Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Эволюция и деградация фантастического жанра

Автор Devorator linguarum, сентября 15, 2014, 22:38

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Awwal12

Цитата: Лом d10 от сентября 19, 2014, 19:00
ценности отдельно, мухи отдельно? дык это учебник химии физики будет или жесткая социально-личностная драма, а не фантастика. или вы именно о футуризме в изложении?
Я о читателях как бы.
Фашиствующий имперец, асексуал и многожёнец, татарофоб, заслуженный функционер РПЦ. Слушает радио "Радонеж" и терпеть не может счастливых людей.

"Да здравствуют ДОЯРКИ!! Потому что доярки - это раса сверхчеловеков. За ними будущее планеты. Они переживут даже атомную войну, потому что доярки вечны, ибо хтоничны. И дадут потомство, которое тоже будет доярами и доярками. Ура, товарищи!.." (c) Awwal12


Vesle Anne

Цитата: Zhendoso от сентября 19, 2014, 18:57
У Урсулы тоже же красной нитью проходят всепобеждающая воля человека, чувство долга, честь и ответственность.
видимо, дело в том, как именно проходит красной нитью :) Но о вкусах не спорят.
Rhaid achub ar bob cyfle i hybu Cymreigrwydd :)
Capoeira e bom para mim, Capoeira e bom pra voce, Capoeira e bom ai ai ai, nao sei porque
"Православные сами по себе - экстремальная и малочисленная группа" (с) Даниэль

Awwal12

Фашиствующий имперец, асексуал и многожёнец, татарофоб, заслуженный функционер РПЦ. Слушает радио "Радонеж" и терпеть не может счастливых людей.

"Да здравствуют ДОЯРКИ!! Потому что доярки - это раса сверхчеловеков. За ними будущее планеты. Они переживут даже атомную войну, потому что доярки вечны, ибо хтоничны. И дадут потомство, которое тоже будет доярами и доярками. Ура, товарищи!.." (c) Awwal12

Лом d10

Цитата: Awwal12 от сентября 19, 2014, 19:13
Цитата: Лом d10 от сентября 19, 2014, 19:10
Цитата: Awwal12 от сентября 19, 2014, 19:07
Я о читателях как бы.
их слишком много разных.
Так о средних.
а кто это? (среднестатистические люди существуют лишь в исследовательском ака околонаучном агитпопе, больше нигде))

Zhendoso

Цитата: Лом d10 от сентября 19, 2014, 19:18
Цитата: Awwal12 от сентября 19, 2014, 19:13
Так о средних.
а кто это? (среднестатистические люди существуют лишь в исследовательском ака околонаучном агитпопе, больше нигде))
Я осторожно предположу, что те, кто не имеет, так сказать, основ знакомства с мировой литературой. Таких раньше было маловато - чуть ли с каждым троечником можно было поболтать о персонажах, скажем, Хемингуэя (жестко было, надо было сочинения писать по мотивам). Сейчас большинство молодых и не слышали о нем. Раньше книга была самым ценным подарком, сейчас даже подросткам дарят, минимум, планшет со злыми птичками :(
Otız içip kıkralım,
Yokar kopıp sekrelim,
Arslan kebi kökrelim:
"Kaçtı sakınç!", sebnelim.
Вольный чуваш по воле Божьей.
Ездию в метре на кенгуре в пальте, совсем как в кине

alant

Цитата: Zhendoso от сентября 19, 2014, 12:08
А вот, н-р, произведения Гарри Гаррисона я так и не смог полюбить - автор почти талантливо высмеивал, но сам мало чего предлагал, поэтому он у меня незаслуженно ассоциируется с Донцовой.
А Запад Эдема мне весьма понравился.
Я уж про себя молчу

alant

Я уж про себя молчу

sagittarius

Цитата: Lodur от сентября 19, 2014, 13:07
Цитата: Vesle Anne от сентября 19, 2014, 12:36вот это вряд ли. там, насколько я помню, совсем о другом речь.
Речь о другом, но откуда "есть пошло" зло, вроде, объясняется. Там ведь описаны более ранние события по хронологии мира. Впрочем, я тоже уже очень давно читал оба первых романа, мог и подзабыть.


я тут пролистал его "детей неба" и кажется понял  :D
помойму я дажу могу предсказать сюжет его будуших романов из этого цикла.
там окажется что "погибель"  вырос из колективного разума тропического хора после зонального  скачка в край.
отсюда и поробощение миров через лишение индивидуальности и вовлечение в контроль единого сверхсознания.
а поскольку у наездников фикусов на каталках была какая то особая дружба с "погибелью" с древнейших времен, то по всей видимости это отражение первого контакта между хором и фикусами ,а  вселенная Винджа просто сделала цикл и после контрмеры коллапсировало в начало.

Zhendoso

Цитата: alant от сентября 19, 2014, 19:59
А Запад Эдема мне весьма понравился.
Ничего, действительно. Только закончил читать Запад, теперь в планах Зима и Возвращение  :-[
Otız içip kıkralım,
Yokar kopıp sekrelim,
Arslan kebi kökrelim:
"Kaçtı sakınç!", sebnelim.
Вольный чуваш по воле Божьей.
Ездию в метре на кенгуре в пальте, совсем как в кине

alant

Цитата: Zhendoso от сентября 19, 2014, 22:34
Цитата: alant от сентября 19, 2014, 19:59
А Запад Эдема мне весьма понравился.
Ничего, действительно. Только закончил читать Запад, теперь в планах Зима и Возвращение  :-[
Меня брат ийланом называл, за то что я медленно, как холоднокровный захожу вводу.  :)
Я уж про себя молчу

Zhendoso

Цитата: alant от сентября 19, 2014, 22:55
Меня брат ийланом называл, за то что я медленно, как холоднокровный захожу вводу.  :)
Уважал, значит, ведь мог бы фаргой называть.
Otız içip kıkralım,
Yokar kopıp sekrelim,
Arslan kebi kökrelim:
"Kaçtı sakınç!", sebnelim.
Вольный чуваш по воле Божьей.
Ездию в метре на кенгуре в пальте, совсем как в кине

Lodur

Цитата: Zhendoso от сентября 19, 2014, 22:59Уважал, значит, ведь мог бы фаргой называть.
:)
В том переводе, что я читал, было «фарги», а не «фарга».
8-й Девственник Лингвофорума

If the doors of perception were cleansed, everything would appear to man as it is: infinite. (W. Blake)
Какая потребителю разница, какой продукт лучше не работает?.. (Awwal12)

DarkMax2

ЦитироватьФЭНТЕЗИ как кризис современной литературы.
       
       
       
       
       Литература как величина непостоянная и находящаяся в перманентом движении, безусловно, на каждом этапе своего развития требует самого тщательного рассмотрения составляющих ее компонентов, основополагающие элементы которых являются как субъектами, так и объектами литературного процесса.
       Мне хотелось бы подробно остановится на одном из современных жанров литературы, который в последние годы получил широкую популярность в России. Я говорю о ФЭНТЕЗИ.
       В данной статье я попытаюсь рассмотреть "фэнтези" как явление, причем как с точки зрения субъекта, так и объекта современного литературного контекста. То есть, как с точки зрения людей пишущих в этом жанре, так и с точки зрения тех, кто является потребителем данного продукта. Итак, прежде чем переходить к анализу, стоит определиться с терминологией и семантикой рассматриваемого явления.
       Жанровое определение фэнтези мало о чем говорит. Фантазия. Но фантазия присутствует практически в любом жанре литературы. При этом каждый жанр остается самим собой. Значит в фэнтези присутствует фантазия особого рода, чем-то отличающаяся от, скажем так, других фантазий. Действительно, присвоив слово "фантазия", литература в жанре фэнтези, на самом деле, базируется исключительно на фантазиях, причем весьма специфических. Фантазии могут быть разными. И литературное воплощение фантазий может быть разным. К какому роду фантазий прибегает фэнтези? К самому примитивному - к сказочному. Безусловно, фэнтези - это не сказка. Любая сказка по своему содержанию глубже любого произведения в жанре фэнтези. Так как сказка оригинальна, а оттого самоценна.
       Фэнтези же - это всегда "по мотивам".
       Какова идеология фэнтези? Ответ на этот вопрос найти довольно сложно. Сложно потому, что фэнтези в наши дни как литературный жанр не подразумевает никакой идеологической составляющей. То есть данная литература не несет в себе никакой социально-значимой нагрузки, ярко демонстрируя смысловую гипоксию.
       Бессодержательность - отличительная черта фэнтези.
       Произведение в жанре фэнтези фактически не имеет ни начала, ни конца ("афтар, де прода?" - практически на каждой странице того или иного участника Самиздата, пишущего фэнтези). Логическая незавершенность произведения и его изначальная бессодержательность является залогом его успеха. И в этом основной парадокс фэнтэзи.
       Отчасти, это происходит из-за примитивизма жанра в целом. Как правило, в фэнтези-книгах главным героем является личность, которая в полном смысле этого слова личностью не является. Если быть более точным- то в большинстве случаев это подросток, либо человек, только-только вышедший из подросткового возраста.
       Очень часто в качестве главного героя выступает студент либо студентка. Но это скорее говорит не о зрелости данного персонажа, а о незрелости очередного автора, решившего попытать счастье на литературном поприще. Именно в этом проявляется, кстати, психологическая составляющая "фэнтези": жанр направлен на отрыв от реальности, на маргинализацию личности. Хотя сама личность об этом и не подозревает. Но очевидно, если в мире сказок живет ребенок - это нормально. Но если в мире сказок живет человек, вышедший за пределы совершеннолетия, то это уже тревожный сигнал, на который должны реагировать окружающие.
       Проще всего закрыться от мира реально миром вымышленным.
       Ключевой вопрос: почему "фэнтези" стало вдруг так популярно в последние, скажем, десять лет? Отчего прилавки книжных магазинов завалены макулатурой с названиями вроде "Путь ведьмы" или "Эльфийская рукопись"? Чем можно объяснить этот шквал квазилитературы?
       Увы, ответ прост и он не утешителен. Популярность того или иного жанра определяется исключительно социальными предпосылками, то есть состоянием общества на тот или иной момент. Я сейчас не говорю о литературном процессе в целом, а именно о его всплесках в тот или иной момент времени. Прекрасными примерами здесь служат, например, книги о Джеймсе Бонде. Их литературная ценность представляется по меньшей мере сомнительной - алогичные шпионские истории, в которых суперагент выходит живым абсолютно из любой ситуации. Но даже не в этом дело. Важен момент их появления - пик "холодной войны". В принципе, данной логике поддаются практически все массовые явления в литературе. Ничто не появляется из ничего. У всего есть свои причинно-следственные связи.
       Кстати, возвращаясь к "бондиане". Еще один ключевым словом в упоминании о ней является слово "алогизм".
       Алогичное всегда являлось признаком кризиса. В чем бы то ни было. Отсутствие логики подразумевает отсутствие объяснения. Спору нет, есть целые философские направления, выстраивающие свои построения именно на основе алогизмов, то есть отталкиваясь от противного. Но вряд ли многочисленные авторы Самиздата восемьдесят девятого-девяностого года рождения представляют, что такое фидеизм или интуицианизм...
       Обращение к иррационализму - признак неразвитости личности, как духовной так и интеллектуальной. При это я говорю об иррационализме и алогизме как приемах, с помощью которых автор выстраивает то или иное повествование. Легче всего объяснить происходящее вмешательством магии, волшебства, чем выстроить логическое повествование.
       Таким образом, в основе "фэнтези" как литературного жанра уже заранее заложена интеллектуальная ограниченность. И именно в этом своем проявлении "фэнтези" вступает в категорическую резистенцию с научной фантастикой.
       Если научная фантастика - удел интеллектуалов, то "фэнтези" - удел ограниченных, отчасти маргинальных, слоев общества, выбирающих "сказочный" мир в качестве реального.
       Именно этим объясняется то, что к данному жанру прибегают в массе своей неустоявшиеся психологически подростки, неспособные к серьезному интеллектуальному акту и аналитической умственной деятельности. И здесь возникает круговая зависимость, которая практически не оставляет "фэнтези" шансов на развитие и выход из интеллектуального тупика - пубертатная ограниченность читателей приводит к пубертатной ограниченности авторов, которые в среде этих же читателей и формируются.
       Отдельно можно было сказать о сюжетной составляющей жанра, но увы говорить здесь решительно нечего. Ибо в тысячах и тысячах фэнтези книг сюжет всегда один и тот же.
       Увы, это является не свидетельством консерватизма жанра, а еще одним ярким признаком его ограниченности.
       Делая предварительные выводы, приходится констатировать, что целый сегмент современной литературы, как в России, так и на Западе, подвержен сегодня жесточайшей эрозии, прогрессирующему кризису.
       Но массовое обращение к "фэнтези" - это кризис как литературный, так и социальный. Потребитель требует развлечений. Он не желает думать. Не желает размышлять. Его сознание свободно от мыслительных экзерсисов. Они излишни. Все что требует мозг - примитивного изложения, не подразумевающего анализа. И именно данного рода пищу дает мозгу литература в жанре "фэнтези".
       По сути, то что можно наблюдать сегодня в книжных магазинах, да и на сайте Самиздат - это тотальное и воинствующее наступление дешевого ширпотреба на нашу жизнь. Все пишут "фэнтези". Скорость этого написания безумная. На лексику и грамматику никто не обращает внимания - и так сойдет. И с каждым днем все новые и новые мегабайты писанины выкладываются в Интернете, а затем появляются и в печатном виде.
       Любому здравомыслящему человеку видно, что тиражи и обилие книг в жанре "фэнтези" можно сравнить лишь с объемами иронических детективов от Донцовой и Ко. Вывод здесь можно сделать только один: по качеству эта "литература" совершенно одинакова. Если быть еще более точным, то к литературе ни те, ни другие не имеют ни малейшего отношения.
       Индустрия фэнтэзи - это еще одно негативное последствие бездумного перенимания чужого образа жизни. И самое неприятное, что фэнтэзи - это тот же Макдональдс, но не для желудка, а для мозгов. Как в Макдональдсе, поев, через полчаса снова ходишь голодным, так и прочитав очередной "шедевр" в жанре "фэнтези", бежишь покупать следующий. Но по логике вещей, вкусно и хорошо поев есть еще долго не хочется. А, прочитав хорошую книгу не хочется сразу бросаться к следующей. И в том и в другом случае требуется время чтобы переварить.
       Но к фэнтези это не имеет ни малейшего отношения.
       Аффтар, проду!
http://samlib.ru/a/anton_shaffer/fentezi.shtml
Tej wojny nikt za nas nie wygra! © Wiedźmin III
Коли зчинять лемент: "Хто ж знав?!" — відповімо: "Ми".

З моїх снів ти утечеш над ранок,
Терпка, як аґрус, солодка, як біз.
Хочу снить чорні локи сплута́ні,
Фіалкові очі, мокрі від сліз.

Hellerick

Это примерно как лингвофричество. Человек пишет о предмете, не ознакомившись со сложившейся системой организации его анализа, выдавая свои интуитивные впечатления за открытие Америки.

DarkMax2

Tej wojny nikt za nas nie wygra! © Wiedźmin III
Коли зчинять лемент: "Хто ж знав?!" — відповімо: "Ми".

З моїх снів ти утечеш над ранок,
Терпка, як аґрус, солодка, як біз.
Хочу снить чорні локи сплута́ні,
Фіалкові очі, мокрі від сліз.

DarkMax2

Кстати, заметил, что в последнее время много женщин идёт от нечего делать в писатели.
Хех, так даже Гарри Поттер на свет родился. А также много низкопробных девчачих "подростковых антиутопий" и всяких "Сумерков Сумерек".
Цитата: Какая-то фентезистка из сети
Я сама работаю в данном жанре, и без излишней скромности скажу, что "пища для ума" у меня очень даже имеется. Для меня фэнтези - это лишь каркас, который я использую для раскрытия человеческих судеб и характеров. Однажды, когда меня спросили, в каком жанре я пишу, я ответила что-то вроде "психологически-философское фэнтези".
Блин, когда такое видишь, хочется... фейспальмировать. Ага, психо-фил. с такой-то авкой. Поверил, ага!
Tej wojny nikt za nas nie wygra! © Wiedźmin III
Коли зчинять лемент: "Хто ж знав?!" — відповімо: "Ми".

З моїх снів ти утечеш над ранок,
Терпка, як аґрус, солодка, як біз.
Хочу снить чорні локи сплута́ні,
Фіалкові очі, мокрі від сліз.

DarkMax2

http://urccyl.com.ua/fileadmin/user_upload/Visnyk/Visnyk_2013/Visnyk_2013_39.pdf
ЦитироватьА  ще,  зауважує  Г.  Пагутяк,  у  кожного  з  нас  є  щось  язичницьке,  «воно  пробивається,  як  трава  крізь  асфальт».  І  це,  на  її  думку,  призвело  до  кризи  світового  фентезі,  бо  в  ньому  «використовується  попсовий  набір  кельтських  міфологічних  персонажів:  ельфів,  драконів, гоблінів і фей, що робить таку літературу позанаціональною [7, с. 6]».
Особенно забавно, что некоторые видят причину кризиса жанра не в игнорировании необходимости посылов для лит. произведений, а в "наднациональности". Имхо, славянское фентези как было фетешистским мусором, так и остаётся. Ибо пишется только из националистической озабоченности. Что украинское, что великоросское.
Tej wojny nikt za nas nie wygra! © Wiedźmin III
Коли зчинять лемент: "Хто ж знав?!" — відповімо: "Ми".

З моїх снів ти утечеш над ранок,
Терпка, як аґрус, солодка, як біз.
Хочу снить чорні локи сплута́ні,
Фіалкові очі, мокрі від сліз.

Damaskin

Не вижу принципиальной разницы между НФ и фэнтези. На мой взгляд, она в значительной степени сводится к антуражу. А вложить внутрь можно все что угодно, в зависимости от степени развития авторского интеллекта.

Awwal12

Цитата: Damaskin от сентября 15, 2016, 13:13
Не вижу принципиальной разницы между НФ и фэнтези. На мой взгляд, она в значительной степени сводится к антуражу. А вложить внутрь можно все что угодно, в зависимости от степени развития авторского интеллекта.
НФ все же немного более требовательна к авторскому интеллекту, тогда как волшебство, в общем, действительно позволяет легко и непринужденно связать что угодно и как угодно.
В остальном разница, конечно, не принципиальна. Автор, наверное, обчитался более-менее годной фантастики, изданной в СССР, и мысленно сравнивает ее с рядовым фентези на нынешних книжных полках. Но он явно не читал тех тонн научно-фантастической макулатуры, которые довелось читать мне.
И уж во всяком случае внутреннее содержание книг про Гарри Поттера на порядок превосходит содержание книжек Гарри Гаррисона.
Фашиствующий имперец, асексуал и многожёнец, татарофоб, заслуженный функционер РПЦ. Слушает радио "Радонеж" и терпеть не может счастливых людей.

"Да здравствуют ДОЯРКИ!! Потому что доярки - это раса сверхчеловеков. За ними будущее планеты. Они переживут даже атомную войну, потому что доярки вечны, ибо хтоничны. И дадут потомство, которое тоже будет доярами и доярками. Ура, товарищи!.." (c) Awwal12

Nevik Xukxo

Цитата: Damaskin от сентября 15, 2016, 13:13
Не вижу принципиальной разницы между НФ и фэнтези.
Наверняка между ними плавный переход - туча произведений на стыке.

Awwal12

P.S.: Интереснее, почему в жанре фентези пишется очень мало действительно полноценных произведений.
Фашиствующий имперец, асексуал и многожёнец, татарофоб, заслуженный функционер РПЦ. Слушает радио "Радонеж" и терпеть не может счастливых людей.

"Да здравствуют ДОЯРКИ!! Потому что доярки - это раса сверхчеловеков. За ними будущее планеты. Они переживут даже атомную войну, потому что доярки вечны, ибо хтоничны. И дадут потомство, которое тоже будет доярами и доярками. Ура, товарищи!.." (c) Awwal12

Nevik Xukxo


Damaskin

Цитата: Awwal12 от сентября 15, 2016, 14:19
НФ все же немного более требовательна к авторскому интеллекту, тогда как волшебство, в общем, действительно позволяет легко и непринужденно связать что угодно и как угодно.

В чем требовательность? В том что нужно разбираться в достижениях естественных наук? Но во-первых, на самом деле это совершенно необязательно. Во-вторых, с таким же успехом можно сказать, что написание грамотного фэнтези требует серьезного изучения истории, мифологии и тому подобных вещей. 

Hellerick

Цитата: Awwal12 от сентября 15, 2016, 14:19
Автор, наверное, обчитался более-менее годной фантастики, изданной в СССР, и мысленно сравнивает ее с рядовым фентези на нынешних книжных полках.

Хуже. Судя по URL'у он сравнивает с нынешним графоманческим самиздатом.

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр