Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Народно-поэтические произведения

Автор Фанис, мая 2, 2014, 17:14

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Фанис

Для затравки:
ЦитироватьНародно-поэтические произведения урумов свидетельствует о глубоких исторических связях урумского языка с другими языками западнохуннской ветви. Об этом свидетельствуют средневековые масалы (дастаны) об Ашихе Гарибе, Арзу и Гамбере, Таире и Зоре, Козы Корпеше, Махмерем и Хуршутбеге, Тёроглу.

Фанис

Караимы считаются потомками тюркских племен, входивших в Хазарский каганат. После его разгрома в X в. киевскими князьями караимы остались в Крыму. В конце XIV в. часть караимов была поселена в Литве и западных областях Украины в качестве пленных великого княжества Литовского. Сохранился богатый фольклор караимов, в котором отразилась их историческая связь с хазарами»[2].

В народных стихах и песнях крымских караимов, собранных в рукописных сборниках «Меджума», часто встречается имя «хазар», что указывает на историческую связь между ними.

Профессор С.И. Шапшал приводит такие примеры:

Атка миндим – сагъдагъым бар,
Сагъдагъымда уьч окым бар,
Уьчи билен уьч йат урсам,
Хазар бийдэн тартагъым бар.
 
«Сел я на коня – имею колчан,
В моем колчане (есть) три стрелы,
Если ими тремя убью трех врагов,
То от хазарского князя мне награда (будет)».
 
Лапа-лапа кар йава
Эрби-баба кой сойа,
Байларымыз той чала,
Хазар огьлу ат чаба.
 
«Хлопьями падает снег,
Батюшка Эрби режет барана,
Наши богачи свадьбу играют,
Сын хазарский скачет на коне».

Антропологические исследования, проводимые советскими учеными А.Н. Пуляносом[3], В.Д. Дьяченко[4] и доктором исторических наук профессором В.М. Алексеевым свидетельствуют о том, что «караимы связаны с хазарами прямой и непосредственной генетической преемственностью»[5].

Караимский язык является одним из исчезающих бесписьменных слабоизученных реликтовых языков народностей Советского Союза.

http://kumukia.ru/karaim.html

Фанис

Первое место среди жанров фольклора булгаро-татар в IX—XIV вв. занимают произведения народного эпоса и стоящие близко к ним легенды и предания, прежде всего прозаические повествования о строительстве г. Булгар. Такие произведения в свое время были распространены довольно широко и позже попали в источники различного характера. Некоторые предания связывают основание г. Булгар с именем Александра Македонского, о чем сообщается в книгах различных ученых. Несмотря на то что К. Фукс в свое время назвал подобные произведения «басней», они характерны не только для творчества булгаро-татар, но и для фольклора народов, скажем, Кавказа. Разрушение же г. Булгар обычно связывается с именем Аксак Тимура (Тамерлана).

В некоторых легендах факт строительства этого города перекликается с именами пророков ислама. Как говорится в одной из них, между двумя сыновьями Яфеса — Гази и Тюрком происходит жестокая война. После поражения Гази откочевывает в сторону Булгара и там живет. В том же источнике приводится и предание о тех же событиях, но уже с несколько иным содержанием. Якобы, второй сын Яфеса, Гомари, занимается охотой и переезжает к реке. Здесь у него рождаются два сына. Одного он нарекает Болгар, другого — Бертас. Они оба строят города и называют их своими именами.

Среди легенд есть и такие, которые рассказывают о принятии ислама. По сообщению Абу Хамида ал-Гарнати, в Булгар приезжает один мусульманский купец, который неплохо знает медицину. Как раз в это время царь Булгара и его жена заболевают. Приезжий мусульманин говорит им: если я вас вылечу, примите ли ислам? Царь и его жена соглашаются и после выздоровления принимают ислам. Этим возмущается царь хазар и начинает войну против Булгара. Однако принявший ислам булгарский царь при помощи Аллаха побеждает. А ученый человек, продолжает ал-Гарнати, называется у них «балар». Поэтому и страну назвали «Балар» — «Ученый человек». Позже это слово начало звучать по-арабски «Болгар» — «Булгар». О существовании страны и города на Волге под названием «Булгар» арабские ученые-путешественники знали, конечно, и до прибытия сюда ал-Гарнати. Впрочем, об этом он сам пишет и добавляет, что эту легенду прочитал в книге булгарского историка «История Булгара».

Вариант той же легенды приводится и в книге путешественника XII в. Андалуси. В ней сообщается, что последователи пророка (Мухаммеда), прожившие здесь три года, распространяют среди населения ислам, строят мечети, разъясняют народу суры Корана. Занимаются и врачеванием. После трех лет двое из них возвращаются в Медину. А Зубаир бин Джада, после того, как вылечивает дочь булгарского царя Туйбику, женится на ней и остается в Булгаре. Основная идея всех этих легенд и преданий такая: ислам в Булгаре был принят в результате святых деяний мусульман-арабов, нередко современников и прямых последователей пророка Мухаммеда.
.......
Что же касается собственно легенд и преданий, то следующая значительная группа их связана с разрушением г. Булгар, а конкретно — с именем Аксак Тимура (Тамерлана). Интересна следующая версия одной из таких легенд, которая явно сложилась в антибулгарской среде. В ней говорится о том, что якобы в Булгаре не соблюдаются каноны ислама, не проводятся пятничный намаз и исламские праздники. Восстановление здесь исламских порядков Аллах якобы поручает Аксак Тимуру. Поскольку простыми увещеваниями невозможно было восстановить все необходимое, Аксак Тимур разрушает г. Булгар, отрезает головы 12 везирям хана, девушек и женщин уводит в плен и раздает своим военачальникам, казнит 36 ученых, народ Булгара разгоняет по разным странам. В другой версии той же легенды нет ни слова о разрушении г. Булгар Аксак Тимуром. Там говорится о том, что знаменитый полководец держал город в осаде в продолжение семи лет. И лишь после этого ему удалось взять его штурмом.
....
происхождения баитов можно судить и на основе некоторых конкретных примеров. Известно несколько вариантов произведений под названием «Шәһри Болгар бәетләре» («Баиты города Булгар»). В них рассказывается о величии г. Булгар, о его славе во всей Европе, о прекрасных дворцах и храмах города и страны, о широком развитии образованности и культуры. Но все прекрасное и благородное в жизни Булгара осталось в прошлом. Город полностью разрушен завоевателями и лежит в развалинах. Таким образом, баит довольно точно воспроизводит исторические события, связанные с жизнью древнего Булгара.
...
На первом месте стоят героические мотивы. Дошедших до нас конкретных примеров исторических песен немного. Но они есть. Например, «Болгар иленең кызлары» («Девушки страны Булгар»), которая рассказывает о плененных и уводимых из родных мест девушках. Другая песня с таким же эмоциональным звучанием: «Болгар ятимәләре» («Булгарские сиротки»), рассказывает о том, как родители, доведенные от нищеты до отчаяния, вынуждены продавать в далекие страны собственных детей. Впрочем, эта тема идет с глубокой древности, отражается в целом ряде древневосточных письменных источников, в том числе и в Библии.

В исторических песнях булгарского периода рассказывается и о некоторых других событиях и фактах: о международных торговых отношениях — «Болгарданмы киләсез» («Идете ли из Булгар»), о разрушении г. Булгар захватчиками и превращении его развалин в место поломничества: «Шәһре Болгар» («Город Булгар»).

Приведенные данные свидетельствуют о том, что во времена Волжской Булгарии фольклор переживает довольно насыщенный период развития. Если о продолжении многовековых традиций обрядовой поэзии и народных сказок мы можем судить лишь по косвенным данным, то о развитии легенд, преданий, дастанов, афористических жанров, баитов и исторических песен можно говорить на основе конкретных произведений и вполне надежных письменных и археологических источников.

http://www.gulzada.ru/folk/02-narodnoe_poeticheskoe_tvorchestvo_tatar.htm

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр