них разное?".
Раз у них в языках есть слова, обозначающие эти понятия, значит, сможет.
-<<<+>>>--<<<+>>>--<<<+>>>--<<<+>>>-

Offline Rusiok

  • Posts: 2661
Не, неужели индеец не сможет ответить на вопрос: "в чем разница между вчера и завтра, что у них разное?"
Раз у них в языках есть слова, обозначающие эти понятия, значит, сможет.
Допустим, нет слов для вчера, сегодня, сейчас, завтра, нет слова день, час, время, когда, тогда, до того и после.

Начнем со слова небо (светло и солнце как подвижный источник света) ~ тень, темнота, ночь.
Далее введем понятие актуальности (то, что видно, слышно, ощутимо) ~ неактуальности (то, что в уме). Наконец,  различим понятия одобрять, сожалеть, желать, опасаться.

Тогда прошлое - это то в уме, что одобряют или о чем сожалеют, настоящее - это актуальное, а будущее - это то в уме, что желают или чего опасаются. Объединяем понятия одобрения или сожаления в понятие "славим в уме" (это прошлое), а понятия желания или опасения в понятие "молимся в уме" (это будущее).
Вчера - это путь солнца, которое славим; сегодня - этот видимый путь солнца; завтра - путь солнца, о котором молимся. Понятия времени все ещё нет.

И тут мы задаём мой вопрос: "в чем разница между вчера и завтра, что у них разное?"

Ответ будет: о вчера и завтра я (индеец) думаю по разному: мысли о первом стараюсь успокоить, так как не активен к нему, а к другому, наоборот, стараюсь применить свою активность. То есть и прошлое, и будущее - оба пассивны для моего ума, но к прошлому я сам пассивен, а к будущему - активен.
"проект предлагал сократить разговорную речь путем сведения многосложных слов к односложным и упразднения глаголов" - Джонатан Свифт. Путешествие в Бальнибири

Offline RockyRaccoon

  • Posts: 33073
  • ^^^^^^^^^^^
Допустим, нет слов для вчера, сегодня, сейчас, завтра,
Тогда это у вас не индейцы, а питекантропы какие-то. Так уж и пишите, не обижайте индейцев.
-<<<+>>>--<<<+>>>--<<<+>>>--<<<+>>>-

 

With Quick-Reply you can write a post when viewing a topic without loading a new page. You can still use bulletin board code and smileys as you would in a normal post.

Note: this post will not display until it's been approved by a moderator.
Name: Email:
Verification:
Type the letters shown in the picture
Listen to the letters / Request another image
Type the letters shown in the picture:
√49 Напишите ответ строчными буквами:
«Сто одёжек, все без застёжек» — что это?: