Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Gōhr-šnāsagīh (Познание сущности)

Автор Iskandar, августа 21, 2014, 21:45

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Iskandar

Денкард определяет четыре агента (kārīgar) в человеческом теле, правда только mādagwarīhā, «существенно», «главным образом» (то есть, есть и другие):

1. Душа (ruwān) = авест. urwān-
2. Душа-дыхание-жизнь (gyān) = авест. uštāna-
3. «Гений» (frawahr), фраваши = авест. frawaṣ̌i-
4. Восприятие (bōy, сознание) = авест. baoiδi-

Душа — владыка человеческого бытия (axw xwadāy), а остальные три являются её инструментами, формируя waxš — дух, силу души. Интеллектуальные способности человека описываются как:

- сила* рассудка (wīr nērōg)
- мощь* памяти (oš ōj)
- сила* разума/мудрости (xrad zōr)
*в русском языке не хватает синонимов
к которым в этой классификации прибавляются уже упомянутые
- сознание
- фраваши

Iskandar

Перводвигателем всего является Ормазд.
В 4-й книге Денкарда градация идёт дальше: Он — Единая Высшая причина (čimānāg), а не (просто) побудитель (čimīg). Ормазд всеведущий (harwisp-āgāh) и желающий разумно (xrad kāmīg). В действиях Он ограничен временем, а во времени — действием, поэтому устранение Им сущности Ахримана предполагает определённые действия, растянутые во времени. Могущество Ормазда не бесконечно, оно не распространяется на невозможное (обратное утверждение объявляется абсурдным). Интересно, что утверждается, что до акта творения Творец не был Господом (xwadāy).

Сущность (gōhr) Ормазда заключена в Душе (ruwān), которая есть бесконечный свет (anagr rošnīh), описываемый как влажно-тёплый (garm-xwēd). В материальном мире его одеяние — материальный свет (gētīg rošnīh): brāh (блеск) и bām (сияние), исходящие из бесконечного духовного света.

Bhudh

Цитата: Iskandar от августа 27, 2014, 11:22Творец и человек обладает одной сущностью — субъектной душой (ruwān).
А, ну тогда атман. Насчёт фраваши хотелось бы подробнее, на аналог буддхи он как-то не похож... На Высший манас, наверное, больше.
А bōy в таком случае Низший.
Пиши, что думаешь, но думай, что пишешь.
MONEŌ ERGŌ MANEŌ.
Waheeba dokin ʔebi naha.
«каждый пост в интернете имеет коэффициент бреда» © Невский чукчо

Iskandar

frawaṣ̌i- f. < frawárti, абстрактное имя от fra-war- «выбирать»
сред. перс. frawahr — заимствование из авестийского (авест. [ɬ] < *-rt- субституирован через hr, исконный вариант виден в названии месяца: frawardīn)
Это «гений», сущность, отличная от «Я», но неразрывно связанная с ним, координирующая и направляющая в сторону благого выбора.
У умерших праведных фраваши как бы ассоциируется с душой (ruwān), и о душе с четвёртого дня по смерти не упоминают.

Bhudh

Буддхи-Манас, ага :yes:.

Цитата: Iskandar от августа 28, 2014, 10:19У умерших праведных фраваши как бы ассоциируется с душой (ruwān)
А у неправедных? Там bōy случайно не примешивается?
Пиши, что думаешь, но думай, что пишешь.
MONEŌ ERGŌ MANEŌ.
Waheeba dokin ʔebi naha.
«каждый пост в интернете имеет коэффициент бреда» © Невский чукчо

Iskandar

Цитата: Bhudh от августа 28, 2014, 11:21
А у неправедных?
А душа неправедного отправляется тухнуть в ад к Ахриману.

Sandar


Iskandar


Bhudh

Цитата: Iskandar от августа 28, 2014, 13:50душа неправедного отправляется тухнуть в ад
Непоэл.
Сущность Ормазда, которая есть бесконечный свет, отправляется к Ахриману⁈
Пиши, что думаешь, но думай, что пишешь.
MONEŌ ERGŌ MANEŌ.
Waheeba dokin ʔebi naha.
«каждый пост в интернете имеет коэффициент бреда» © Невский чукчо

Iskandar

Цитата: Bhudh от августа 28, 2014, 14:19
Непоэл.
Сущность Ормазда, которая есть бесконечный свет, отправляется к Ахриману⁈
Да, видимо, поэтому «философский зороастризм» Денкарда приверженец учения о конечном (при свершении Фрашкарда) освобождении всех душ от страдания — включая грешников.

Bhudh

А до Фрашкарда пусть тухнут... Ну, хоть не вечный ад, и на том спасибо...
Пиши, что думаешь, но думай, что пишешь.
MONEŌ ERGŌ MANEŌ.
Waheeba dokin ʔebi naha.
«каждый пост в интернете имеет коэффициент бреда» © Невский чукчо

_Swetlana

Цитата: Iskandar от августа 28, 2014, 13:50
Цитата: Bhudh от августа 28, 2014, 11:21
А у неправедных?
А душа неправедного отправляется тухнуть в ад к Ахриману.
У кого быстрее протухнет, у того быстрее отмучается. А то ещё и в ад не пустят, как у Киплинга в "Томплинсоне":
🐇

Iskandar

Цитата: Bhudh от августа 28, 2014, 14:24
А до Фрашкарда пусть тухнут...
А что остаётся, коли по свободному kām'у отделили себя от Ормазда...

Bhudh

Вот, кстати, о kām'е и его агенте.

Цитата: Iskandar от августа 26, 2014, 10:46Энергия души, дух (waxš) — агент выбора и волюнтаристских движений (kām), в то время как так называемый frawahr (фраваши) — вечный покровитель и направитель души, относится к природе (čihr) и представляет природную необходимость выбора добра.
Цитата: Iskandar от августа 27, 2014, 13:54
1. Душа (ruwān) = авест. urwān-
2. Душа-дыхание-жизнь (gyān) = авест. uštāna-
3. «Гений» (frawahr), фраваши = авест. frawaṣ̌i-
4. Восприятие (bōy, сознание) = авест. baoiδi-

Душа — владыка человеческого бытия (axw xwadāy), а остальные три являются её инструментами, формируя waxš — дух, силу души.
Так фраваши относится к душе или к природе?

Далее ещё интереснее:
Цитата: Iskandar от августа 27, 2014, 13:54Интеллектуальные способности человека описываются как:
  • сила рассудка (wīr nērōg)
  • мощь памяти (oš ōj)
  • сила разума/мудрости (xrad zōr)
    к которым в этой классификации прибавляются уже упомянутые
  • сознание
  • фраваши
Тут фраваши вообще, выходит, просто к интеллектуальным способностям причисляется?
Пиши, что думаешь, но думай, что пишешь.
MONEŌ ERGŌ MANEŌ.
Waheeba dokin ʔebi naha.
«каждый пост в интернете имеет коэффициент бреда» © Невский чукчо

Iskandar

А вы хотите строгой системы?
Это компиляция на основе разных глав Денкарда, которые сами компилировались разными редакторами.

Bhudh

Ну, системы не системы, но хотя бы непротиворечивости.
Пиши, что думаешь, но думай, что пишешь.
MONEŌ ERGŌ MANEŌ.
Waheeba dokin ʔebi naha.
«каждый пост в интернете имеет коэффициент бреда» © Невский чукчо

Farroukh

 
Цитировать2. землю (āb),
Видя опечатку в записи от 25.08 граммар-наци негодуэ!

Iskandar

Становление материального мира описывается двойственно: с одной стороны это результат активных действий Творца (Первопричины) по сотворению субстрата из собственной сущности, с другой — это эманация первичной структуры (субстрата), «Семени Семян» в последовательные формы.

Цитироватьbawišn xwad hast tōhmagān tōhmag ī gētīg, bun būdag, ī az rah

Бытие само есть Семя Семян материального мира, изначальное становление, что от небесной тверди.

Цитироватьtōhmag ī gētīg būdag ī az dādār āfurišn ud dahišn pad rah ōz ud abzārīh. u-š nām bawišn ud pad nāmčišt garm-xwēd, bun gētīg-dahišnān, mādag-iz dānīhēd. u-š dēsag ī fradom būdag ī pad dādār pay­mānkārīhā az bawišn, u-š dēnīg nām bawišn-rawišnīh, u-š (pad) nāmčišt čahār zahāgān ī hēnd wād, ātaxš, āb, gil, bun gētīgān čihr. ud dēsag ī didīgar būdag ī pad dādār frazānagkārīhā az bawišn-rawišnīh, u-š dēnīg nām bawišn-estišnīh, u-š pad nāmčišt čahār ristagān āmēzišn ī zīndagān

Семя материального мира — это становление, (исходящее) от (духовного) и (материального) сотворения Творцом посредством силы и инструментария небесной тверди*. И оно называется «бытие», и оно именно тёпло-влажное, основа материальных творений. Оно так же понимается как Субстрат (Материя). И форма его первичного становления — из бытия посредством координирующих действий Творца, чьё религиозное имя — «движение бытия». А именно это четыре элемента, что суть воздух, огонь, вода и земля, изначальная природа материальных объектов. А форма вторичного становления — из движения бытия посредством мудрых действий Творца, чьё религиозное имя — «актуализация бытия». А именно это четыре темперамента, смешанных в живущих.

--------------
rah, букв. «колесо» = араб.-перс. falak

Ion Borș

Offtop
Цитата: Farroukh от августа 29, 2014, 14:27
Цитировать2. землю (āb),
Видя опечатку в записи от 25.08 граммар-наци негодуэ!
вода.
а вот это слово, интересно этимология? (в яз. Kannada тоже есть )
भू bhU f. earth ?
♪ ☼ † ♥ ♫   ¤$, €, £, ¥.¤
https://www.linkedin.com/in/ion-bors-aa69992a/

Iskandar

Итак, космогония описывается как последовательное разворачивание «становящегося» (būdag). Сущность (tōhmag = gōhr), исходящая из Творца,

1. превращается в бытие (bawišn) - материю (mādag), обретающее первую форму (dēsag) — «движение» в виде первоэлементов (čahār zahāgān), которая задаётся равномерным круговым движением небесной тверди — так собственно проявляется «упорядочивающая деятельность» Творца.

2. Из движения бытия (bawišn-rawišnīh) возникает следующая форма — актуализация бытия (bawišn-estišnīh) в виде темпераментов (čahār ristagān), составляющих живое тело. Эта деятельность Творца по формированию тонко настроенного живого тела называется «мудрой».

Однако бытие не исчерпывается «становящимся» (būdag). Как подчёркивает дидактическое «Избранное наставление первоучителей», каждый человек должен помнить: «Я (идеально) сотворённое, а не становящееся» (āfrīdag hom nē būdag), поэтому

3. сотворённые (āfrīdag) фраваши и душа, призванные интегрировать сущее (hamēnīdār ī stī), составляют третью (и последнюю) форму (dēsagōmand ī abdom), которую Творец чудодейственной активностью распределил (baxt ēstēnd) по индивидуальным телам (ō kerbān kerbān) человека, животных и иных благих творений.

Iskandar

Цитата: Ion Bors от сентября  1, 2014, 12:29
а вот это слово, интересно этимология? (в яз. Kannada тоже есть )
भू bhU f. earth ?
Санскр. bhū- = bhūman-
Др.иран. būma- «земля», «страна», новоперс. būm тж.

Если есть в каннаде, то, конечно, санскритизм.

Iskandar

Следующая схема объясняет развёртывание вселенной через серию эманаций, начиная с Бесконечного света (=Ормазда), с постепенным уменьшением возвышенности и трансцендентности на каждом шаге (подбор глосс достаточно условен):

1. Из Бесконечного света (asar rōšnīh) появился блеск (brāh)
2. Из блеска — сияние (payrōy)
3. Из сияния — лучезарность (bām)
4. Из лучезарности — твердь (rah)

Цитировать
ud az rah pad dādār āfurišn rasīdag ō bawišn, garm-xwēd, gētīg-dahišnān fradom bun
И от тверди посредством творческой деятельности Творца достигает Бытия, тёпло-влажного, первоосновы материальных творений.

Последние три формы света представляют собой материальный свет (gētīg rōšnīh), являющие материальную форму Творца (открывая путь теологического обоснования зороастрийского светопоклонничества)

Хворост

Когда я сажала, ливала смородину,
Она превращала мой сад в огородину.
Она превращала, рубила дрова,
На них высекая попутно слова.
arseniiv

Iskandar


Bhudh

Пиши, что думаешь, но думай, что пишешь.
MONEŌ ERGŌ MANEŌ.
Waheeba dokin ʔebi naha.
«каждый пост в интернете имеет коэффициент бреда» © Невский чукчо

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр