Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

*Литература в школе

Автор Toman, июня 14, 2015, 17:57

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

antic

И преступления и невыучивание уроков являются нарушениями. Так что в этом смысле определённое подобие есть. Сначала вы плюёте на учебную дисциплину, потом на производственную, а потом и на финансовую дисциплину
— Боже мой, боже мой, чем вы вынуждены заниматься! Но я спрашиваю вас, кто-то все-таки летит ведь к звёздам! Где-то строят мезонные реакторы! Где-то создают новую педагогику! Боже мой, совсем недавно я понял, что мы даже не захолустье, мы — заповедник! В глазах всего мира мы — заповедник глупости, невежества и порнократии.
АБС «Хищные вещи века»

alant

Цитата: VagneR от июня 17, 2015, 12:49
Цитата: antic от июня 17, 2015, 12:37
Цитата: VagneR от июня 17, 2015, 12:20
Не хотите - не читайте. Многие так и делали.
Не хотите платить налоги - не платите. Многие так и делали.
Неуместная аналогия. Невыученный урок не является преступлением.
Не преступлением, но серьёзным проступком, заслуживающим наказания. Это решают в каждом случае конкретные родители.
Я уж про себя молчу

VagneR

Цитата: antic от июня 17, 2015, 12:35
Цитата: VagneR от июня 17, 2015, 12:17
Но сочинение не жанр, а вид деятельности
Ссылку на источник можно?
Уточню: вид деятельности и продукт этой деятельности, а далее - читайте выше.
Ниже - о жанровом разнообразии сочинений в школе.


Ещё хотелось бы добавить, что программ по литературе несколько. Выбор произведений в них тоже разнится.
Каждый человек имеет право быть дураком, но и правом надо пользоваться с некоторой умеренностью.
К. Берне

VagneR

Цитата: antic от июня 17, 2015, 12:53
И преступления и невыучивание уроков являются нарушениями. Так что в этом смысле определённое подобие есть. Сначала вы плюёте на учебную дисциплину, потом на производственную, а потом и на финансовую дисциплину
Заставлять ребёнка учить уроки - насилие над личностью! Это приучает его быть лживым и лицемерным - обманывать учителей и родителей.
:D :D :D
Каждый человек имеет право быть дураком, но и правом надо пользоваться с некоторой умеренностью.
К. Берне

Toman

Цитата: VagneR от июня 17, 2015, 12:17
Что автор не владеет материалом. Например, он пытается определить сочинение как жанр. Но сочинение не жанр, а вид деятельности. У каждого сочинения может быть свой жанр: рассказ, эссе, критическая статья, роман и т.д. Незнание этого автором говорит о том
Если вы так говорите - вы просто не поняли, что хотел сказать автор. Он-то говорит тут вовсе не о всём теоретически возможном множестве жанров сочинений, а о тех сочинениях, которые в действительности требуют от школьников в практике преподавания и в качестве вступительных сочинений. А вот эта штука вполне умещается в один жанр, и сама является этим довольно чётко оформленным жанром, т.к. нигде кроме школьных и вступительных сочинений ничего подобного не применяется.
Во́зле до́ма хо́лм с куля́ми - вы́йду на́ холм, ку́ль поставлю.
В славном городе Miami тётки мерялись ногтями, тик иң озын завсегда у Фиделя борода!

antic

Цитата: VagneR от июня 17, 2015, 13:13
Уточню: вид деятельности и продукт этой деятельности
Опять же, прошу ссылку такое определение. Иначе, это ваше личное мнение, ни к чему не обязывающее
— Боже мой, боже мой, чем вы вынуждены заниматься! Но я спрашиваю вас, кто-то все-таки летит ведь к звёздам! Где-то строят мезонные реакторы! Где-то создают новую педагогику! Боже мой, совсем недавно я понял, что мы даже не захолустье, мы — заповедник! В глазах всего мира мы — заповедник глупости, невежества и порнократии.
АБС «Хищные вещи века»

Wolliger Mensch

«Вот интересно, каких лингвистических жемчуг можно найти в море отодвинутых книг», Ян Гавлиш.
«Впредь прошу помнить, что придумал игру не для любых ассоциаций, а для семантически оправданных. Например, чтó это такое: ,,рулетке" — ,,выпечке"?? Тем более, что сей ляпсус я сам совершил...», Марбол
«Ветхий Завет написан на иврите и частично на армейском», Vesle Anne
«МЛ(ять)КО ... ПЛ(ять)NЪ», Тася
«Вот откроет этот спойлер, например, Марго, ничего не подозревая, а потом будут по всему форуму блюющие смайлики...», Авал
«Томан приличный мужчина. Правда по патриархальным меркам слегка голодранец», Vesle Anne
«Возможен ли фонетический переход "ж" в "п с придыханием"», forest

Toman

Цитата: VagneR от июня 17, 2015, 11:50
Такие проблемы легко решаются, а обзывают так тех, кто позволяет это делать. То есть можно тихо терпеть и сносить оскорбления, а можно активно противодействовать, в этом случае такие учителя долго в школе не задерживаются.
Некоторых учителей можно выпереть не только за такое, а и за куда меньшее. (Вот тот историк, который наводил ужас на наш класс и на младших на год товарищей, был уволен, хоть и через 2 года - впрочем, вчера я как раз из интереса поискал в инете, так оказывается, спустя 14 лет, совсем недавно, в 2012 году, он вернулся преподавать в ту же школу). А некоторых никто никогда не тронет по определению, потому что никак нельзя трогать такого уважаемого человека, а это школьник, дескать, сам виноват, бедную учительницу замучил и довёл до нервного срыва. Тот случай в нашем классе относился как раз к таким, где учительница считается по определению догматически непогрешимой. В результате школьник был отчислен - правда, за неуспеваемость по химии и биологии (нашим спецпредметам). После того, как, затерроризированный по русскому и литературе, был вынужден посвятить почти всё время только этим предметам. Учительница вроде бы до сих пор работает в той школе, если данные на странице не устарели.

У меня в общем тоже львиная доля времени в школьной учёбе уходила именно на литературу, просто я не находился в таком катастрофическом положении по химии и биологии, так что то, что я очень мало времени тратил на них (и вообще на все остальные предметы, кроме разве что истории), не портило успеваемость. Но, кстати, сейчас преподавание как минимум биологии (но и химии, наверное, тоже - как минимум, по части органики) в "нашей" школе стало гораздо серьёзнее, объёмнее и жёстче, чем было в наше время - так что сейчас бы, оказавшись в таком положении, я бы так легко не отделался, и должен был бы сознательно выбирать забить на литературу совсем (до тех пор, пока ЕГЭ не припрёт), чтобы не вылететь по спецпредметам (за саму литературу-то из школы бы не выгнали, понятное дело).
Во́зле до́ма хо́лм с куля́ми - вы́йду на́ холм, ку́ль поставлю.
В славном городе Miami тётки мерялись ногтями, тик иң озын завсегда у Фиделя борода!

VagneR

Цитата: antic от июня 17, 2015, 13:38
Цитата: VagneR от июня 17, 2015, 13:13
Уточню: вид деятельности и продукт этой деятельности
Опять же, прошу ссылку такое определение. Иначе, это ваше личное мнение, ни к чему не обязывающее
Такое из Википедии подойдёт?
ЦитироватьСочинение — вид письменной школьной работы, представляющий собой изложение своих мыслей, знаний на заданную тему.
Или вы будете утверждать, что работа - это не деятельность?
На всякий случай словарная статья из Ожегова:
Цитировать
работа, -ы, ж.
2. Занятие, труд, деятельность. Физическая, умственная р. Ответственная р. Срочная р. Общественная р.
Каждый человек имеет право быть дураком, но и правом надо пользоваться с некоторой умеренностью.
К. Берне

VagneR

Цитата: Toman от июня 17, 2015, 13:55
Цитата: VagneR от июня 17, 2015, 11:50
Такие проблемы легко решаются, а обзывают так тех, кто позволяет это делать. То есть можно тихо терпеть и сносить оскорбления, а можно активно противодействовать, в этом случае такие учителя долго в школе не задерживаются.
А некоторых никто никогда не тронет по определению, потому что никак нельзя трогать такого уважаемого человека, а это школьник, дескать, сам виноват, бедную учительницу замучил и довёл до нервного срыва.
Какие действия Вы и Ваши родители предприняли, чтобы изменить положение вещей?
Каждый человек имеет право быть дураком, но и правом надо пользоваться с некоторой умеренностью.
К. Берне

antic

Цитата: VagneR от июня 17, 2015, 13:56
деятельность
Значит, когда человек пишет сочинение, то он пишет деятельность? Как-то абсурдно звучит
— Боже мой, боже мой, чем вы вынуждены заниматься! Но я спрашиваю вас, кто-то все-таки летит ведь к звёздам! Где-то строят мезонные реакторы! Где-то создают новую педагогику! Боже мой, совсем недавно я понял, что мы даже не захолустье, мы — заповедник! В глазах всего мира мы — заповедник глупости, невежества и порнократии.
АБС «Хищные вещи века»

From_Odessa

Цитата: VagneR от июня 17, 2015, 12:17
Что автор не владеет материалом. Например, он пытается определить сочинение как жанр. Но сочинение не жанр, а вид деятельности. У каждого сочинения может быть свой жанр: рассказ, эссе, критическая статья, роман и т.д. Незнание этого автором говорит о том, что он некомпетентен в вопросе и излагает чисто субъективные впечатления. Хотя разумные мысли в статье тоже присутствуют.
Это, по-моему, неоднозначный вопрос. Если мы говорим о школьном сочинении (или там, что было на вступительном экзамене), то это уже можно назвать выделившимся жанром. Да, некоторые сочинения можно написать в разной форме, но де-факто практически все они пишутся сходным образом, как раз и превращаясь в своего рода жанр. Вот если мы говорим о сочинении, как о результате творческого процесса написания чего-то, то да - это не жанр, и сочинение может быть написано в любом жанре. Впрочем, для этого значения в русском языке обычно используется слово "произведение" (хоть и не всегда. А вот в украинском и то, и то - "твір"). Автор же рассуждает именно о школьном сочинении и говорит о том, что есть де-факто - что это жанр, пусть и, возможно, не выделенный в общепринятых классификациях. Но для рассуждений Кронгауза важно не это, а то, как всё обстоит в действительности.

From_Odessa

Цитата: VagneR от июня 17, 2015, 13:56
Или вы будете утверждать, что работа - это не деятельность?
Цитата: antic от июня 17, 2015, 14:06
Значит, когда человек пишет сочинение, то он пишет деятельность? Как-то абсурдно звучит
Слово "сочинение" может обозначать деятельность, когда оно выступает в значении некоторого процесса. То есть, обозначает процесс сочинения. Но при этом у слова "сочинение" также есть значение результата такой деятельности. Во фразе "пишет сочинение" именно это значение имеется в виду, так что тут, конечно, деятельность ни при чем. И когда мы говорим о школьном сочинении, то это никак не деятельность, а результат творческой деятельности.

From_Odessa

Цитата: VagneR от июня 17, 2015, 13:13
Ниже - о жанровом разнообразии сочинений в школе.
Спасибо, очень интересно.

Вынужден признать, что выше был несколько неправ, говоря о жанре. Но все же пока думаю так, как и написал. Поясню. Кронгауз в статье явно использует слово "сочинение" в узком значении, а в этом значении под сочинением подразумевают:

1) Сочинение на произвольную тему;
2) Сочинение в виде рецензии на книгу (обычно), фильм и т.д.;
3) Сочинение на заданную тему, не связанную с литературой;
4) Сочинение на заданную тему, связанную с изучаемым (изученным) произведением по курсу литературы.

Изложения (пересказы) и рефераты сочинениями обычно не называют. Не спорю, что в официальной классификации они там, как я понимаю, есть, но статья, на мой взгляд, написано для широкого читателя, и слово "сочинение" употребляется соответствующим образом. И Кронгауз анализирует ситуацию именно вокруг такого рода сочинений, даже уже - сочинений 2-го и, прежде всего, 4-го типов. При этом сочинения 1-4 типов пишутся так в подавляющем большинстве случаев, что, на мой взгляд, и вправду сформировался отдельный жанр. Де-факто.

Yitzik

Блин, адепты преподавания литературы! Вы не понимаете? В экзаменационном сочинении надо было писать ЦИТАТЫ НАИЗУСТЬ! Нафига?!
(пишу после прочитанных 3 стр. темы)
Paran Quenya ar quetin Esperanto!

VagneR

Цитата: Toman от июня 17, 2015, 13:30
Цитата: VagneR от июня 17, 2015, 12:17
Что автор не владеет материалом. Например, он пытается определить сочинение как жанр. Но сочинение не жанр, а вид деятельности. У каждого сочинения может быть свой жанр: рассказ, эссе, критическая статья, роман и т.д. Незнание этого автором говорит о том
Если вы так говорите - вы просто не поняли, что хотел сказать автор. Он-то говорит тут вовсе не о всём теоретически возможном множестве жанров сочинений, а о тех сочинениях, которые в действительности требуют от школьников в практике преподавания и в качестве вступительных сочинений. А вот эта штука вполне умещается в один жанр, и сама является этим довольно чётко оформленным жанром, т.к. нигде кроме школьных и вступительных сочинений ничего подобного не применяется.

Автор пишет:

ЦитироватьС одной стороны, этот жанр практически не определен, во всяком случае, я не знаю ни одного осмысленного определения. Этот термин не встречается в энциклопедиях, по-видимому, в силу своей очевидности. Его нет даже в словарях литературоведческих терминов, специально предназначенных для учеников и учителей.
1. Допустим, автор имеет в виду прямое значение слова "жанр". В этом случае, автор показывает свою литературоведческую безграмотность. То есть занимается профанацией.
2. Допустим, что автор использует слово "жанр" в переносном смысле. Тогда зачем же он ищет его в словарях литературоведческих терминов? Вывод напрашивается тот же, что и в случае №1.
Кроме этого, автор сам предупреждает
Цитировать
Лучше сразу признаться, что последующие рассуждения не просто субъективны, а очень субъективны. <...>
Короче говоря, это записки озлобленного человека, к которым следует относиться соответствующим образом.
Может он у той же учительницы учился, что и Томан...
Каждый человек имеет право быть дураком, но и правом надо пользоваться с некоторой умеренностью.
К. Берне

Geoalex

Цитата: Yitzik от июня 17, 2015, 14:29
В экзаменационном сочинении надо было писать ЦИТАТЫ НАИЗУСТЬ!
У нас такого не было. Литературой пользоваться разрешалось.

VagneR

Цитата: antic от июня 17, 2015, 14:06
Цитата: VagneR от июня 17, 2015, 13:56
деятельность
Значит, когда человек пишет сочинение, то он пишет деятельность? Как-то абсурдно звучит
Вы издеваетесь или не разобрались в контексте? Если второе, то поясню: в Вашем примере "писать сочинение" - создавать текст (продукт деятельности мозгов и рук).
](*,)
Каждый человек имеет право быть дураком, но и правом надо пользоваться с некоторой умеренностью.
К. Берне

VagneR

Цитата: Wolliger Mensch от июня 17, 2015, 13:40
Цитата: VagneR от июня 17, 2015, 13:13
Уточню: вид деятельности и продукт жизнедеятельности
;D
Вы правы, для большинства - да.
:(
Каждый человек имеет право быть дураком, но и правом надо пользоваться с некоторой умеренностью.
К. Берне

antic

Так мы с самого начала говорили о школьном сочинении, которое представляет собой текст, к чему вы приплели тут деятельность?
Если вы определяете сочинение как продукт деятельности, то это определение не имеет смысла, поскольку большинство сущего, что нас окружает, является продуктом деятельности: самолёты, кинофильмы, презервативы, кирпичи, скамейки, торты, конланги
— Боже мой, боже мой, чем вы вынуждены заниматься! Но я спрашиваю вас, кто-то все-таки летит ведь к звёздам! Где-то строят мезонные реакторы! Где-то создают новую педагогику! Боже мой, совсем недавно я понял, что мы даже не захолустье, мы — заповедник! В глазах всего мира мы — заповедник глупости, невежества и порнократии.
АБС «Хищные вещи века»

I. G.

Цитата: Yitzik от июня 17, 2015, 14:29
Блин, адепты преподавания литературы! Вы не понимаете? В экзаменационном сочинении надо было писать ЦИТАТЫ НАИЗУСТЬ! Нафига?!
(пишу после прочитанных 3 стр. темы)
Либо не писать вообще! Что все и делали. На оценку это не влияло.
...И мимимишечных круглышек,
Что безусловно хороши,
Но очень вредны для души.

VagneR

Цитата: From_Odessa от июня 17, 2015, 14:14
Цитата: VagneR от июня 17, 2015, 12:17
Что автор не владеет материалом. Например, он пытается определить сочинение как жанр. Но сочинение не жанр, а вид деятельности. У каждого сочинения может быть свой жанр: рассказ, эссе, критическая статья, роман и т.д. Незнание этого автором говорит о том, что он некомпетентен в вопросе и излагает чисто субъективные впечатления. Хотя разумные мысли в статье тоже присутствуют.
Если мы говорим о школьном сочинении (или там, что было на вступительном экзамене), то это уже можно назвать выделившимся жанром.
Нельзя. Только видом работы. Так же, как и диктант, изложение, чтение наизусть и т.д.

Цитата: From_Odessa от июня 17, 2015, 14:14Вот если мы говорим о сочинении, как о результате творческого процесса написания чего-то, то да - это не жанр, и сочинение может быть написано в любом жанре. Впрочем, для этого значения в русском языке обычно используется слово "произведение" (хоть и не всегда. А вот в украинском и то, и то - "твір").
Именно так. Сочинение как продукт - произведение, творение. У специалистов в ходу ещё "творческая работа".

Цитата: From_Odessa от июня 17, 2015, 14:14Автор же рассуждает именно о школьном сочинении и говорит о том, что есть де-факто - что это жанр, пусть и, возможно, не выделенный в общепринятых классификациях. Но для рассуждений Кронгауза важно не это, а то, как всё обстоит в действительности.
То, что большинство здесь называют "школьным сочинением", по сути можно отнести к жанру "критическая статья", или "аналитическая статья", или "публицистический очерк", или другое, имхо. И зачем плодить сущности?

Каждый человек имеет право быть дураком, но и правом надо пользоваться с некоторой умеренностью.
К. Берне

Toman

Цитата: VagneR от июня 17, 2015, 14:33
1. Допустим, автор имеет в виду прямое значение слова "жанр". В этом случае, автор показывает свою литературоведческую безграмотность. То есть занимается профанацией.
Значение наверняка прямое. В чём безграмотность? В незнании того, что этот жанр не значится в словарях (несмотря на его фактическое существование)? "Этот зверь науке неизвестен и потому интереса для науки не представляет"? Так на это-то несоответствие автор и обращает внимание читателя. Не будь этот жанр фактически существующим, была бы невозможна (непонятна читателю) вышеупомянутая пародия про "бабизм-ягизм в наши дни". Однако эта пародия прекрасно понятна читателю (тому, кто сталкивался с сочинением в школе - а у нас сталкивались все) без пояснений.
Во́зле до́ма хо́лм с куля́ми - вы́йду на́ холм, ку́ль поставлю.
В славном городе Miami тётки мерялись ногтями, тик иң озын завсегда у Фиделя борода!

VagneR

Цитата: From_Odessa от июня 17, 2015, 14:17
Цитата: VagneR от июня 17, 2015, 13:56
Или вы будете утверждать, что работа - это не деятельность?
Цитата: antic от июня 17, 2015, 14:06
Значит, когда человек пишет сочинение, то он пишет деятельность? Как-то абсурдно звучит
Слово "сочинение" может обозначать деятельность, когда оно выступает в значении некоторого процесса. То есть, обозначает процесс сочинения. Но при этом у слова "сочинение" также есть значение результата такой деятельности. Во фразе "пишет сочинение" именно это значение имеется в виду, так что тут, конечно, деятельность ни при чем. И когда мы говорим о школьном сочинении, то это никак не деятельность, а результат творческой деятельности.
From_Odessa, Вы тут несколько противоречите сами себе, когда пишете:
Цитироватьто это никак не деятельность, а результат творческой деятельности
Сочинение рассказа - сочинение здесь деятельность или нет? Сочинение - творческая деятельность, рассказ - продукт. Естественно, никто не скажет "сочинение сочинения", иначе тавтология получится. Т.е. сочинение - многозначное понятие, а "школьное сочинение" - обывательский термин, если можно так сказать.

Каждый человек имеет право быть дураком, но и правом надо пользоваться с некоторой умеренностью.
К. Берне

VagneR

Цитата: Yitzik от июня 17, 2015, 14:29
Блин, адепты преподавания литературы! Вы не понимаете? В экзаменационном сочинении надо было писать ЦИТАТЫ НАИЗУСТЬ! Нафига?!
(пишу после прочитанных 3 стр. темы)
Может быть, в сталинские времена было и так. Я не знаю. На самом деле прямые цитаты нужны только при анализе поэтических произведений.
Каждый человек имеет право быть дураком, но и правом надо пользоваться с некоторой умеренностью.
К. Берне

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр