Author Topic: *Как это будет на разных языках?  (Read 152172 times)

0 Members and 5 Guests are viewing this topic.

Offline Zhendoso

  • Posts: 13288
« Reply #50on: April 13, 2014, 17:15 »
И айимаг?
:donno: Не знаю. Но похоже от того же корня *aɣɨ-.

Кстати, по поводу этимологии чув. йăх "род, племя, сперма" я, видимо, ошибался. В ЭСТЯ I на  стр. 434 приведено  азербайджанское слово ojux "род", похоже что когнат.
Otız içip kıkralım,
Yokar kopıp sekrelim,
Arslan kebi kökrelim:
"Kaçtı sakınç!", sebnelim.
Вольный чуваш по воле Божьей.

« Reply #51on: April 13, 2014, 17:26 »
Ведь марийцы его не из татарского же переняли!
Они переняли его из того же языка, из которого в чувашский попали стандартотюркизмы т.н. "первой волны". Семантика и фонетический облик марийского слова не позволяют предполагать чувашский источник заимствования. В марийских есть стандартотюркизмы, отсутствующие в современном татарском (конкретно данное слово в татарском есть, но в несколько другом облике - ил сущ 1. страна 2. родина 3. край 4. деревня, село 5. народ, мир, общество 6. пр мирской), но имеющиеся в языках ногайской подгруппы. Марийское эл - "золотоордынизм".
Otız içip kıkralım,
Yokar kopıp sekrelim,
Arslan kebi kökrelim:
"Kaçtı sakınç!", sebnelim.
Вольный чуваш по воле Божьей.

Offline Karakurt

  • Moderator
  • *
  • Posts: 18591
« Reply #52on: April 13, 2014, 18:32 »
Не знаю. Но похоже от того же корня *aɣɨ-.
Таки в монг. эти слова скорее исконны, а в тюркских монголизмы, либо когнаты (менее вероятно).
͡° ͜ʖ ͡°

Offline Rashid Jawba

  • Posts: 6393
« Reply #53on: April 13, 2014, 20:50 »
Как я понял, в чувашской топнимике эль стоит в конце слоаа. В каких-то языках есть топонимы типа Эльбург'ан /неудачный пример, может означать 'ветренный'/, или Эльджурт ?
Katalunia Ta Askatasuna
Иши керек да кеси эрек.

Offline Agabazar

  • Posts: 3133
« Reply #54on: April 13, 2014, 20:58 »
Как я понял, в чувашской топнимике эль стоит в конце слоаа.
В названиях населённых пунктов —да. ( Правда, есть Элпуç, но там Эл —это река, а не страна, сообщество). Может быть и Эль, и Йель.

Offline SWR

  • Posts: 1304
  • Пӑлхар=пил(ӗк)+хăр(ах) Болгар-"пять частей" юж.хун
« Reply #55on: April 14, 2014, 07:37 »
Этимологию названия озера Элкÿл следует считать пока невыясненной, версия Димитриева о "народном озере" крайне сомнительна.
Само собой. Но существует же озеро Аль (Эл) и, соответственно, река с тем же названием. В верховьях которой как раз расположено село Алдиарово (Элпуç).
В верховье реки Аль, которая течет мимо озера и связано с ним протокой, расположена деревня Березовка (Хурăнлăх), а ближе всех к озеру в низине находиться деревня Беляево (Çĕнçырма), Алдиарово же (Кивĕ Элпуç) раположилось на пригорке и несколько дальше.
Вероятно Жендосо прав, озеро названо по реке Аль (Эль). Хотя у Ашмарина приведен смысл имени - "Бездонное озеро", видимо, за глубину. В детстве я часто был на этом озере, в основном на рыбалке. Помниться называли чуть ли не 40-70 метров глубины этого карстового происхождения озере. Но это вряд ли.
Вообще, в прежние годы по весне озеро и река в низине могли широко разливаться.
Как я понял, в чувашской топнимике эль стоит в конце слоаа.
В названиях населённых пунктов —да. ( Правда, есть Элпуç, но там Эл —это река, а не страна, сообщество). Может быть и Эль, и Йель.
Ель (река) видимо сидит и в названиях рек: Сидель, Енель, Большой Цивиль (Мăн Çавал) и т.д.

Offline Фанис

  • Posts: 12999
« Reply #56on: April 14, 2014, 07:58 »
Ведь марийцы его не из татарского же переняли!
Они переняли его из того же языка, из которого в чувашский попали стандартотюркизмы т.н. "первой волны". Семантика и фонетический облик марийского слова не позволяют предполагать чувашский источник заимствования. В марийских есть стандартотюркизмы, отсутствующие в современном татарском (конкретно данное слово в татарском есть, но в несколько другом облике - ил сущ 1. страна 2. родина 3. край 4. деревня, село 5. народ, мир, общество 6. пр мирской), но имеющиеся в языках ногайской подгруппы. Марийское эл - "золотоордынизм".
Так говорите, как будто форма ил это не результат развития языка. Предки татар , по-вашему, никогда не говорили эл?
К ВОПРОСУ О ЯЗЫКОВОЙ ПОЛИТИКЕ ТОТАЛИТАРНЫХ ГОСУДАРСТВ

https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-yazykovoy-politike-totalitarnyh-gosudarstv

Offline Rashid Jawba

  • Posts: 6393
« Reply #57on: April 14, 2014, 10:42 »
Мул, лошак ?
Katalunia Ta Askatasuna
Иши керек да кеси эрек.

Offline true

  • Posts: 14651
« Reply #58on: April 14, 2014, 11:11 »
Эшекат

Offline Rashid Jawba

  • Posts: 6393
« Reply #59on: April 14, 2014, 11:42 »
Эшекат
Серьезно штоль ?
Katalunia Ta Askatasuna
Иши керек да кеси эрек.

Offline true

  • Posts: 14651
« Reply #60on: April 14, 2014, 12:07 »
Эшекат
Серьезно штоль ?
А что такого-то? Так в народе называют. Литературное - "гатыр", если важно.

« Reply #61on: April 14, 2014, 12:11 »
Шмеля называют "эшек ары", еще есть какие-то, навскидку не вспомню. Про сильный холод говорят: "эшек совугы".

Offline Rashid Jawba

  • Posts: 6393
« Reply #62on: April 14, 2014, 12:28 »
Литературное - "гатыр", если важно.
Да, именно это меня интересует.
Есть предположение, что КБ Годур - выносливый, - когнат гатыра/к'адыра.
Katalunia Ta Askatasuna
Иши керек да кеси эрек.

Offline Zhendoso

  • Posts: 13288
« Reply #63on: April 14, 2014, 12:29 »
Так говорите, как будто форма ил это не результат развития языка. Предки татар , по-вашему, никогда не говорили эл?
Говорили. Но мне неизвестно где и когда.
Otız içip kıkralım,
Yokar kopıp sekrelim,
Arslan kebi kökrelim:
"Kaçtı sakınç!", sebnelim.
Вольный чуваш по воле Божьей.

Offline mail

  • Posts: 1477
« Reply #64on: April 14, 2014, 13:19 »
Мул, лошак ?
қашыр. по-моему и то и другое.

Offline Agabazar

  • Posts: 3133
« Reply #65on: April 14, 2014, 20:58 »
Древнетюркскому el/ẹl в чувашском закономерно соответствует jal "селение, односельчане, люди/мир".
Йотированная форма была уже в начале X века - см. дирхем Алмыса Шилки.
Не слишком ли просто? Всё ли так однозначно?
Наряду с Тавăш есть Тивĕш.  В Красночетайском районе — Атнар. В основе, видимо, имя человека. Но ведь существуют и Атнер, и Этнер... А также чувашская фамилия Атняров (жители и выходцы из Нового Ахпердина Бат. р-на). Не говоря уже о классических примерах типа сахат—сехет, çамçа—çемçе.
Кроме того, Йель ведь тоже йотироавнная форма. И вдруг мне вспомнилось, как у нас пишут то Эткер, то Еткер (чаще всего). В детстве у нас была игра: Епĕ, Есĕ, Епир, Есир, Есрел, Есремет.... Как бы в "особый язык" играли.  :) 

Offline Rashid Jawba

  • Posts: 6393
« Reply #66on: April 18, 2014, 18:59 »
Как будет тесто ?
Katalunia Ta Askatasuna
Иши керек да кеси эрек.

Offline Янаби

  • Posts: 88
  • Ысын Башкорт
« Reply #67on: April 18, 2014, 19:07 »
Как будет тесто ?
баш. - ҡамыр,тат. - камыр(произносится также как и в башкирском)

Offline Хусан

  • Posts: 2522
« Reply #68on: April 18, 2014, 21:26 »
узб. Хамир
Odami ersang demagil odami,
onikim yoʻq xalq gʻamidin gʻami.

Alisher Navoiy. "Hayrat ul-abror".

Offline Agabazar

  • Posts: 3133
« Reply #69on: April 19, 2014, 20:22 »
Как будет тесто ?
Чувашское Чуста́ (<русск. Тесто)

Offline Zhendoso

  • Posts: 13288
« Reply #70on: April 19, 2014, 21:34 »
Древнетюркскому el/ẹl в чувашском закономерно соответствует jal "селение, односельчане, люди/мир".
Йотированная форма была уже в начале X века - см. дирхем Алмыса Шилки.
Не слишком ли просто? Всё ли так однозначно?
Наряду с Тавăш есть Тивĕш.  В Красночетайском районе — Атнар. В основе, видимо, имя человека. Но ведь существуют и Атнер, и Этнер... А также чувашская фамилия Атняров (жители и выходцы из Нового Ахпердина Бат. р-на). Не говоря уже о классических примерах типа сахат—сехет, çамçа—çемçе.
Это разнодиалектные формы.
Кроме того, Йель ведь тоже йотироавнная форма. И вдруг мне вспомнилось, как у нас пишут то Эткер, то Еткер (чаще всего). В детстве у нас была игра: Епĕ, Есĕ, Епир, Есир, Есрел, Есремет.... Как бы в "особый язык" играли.  :)
Топоформант [-jel'] as is изолированно не встречается и не может встречаться - в первом слоге его гласный неизбежно бы перешел в [a], что и наблюдаем в ял, а в непервом слоге он закономерно сохранил свое качество. Кроме того, нельзя смешивать йот в таких словах как ял, яка, ят и некоторых других, с более поздней низовой дифтонгоизацией  (центром которой является говор хирти) в таких словах как диал. йэпир "мы", йэпĕ "я", йэсрел "дьявол" (т. е . в тех, в которых начальному низовому [jɛ-] соответствует начальное [ɛ-] других говоров и диалектов) и т.п. В первом случае йот - общечувашский, восходит к древнему состоянию, а во втором - локальный диалектный, возникший, возможно, под поздним влиянием какого-то ногаеподобного языка/диалекта (в самих же ногайских данная черта возникла, думаю, под влиянием огурского субстрата).
Otız içip kıkralım,
Yokar kopıp sekrelim,
Arslan kebi kökrelim:
"Kaçtı sakınç!", sebnelim.
Вольный чуваш по воле Божьей.

Offline murat

  • Posts: 139
« Reply #71on: April 25, 2014, 14:23 »
у кого как будет"посвятил,посвящать"

Offline Zhendoso

  • Posts: 13288
« Reply #72on: April 25, 2014, 14:52 »
у кого как будет"посвятил,посвящать"
чув. халалла- (<араб.)
Otız içip kıkralım,
Yokar kopıp sekrelim,
Arslan kebi kökrelim:
"Kaçtı sakınç!", sebnelim.
Вольный чуваш по воле Божьей.

Offline Хусан

  • Posts: 2522
« Reply #73on: April 26, 2014, 11:40 »
в узбекском
посвятить
посвя/титъ, -ящу, -ятишъ сов. (несов. посвящатъ)
1 кого-что во что хабардор (воќиф) ќилмоќ, маьлум ќилмоќ; таништирмоќ, билдирмоќ; ~титъ друга в свою тайну дўстини ўз сиридан вокиф ќилмоќ, ўз сирини дўстига билдирмоќ; ~титъ родственника в свои планы ќариндошини ўз режаларидан хабардор ќилмоќ, ўз режаларини ќариндошларига маьлум ќилмоќ;
2 что кому-чему баѓишламоќ, атамоќ; ~титъ себя науке ўзини фанга баѓишламоќ; ~титъ все силы боръбе за мир бор кучини тинчлик учун курашга баѓишламоќ; его доклад ~щён творчеству А. С. Пушкина унинг доклади А. С. Пушкин ижодига баѓишланган;
3 что атамоќ, баѓишламоќ, хотирасига баѓишламоќ; ~титъ книгу своему другу китобини дўстига (дўстининг хотирасига) баѓишламоќ;
4 кого-что во что уст. и церк. ном (унвон) бермоќ; ~титъ в рыцари рицарлик номини (унвонини) бермоќ; ~титъ в епископы епископлик унвонини (даражасини) бермоќ.
Odami ersang demagil odami,
onikim yoʻq xalq gʻamidin gʻami.

Alisher Navoiy. "Hayrat ul-abror".

Online Awwal12

  • Super Moderator
  • *
  • Posts: 48489
Offtop
(Слегка переименовал тему.)
Фашиствующий имперец, асексуал и многожёнец, татарофоб, заслуженный функционер РПЦ. Слушает радио "Радонеж" и терпеть не может счастливых людей.

"Да здравствуют ДОЯРКИ!! Потому что доярки - это раса сверхчеловеков. За ними будущее планеты. Они переживут даже атомную войну, потому что доярки вечны, ибо хтоничны. И дадут потомство, которое тоже будет доярами и доярками. Ура, товарищи!.." (c) Awwal12

 

With Quick-Reply you can write a post when viewing a topic without loading a new page. You can still use bulletin board code and smileys as you would in a normal post.

Note: this post will not display until it's been approved by a moderator.
Name: Email:
Verification:
Type the letters shown in the picture
Listen to the letters / Request another image
Type the letters shown in the picture:
√49 Напишите ответ строчными буквами:
«Сто одёжек, все без застёжек» — что это?: