Нубский вопрос про тетраграмматон

Автор Vertaler, ноября 3, 2014, 17:49

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Aleqs_qartveli

Цитата: ali_hoseyn от ноября 20, 2014, 09:37
Aleqs_qartveli, это байки православных попов, которые имеют предысторию в церковной литературе. Ни в древнееврейском, ни в арамейском глагол hyy/hwy не может быть использован в конструкциях типа 'это я'.
Придется учить арамейский  :)
რამდენი ენაც იცი, იმდენი კაცი ხარ.
Если во имя идеала человеку приходится делать подлости, то цена этому идеалу – дерьмо. (Братья Стругацкие "Хищные вещи века")

Binu_Kabkabima

Цитата: ali_hoseyn от ноября 20, 2014, 09:25
Цитата: Binu_Kabkabima от ноября 19, 2014, 21:15кажется из книги Марка Смита The early history of God: Yahweh and the other deities in ancient Israel
Вы не могли бы найти это место?
Не помню..  :(
Цитата: ali_hoseyn от ноября 20, 2014, 09:25
Цитата: Binu_Kabkabima от ноября 19, 2014, 21:15:no:
Почему нет? "Ханаанейский переход" не единственная черта, диагностирующая принадлежность к ханаанейской группе
Как по мне, "Ханаанейский переход" - именно это является единственной чертой, по которой и можно отнести угаритский к ханаанейской группе.

ali_hoseyn

Цитата: Binu_Kabkabima от ноября 20, 2014, 20:24Как по мне, "Ханаанейский переход" - именно это является единственной чертой, по которой и можно отнести угаритский к ханаанейской группе.
Почему?)
dɛ jʃɛmtɛl sɒk'ɒt'rijəh swə jəfɒz

Yitzik

Цитата: Aleqs_qartveli от ноября 20, 2014, 09:32
Спасибо. Но в том толковании, которое я встречал даже не принципиально, чтобы смысл совпадал.
Нет, Алекс, тут смысл важен, ибо не пугает. "Ани ваɦо" понимается как "Б-г всегда пребывает со Своим народом", см. молитвы ѓошанот.
Paran Quenya ar quetin Esperanto!

Binu_Kabkabima

Цитата: ali_hoseyn от ноября 20, 2014, 20:52
Цитата: Binu_Kabkabima от ноября 20, 2014, 20:24Как по мне, "Ханаанейский переход" - именно это является единственной чертой, по которой и можно отнести угаритский к ханаанейской группе.
Почему?)
Пуй его знает.. :green: Ну в тех же текстах из Амарны засвидетельствован переход ā > ō, что говорит нам о принадлежности сего языка к ханаанейской группе.
a-nu-ki /*anōki/, zu-u-nu /*ṣōnu (< *ṣānu < *ṣaʔnu)/
Этого перевехода не наблюдаем в угаритском, выходит...

Binu_Kabkabima

Цитата: Binu_Kabkabima от ноября 20, 2014, 23:10
Цитата: ali_hoseyn от ноября 20, 2014, 20:52
Цитата: Binu_Kabkabima от ноября 20, 2014, 20:24Как по мне, "Ханаанейский переход" - именно это является единственной чертой, по которой и можно отнести угаритский к ханаанейской группе.
Почему?)
Пуй его знает.. :green: Ну в тех же текстах из Амарны засвидетельствован переход ā > ō, что говорит нам о принадлежности сего языка к ханаанейской группе.
a-nu-ki /*anōki/, zu-u-nu /*ṣōnu (< *ṣānu < *ṣaʔnu)/
Этого перевехода не наблюдаем в угаритском, выходит...
Забыл добавить, что ханаанейский переход датируется примерно 15 веками до н.э., язык Угарита (14-13 до н.э.) и тексты Амарны (14 до н.э.) Но, несмотря на это, мы не находим в "ханаанейском языке" угарита "ханаанский переход"

ali_hoseyn

Цитата: Binu_Kabkabima от ноября 20, 2014, 23:10Этого перевехода не наблюдаем в угаритском, выходит...
Вкусовщина. Если мы лабиализацию наблюдаем в западносирийском (ʕolmo < *ʕālam-) или в махри (tōmər < *támar-), выходит ли, что эти языки ханаанейские? Почему такой распространенный и, я бы даже сказал, ожидаемый фонетический сдвиг, по Вашему мнению, должен являться единственной чертой, характеризующей ханаанейские языки? Заметьте, результаты лабиализации и ее распространение в финикийском и древнееврейском различаются. Говорит ли это о том, что сдвиг прошел в их языке-предке, или же это ареальное явление, бесполезное для генеалогической классификации?
dɛ jʃɛmtɛl sɒk'ɒt'rijəh swə jəfɒz

watchmaker


Binu_Kabkabima

Цитата: ali_hoseyn от ноября 21, 2014, 14:07
Цитата: Binu_Kabkabima от ноября 20, 2014, 23:10Этого перевехода не наблюдаем в угаритском, выходит...
Вкусовщина.
Единогласного мнения относительно принадлежности угаритского к ханаанской группе нет, поэтому можем строить лишь предположения.

Binu_Kabkabima

Цитата: Yitzik от ноября 19, 2014, 18:40
Цитата: Aleqs_qartveli от ноября 19, 2014, 12:56
Встречал мнение, что ответ "это Я" на арамейском звучал один в один, как не называемое Имя. Насколько это правдоподобно?
В Пешитте, конечно, вообще "ана каем ɦәва"
:o
Может всё-таки переводится как "он стоял" ?
ܩܐܡ ܗܘܐ ܕܝܢ ܐܦ ܝܗܘܕܐ ܡܫܠܡܢܐ ܥܡܗܘܢ - Стоял с ними также Иуда, предатель. (Ин. 18,5)

ali_hoseyn

Цитата: Binu_Kabkabima от ноября 22, 2014, 01:28Единогласного мнения относительно принадлежности угаритского к ханаанской группе нет, поэтому можем строить лишь предположения.
Отсутствие консенсуса не повод ждать, пока проблему решит кто-то другой. Впрочем, сдвиги в этом направлении уже есть.
dɛ jʃɛmtɛl sɒk'ɒt'rijəh swə jəfɒz

ali_hoseyn

Иисус там говорит: ʔenå ʔenå 'я - (это) я'. qåʔem-wå, конечно, сказано об Иуде.
dɛ jʃɛmtɛl sɒk'ɒt'rijəh swə jəfɒz

Neeraj

Цитата: ali_hoseyn от ноября 22, 2014, 14:02
Иисус там говорит: ʔenå ʔenå 'я - (это) я'. qåʔem-wå, конечно, сказано об Иуде.
точнее ʔenå-nå

mnashe

Цитата: ali_hoseyn от ноября 21, 2014, 14:07
Заметьте, результаты лабиализации и ее распространение в финикийском и древнееврейском различаются.
Поясни, пожалуйста.


Кстати, в иврите сходный процесс потом повторился ещё раз: новая долгая /ā/ (из старой /a/) в масоретском иврите тоже сместилась в направлении [ō], хотя и не достигла её (а в ашкеназском произношении достигла, в некоторых диалектах даже ).
(В диалекте персоязычных евреев она тоже [о], очевидно, вслед за сдвигом в самом фарси).
Адепт единственного числа и безродового склонения
שָׁלוֹם עֲלֵיכֶם!

ali_hoseyn

Цитата: mnashe от ноября 22, 2014, 19:50в иврите сходный процесс потом повторился ещё раз
Не думаю, что потом. Лабиализация /*a/ в открытом ударном слоге, похоже, наблюдается уже в языке Амарны (см. очерк "Ханаанейские языки"). Есть еще интересная фонотактическая закономерность, на мой взгляд, указывающая на ранний переход /*a/ > /å/: ʕōlåm – ʕōlåmīm, tōlåʕ – tōlåʕīm, при kōṯēḇ – kōṯəḇīm, ṣippōr – ṣippŏrīm.
dɛ jʃɛmtɛl sɒk'ɒt'rijəh swə jəfɒz

Nevik Xukxo

Цитата: Binu_Kabkabima от ноября 22, 2014, 01:28
Единогласного мнения относительно принадлежности угаритского к ханаанской группе нет, поэтому можем строить лишь предположения.
Но он хоть точно северо-западный был?

mnashe

Цитата: ali_hoseyn от ноября 23, 2014, 10:23
Есть еще интересная фонотактическая закономерность, на мой взгляд, указывающая на ранний переход /*a/ > /å/: ʕōlåm – ʕōlåmīm, tōlåʕ – tōlåʕīm, при kōṯēḇ – kōṯəḇīm, ṣippōr – ṣippŏrīm.
А почему это указывает на ранний переход /*a/ > /å/? Насколько я понимаю, это указывает лишь на раннее удлинение (прежде перехода /*i/ > /ē/, /u/ > /ō/)? Или ты что-то другое имел в виду?
Кстати, устойчивость /a/ в предударном слоге туда же? В смысле, *kitab > kəṯåḇ, но *gamal > gåmål.
Адепт единственного числа и безродового склонения
שָׁלוֹם עֲלֵיכֶם!

ali_hoseyn

Цитата: mnashe от ноября 23, 2014, 10:37Насколько я понимаю, это указывает лишь на раннее удлинение
Да, на количественное изменение гласного, который потом не подвергался редукции. О лабиализации см. выше.

Цитата: mnashe от ноября 23, 2014, 10:37*kitab > kəṯåḇ
Арамеизм. šēḵår < *šikar-.
dɛ jʃɛmtɛl sɒk'ɒt'rijəh swə jəfɒz

mnashe

Цитата: ali_hoseyn от ноября 23, 2014, 10:47
Цитата: mnashe от ноября 23, 2014, 10:37Насколько я понимаю, это указывает лишь на раннее удлинение
Да, на количественное изменение гласного, который потом не подвергался редукции. О лабиализации см. выше.
Ага, понял.
То есть примерно в одно время лабиализация затронула и /*a/, удлинившуюся в открытом слоге, и безударную /*ā/, и ударную /*ā/, только в последнем случае лабиализация было полной (ō), а в остальных случаях неполной (ɑ̄ или ɐ̄)?

Цитата: ali_hoseyn от ноября 23, 2014, 10:47
Арамеизм
А, не знал.
А с /u/ в предударном слоге?
Ну там, kutub → kəṯōḇ в связанном инфинитиве...
Адепт единственного числа и безродового склонения
שָׁלוֹם עֲלֵיכֶם!

ali_hoseyn

Цитата: mnashe от ноября 23, 2014, 10:54То есть примерно в одно время лабиализация затронула...
Результаты фиксируются в одной и той же группе памятников.

Цитата: mnashe от ноября 23, 2014, 10:54А, не знал.
Распределение ведь – Ездра, Паралипоменон, Есфирь и далее.

Цитата: mnashe от ноября 23, 2014, 10:54А с /u/ в предударном слоге?
Хороший вопрос. Большинство двусогласных семитских основ имеет /a/ в первом слоге. Кроме глагольных форм и infinitivus constructus для древнееврейского ничего не могу вспомнить. С инфинитивом есть свои проблемы, поэтому рассматривать его пока отказываюсь.
dɛ jʃɛmtɛl sɒk'ɒt'rijəh swə jəfɒz

mnashe

Цитата: ali_hoseyn от ноября 23, 2014, 11:15
С инфинитивом есть свои проблемы, поэтому рассматривать его пока отказываюсь.
Ага, помню тот разговор :)
Адепт единственного числа и безродового склонения
שָׁלוֹם עֲלֵיכֶם!

ali_hoseyn

Есть еще проблема прилагательных *CaCuC-. В одних появляется неожиданная геминация (ʕåmōq - ʕămuqqå), в других непонятно, то ли это *CaCuC-, то ли *CaCāC- (gåḏōl – gəḏōlå). В арабском можно найти адъективную модель CaCāC-: ǯabān- 'трусливый'. Если же это *CaCuC-, то непонятно с инфинитивом.
dɛ jʃɛmtɛl sɒk'ɒt'rijəh swə jəfɒz


Сергий

Цитата: Aleqs_qartveli от ноября 20, 2014, 09:39
Цитата: ali_hoseyn от ноября 20, 2014, 09:37
Aleqs_qartveli, это байки православных попов, которые имеют предысторию в церковной литературе. Ни в древнееврейском, ни в арамейском глагол hyy/hwy не может быть использован в конструкциях типа 'это я'.
Придется учить арамейский  :)
Нужно учить не современный книжный древнеарамейский, а оригинальный околоцерковный суржик соответствующего периода и его истоки.

Yitzik

Paran Quenya ar quetin Esperanto!

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр