Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Эволюция и деградация фантастического жанра

Автор Devorator linguarum, сентября 15, 2014, 22:38

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

From_Odessa

Цитата: DarkMax2 от июня 26, 2017, 11:00
Мне кажется, что НФ перестала пытаться угнаться за научным прогрессом и все больше обращается к философии или к её имитации (в случаи подростковых антиутопий).
Согласен, такая тенденция есть.

Yougi

Про фантастику от Еськова
Цитата: Кирилл ЕськовВремя научной фантастики прошло. Мы в молодости зачитывались Азимовым и Кларком, эта литература выполняла свою роль — звать молодежь во втузы. Сейчас есть просветительские порталы — заходишь на «Элементы.ру» и оттуда можешь выйти на любую научно-популярную информацию. Есть прекрасные бибисишные сериалы. И зачем нужен гибрид в виде НФ? С одной стороны, там и наука никакая, с другой — и литература убогая.  Что касается нашей страны... Мы живем в стране, где население уже четверть века боится будущего и на уровне спинного мозга боится изменений, — какая тут научная фантастика? Это ведь не просто с помощью башен-излучателей внедряют в мозги — это запрос общества. В таких условиях было бы удивительно, если бы существовал спрос на НФ. А тот маргинальный спрос, что существует, прекрасно удовлетворяется зарубежной фантастикой.
Про нашу страну - 100% прав арахнолог...

Python

Цитата: From_Odessa от июня 26, 2017, 08:41
Мне, и не только мне, нередко приходится сталкиваться с мнением, что старая научно-фантастическая литература, простите за тавтологию, безнадежно устарела. Подчеркивается, что она стала наивной, перешла в разряд подростковой, в ней слишком мало смысла по сравнению с нынешней НФ.
Пришел к подобным выводам достаточно давно. Дело даже не в наивности прогнозов будущего, которые старая НФ предлагает, а в наивности в наше время вопросов, которые она тогда себе ставила, в образе мышления авторов, еще даже не пытавшихся взглянуть на проблему под углом, актуальным сейчас. Впрочем, смотря что считать «старой» НФ...
Пролетареві ніколи вчити європейських мов, бодай би свою знати добре і на ній принести до своєї хати світло знання (Гнат Хоткевич)
ÆC CASALI NAXI PRASQURI: AHOV CÆRU, MERTVÆRI TÆ SLAVUTÆT!
Вони просили його: «Скажи: кетум», а він говорив: «сатем», і не міг вимовити правильно.
Хотелось бы также отметить, что "Питон" - это "мышиный язык" : "пи+тон". © АБР-2

Hellerick

Мне всегда было трудно соотносить художественные произведения с действительностью, поэтому и представления об их актуальности у меня не складывается.

From_Odessa

Цитировать
С одной стороны, там и наука никакая, с другой — и литература убогая
По поводу литературы - сомнительное утверждение.


Python

Цитата: From_Odessa от сентября 19, 2017, 09:11
Цитировать
С одной стороны, там и наука никакая, с другой — и литература убогая
По поводу литературы - сомнительное утверждение.
Я бы сказал, те же недостатки стиля и формы примерно в такой же степени свойственны и, например, такому серьезному жанру, как исторический роман. Просто «сказки про инопланетян на звездолетах» легче давить критикой, чем «славное повествование о великих свершениях», где в качестве главгероев выбраны иконы, которых стремновато критиковать (что распространяется и на все произведение с их участием, становящееся инструментом пропаганды). А в остальном — тот же штамп на штампе (только вместо зеленых человечков — псевдоисторические личности с псевдоархаичной речью), отход от реальных фактов в пользу авторского замысла, зачастую никакой фактической работы с научным материалом...
Пролетареві ніколи вчити європейських мов, бодай би свою знати добре і на ній принести до своєї хати світло знання (Гнат Хоткевич)
ÆC CASALI NAXI PRASQURI: AHOV CÆRU, MERTVÆRI TÆ SLAVUTÆT!
Вони просили його: «Скажи: кетум», а він говорив: «сатем», і не міг вимовити правильно.
Хотелось бы также отметить, что "Питон" - это "мышиный язык" : "пи+тон". © АБР-2

Easyskanker


Awwal12

Цитата: Python от сентября 20, 2017, 23:19
только вместо зеленых человечков — псевдоисторические личности с псевдоархаичной речью
Это называется стилизация. Даже если кто-то окажется достаточно безумным, чтобы написать роман, где герои говорят на реконструированных русских диалектах 16 в., его никто не будет читать.
Фашиствующий имперец, асексуал и многожёнец, татарофоб, заслуженный функционер РПЦ. Слушает радио "Радонеж" и терпеть не может счастливых людей.

"Да здравствуют ДОЯРКИ!! Потому что доярки - это раса сверхчеловеков. За ними будущее планеты. Они переживут даже атомную войну, потому что доярки вечны, ибо хтоничны. И дадут потомство, которое тоже будет доярами и доярками. Ура, товарищи!.." (c) Awwal12

Lodur

Цитата: Easyskanker от сентября 21, 2017, 11:51Согласен. Исторический роман - это лицемерное фэнтези.
Как-то всё немножко с ног на голову. :)
8-й Девственник Лингвофорума

If the doors of perception were cleansed, everything would appear to man as it is: infinite. (W. Blake)
Какая потребителю разница, какой продукт лучше не работает?.. (Awwal12)

Валер

Цитата: Lodur от сентября 21, 2017, 13:17
Цитата: Easyskanker от сентября 21, 2017, 11:51Согласен. Исторический роман - это лицемерное фэнтези.
Как-то всё немножко с ног на голову. :)
Ага, романы тоже писать разучились :'(
Несолидарный. С войной, чем-либо, кем-либо.

Убить непросто. Убивать за свою страну намного легче.

Python

Цитата: Awwal12 от сентября 21, 2017, 13:05
Цитата: Python от сентября 20, 2017, 23:19
только вместо зеленых человечков — псевдоисторические личности с псевдоархаичной речью
Это называется стилизация. Даже если кто-то окажется достаточно безумным, чтобы написать роман, где герои говорят на реконструированных русских диалектах 16 в., его никто не будет читать.
А нужна ли вообще эта боярщина? По-моему, персонажи, живущие в другое время (так же, как и живущие в другой стране), вполне могли бы разговаривать на обычном литературном языке современного типа (разве что избегая поздних заимствований и других речевых маркеров современности).
Пролетареві ніколи вчити європейських мов, бодай би свою знати добре і на ній принести до своєї хати світло знання (Гнат Хоткевич)
ÆC CASALI NAXI PRASQURI: AHOV CÆRU, MERTVÆRI TÆ SLAVUTÆT!
Вони просили його: «Скажи: кетум», а він говорив: «сатем», і не міг вимовити правильно.
Хотелось бы также отметить, что "Питон" - это "мышиный язык" : "пи+тон". © АБР-2

Toman

Цитата: Yougi от августа 29, 2017, 09:49
Про нашу страну - 100% прав арахнолог...
Разве это только про нашу? Если уж на то пошло, то наша страна в нынешний исторический период по-любому имеет свои характерные запросы в НФ, которые зарубежная фантастика просто в принципе не в состоянии удовлетворить в силу чуждого менталитета/культурного пространства и иного исторического опыта соответствующих стран. Да и не факт, что фантастика у нас загнулась. Дело же не только в количестве (во времена как бы расцвета фантастики наверняка большинство произведений этого жанра было просто шлаком от, в общем-то, случайных в этом деле писателей). Штука в другом - просто наша страна очень маленькая, если брать саму потенциальную аудиторию НФ (а авторы оной отбираются из той же самой аудитории - потому и их тоже мало).

Цитата: Python от сентября  1, 2017, 02:25
Дело даже не в наивности прогнозов будущего, которые старая НФ предлагает, а в наивности в наше время вопросов, которые она тогда себе ставила, в образе мышления авторов, еще даже не пытавшихся взглянуть на проблему под углом, актуальным сейчас
Хм, да вот ничего подобного, имхо. НФ - она же вообще-то о социальных проблемах. Социальные проблемы никуда не делись, и  очень многие из совершенно классических образцов НФ звучат очень актуально. Может быть, даже куда актуальнее и понятнее, чем были (для большинства читателей) тогда - во времена своего выхода. Каждое отдельное произведение НФ - это не утвердительный прогноз будущего как таковой, это просто некая модель или игра, предлагающие подумать о неком варианте устройства общества и характере человеческих взаимоотношений в нём.
Во́зле до́ма хо́лм с куля́ми - вы́йду на́ холм, ку́ль поставлю.
В славном городе Miami тётки мерялись ногтями, тик иң озын завсегда у Фиделя борода!

smith371

Цитата: Toman от сентября 21, 2017, 23:46
Цитата: Python от сентября  1, 2017, 02:25
Дело даже не в наивности прогнозов будущего, которые старая НФ предлагает, а в наивности в наше время вопросов, которые она тогда себе ставила, в образе мышления авторов, еще даже не пытавшихся взглянуть на проблему под углом, актуальным сейчас
Хм, да вот ничего подобного, имхо. НФ - она же вообще-то о социальных проблемах. Социальные проблемы никуда не делись, и  очень многие из совершенно классических образцов НФ звучат очень актуально. Может быть, даже куда актуальнее и понятнее, чем были (для большинства читателей) тогда - во времена своего выхода. Каждое отдельное произведение НФ - это не утвердительный прогноз будущего как таковой, это просто некая модель или игра, предлагающие подумать о неком варианте устройства общества и характере человеческих взаимоотношений в нём.

кстати, да. вспоминая фильм "отроки во вселенной", где советские пионеры освобождают планету от роботов - чем не критика "общества потребления"? одни только фразы роботов-вершителей звучат как рекламные слоганы из современных телевизоров:

- мы сделаем вас счастливыми (с)
Alii! Ke ua ngerang? Ak outkeu er kau el me er a bliongel el kirel a tekoi er a Belau! Sulang.

Подвергал, подвергаю и буду подвергать сомнению классификацию любых языков, описания которых нет в свободном доступе!

Злостный оверквотер, оверкиллер и... просто злостный.

Wolliger Mensch

Цитата: Awwal12 от сентября 21, 2017, 13:05
Это называется стилизация.

И «стилизация» — первое зло. Красивое слово сути не меняет: читающий/слушающий/смотрящий вводится в заблуждение.
Собственно, всякие Резуны/Фоменки не появились бы как явление, если бы за эта «стилизация» не была оружием одурачивания.

Цитата: Awwal12 от сентября 21, 2017, 13:05
Даже если кто-то окажется достаточно безумным, чтобы написать роман, где герои говорят на реконструированных русских диалектах 16 в., его никто не будет читать.

Тов. Һыбсон оказался достаточно безумным. И собрал вагоны денег. Конечно, там не без очередной языковой «стилизации» (скажем, римляне у него говорят на современной итальянской католической латыни), но тем не менее.
«Вот интересно, каких лингвистических жемчуг можно найти в море отодвинутых книг», Ян Гавлиш.
«Впредь прошу помнить, что придумал игру не для любых ассоциаций, а для семантически оправданных. Например, чтó это такое: ,,рулетке" — ,,выпечке"?? Тем более, что сей ляпсус я сам совершил...», Марбол
«Ветхий Завет написан на иврите и частично на армейском», Vesle Anne
«МЛ(ять)КО ... ПЛ(ять)NЪ», Тася
«Вот откроет этот спойлер, например, Марго, ничего не подозревая, а потом будут по всему форуму блюющие смайлики...», Авал
«Томан приличный мужчина. Правда по патриархальным меркам слегка голодранец», Vesle Anne
«Возможен ли фонетический переход "ж" в "п с придыханием"», forest

Wolliger Mensch

Цитата: Yougi от августа 29, 2017, 09:49
Про фантастику от Еськова
Цитата: Кирилл ЕськовВремя научной фантастики прошло. Мы в молодости зачитывались Азимовым и Кларком, эта литература выполняла свою роль — звать молодежь во втузы. Сейчас есть просветительские порталы — заходишь на «Элементы.ру» и оттуда можешь выйти на любую научно-популярную информацию. Есть прекрасные бибисишные сериалы. И зачем нужен гибрид в виде НФ? С одной стороны, там и наука никакая, с другой — и литература убогая.  Что касается нашей страны... Мы живем в стране, где население уже четверть века боится будущего и на уровне спинного мозга боится изменений, — какая тут научная фантастика? Это ведь не просто с помощью башен-излучателей внедряют в мозги — это запрос общества. В таких условиях было бы удивительно, если бы существовал спрос на НФ. А тот маргинальный спрос, что существует, прекрасно удовлетворяется зарубежной фантастикой.
Про нашу страну - 100% прав арахнолог...


Именно по этому в России все компьютерные технологии расходятся на ура. Боится население изменений. :fp:

Но зато по таким, оторванным от реальности откровениям и их поддерживателям сразу видно, у кого физиономия в сметане.
«Вот интересно, каких лингвистических жемчуг можно найти в море отодвинутых книг», Ян Гавлиш.
«Впредь прошу помнить, что придумал игру не для любых ассоциаций, а для семантически оправданных. Например, чтó это такое: ,,рулетке" — ,,выпечке"?? Тем более, что сей ляпсус я сам совершил...», Марбол
«Ветхий Завет написан на иврите и частично на армейском», Vesle Anne
«МЛ(ять)КО ... ПЛ(ять)NЪ», Тася
«Вот откроет этот спойлер, например, Марго, ничего не подозревая, а потом будут по всему форуму блюющие смайлики...», Авал
«Томан приличный мужчина. Правда по патриархальным меркам слегка голодранец», Vesle Anne
«Возможен ли фонетический переход "ж" в "п с придыханием"», forest

Toman

Цитата: Wolliger Mensch от сентября 22, 2017, 00:01
Но зато по таким, оторванным от реальности откровениям и их поддерживателям сразу видно, у кого физиономия в сметане.
Шо вы имеете в виду? Имхо, в данном случае для понимания какой-то идеологической направленности информативнее почитать произведения самого автора, раз уж он сам, так сказать, баловался писательством.

Цитата: Wolliger Mensch от сентября 22, 2017, 00:01
Именно по этому в России все компьютерные технологии расходятся на ура. Боится население изменений. :fp:
Как расходятся, так же легко и продалбываются. Практически, можно сказать, не приходя в сознание и то и другое.
Во́зле до́ма хо́лм с куля́ми - вы́йду на́ холм, ку́ль поставлю.
В славном городе Miami тётки мерялись ногтями, тик иң озын завсегда у Фиделя борода!

Wolliger Mensch

Цитата: Toman от сентября 22, 2017, 00:15
Как расходятся, так же легко и продалбываются. Практически, можно сказать, не приходя в сознание и то и другое.

Нововведения, тем или иным образом связанные с электроникой и сетями, приживаются очень быстро и массово. Достаточно посмотреть графики о сотовотелефонивания, персональнокомпьютеризации, обынтернечивания и опланшечивания населения. Или просто съездить разок на общественном транспорте.

У вас, Томан, тоже сметанка. ;D
«Вот интересно, каких лингвистических жемчуг можно найти в море отодвинутых книг», Ян Гавлиш.
«Впредь прошу помнить, что придумал игру не для любых ассоциаций, а для семантически оправданных. Например, чтó это такое: ,,рулетке" — ,,выпечке"?? Тем более, что сей ляпсус я сам совершил...», Марбол
«Ветхий Завет написан на иврите и частично на армейском», Vesle Anne
«МЛ(ять)КО ... ПЛ(ять)NЪ», Тася
«Вот откроет этот спойлер, например, Марго, ничего не подозревая, а потом будут по всему форуму блюющие смайлики...», Авал
«Томан приличный мужчина. Правда по патриархальным меркам слегка голодранец», Vesle Anne
«Возможен ли фонетический переход "ж" в "п с придыханием"», forest

DarkMax2

Цитата: Wolliger Mensch от сентября 21, 2017, 23:57
Цитата: Awwal12 от сентября 21, 2017, 13:05
Это называется стилизация.

И «стилизация» — первое зло. Красивое слово сути не меняет: читающий/слушающий/смотрящий вводится в заблуждение.
Собственно, всякие Резуны/Фоменки не появились бы как явление, если бы за эта «стилизация» не была оружием одурачивания.
При чём тут научпоп?
Tej wojny nikt za nas nie wygra! © Wiedźmin III
Коли зчинять лемент: "Хто ж знав?!" — відповімо: "Ми".

З моїх снів ти утечеш над ранок,
Терпка, як аґрус, солодка, як біз.
Хочу снить чорні локи сплута́ні,
Фіалкові очі, мокрі від сліз.



DarkMax2

Цитата: From_Odessa от сентября 22, 2017, 08:16
Цитата: DarkMax2 от сентября 22, 2017, 08:13
При чём тут научпоп?
А где о научпопе речь шла у Менша?
Резун и Фоменко это лженаучпоп, а не художественная литература.
Tej wojny nikt za nas nie wygra! © Wiedźmin III
Коли зчинять лемент: "Хто ж знав?!" — відповімо: "Ми".

З моїх снів ти утечеш над ранок,
Терпка, як аґрус, солодка, як біз.
Хочу снить чорні локи сплута́ні,
Фіалкові очі, мокрі від сліз.

Солохин

Современная фантастика начала с науки и кончает мистикой.
Это закономерно, ведь сама наука с самого начала и начинала с мистики - с алхимии и проч.

Обнажились корни.
Sinjoro Jesuo Kristo purigu min.


Вне форума.

From_Odessa

Цитата: DarkMax2 от сентября 22, 2017, 08:23
Резун и Фоменко это лженаучпоп, а не художественная литература.
Вот именно, что -лже-, а не научпоп.

Менш говорил о том, что стилизация в художественной литературе, из-за которой персонажи, скажем, времен Киевской Руси говорят на некоей смеси современного русского и древнерусского, способствует популярности таких взглядов, которые, например, несет в массу Чудинов. Я не говорю, что Менш прав, просто поясняю его слова.

Python

Цитата: Toman от сентября 21, 2017, 23:46
НФ - она же вообще-то о социальных проблемах. Социальные проблемы никуда не делись, и  очень многие из совершенно классических образцов НФ звучат очень актуально.
Социальные проблемы никуда не делись, но это несколько другие социальные проблемы. Особенно меняется взгляд на то, как эти проблемы можно решить: в современной фантастике вряд ли возможны утопии по типу тех, что создавались 30-50 лет назад, всё, что ими было, стало сюжетной затравкой для антиутопий. Дальнейшие поиски имеют смысл в тех направлениях, которые еще не были рассмотрены раньше. Это как процесс мышления: новые идеи выстраиваются поверх предыдущих выводов.
Плюс меняется реальность. Виртуальный мир, поглощающий людей — да, что-то подобное предсказывалось достаточно давно, но подержать его в руках, увидеть, чем он плох и чем хорош, и что в нем вообще интересного, появилась возможность только в последние десятилетия (а вот представьте фантастический рассказ советского автора про то, как попы и буржуи угнетают свободолюбивого блогера за ловлю покемонов в храме!). Меняется и то, чего прежде всего боятся люди (по-моему, ядерная война сейчас не воспринимается как реальна угроза — Хиросима и Нагасаки забылись, холодная война кончилась... Если посмотреть что-нибудь современное антиутопическое, скорее всего, мы увидим не ядерные бомбардировки, а комбинацию из экологической угрозы и тоталитаризма. Зато в условиях глобализации мы начинаем потихоньку бояться культурно-цивилизационных парадигм, свойственных другим народам, с которыми приходится контактировать. Или даже нас начинает пугать перспектива застрять навсегда на этой медленно умирающей планете и никогда не покорить пространство за ее пределами).
Пролетареві ніколи вчити європейських мов, бодай би свою знати добре і на ній принести до своєї хати світло знання (Гнат Хоткевич)
ÆC CASALI NAXI PRASQURI: AHOV CÆRU, MERTVÆRI TÆ SLAVUTÆT!
Вони просили його: «Скажи: кетум», а він говорив: «сатем», і не міг вимовити правильно.
Хотелось бы также отметить, что "Питон" - это "мышиный язык" : "пи+тон". © АБР-2

Hellerick

Популярная фантастика имеет склонность предупреждать об угрозах за кормой судна.
Например, сейчас мейнстрим — антиутопия о тоталитарно-религиозном обществе, хотя движется общество к антиутопии атеистско-либерастской.
Следует признать, что прогностической функции у фантастики просто нет. Всякое произведение — лишь функция тенденций своего времени.

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр