Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Придать таджикскому языку статус государственного

Автор kanishka, октября 11, 2014, 17:09

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

heckfy

Цитата: Leo от октября 11, 2014, 22:58
Цитата: heckfy от октября 11, 2014, 22:55
Цитата: Leo от октября 11, 2014, 22:48
Интересно, чо при СССР узбекский имел статус в Таджикистане, а наоборот - нет.
Так как узбеков в Таджикистане было 25-30 % от всего населения Таджикистана, а таджиков в Узбекистане не больше 5%. Так что все правильно.

узбеки заселяли Таджикистане Ленинабадскую область, а таджики составляли значительную часть населения Бухары и Самарканда, верно ?
Узбеки в Таджикистане заселяли практически все земли , кроме Памира.

alant

Цитата: heckfy от октября 11, 2014, 23:13
Цитата: Leo от октября 11, 2014, 22:58
Цитата: heckfy от октября 11, 2014, 22:55
Цитата: Leo от октября 11, 2014, 22:48
Интересно, чо при СССР узбекский имел статус в Таджикистане, а наоборот - нет.
Так как узбеков в Таджикистане было 25-30 % от всего населения Таджикистана, а таджиков в Узбекистане не больше 5%. Так что все правильно.

узбеки заселяли Таджикистане Ленинабадскую область, а таджики составляли значительную часть населения Бухары и Самарканда, верно ?
Узбеки в Таджикистане заселяли практически все земли , кроме Памира.
Если бы Таджикистан не отделили, узбеки успешно ассимилировали бы всех таджиков, кроме горных.
Я уж про себя молчу

Yitzik

Цитата: Türk от октября 11, 2014, 20:55
Образовать союзное государство Узбекистан-Таджикистан, где на всей территории тюркский (узбекский) и таджикский будут иметь равные права. А там дальше пусть конкуренция определит, какой язык более востребован.
Интересная мысль. А знаете, может быть, вы и правы. По крайней мере, в этом что-то есть.
Paran Quenya ar quetin Esperanto!

heckfy

Цитата: alant от октября 11, 2014, 23:18
Цитата: heckfy от октября 11, 2014, 23:13
Цитата: Leo от октября 11, 2014, 22:58
Цитата: heckfy от октября 11, 2014, 22:55
Цитата: Leo от октября 11, 2014, 22:48
Интересно, чо при СССР узбекский имел статус в Таджикистане, а наоборот - нет.
Так как узбеков в Таджикистане было 25-30 % от всего населения Таджикистана, а таджиков в Узбекистане не больше 5%. Так что все правильно.

узбеки заселяли Таджикистане Ленинабадскую область, а таджики составляли значительную часть населения Бухары и Самарканда, верно ?
Узбеки в Таджикистане заселяли практически все земли , кроме Памира.
Если бы Таджикистан не отделили, узбеки успешно ассимилировали бы всех таджиков, кроме горных.
Скорее всего так.  Таджиков как нацию придумали русские и советы.

Poirot

"Из-за плохой видимости через тепловизор прицела я увидел на расстоянии около 250 метров силуэт парнокопытного, внешне похожего на крупного кабана."

Leo

Цитата: heckfy от октября 11, 2014, 23:34
Цитата: alant от октября 11, 2014, 23:18
Цитата: heckfy от октября 11, 2014, 23:13
Цитата: Leo от октября 11, 2014, 22:58
Цитата: heckfy от октября 11, 2014, 22:55
Цитата: Leo от октября 11, 2014, 22:48
Интересно, чо при СССР узбекский имел статус в Таджикистане, а наоборот - нет.
Так как узбеков в Таджикистане было 25-30 % от всего населения Таджикистана, а таджиков в Узбекистане не больше 5%. Так что все правильно.

узбеки заселяли Таджикистане Ленинабадскую область, а таджики составляли значительную часть населения Бухары и Самарканда, верно ?
Узбеки в Таджикистане заселяли практически все земли , кроме Памира.
Если бы Таджикистан не отделили, узбеки успешно ассимилировали бы всех таджиков, кроме горных.
Скорее всего так.  Таджиков как нацию придумали русские и советы.

название узбеки тоже ж едва использовалось до ссср - кочевники имели племенные названия, оседлые назывались сартами  :donno:

Leo


Poirot

"Из-за плохой видимости через тепловизор прицела я увидел на расстоянии около 250 метров силуэт парнокопытного, внешне похожего на крупного кабана."

heckfy

Цитата: Leo от октября 11, 2014, 23:36
Цитата: heckfy от октября 11, 2014, 23:34
Цитата: alant от октября 11, 2014, 23:18
Цитата: heckfy от октября 11, 2014, 23:13
Цитата: Leo от октября 11, 2014, 22:58
Цитата: heckfy от октября 11, 2014, 22:55
Цитата: Leo от октября 11, 2014, 22:48
Интересно, чо при СССР узбекский имел статус в Таджикистане, а наоборот - нет.
Так как узбеков в Таджикистане было 25-30 % от всего населения Таджикистана, а таджиков в Узбекистане не больше 5%. Так что все правильно.

узбеки заселяли Таджикистане Ленинабадскую область, а таджики составляли значительную часть населения Бухары и Самарканда, верно ?
Узбеки в Таджикистане заселяли практически все земли , кроме Памира.
Если бы Таджикистан не отделили, узбеки успешно ассимилировали бы всех таджиков, кроме горных.
Скорее всего так.  Таджиков как нацию придумали русские и советы.

название узбеки тоже ж едва использовалось до ссср - кочевники имели племенные названия, оседлые назывались сартами  :donno:
Нет. Уже три раз об этом говорили, не хочу повторяться.

Leo

Цитата: heckfy от октября 11, 2014, 23:38
Нет. Уже три раз об этом говорили, не хочу повторяться.

ну нет и нет
Цитировать

По мнению социолога А.Ильхамова с точки зрения национальной идентичности и значения этнонима, следует отличать современных узбеков от кочевых дештикипчакских узбеков периода XV—XIX столетий. Современные узбеки являются потомками как минимум трех этнических общностей[51]:

дешти-кипчакских кочевых узбеков, в основной своей массе мигрировавших в регион Средней Азии в начале XVI в.;
примкнувших к ним местных тюркских племен и родов из числа так называемых чагатайских, а также огузских тюркских племен и родов;
сартов, состоящих из оседлого тюркоязычного, преимущественно городского населения смешанного тюрко-персидского происхождения и не обладающее своей обособленной родоплеменной структурой. Отметим, однако, что термин сарт не был распространен на территории Бухарского эмирата.[52]
Первая и вторая группа численно преобладала, населяя равно как степные территории так и города и крупные селения и исторически обладавшее большим политическим весом (большинство ханов Кокандского и Хивинского ханства а также Бухарского эмирата были из представителей узбекских родов).

Представители третьей группы населяла исключительно большинство городов и крупных селений;

Каждый из этих групп а в особенности первая и вторая группа в свою очередь разделялась на множество родов и племен постоянно конкурировавших между собой. Часто эта конкуренция переходила в длительную межродовую вражду. После завоевания среднеазиатских государственных образований со стороны России в XIX веке процесс национальной консолидации представителей всех трех групп значительно усилился. Они подразделялись на оседлых — жителей городов и земледельческих селений и скотоводов — кочевников или полукочевников, сохранявших деление на племена и роды. Первые называли себя по наименовании местности, где они проживали: ташкентцы, кокандцы, хивинцы бухарцы, самаркандцы и т. д., вторые и третьи — в соответствии с родоплеменной принадлежностью: кураминцы, мангиты, кунградцы, локайцы, дурмены, минги, юзы, барласы, катаганцы, карлуки и так далее. [3]


alant

Цитата: heckfy от октября 11, 2014, 23:34
Цитата: alant от октября 11, 2014, 23:18
Цитата: heckfy от октября 11, 2014, 23:13
Цитата: Leo от октября 11, 2014, 22:58
Цитата: heckfy от октября 11, 2014, 22:55
Цитата: Leo от октября 11, 2014, 22:48
Интересно, чо при СССР узбекский имел статус в Таджикистане, а наоборот - нет.
Так как узбеков в Таджикистане было 25-30 % от всего населения Таджикистана, а таджиков в Узбекистане не больше 5%. Так что все правильно.

узбеки заселяли Таджикистане Ленинабадскую область, а таджики составляли значительную часть населения Бухары и Самарканда, верно ?
Узбеки в Таджикистане заселяли практически все земли , кроме Памира.
Если бы Таджикистан не отделили, узбеки успешно ассимилировали бы всех таджиков, кроме горных.
Скорее всего так.  Таджиков как нацию придумали русские и советы.
А если бы не придумали, как бы их называли, персоязычными узбеками?
Я уж про себя молчу

heckfy

А кто такой Ильхамов? Он историк, этнолог, этнограф? Нет, поэтому его работами можно подтирать одно срамное место.

alant

Цитата: Leo от октября 11, 2014, 23:42
Первая и вторая группа численно преобладала, населяя равно как степные территории так и города и крупные селения и исторически обладавшее большим политическим весом (большинство ханов Кокандского и Хивинского ханства а также Бухарского эмирата были из представителей узбекских родов).
Отчего же язык распространился от численно меньшей третьей группы?
Я уж про себя молчу

Python

Цитата: Poirot от октября 11, 2014, 23:37
Цитата: Leo от октября 11, 2014, 23:37
московитов ?
гуд айдиа
Русских придумал Ельцин. До него был единый советский народ, вышедший из Киевской Руси.
Пролетареві ніколи вчити європейських мов, бодай би свою знати добре і на ній принести до своєї хати світло знання (Гнат Хоткевич)
ÆC CASALI NAXI PRASQURI: AHOV CÆRU, MERTVÆRI TÆ SLAVUTÆT!
Вони просили його: «Скажи: кетум», а він говорив: «сатем», і не міг вимовити правильно.
Хотелось бы также отметить, что "Питон" - это "мышиный язык" : "пи+тон". © АБР-2

Türk

Цитата: Poirot от октября 11, 2014, 23:35
Цитата: heckfy от октября 11, 2014, 23:34
Таджиков как нацию придумали русские и советы.
Какую бы нацию мне ещё выдумать? :???
На очереди в ближайщие десятилетия - дагестанская нация.
"Найдутся ли пути, по которым огузы не кочевали и не хаживали бы, найдутся ли юрты, в которых они не ставили своих кибиток и не живали бы!"

Абулгази Бахадур-хан

Türk

Цитата: Leo от октября 11, 2014, 23:36
Цитата: heckfy от октября 11, 2014, 23:34
Цитата: alant от октября 11, 2014, 23:18
Цитата: heckfy от октября 11, 2014, 23:13
Цитата: Leo от октября 11, 2014, 22:58
Цитата: heckfy от октября 11, 2014, 22:55
Цитата: Leo от октября 11, 2014, 22:48
Интересно, чо при СССР узбекский имел статус в Таджикистане, а наоборот - нет.
Так как узбеков в Таджикистане было 25-30 % от всего населения Таджикистана, а таджиков в Узбекистане не больше 5%. Так что все правильно.

узбеки заселяли Таджикистане Ленинабадскую область, а таджики составляли значительную часть населения Бухары и Самарканда, верно ?
Узбеки в Таджикистане заселяли практически все земли , кроме Памира.
Если бы Таджикистан не отделили, узбеки успешно ассимилировали бы всех таджиков, кроме горных.
Скорее всего так.  Таджиков как нацию придумали русские и советы.

название узбеки тоже ж едва использовалось до ссср - кочевники имели племенные названия, оседлые назывались сартами  :donno:
Мы среднеазиатские ханства называли узбекскими ханствами а жителей узбеками, со средневековья, по крайней мере уже в первой половине 17-го века точно.
"Найдутся ли пути, по которым огузы не кочевали и не хаживали бы, найдутся ли юрты, в которых они не ставили своих кибиток и не живали бы!"

Абулгази Бахадур-хан

Türk

Цитата: alant от октября 11, 2014, 23:44
Цитата: heckfy от октября 11, 2014, 23:34
Цитата: alant от октября 11, 2014, 23:18
Цитата: heckfy от октября 11, 2014, 23:13
Цитата: Leo от октября 11, 2014, 22:58
Цитата: heckfy от октября 11, 2014, 22:55
Цитата: Leo от октября 11, 2014, 22:48
Интересно, чо при СССР узбекский имел статус в Таджикистане, а наоборот - нет.
Так как узбеков в Таджикистане было 25-30 % от всего населения Таджикистана, а таджиков в Узбекистане не больше 5%. Так что все правильно.

узбеки заселяли Таджикистане Ленинабадскую область, а таджики составляли значительную часть населения Бухары и Самарканда, верно ?
Узбеки в Таджикистане заселяли практически все земли , кроме Памира.
Если бы Таджикистан не отделили, узбеки успешно ассимилировали бы всех таджиков, кроме горных.
Скорее всего так.  Таджиков как нацию придумали русские и советы.
А если бы не придумали, как бы их называли, персоязычными узбеками?
Наверное никак, не было бы общего самоназвания, назывались бы по регионам, городам как это более характерно оседлым иранцам. Таджиками их мы тюрки прозвали. Так и персов в Иране называют все еще южные тюрки.
"Найдутся ли пути, по которым огузы не кочевали и не хаживали бы, найдутся ли юрты, в которых они не ставили своих кибиток и не живали бы!"

Абулгази Бахадур-хан

Red Khan

Цитата: Python от октября 11, 2014, 22:39
Судя по накалу страстей, границы среднеазиатских республик довольно сильно отличаются от этнических границ к моменту образования республик?
Большевики старались как могли (посмотрите на границу в районе Ферганской долины плюс анклавы-эксклавы), но там кажись просто невозможно.

Ну и постреливают на этих границах тоже.
http://www.bbc.co.uk/russian/international/2014/05/140516_tajik_kyrgyz_border_report


Red Khan

Цитата: Poirot от октября 11, 2014, 23:35
Цитата: heckfy от октября 11, 2014, 23:34
Таджиков как нацию придумали русские и советы.
Какую бы нацию мне ещё выдумать? :???
Не старайтесь, Вы не большевик. :)

А становление национального самосознания в Средней Азии и на Востоке вообще песня отдельная.

кушчи

ТОМЪ ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ
ТУРКЕСТАНСКIЙ КРАЙ

составилъ
князъ В. И. Масальскiй
С.- ПЕТЕРБУРГЪ.
1913.


Крупное измененiе въ этнографическомъ составь Туркестана произошло съ нашествiемъ тюрковъ и монголовъ, которые частью истребили арiйское населенiе и заняли его места, частью, смешавшись съ последнимъ, образовали те тюркскiя народности, которыя ныне населяютъ Среднюю Азiю. Мало-помалу тюркскiя народности заняли большую часть Туркестана, и процессъ отуреченiя южной части его продолжается и до настоящаго времени. Потомки аборигеновъ страны, народы иранскаго происхожденiя, ныне известные подъ именемъ таджиковъ, были оттеснены въ юго-восточную часть края и совершенно утратили свое прежнее значенiе. 

СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ ПОЛУНЕЗАВЫСИМЫХ ХАНСТВ:

Въ Хивинскомъ ханстве (левый берег Амударьи) главную массу населенiя составляютъ узбеки (64,7%) и туркмены (26,8%); за ними по численности следуютъ кара-калпаки (3,8%), киргизы (3,4%), иранцы (0,6%) и арабы (0,3%); на прочiя народности приходится остальное (0,4%). Господствующимъ народомъ въ ханстве являются узбеки.

Главная масса населенiя Бухарскаго ханства состоитъ также изъ тюркскихъ народовъ, таджики, живущiе въ горахъ юго-восточной Бухары, также довольно многочисленны (около 20%); на остальныя народности (евреи, индусы, афганцы, хазара) приходится около 1%.

РАСПРЕДЕЛЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РУССКИХ ОБЛАСТЯХ ТУРКЕСТАНА (бывшее Кокандское ханство, часть захваченных территорий Бухарского и Хивинского ханств):

Въ настоящее время этнографическомъ составе русскихъ областей Туркестана, по даннымъ переписи 1897 года, представляется въ общихъ чертахъ въ следующемъ виде (въ % всего населенiя):

Тюрки 88,4%
Иранцы 6,9%

Такимь образомъ, огромное большинство теперешняго населенiя Туркестана принадлежитъ къ тюркамъ, составляющимъ 88,4% всехъ жителей пяти русскихъ областей края. Наиболее отуреченной областью является Сыръ-дарьинская область (96,0% тюрковъ), за ней следуетъ область Ферганская (91,7%), Семиреченская (88,50/0), Закаспiйская (80,7%) и, наконецъ, область Самаркандская, где тюркскiе народы составляютъ всего 70,9% населенiя. За тюрками по численности следуютъ народы иранскаго происхожденiя (таджики и персы), составляющiе, однако, всего лишь 6,9% общаго числа жителей и живущiе преимущественно въ Самаркандской и Ферганской областяхъ.

На первомъ месте по численности стоятъ тюркскiе народы, а именно киргизы и кара-киргизы, сарты и таранчи, узбеки, туркмены, кара-калпаки, татары и кипчаки. За ними следуютъ народности иранскаго происхожденiя, а именно, таджики и персы. Наконецъ, последнее место но численности занимаютъ различные мелкiя азiатскiя народности, каковы, напримеръ, евреи, арабы, индусы, афганцы, цыгане и т. и. Преобладающими местными народностями являются: въ Семиреченской области – киргизы и кара-киргизы, въ Сыръдарьинской—киргизы, сарты и кара-калпаки, въ Ферганской – сарты, каракиргизы, узбеки и таджики, въ Самаркандской – узбеки и таджики, а въ Закаспiйской—туркмены и киргизы.

Наиболее сомнительными изъ приведенныхъ данныхъ являются сведенiя о численности сартовъ; весьма вероятно, что большая часть таковыхъ должна быть отнесена въ сущности къ узбекамъ, которые въ Бухаре, какъ и въ Хиве, являются привилегированной и наиболее многочисленной частью населенiя. Возможно также, что численность таджиковъ окажется въ действительности несколько меньшей. Такимъ образомъ племенной составъ Туркестана характеризуется преобладанiемъ во всехъ его частяхъ тюркскихъ народностей. Наиболее сплошное тюркское населенiе мы находимъ въ Хивинскомъ ханстве (98,7%); более смешанный составъ населенiя въ этомъ отношенiи представляютъ русскiя области Туркестана (88,4%), что же касается Бухары, то здесь тюрки составляютъ всего около двухъ третей населенiя. Иранскiй элементъ, совершенно незаметный въ Хиве (0,6%) и немногочисленный въ русской части страны (6,9%), значительно усиливается въ Бухаре (до 20%), составляя въ юго-восточной горной части ханства, какъ и въ прилегающихъ местностяхъ Самаркандской области почти сплошное населенiе.

кушчи

УЗБЕКИ

Узбеки, родственные киргизамъ по происхожденiю, составляютъ столь же, если не более, значительную часть населенiя Туркестана, какъ и киргизы. По даннымъ переписи 1897 года, численность узбековъ въ русскихъ областяхъ края составляла 726.072 души обоего пола, въ томъ числе въ Сыръ-дарьинской области – 64.235 душъ (4,34 %  населенiя области, главнымъ образомъ въ Аму-дарьинскомъ отделе и Чимкентскомъ уезде), въ Ферганской области – 158.780 душъ (9,78%, главнымъ образомъ въ Кокандскомъ и Маргеланскомъ уездахъ) и въ Самаркандской – 507.587 душъ (59,01% всего населенiя). Въ Семиреченской области узбековъ не оказалось вовсе, а въ Закаспiйской ихъ насчитывалось всего 470 человекъ. Къ узбекамъ же относится, невидимому, и часть тюрковъ, зарегистрированныхъ въ Ферганской и Самаркандской областяхъ. Въ Хивинскомъ ханстве узбековъ насчитывается около 336.000 душъ (64,7% всего населенiя), а въ Бухарскомъ – вероятно не менее 900.000—1.000.000 (36-40% всего населенiя, скорее больше). Такимъ образомъ, общее число узбековъ въ Туркестане достигаетъ не менее 2.000.000 душъ обоего пола, при чемъ они составляютъ главную массу населенiя въ Самаркандской области и въ некоторыхъ местностяхъ областей Сыръдарьинской и Ферганской, а также въ Хивинскомъ и Бухарскомъ ханствахъ, где, кроме того, они являются и господствующей народностью.

Значенiе узбековъ усилилось лишь въ конце XV и въ начале ХVI века, когда они, объединенные и сплоченные Шейбани (потомокъ Узбекъ-хана, внукъ Абулъ-хаира), нахлынули на Туркестанъ и, сломивъ могущество тимуридовъ, положили ocнованie господству узбековъ, продолжающемуся въ Хиве и Бухаре до настоящаго времени. 

Названiе "Узбекъ", въ качестве скорее политическаго, чемъ этническаго термина. Полчища Шейбани, въ составе которыхъ, помимо основного тюркскаго элемента, была несомненно и значительная примесь потомковъ монголовъ, пришедшихъ некогда съ Чингизомъ, смешались въ Туркестане съ ранее здесь осевшими тюркскими племенами (такъ называемые джагатаи отъ Джагатая, второго сына Чингиза, получившаго въ уделъ большую часть теперешняго Туркестана) и съ исконнымъ иранскимъ паселенiемъ края. Такимъ образомъ, подъ узбеками ныне следуетъ подразумевать конгломератъ племенъ тюркскаго происхожденiя съ некоторой примесью монгольскаго и иранскаго элементовъ, говорящiй на джагатайскомъ наречiи и представляющiй, смотря но местности, значительный отличiя въ антропологическомъ и этническомъ отношенiи. Наиболiе чистый типъ представляютъ, по-видимому хивинскiе узбеки, хотя и въ нихъ замечается значительная примесь арiйской крови. Они выше средняго роста (168 сант.), выше киргизовъ, голова овальная, суббрахицефальная, лицо продолговатое съ слегка выступающими скулами, цветъ кожи желтоватый, волосы черные, иногда темные, борода редкая; глаза темно-коричневые, расположены горизонтально. У бухарскихъ и самаркандскихъ узбековъ цветъ волосъ и кожи темнее, и вообще более заметно смешенiе съ арiйцами, а ферганскiе узбеки почти не отличимы отъ сартовъ, въ которыхъ примесь арiйской крови весьма велика.

Огромное большинство узбековъ ведетъ ныне оседлый образъ жизни, занимаясь земледельемъ, и только небольшая часть ихъ можетъ быть отнесена къ полуоседлымъ или кочевымъ. Оседанiе узбековъ въ русскихъ областяхъ Туркестана завершилось за последнiя пятьдесятъ летъ, и ныне почти все они являются оседлыми земледельцами; то же самое мы видимъ и въ Хивиискомъ ханстве, где кочевыхъ узбековъ уже давно нетъ. Полукочевые узбеки, проводящiе зиму въ постоянныхъ зимнихъ жилищахъ (кишлакъ), а летомъ ведущiе кочевой образъ жизни, а частью и кочевые, встречаются лишь местами въ южной Бухаре. Какъ бывшiе кочевники, мнorie узбеки еще сохранили деленiе на племена, роды и колена и воспоминанiе о прежнемъ родовомъ устройстве; темъ не менее, всё это постепенно отходитъ въ область преданiй.

Въ Хивинскомъ ханстве редкiй изъ узбековъ знаетъ родословную своего рода, и только названiя городовъ и селенiй, какъ, напримеръ, Гурленъ, Кипчакъ, Мангытъ, Кiатъ, Найманъ и друг., напоминаютъ о жившихъ близъ нихъ узбекскихъ родахъ того же имени. По Радлову въ долине Зеравшана и въ сопредельныхъ местностяхъ живутъ племена узбековъ: китай-кипчакъ, канглы, найманъ, мингъ, кенегезъ (Шахрисябзъ), мангытъ (Карши), сарай, буркутъ, аллатъ, бехринъ и друг., разделяющiяся на отделы и роды. Всехъ узбекскихъ родовъ насчитывается по однимъ даннымъ 97 (Ханыковъ), по другимъ 92 (Хорошхинъ).

Въ характере узбековъ сохранились типичный черты, присущiя тюркамъ: степенность, отсутствiе суетливости, храбрость и склонность къ повелеванiю, при чемъ продолжительная трудовая жизнь несколько сгладила свойственныя бывшимъ завоевателямъ Туркестана дикость, кровожадность и суровость. Существующее мненiе (Вамбери, Реклю) объ искреннемъ характере узбека, его простодушiи и честности следуетъ, однако, признать не вполне отвечающимъ действительности, такъ какъ вероломство, хитрость и алчность составляютъ весьма нередкiя качества узбека.

Въ Хиве узбекскаго поэта Неваи знаютъ почти все грамотные люди. Певцы и разсказчики былинъ въ большомъ почете. Въ Хивинскомъ ханстве среди узбековъ замечается проявленiе интереса къ литературе, сделавшей въ последнее время крупные шаги. Недавно умершiй Хивинскiй ханъ былъ большимъ любителемъ книгъ; при дворе его состояли спецiальная канцелярия для снятiя копiй съ рукописей и литографiя, сопровождавшая хана даже во время переездовъ. Литографiя эта, основанная въ 80-хъ годахъ прошлаго столетiя, выпустила до 15 крупныхъ изданiй, распределенныхъ ханомъ между его приближенными. Въ числе изданiй имеется сборникъ произведенiй современныхъ поэтовъ Хивы, въ томъ числе и самого хана. Въ ханскихъ книгохранилищахъ находится много рукописей и книгъ на персидскомъ и джагатайскомъ языкахъ, посвященныхъ поэзiи, исторiи и другимъ отраслямъ литературы.

Въ семейной жизни власть отца весьма велика; даже пожилые сыновья не позволяютъ себе сидеть или заговаривать первые въ его присутствiи. Женщины работаютъ, не покладая рукъ, между темъ, какъ мужчины разъезжаютъ съ базара на базаре, посещаютъ знакомыхъ и редко бываютъ дома. Многоженство распространено преимущественно между более состоятельными узбеками, при чемъ бракъ заключается обыкновенно лишь после уплаты калыма, размеръ котораго весьма различенъ. Бракосочетанie (никахъ) состоитъ изъ условiя, заключаемаго у казiя, и чтенiя муллой молитвы надъ чашей съ водой, и сопровождается различными обрядами, развлеченiями и обильнымъ угощенiемъ. Однимъ изъ любимыхъ развлеченiй узбековъ является игра – рванье козла (кокъ-буре), практикуемая также и киргизами. Игра эта заключается въ томъ, что участвуюшie въ ней всадники стараются вырвать другъ у друга зарезаннаго козла; она требуетъ уменья хорошо управлять лошадью и большой ловкости и нередко оканчивается серьезными увечьями.

По религiи узбеки ревностные мусульмане – сунниты, но далеко не такъ фанатичны, какъ ихъ соседи арiйцы. Обычное право (адатъ), играющее огромную роль у киргизовъ, уже почти утратило свое значенiе у узбековъ, и последнiе во всехъ случаяхъ жизни руководствуются преимущественно не обычаемъ, а правилами шарiата, судъ же ведется исключительно по шарiату.

Бытъ кочевыхъ узбековъ въ общемъ сходенъ съ бытомъ киргизовъ, что же касается образа жизни и внешняго быта оседлыхъ узбековъ, то въ этомъ отношенiи замечается большое сходство вообще съ образомъ жизни оседлаго населенiя Туркестана, преимущественно сартовъ, который будетъ описанъ ниже. Замечаются, конечно, и некоторыя отличiя. Въ некоторыхъ районахъ, какъ, напримеръ, въ Хивинскомъ оазисе, узбеки селятся не деревнями, а отдельными хуторами (рабатъ, курганча), обнесенными высокими глинобитными стенами съ башенками по угламъ имеющими видъ укрепленiй. Старая привычка жить въ шатрахъ не исчезла и теперь, и узбекъ нередко проводитъ большую часть года въ юрте изъ войлока или камыша.   

Головнымъ уборомъ служитъ высокая, обыкновенно черная, баранья меховая папаха (чугурма, челънякъ); чалму носятъ только судьи (казiи) и духовныя лица. Мясная нища играетъ несколько большую роль въ обиходе узбека, чемъ у сартовъ, но кумысъ, столь распространенный у киргизовъ, употребляется редко; обычными напитками узбека служатъ айранъ и зелеными чай.

кушчи

САРТЫ

Въ просторечiи pyccкie называютъ нередко сартомъ каждаго оседлаго туземца, что, конечно, совершенно неправильно. Темъ не менее, значенiе слова сартъ, а равно происхожденiе и этническiй составъ народа, называемаго сартами, до настоящаго времени не выяснены. Такъ какъ сартами занимались больше, чемъ другими среднеазiатскими народностями, то въ этомъ отношенiи существуютъ самыя разнообразные предположенiя, не дающiя, однако, внолне удовлетворительнаго разрешенiя вопроса.

Въ этнографическомь отношенiи сарты представляютъ собою смешанную народность, происшедшую отъ слiянiя древняго иранскаго населенiя Туркестана съ позднейшими завоевателями и пришельцами тюрко-монгольскаго происхожденiи народность, давно осевшую и утратившую родовой быть. Примесь иранской крови у сартовъ гораздо значительнее. Сарты говорятъ на джагатайскомъ наречiи, отличающемся отъ узбекскаго и известномъ подъ названiемъ сарть-тiли. 

По даннымъ переписи 1897 г., наибольшее количество сартовъ живетъ въ Ферганской (788.989 человекъ, что составляетъ 50,18% всего населенiя) и въ Сыръ-дарьинской (144.275 чел., 9,76% всего населенiя) областяхъ; въ Самаркандской (18.073 души, 2,10%) и въ Семиреченской (14.895 душъ, l,5l%) ихъ значительно меньше, а въ Закаспiйской области сартовъ насчитывалось всего 778 человекъ. Общая численность сартовъ въ русскомъ Туркестане составляетъ по этимъ даннымъ, 967.010 душъ обоего пола или 18,31% всего населенiя края. Въ Хивинскомъ ханстве сартовъ нетъ.

ТАДЖИКИ

Таджики, составляют около 7% жителей русскихъ областей Туркестана, являются потомками древняго арiйскаго населенiя страны, вышедшаго изъ Ирана и занявшаго южную часть Средней Азiи во времена доисторическiя. Населенiе это, переживъ въ течетiе длинной вереницы вековъ рядъ нашествiй, войнъ и кровавыхъ смутъ, въ особенности тяжело отразившихся на немъ при господстве тюрко-монголовъ, частью смешалось съ завоевателями, частью же, подъ напоромъ последнихъ, было оттеснено въ гористую часть Туркестана и тамъ сохранило, въ большей или меньшей чистоте, свои племенныя черты. Въ настоящее время таджики населяютъ главнымъ образомъ южную горную часть страны; по даннымъ переписи 1897 г. ихъ насчитывалось: въ Ферганской области—114.081 душа обоего пола (7,25% всего населенiя области), въ Самаркандской области – 230.384 (26,78%) и въ Сыръ-дарьинской области – 5.557 душъ (около 0,40%). Въ Ферганской области таджики живутъ главнымъ образомъ въ Скобелевскомъ (Маргеланскомъ), Кокандскомъ и Наманганскомъ уездахъ, въ Самаркандской   – въ Самаркандскомъ, Ходжентскомъ и Катта-курганскомъ уездахъ, а въ Сыръдарьинской—въ Ташкентскомъ уезде. Въ Закаспiйской области таджиковъ вовсе нетъ, а въ Семиреченской ихъ зарегистрировано всего 264 человекъ. Такимъ образомъ, общая численность таджиковъ въ русскихъ областяхъ края составляла, по даннымъ переписи, 350.286 человекъ, т. е. 6,63% всего населенiя. Въ Хивинскомъ ханстве таджиковъ вовсе нетъ, въ Бухаре же они составляютъ главную массу населенiя горныхъ частей ханства – Каратегина, Дарваза, Рошана, Шугнана, Вахана и другихъ областей верхняго течешя Аму-дарьи, а также отчасти бекствъ – Кулябскаго и Вальджуанскаго. Точныхъ сведенiй о численности таджиковъ въ Бухаре не имеется; по однимъ даннымъ они составляютъ около 30% всего населенiя, по другимъ, невидимому более достовернымъ, таджиковъ въ ханстве имеется не более 350—400 тысячъ; если принять последнюю цифру, то численность таджиковъ во всей Средней Азiи составляла ко времени переписи около 750.000 т. е. около 9% всего ея населенiя.

Подъ именемъ таджиковъ (отъ персидскаго таджъ – корона) объединяется обыкновенно все оседлое населенiе горнаго Туркестана, не принадлежащее къ тюркской народности и говорящее на различныхъ местныхъ наречiяхъ персидскаго языка; происхожденiе этого населенiя и его этническiй составъ далеко, однако, неоднородны. Къ, таджикамъ должны быть отнесены, прежде всего, потомки древнихъ иранскихъ аборигеновъ страны, которые въ наиболее чистомъ виде сохранились лишь въ трудно достунныхъ горныхъ областяхъ Бухары (Каратегинъ, Дарвазъ и друг.) и въ верховьяхъ Зеравшана. Эти горные таджики, известные въ Туркестане подъ названiемъ галъча, т.е. горцевъ (отъ древнебактрiйскаго гаръ – гора), по физическому типу, обычаямъ и языку заметно отличаются отъ остальныхъ своихъ собратьевъ, населяющихъ межгорныя долины и предгорья и заключающихъ более или менее значительную примесь тюркскихъ и иныхъ элементовъ.

У многихъ изъ нихъ выделяются величиной и толщиной уши, носъ и губы, что указываетъ на примесь тюркской крови; встречается также типъ, напоминающiй семитовъ, съ большими черными миндалевидными глазами, орлинымъ носомъ и длинной черной, какъ смоль, бородой, вьющейся по краямъ. Отуреченiе таджиковъ, происходившее въ теченiе ряда вековъ, продолжается и въ настоящее время, проявляясь съ особой силой въ городахъ или же тамъ, где остатки таджиковъ разбросаны островками среди тюркскаго населенiя. Въ особенности заметно это явленiе въ Ташкентскомъ уезде, где во многихъ селенiяхъ таджики подверглись сильной сартизацiи, полузабыли свой языкъ и въ близкомъ будущемъ совершенно сольются съ сартами.  Сарты довольны такимъ превращенiемъ, радуясь, что "рабъ, не знавшiй прежде человеческаго (сартовскаго) языка, теперь становится  тюркомъ", что же касается таджиковъ, то они относятся къ своей сартизацiи довольно равнодушно и даже, пожалуй, идутъ ей навстречу, такъ какъ, ставъ сартами, они избавляются отъ позорной клички раба (кулъ), данной имъ тюрками.

Такимъ образомъ, физическiй типъ таджиковъ, какъ видно изъ изложеннаго, представляетъ довольно большое разнообразiе, въ зависимости отъ местности, происхожденiя и примеси различныхъ другихь элементовъ, главнымъ образомъ тюркскаго.   

Отличительными чертами характера таджиковъ являются добродушiе, миролюбiе, граничащее иногда съ трусостью, и гостепрiимство; они отличаются также трудолюбiемъ и выносливостью, но скрытны, лживы и скупы. Таджики превосходные земледельцы, хорошiе ремесленники и по своимъ торговымъ способностямъ едва ли уступаютъ сартамъ, являясь, такимъ образомъ, одной изъ наиболее интеллигентныхъ народностей въ крае.


Pawlo

Цитата: alant от октября 11, 2014, 23:18
Цитата: heckfy от октября 11, 2014, 23:13
Цитата: Leo от октября 11, 2014, 22:58
Цитата: heckfy от октября 11, 2014, 22:55
Цитата: Leo от октября 11, 2014, 22:48
Интересно, чо при СССР узбекский имел статус в Таджикистане, а наоборот - нет.
Так как узбеков в Таджикистане было 25-30 % от всего населения Таджикистана, а таджиков в Узбекистане не больше 5%. Так что все правильно.

узбеки заселяли Таджикистане Ленинабадскую область, а таджики составляли значительную часть населения Бухары и Самарканда, верно ?
Узбеки в Таджикистане заселяли практически все земли , кроме Памира.
Если бы Таджикистан не отделили, узбеки успешно ассимилировали бы всех таджиков, кроме горных.
Жах!
Лучше смерть, как избавление,
Чем быть первой средь рабынь.
Знай же ты моё решение-
Мой ответ: «Навеки сгинь!»

Pawlo

Цитата: heckfy от октября 11, 2014, 23:34
Цитата: alant от октября 11, 2014, 23:18
Цитата: heckfy от октября 11, 2014, 23:13
Цитата: Leo от октября 11, 2014, 22:58
Цитата: heckfy от октября 11, 2014, 22:55
Цитата: Leo от октября 11, 2014, 22:48
Интересно, чо при СССР узбекский имел статус в Таджикистане, а наоборот - нет.
Так как узбеков в Таджикистане было 25-30 % от всего населения Таджикистана, а таджиков в Узбекистане не больше 5%. Так что все правильно.

узбеки заселяли Таджикистане Ленинабадскую область, а таджики составляли значительную часть населения Бухары и Самарканда, верно ?
Узбеки в Таджикистане заселяли практически все земли , кроме Памира.
Если бы Таджикистан не отделили, узбеки успешно ассимилировали бы всех таджиков, кроме горных.
Скорее всего так.  Таджиков как нацию придумали русские и советы.
таджики если они не таджики то персы. Причем тут узбеки? это напоминает  притензии венгров 19 века на Словакию
Лучше смерть, как избавление,
Чем быть первой средь рабынь.
Знай же ты моё решение-
Мой ответ: «Навеки сгинь!»

кушчи

Цитата: heckfy от октября 11, 2014, 23:13Узбеки в Таджикистане заселяли практически все земли , кроме Памира.

Цитата: alant от октября 11, 2014, 23:18Если бы Таджикистан не отделили, узбеки успешно ассимилировали бы всех таджиков, кроме горных.

В.I.Кушелевскiй. Фергана.
1891 г.

Таджики, обитающiе въ Ферганской долине, уже утратили въ значительной степени чистоту своего типа, въ сравненiи съ своими сородичами – горцами. Антропологическiе признаки таджиковъ долинныхъ указываютъ на явную примесь въ нихъ крови тюрко-монгольской, что выражается большимъ приближенiем ихъ къ типу брахицефалическому, а также и более квадратнымъ строенiемъ лица.

Было уже сказано, что аборигенами Ферганы считаются таджики иранскаго племени, говорившiе на персидскомъ наречiи. Впоследствiи они были покорены и оттеснены пришлыми турецко-татарскими и монгольскими народами, которые частью слились съ ними, а частью поселились въ горахъ и предгоряхъ, где живутъ и по настоящее время.

Въ весьма немногихъ местахъ, ближе къ горамъ, сохранился более или менее неприкосновеннымъ первобытный типъ жителей, говорящихъ на персидскомъ наречiи. Такими являются кишлаки: Касанъ, Чусть, Камышъ-Курганъ, Канибадамъ, Исфара, Сохъ и Варухъ.

Oчерки
Ферганской долины
А.Ф.Миддендорф

Гальча, или горные таджики, которыхъ мы встречаемъ даже въ самыхъ неприступныхъ горныхъ долинахъ на юге Ферганской котловины.

Так какъ этотъ горный народъ безспорно иранскаго происхожденiя, говоритъ на древне-персидскомъ языке, не понимая турецкаго, чемъ следовательно, и обнаруживаетъ свою чистоту; такъ какъ онъ, обитая въ высокихъ горахъ, всежъ более смуглъ, нежели таджики, то этихъ гальча можно считать чистешшимъ типомъ древне-иранскихъ аборигеновъ, которые укрылисъ отъ турецко-монгольскихъ степныхъ ордъ въ неприступныхъ горныхъ высотахъ до Когистана. Уже съ самаго начала они обращали на себя вниманiе мрачною, сосредоточенною внешностью, что, по всей вероятности, обясняется ихъ изолированнымъ, уединеннымъ образомъ жизни. Подлежить резко отличать гальча отъ таджиковъ низменностей.

Как-бы то не было, таджики представляють совершенно определенный, прочно установившiйся типъ. Таджики (долинные ли вообще или самаркандскiе въ особенности) – помесь персидской, арабской, узбекской, еврейской и даже киргизской кровей, и чемъ таджикъ знатнее и богаче, темъ более персидской и еврейской крови въ его жилахъ.

Въ настоящее время въ лице таджика соединяются ремесленникъ, мелкiй предприниматель, работникъ и торговецъ. Лишь въ одной духовной области таджикъ с каждымъ днемъ все более и более теряетъ свою первоначальную оригинальность: правда, это явленiе довольно частое, но въ нашемъ случае оно заслуживаетъ особаго вниманiе. Я говорю о языке. До временъ Чингис-Хана разговорнымъ языкомъ былъ персидскiй, "языкъ Согда". Даже во времена султана Бабера языкъ этотъ употреблялся въ городахъ. Впрочемъ, языкъ этотъ не былъ во всеобщемъ употребленiи, ибо самъ Баберъ указываетъ на то, что въ Андижане, какъ въ городе, такъ и на базаре, трудно было встретить человека, который бы не говорилъ по-турецки. На этомъ языке даже писали. Теперь монголо-турецкiй языкъ такiу, узбековъ и киргизовъ сделался повсюду господствующимъ. Лишь въ отдаленнейшихъ уголкахъ юговосточной стороны Ферганской долины встречались, въ мое время, туземцы, невладевшiе турецкимъ языкомъ.

А.В.БУНЯКОВСКIЙ. ТУРКЕСТАНСКIЙ КРАЙ. 1872.
Таджики и гальча (горные таджики) племя Иранскаго происхожденiя, коренные жители страны: въ настоящее время главная масса ихъ живетъ въ Ходженте и Ура-тюбе, а также во всехъ почти горныхъ долинахъ. Группировка иранскаго племени въ горахъ Туркестана объясняетъ двояко: часть этаго племени или была оттеснена наплывомъ более воинственныхъ узбекскихъ племенъ въ горы, где они и успели и защищаясь неприступностью места своего жительства, они успели отбиться от нападенiй тюркскихъ племенъ и отстоять, такимъ образомъ, свою самостоятельность. Остальная часть таджиковъ слилась и перемешалась съ узбеками и другими тюркскими племенами; процесс этотъ совершается еще и теперь предъ нашими глазами, представляя собою много фазисовъ слiянiя.

А.П.Хорошхин. 1876
Узбекъ-горожанинъ хорошо говоритъ по таджикски, и таджикъ горожанинъ или съ ближайшихъ горныхъ склоновъ, въ огромномъ большинстве отлично знаетъ узбекскую речъ; только одинъ закопченный труженникъ гальча выдаетъ себя, да и то скорее наружностью, потому что и онъ часто сходитъ въ долины и знакомится съ узбекской речью... Только жители глухихъ горныхъ теснинъ (гальча) не знаютъ узбекской речи, да и то, если часто спускаются по своимъ деламъ въ долины, то усвоиваютъ ее оченъ скоро.

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр