Author Topic: 14. Слитные глаголы тематического (I) спряжения  (Read 5871 times)

0 Members and 1 Guest are viewing this topic.

Offline _Swetlana

  • Blogger
  • *
  • Posts: 14571
  • Gender: Female
Переведите фразы Расставьте ударения.

Как тут не вспомнить:
 ;D
+ много
Я не знаю, как в тонических стихах с долготой гласных и музыкальным ударением расставлять силовые ямбические и, главное, зачем...

Двойки вам обоим. Античные стихи – не тонические, а метрические. В них, помимо грамматического ударения (accentus по-латыни), существует еще и ритмическое (ictus). Вам, Svetlana, и предлагает Славятинская в этом упражнении определить вид стиха и разобраться с этими иктами. Рассмотрим стих

1. φιλεῖ γὰρ πρὸς τὰ χρηστὰ πᾶς ὀρᾶν

Это пятистопный ямб, в чем можно убедиться, выписывая под каждым слогом его долготу:

 φιλεῖ γὰρ πρὸς τὰ χρηστὰ πᾶς ὀρᾶν

  u – | u        – |  u     – | u    – |u  –

Икты здесь падают на вторые долгие слоги ямбических стоп. Они могут и не совпадать с грамматическими ударениями, как, например, в слове χρηστὰ, где акцент падает на  ὰ, икт же – на η.

Πολὺν χρόνον οἱ νῦν ἐνόμιζον οὐκ ἀληθινὰ ἔργα τὰ τοῦ Ὁμήρου εἶναι. – В течение
долгого времени до настоящего времени считали, что произведения Гомера не были достоверными.

οἱ νῦν – те, что сейчас, то есть, наши современники.

Νῦν δὲ πιστεύομεν τὰ Τρωϊκὰ ἀληθινὰ εἶναι. – Теперь же верят, что события
Троянской войны были настоящими.

πιστεύομεν – верим
Георгос, только сейчас ваш пост заметила. Когда думала, что, наконец,  все задания выполнила ;D
Пасибки, вечером буду разбираться с пятистопным ямбом.
Ὁ λόγος τῆς νοήσεως ἐλπίς ἐστιν.
Талбишектә үстем мин дә, сизелми мени бер дә?
Bless the Beasts and Children.

Нет, не разобралась. Не мог он ямба от хорея...
Я, конечно,  попробую где-нибудь что-нибудь почитать.
Как-то по-другому я это всё себе представляю. Главное в стихе - собственную, не заимствованную интонацию - создают только паузы между словами.
Ὁ λόγος τῆς νοήσεως ἐλπίς ἐστιν.
Талбишектә үстем мин дә, сизелми мени бер дә?
Bless the Beasts and Children.

Offline Georgos Therapon

  • Posts: 1970
Нет, не разобралась. Не мог он ямба от хорея...
Я, конечно,  попробую где-нибудь что-нибудь почитать.
Как-то по-другому я это всё себе представляю. Главное в стихе - собственную, не заимствованную интонацию - создают только паузы между словами.


 :(

Это же совсем несложно. Попробую Вам подробнее описать разбор примера

Quote
φιλεῖ γὰρ πρὸς τὰ χρηστὰ πᾶς ὀρᾶν


Первый слог здесь  φι. Он содержит краткий по природе гласный звук ι. Открытый слог, содержащий краткий гласный, по природе краток. (Сведения о природном количестве гласных звуков даются в словаре и грамматике. В латыни (если в тексте над буквами отсутствуют апексы) так всегда, а в древнегреческом часто можно судить о долготе по характеру самих букв и диакритике.) За этим звуком следует одиночный согласный звук λ.
Следовательно, слог φι краток и по положению.

Следующий слог λεῖ. Он открыт, содержит дифтонг εῖ, который, независимо от положения, делает слог долгим.

Следующий слог γὰρ. Он содержит краткий по природе гласный звук ὰ, следовательно, краток по природе, но за гласным идут три согласные: ρ, π, ρ – которые делают слог длинным по положению. Я, кстати, ошибся в предыдушем посте, посчитав его кратким. Так что в нашем стихе вторая стопа – не ямб, а спондей.

Слог πρὸς также содержит краткий по природе гласный, следовательно, по природе он краток, но по положению долог, поскольку за гласным идут два согласных: ς и τ.

Слог τὰ краток по природе. За гласным идут два согласных: χ и ρ, – но они не делают слог долгим по положению, поскольку один из них (χ) – muta, а второй (ρ) – liquida. У Соболевского это параграф 25.

Слог χρη долог по природе, поскольку содержит долгий гласный η.

Слог στὰ краток как по природе, так и по положению, поскольку за гласным следует один согласный звук.

Слог πᾶς долог по природе, поскольку содержит долгий гласный звук, что видно по облеченному ударению.

Слог ὀ краток как по природе, так и по положению.

Слог ρᾶν долог по природе.

Определив долготы всех слогов стиха, выписываем их в строку, а затем по справочнику смотрим, к какому виду стиха подходит такая последовательность долгих и кратких слогов. Здесь, как мне представляется, это пятистопный ямб, где вторая стопа заменена спондеем.

Античные стихотворные размеры и правила просодии метрики описаны у Соболевского в 1 томе «Грамматики латинского языка» на стр. 400. Сведения об этом есть и в учебнике латыни Попова и Шендяпина на стр. 340.

Попробуйте разобрать остальные примеры и определить их размеры. Если есть вопросы – не стесняйтесь, спрашивайте.

   

Offline _Swetlana

  • Blogger
  • *
  • Posts: 14571
  • Gender: Female
Георгос!!! огромное спасибо за ваше терпение и время, конечно.
Про долготу слогов у Соболевского читала, т.к. вначале занималась по Соболевскому.  Долго удивлялась, зачем было давать определение долготы слога, если во всех правилах об ударении используют только долготу гласного.
Вот для чего это нужно.

ЗЫ. Настоящие герои всегда идут в обход.
Сложно составить какое-то мнение по одной строке. Я просто пока не слышу, поэтому сейчас нет смысла подсчитывать слоги. Когда-нибудь начну читать оригинальные тексты, чувствуя себя более свободно, тогда попробую всё на слух. 
Кроме того, нужно сравнить оригиналы с переводами, как это всё пересаживается на русскую почву. И не только с переводами. Например, считается, что "Александрийские  песни" Михаила Кузмина (которые я местами знаю наизусть) написаны античным размером. Далее, в русской поэзии для "белого" стиха вполне допустимо варьировать количество стоп, допускаются укороченные строки. В качестве примера хочется привести прекрасное стихотворение Евгения Рейна "Батум", Рейн вообще владеет русском белым стихом как никто. Великий поэт.
 http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2006/2/re1.html
Ὁ λόγος τῆς νοήσεως ἐλπίς ἐστιν.
Талбишектә үстем мин дә, сизелми мени бер дә?
Bless the Beasts and Children.

Offline Georgos Therapon

  • Posts: 1970
Сложно составить какое-то мнение по одной строке

Как говорится, лиха беда начало. Занимаясь разбором, можно и нужно на практике познакомиться и с другими поэтическими размерами, а в первую очередь – с гекзаметром.

Я просто пока не слышу не слышу, поэтому пока нет смысла подсчитывать слоги. Когда-нибудь начну читать оригинальные тексты, чувствуя себя более свободно, тогда попробую всё на слух.

Увы, это так и останется теоретической схемой, ибо мы не знаем, как древние декламировали свои стихи. Сейчас предлагают читать, заменяя икты современными тоническими ударениями. Но это ужасно, ибо при такой зубрежке автоматически зазубриваются слова с неправильным грамматическим ударением. Теоретическая же схема может быть использована при переводе поэзии на русский язык, ибо нашими поэтами разработаны тонические аналоги античных метрических размеров. Но их надо уметь чувствовать и определять. В этом и состоит смысл наших подсчетов.

Offline _Swetlana

  • Blogger
  • *
  • Posts: 14571
  • Gender: Female
φιλεῖ γὰρ πρὸς τὰ χρηστὰ πᾶς ὀρᾶν

Как бы я это спела. Не делая ударений вообще никаких (ни силовых, ни тонических), только расставляя паузы и затягивая некоторые гласные. Если считать, что гравис в χρηστὰ обозначает всего лишь конец слова (при отсутствии пробелов между словами), то всё логично  :) Обозначения: пробел - двуморная пауза, дефис - одноморная.
филеейгар проста-кхрээста паа-сораан
Ὁ λόγος τῆς νοήσεως ἐλπίς ἐστιν.
Талбишектә үстем мин дә, сизелми мени бер дә?
Bless the Beasts and Children.

Offline Bhudh

  • Posts: 50424
  • Gender: Male
  • aka 蝎
    • Сайты по языкознанию
Рекомендую почитать про цезуры у Снелля.
Пиши, что думаешь, но думай, что пишешь.
MONEŌ ERGŌ MANEŌ.
Waheeba dokin ʔebi naha.
«каждый пост в интернете имеет коэффициент бреда» © Невский чукчо

Offline _Swetlana

  • Blogger
  • *
  • Posts: 14571
  • Gender: Female
Спасибо. Как-нибудь почитаю, но не сейчас. Боливар не снесёт двоих.
И еще Гаспарова, это уже третий: "стих действительно есть двумерная речь, и это нужно представлять себе во всей конкретности" (Гаспаров М. Лингвистика стиха // Славянский стих: Стиховедение, лингвистика и поэтика. М., 1996. С.15-16).
Грамотеи воспринимают текст глазами.
 
Сейчас как раз читаю комедию Аристофана "Лягушки" (перевод Пиотровского), Еврипид соревнуется с Эсхилом в пении под флейту и кифару, ударные инструменты - признак варварства: "Да, эта муза родилась не в Лесбосе". Так вот где нам, сарматам-грамотеям, не посчастливилось родиться. На мой вкус песенки Еврипида повеселее и не так заунывны.   
 
ЗЫ. Имхо, джаз в рок-обработке изобилует цезурами, как никто другой. Цезуры, как барабанные палочки, выстукивают ритм: САмертайм. ТАйм.  ТАйм. ЧАйлд. Йолиивиниизи.
 
Ὁ λόγος τῆς νοήσεως ἐλπίς ἐστιν.
Талбишектә үстем мин дә, сизелми мени бер дә?
Bless the Beasts and Children.

Quote
Есть простые правила применения цезуры. Во-первых, она должна стоять везде в одном месте: если после второй стопы – значит, везде после второй, и если в какой-то одной строке цезуры нет или она после третьей стопы, это ритмическая грязь.
Цезура никому ничего не должна. Стоит там, где автор счёл нужным, например, в первой и четвёртой строке. Цезура не обязана делить катрен/стихотворение на две части, потому что автор не кот учоный, как налево - так поёт, как направо - так загнёт анекдот. Если кто на си программирует, то две цезуры как пара скобок: одна открывает, другая закрывает.
Стих есть двумерный вложенный программный код, и кто не представляет это во всей конкретности, тот сам себе злой Буратино.
 :)

Ὁ λόγος τῆς νοήσεως ἐλπίς ἐστιν.
Талбишектә үстем мин дә, сизелми мени бер дә?
Bless the Beasts and Children.

Скачала Гаспарова.
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4537461

Добавлено
Одна статья в томе - не Гаспарова.
http://covenarius.livejournal.com/157752.html
Ὁ λόγος τῆς νοήσεως ἐλπίς ἐστιν.
Талбишектә үстем мин дә, сизелми мени бер дә?
Bless the Beasts and Children.

 

With Quick-Reply you can write a post when viewing a topic without loading a new page. You can still use bulletin board code and smileys as you would in a normal post.

Note: this post will not display until it's been approved by a moderator.
Name: Email:
Verification:
Type the letters shown in the picture
Listen to the letters / Request another image
Type the letters shown in the picture:
√49 Напишите ответ строчными буквами:
«Сто одёжек, все без застёжек» — что это?: