Author Topic: Турецкий  (Read 124462 times)

1 Member and 2 Guests are viewing this topic.

Offline Karakurt

  • Moderator
  • *
  • Posts: 18657
  • Gender: Male
« Reply #100on: December 3, 2011, 20:17 »
Здесь описывается процедура стандартной проверки того, как встала NLTK.
Да, встало. А эта книжка где-то лежит?
͡° ͜ʖ ͡°

Offline Rachtyrgin

  • Posts: 1032
  • Gender: Male
« Reply #101on: December 3, 2011, 20:22 »
Думаете это все созадавалось для разработки поисковиков? Я просто не понимаю, под какие задачи это все делается.

Я назвал самую простую функцию списков (и, кстати, имеющую коммерческую ценность). Важнейшая их задача - нормализация текста. Стоп-слова, по сути, представляют собой "белый шум". Избавление от них помогает разглядеть глубинные тенденции изучаемого текста.
Всякому остановленному фашисту для захвата его в плен можешь еще крикнуть:
«Хэндэ хох!» (Руки вверх!)
«Вафи хинлеги!» (Бросай оружие!)
«Абгезэсен!» (Слезай! — С машины, с лошади, с повозки.)
Если фашист не сразу исполняет твое приказание, крикни грознее и добавь:
«Бай флухтфэрзух вирт гэшози!» (Побежишь — буду стрелять!)
А. Афанасьев. В помощь партизану. Москва, 1942 г.

« Reply #102on: December 3, 2011, 20:30 »
А эта книжка где-то лежит?

По этой теме 2 замечательные книги. Одна из них, кажется, на сайте NLTK. Вторая в глубинах интернета. Попробуйте поиск. Если не получится, что-нить придумаем.
Всякому остановленному фашисту для захвата его в плен можешь еще крикнуть:
«Хэндэ хох!» (Руки вверх!)
«Вафи хинлеги!» (Бросай оружие!)
«Абгезэсен!» (Слезай! — С машины, с лошади, с повозки.)
Если фашист не сразу исполняет твое приказание, крикни грознее и добавь:
«Бай флухтфэрзух вирт гэшози!» (Побежишь — буду стрелять!)
А. Афанасьев. В помощь партизану. Москва, 1942 г.

Offline Darkstar

  • Posts: 7416
« Reply #103on: December 3, 2011, 20:36 »
Ладно, примерно понятно...
(1) С людями надо помягше, а на вопросы смотреть поширше (с) (2) Проекция (в психологии) - неосознанное приписывание собеседнику собственных мыслей и действий (3) Учебник логики еще никто не отменял (4) Какой был тезис?

Offline Alessandro

  • Posts: 2726
  • Gender: Male
    • Alem-i Medeniye
« Reply #104on: December 3, 2011, 20:49 »
Алессандро, объясните лучше народу почему это слово пишется слитно. Я тоже давно заметил, но причин -- ноль.
А в турецкой орфографии есть не до конца регламентированные моменты. Но тенденция такова, что сочетания всяких служебных слов с bir, her, hiç пишутся обычно слитно: herbir, hiçbir, hepbir, biraz, birçok, birkaç...
Спасибо, что дочитали.

Offline Rachtyrgin

  • Posts: 1032
  • Gender: Male
« Reply #105on: December 3, 2011, 20:50 »
Спасибо, Alessandro! Теперь все более-менее понятно...
Всякому остановленному фашисту для захвата его в плен можешь еще крикнуть:
«Хэндэ хох!» (Руки вверх!)
«Вафи хинлеги!» (Бросай оружие!)
«Абгезэсен!» (Слезай! — С машины, с лошади, с повозки.)
Если фашист не сразу исполняет твое приказание, крикни грознее и добавь:
«Бай флухтфэрзух вирт гэшози!» (Побежишь — буду стрелять!)
А. Афанасьев. В помощь партизану. Москва, 1942 г.

Offline Sagit

  • Posts: 1759
  • Gender: Male
« Reply #106on: December 3, 2011, 21:13 »
Ну, у меня такое хобби - пишу на яве татарско-русский, русско-татарский словарь. Но просто словарь - это не очень интересно. Хочется прикрутить к нему дополнительную функциональность. Типа конкорданса, коллокации, стемминга, лемматизации и прочего в таком же духе. Сделать его исследовательским инструментом для татарского языка. Вот и приглядываюсь к NLTK, где все это уже реализовано. Правда, не для татарского. Единственный тюркский в NLTK - это турецкий.

По-татарски берәр нәрсә что-нибудь, бернәрсә ничто, ничего. Так что конструкция сходная.

еще есть "бер нимә"

Offline Borovik

  • Posts: 7255
  • Gender: Male
« Reply #107on: December 3, 2011, 23:15 »
еще есть "бер нимә"
Вы татарский с башкирским случайно не путаете?

Offline Алалах

  • Posts: 11277
« Reply #108on: June 17, 2012, 15:29 »
Чатал-Хююк (тур. Çatalhöyük [tʃaˈtal.højyk], также Çatal Höyük и Çatal Hüyük, в переводе — «вилообразный холм»)

чем объясняется разное написание? неустоявшейся нормой?
Как говорят восточные мистики - для просветления нужен подъем кундалини... (с) Lugat
В китайском письме иероглиф, обозначающий «трудность, неприятность» изображается как две женщины под одной крышей.
«Если в семье всего одна жена, она вырастет эгоисткой».

Мы тут лингвисты, нас на понт не взять. (с) Dana

Мог ли существовать трицератопс, если бы не было киевской руси? (с)

Offline Karakurt

  • Moderator
  • *
  • Posts: 18657
  • Gender: Male
« Reply #109on: June 17, 2012, 20:22 »
Выглядит заимствованием. Для них нормально.
͡° ͜ʖ ͡°

Offline Alessandro

  • Posts: 2726
  • Gender: Male
    • Alem-i Medeniye
« Reply #110on: June 17, 2012, 20:30 »
Словарь Нишаняна утверждает, что это тюркское слово и зафиксировано в форме öyük у Махмуда Кашгарского.
Спасибо, что дочитали.

« Reply #111on: June 17, 2012, 20:38 »
Чатал-Хююк (тур. Çatalhöyük [tʃaˈtal.højyk], также Çatal Höyük и Çatal Hüyük, в переводе — «вилообразный холм»)

чем объясняется разное написание? неустоявшейся нормой?
Норма однозначно höyük. В турецкой википедии, например, никакие иные варианты написания в принципе не упоминаются. Откуда взялся вариант с ü не знаю, может местное диалектное произношение...
Спасибо, что дочитали.

Offline Karakurt

  • Moderator
  • *
  • Posts: 18657
  • Gender: Male
« Reply #112on: June 17, 2012, 22:40 »
Словарь Нишаняна утверждает, что это тюркское слово и зафиксировано в форме öyük у Махмуда Кашгарского.
Не верьте.
Нашел только: oyuk - hayal, belge, bostan höyügü·I, 81, 85, 384
Желанное выдается за действительное.
͡° ͜ʖ ͡°

Offline Zhendoso

  • Posts: 13258
  • Gender: Male
Otız içip kıkralım,
Yokar kopıp sekrelim,
Arslan kebi kökrelim:
"Kaçtı sakınç!", sebnelim.
Вольный чуваш по воле Божьей.

Offline Karakurt

  • Moderator
  • *
  • Posts: 18657
  • Gender: Male
« Reply #114on: March 25, 2013, 20:42 »
Почему юмушак гэ в мягких словах такой же как и в твердых, а не гэ? В каких огузских там гэ? В твердых словах вроде есть огузские с "нормальным" гъ?
͡° ͜ʖ ͡°

Offline Alessandro

  • Posts: 2726
  • Gender: Male
    • Alem-i Medeniye
« Reply #115on: March 25, 2013, 21:37 »
Э... Не понял вашу мысль...
В турецком ğ в твёрдых и мягких словах произносится по-разному. В мягких словах это чаще всего й, а в твёрдых - нечто почти не произносимое. eğer ~ эйэр, dağı ~ даы
В туркменском два г такие же, как в кыпчакских языках, только на письме обозначаются одной буквой g.
Спасибо, что дочитали.

Offline Karakurt

  • Moderator
  • *
  • Posts: 18657
  • Gender: Male
« Reply #116on: March 25, 2013, 22:57 »
В мягких словах это чаще всего й
Т.е. не всегда? А что еще?
͡° ͜ʖ ͡°

Offline Toman

  • Posts: 7946
  • Gender: Male
« Reply #117on: March 25, 2013, 23:00 »
dağı ~ даы
А не "даа"?
Во́зле до́ма хо́лм с куля́ми - вы́йду на́ холм, ку́ль поставлю.

Offline Karakurt

  • Moderator
  • *
  • Posts: 18657
  • Gender: Male
« Reply #118on: March 25, 2013, 23:01 »
Почему? Даа это dağa наверное.
͡° ͜ʖ ͡°

Offline bvs

  • Posts: 8522
« Reply #119on: March 25, 2013, 23:47 »
Почему юмушак гэ в мягких словах такой же как и в твердых, а не гэ? В каких огузских там гэ? В твердых словах вроде есть огузские с "нормальным" гъ?
Вообще по-разному, бывает йот, бывает то же самое, что в твердых. Какой-то системы там нет, видимо зависит от диалекта и от самого говорящего. В азербайджанском на месте ğ в мягких словах как правило йот. В пратюркском ğ был отдельной фонемой, и мог встречаться в любом слове, возможно в турецком остатки этого.

Offline Oğuz

  • Posts: 297
  • Gender: Male
« Reply #120on: July 10, 2013, 22:14 »
исследование нескольких диалектизмов в анатолийском-турецком, с картами показывающий распространенность этих слов в регионах турции.

исследуемые слова:

апар - отнеси

байак - только что

былдыр - позапрошлый год

чибинник - штука для защиты от мух

кахынч/какынч - это не знаю как перевести на русский;

сойха/сойка - одежда умерщего, используется также в оскарбительном смысле



все эти слова есть и используются в азербайджанском-турецком, отсутствуют в литературном-турецком но распространеные во многих говорах анатолии, от востока до самых западных мест.


Abstract
It is known that language is in a constant change. Two important factors influential on language change are time and space (geography). While time-related changes in language are subject of historical linguistics , language changes happening in relation to geography are examined by dialect researches. Actually, dialect researches focus on changes caused by the geography-related reasons in different fields of language like phonlogy, morphology and vocabulary. Words, affixes or articulation features used by individuals or provide information about geography they belong to. Common words, morphemes and articulatory characteristics appearing in two different settlements away from each other are indicators of existing cultural association In these circumstances, it is possible to determine cultural bonds between different regions based on words, affixes or articulation features. Moreover, existing cultural associations can be presented visually by generating maps for common words. In this research, based on some words existing in Şanlıurfa dialect, vocabulary commonality has been determined between Şanlıurfa and other places. Only 7 words have been used in the study because of volume problem. In selection of words, prevalence and frequency of use has been considered as criterion. Word map has been created by illustrating where the words including apar-, baya / bayak(ı) / bayahtan, bıldır, cibinnik, kahınç / kakınç, soyha, yaylım are used. Educational scientists highlight the importance of visuality in education and instruction and they emphasize that visual materials facilitate and perpetuate educational teachings. Use of word maps which present cultural association visually between different regions will add a new richness to dialect researches.

Keywords
Şanlıurfa dialect, word map, apar-, bayak, bıldır, cibinnik, kahınç, soyha, yaylım.




Şanlıurfa Ağzında Yaşayan Bazı Kelimelerin Tarihi ve Coğrafi Uzantıları

http://www.turkishstudies.net/Makaleler/1053786592_111_SarıMustafa-vd-edb_S.pdf

Offline Ноэль

  • Posts: 8481
« Reply #121on: September 12, 2013, 22:24 »
Здравствуйте.

У меня вопрос о последней строке этой песни.

<a href="http://www.youtube.com/watch?v=1VQyHib67kU" target="_blank">http://www.youtube.com/watch?v=1VQyHib67kU</a>


Offline Red Khan

  • Global Moderator
  • *
  • Posts: 41980
  • Gender: Male
« Reply #122on: September 13, 2013, 06:06 »
Насколько я знаю, у каждой türkü есть история. Гугл находит такую историю (например здесь) для этой. Если коротко:
Школьный автобус развозящий школьников по деревням из-за селя падает c обрыва в реку Gelevra и спасаются только двое влюблённых друг в друга старшеклассников, причём парень спасает девушку, но у девушки на лице рана. Пока не подходит помощь, парень берёт с неё обещание что если они спасутся, она нанесёт ему ножом такую же рану, потому что он чувствует себя виноватым за это. Они спасаются, потом женятся, но девушка так и не выполняет своего обещания, пока через несколько лет парень не заболевает раком. Всё можете вытаскивать платочек.
Вот здесь говорится, что речь идёт об этой деревни.

Offline Ноэль

  • Posts: 8481
« Reply #123on: September 13, 2013, 10:23 »
Red Khan, большое спасибо.

История со школьным автобусом очень похожа на фанфик.

В Википедиях пишут, что музыка старинная. А слова новые или старинные?

Offline Red Khan

  • Global Moderator
  • *
  • Posts: 41980
  • Gender: Male
« Reply #124on: September 13, 2013, 11:52 »
История со школьным автобусом очень похожа на фанфик.
Не знаю, что нашёл. :donno: Для опровержения/подтверждения уже надо тормошить местных этнологов видимо. Ещё в интервью одной исполнительницы прочитал, что ей понравилась история этой türkü, но самой истории там нет.

В Википедиях пишут, что музыка старинная. А слова новые или старинные?
Это где? Я вот только это нашёл:
Quote
Gelevara Deresi is also the title of a famous Turkish folk song. This song carrying the typical characteristics of Black Sea variety of Turkic regional folks is about melancholic love story that has been lived somewhere along Gelevara stream valley. Originally it is performed with kemençe (kemenche in English, pronounced as kae-man-che), a local music instrument of Black Sea region of Turkey. This song with romantic notes about a dramatic love is recently remixed and performed by Kazım Koyuncu, and became more popular due to his duet with Şevval Sam. He performs the song on his album Hayde!.
А насчёт слов судить сложно, тема-то вечная. :)

 

With Quick-Reply you can write a post when viewing a topic without loading a new page. You can still use bulletin board code and smileys as you would in a normal post.

Note: this post will not display until it's been approved by a moderator.
Name: Email:
Verification:
Type the letters shown in the picture
Listen to the letters / Request another image
Type the letters shown in the picture:
√49 Напишите ответ строчными буквами:
«Сто одёжек, все без застёжек» — что это?: