Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

*Выяснение национальности по фамилии

Автор Rwseg, января 9, 2014, 17:43

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Джереми

Цитата: Лом d10 от мая 16, 2014, 14:04
такой журнальчик читал в 90х, где на полном серьёзе рассматривали казаков как отдельный этнос, естественно с тюркскими корнями, такое кол-во тюркизмов, что прямо поверилось. как с этим у черноморцев?
В принципе, нормально бы было с этим у черноморцев, если бы политика не вносила свои нехорошие коррективы. Этноказаков очень мало (у линейцев, особенно на Ставрополье и КЧР больше намного). Больше - "руських" со своим языком, если даже не говорят на нём, то ещё считают своим. Язык считают украинским или почти украинским, но несколько не таким. "Балачка" - новодел, с которым я раньше не соглашался, но ...хай буде!..Фамилии и песни считают более однозначно украинскими. Знающих УЛМ мало, но не только "балующиеся" лингвистикой. Пишущих десятка полтора, знаю устных сочинителей (стихов). Вырисовывается, как по мне, здоровая ситуация, когда себя считают гражданами России, но со своим языком (а не диалектом), который по сути есть местная литнорма украинского (литтрадиция есть). Но ..политика. Пока что-либо вырисуется, все "балачкуны" отбалакают. А так, во время переписи всякие чудаки находились, в т.ч. и чёрные клобуки. Но это моя точка зрения и позиция.
Ех, Самаро, славний город, за Саратів краща!
Полюбив самарську дівку й сам не знаю за що!
Закувала зозуленька та й принесла вістку -
Везу тобі, моя ненько, самарську невістку.

Джереми

Тюркизмов в местном говоре примерно столько, сколько и в степном говоре украинского. Может, чуть больше. И, наверное, чуть больше фамилий с тюркскими корнями. Нетюркских кавказизмов единицы.
Ех, Самаро, славний город, за Саратів краща!
Полюбив самарську дівку й сам не знаю за що!
Закувала зозуленька та й принесла вістку -
Везу тобі, моя ненько, самарську невістку.

Mitav

Типичные для чеченцев:
Фамилии на -игов, -агов, -угов - Идигов, Хашигов, Удугов, Узугов, Бацагов, Тушагов, Дадугов, Алхагов, , Зантагов, Хезигов, Дидигов, Хацигов, Гецигов, Мартагов, Амагов, Черхигов, Керигов, Цахигов, Басагов и т.д.
Фамилии с окончаниями "-ургов", "-аргов", -"ергов", -"иргов" - Мамергов, Висаргов, Бисаргов, Удургов, Худургов, Уцаргов, Адиргов, Дахаргов, Тулургов и т.д.
Тейповые: Нашхоев, Чинхоев, Гандалоев, Цечоев, Беноев, Аллероев, Алароев, Зандагов, Зендаки, Хаяўри, Маховри, Башингиев, Гучингиев, Терлоев, Терлаев, Келоев, Аккиев, Акиев, Акоев, Хачароев, Харачоев, Хаев и т.д.

Agabazar

Цитата: Джереми от мая 16, 2014, 13:00
Выходит, нагайбаки - это "хорошие кряшены", православные татары, консолидированные и не воспринявшие искажённое "крещённый" в качестве этнонима. Та же история, что с езидами / курдами. А оставшиеся (или осталенные?) среди татар , впоследствии стали кряшенами, но непонятно, чем они отличаются от татар, кроме религии и имён/фамилий?
По фонетическим законам татарского языка слово "крещённый" непременно будет выговариваться как "кряшен". То есть, не крушан, не кришан, не киршана и т. п.  Так что, если в их диалекте нет особой лексемы для понятия "крещённый", они (нагайбаки) никак не могут обойти этого слова "кряшен".  Не используют в качестве этнонима? Так это наверное потому, что не придают факту крещения слишком большого значения.

Среди кряшенов, по моим некоторым наблюдениям, есть стремление принимать обычнотатарские (мусульманские, условно говоря) имена. Вот и появляются на свет разные Гузель Фёдорова, Алсу Николаева... Кстати, у украинского олигарха с мишарскими корнями Рината Ахметова отчество почему-то Леонидович. (wiki/ru) Ахметов,_Ринат_Леонидович

Лом d10

Цитата: Agabazar от мая 16, 2014, 19:34
Цитата: Джереми от мая 16, 2014, 13:00
Выходит, нагайбаки - это "хорошие кряшены", православные татары, консолидированные и не воспринявшие искажённое "крещённый" в качестве этнонима. Та же история, что с езидами / курдами. А оставшиеся (или осталенные?) среди татар , впоследствии стали кряшенами, но непонятно, чем они отличаются от татар, кроме религии и имён/фамилий?
По фонетическим законам татарского языка слово "крещённый" непременно будет выговариваться как "кряшен". То есть, не крушан, не кришан, не киршана и т. п.  Так что, если в их диалекте нет особой лексемы для понятия "крещённый", они (нагайбаки) никак не могут обойти этого слова "кряшен".  Не используют в качестве этнонима? Так это наверное потому, что не придают факту крещения слишком большого значения.

Среди кряшенов, по моим некоторым наблюдениям, есть стремление принимать обычнотатарские (мусульманские, условно говоря) имена. Вот и появляются на свет разные Гузель Фёдорова, Алсу Николаева... Кстати, у украинского олигарха с мишарскими корнями Рината Ахметова отчество почему-то Леонидович. (wiki/ru) Ахметов,_Ринат_Леонидович
совсем недавно вообще никакого значения именам не придавали, а уж деление на мусульманские, христианские и национальные, инонациональные было большей частью условно.

Rwseg

Цитата: Лом d10 от мая 16, 2014, 19:39
совсем недавно вообще никакого значения именам не придавали, а уж деление на мусульманские, христианские и национальные, инонациональные было большей частью условно.
Как же, разве мог христианин бусурманское имя носить? Это ж не по-православному!

Passerby

Цитата: Джереми от мая 16, 2014, 12:15
Цитата: Passerby от мая 16, 2014, 11:54
Знаю, что осетинам легко удаётся определить по фамилии, человек кударец, иронец или дигорец. Очень редко случается, когда осетинские фамилии у других народов встречаются.

Жукаев, Царикаев, Джусоев, Туаев, Дзасохов -- чисто осетинские фамилии
Нет, не "чисто осетинские", а русифицированные и часто очень сильно, до неузнаваемости (как Хетагуров, например). Русско-осетинские гибридные фамилии, которые носят преимущественно осетины.
Ну, про то, что на осетинском они звучат иначе, я знаю.

Джереми

Цитата: Rwseg от мая 17, 2014, 17:26
Как же, разве мог христианин бусурманское имя носить? Это ж не по-православному!
Наверное, это выполнялось только в тех странах, где православие было возведено в ранг госрелигии, и всё. У тех же болгар до половины нецерковных славянских имён, которые звучат очень даже ничего. У греков и армян турецких и крымских было полно Асланов, Мурадов и пр. А вчера столкнулся с таким - "......ян Вагиф Николаевич". У меня соседка Светлана через день в церкви низко поклоны бьёт. Спрашиваю:"А ты как крещена? Фотинией?" А она и не знает, как и не знала, что Светлана - нецерковное имя. Другую Светку Фотинией начали крестить, а мать запротестовала:"Вы зачем, батюшка, моё дитя мусульманским именем крестите?!" Думала, что Фатимой. :E:
Ех, Самаро, славний город, за Саратів краща!
Полюбив самарську дівку й сам не знаю за що!
Закувала зозуленька та й принесла вістку -
Везу тобі, моя ненько, самарську невістку.

Rwseg

Я не знаю за Болгарию, Армению и прочих нехристей подтурок, но в России имена давали по святцам.

Джереми

Цитата: Rwseg от мая 17, 2014, 23:14
Я не знаю за Болгарию, Армению и прочих нехристей подтурок, но в России имена давали по святцам.
Миф это. Россия отличалась от др. православных стран и подтурков только госстатусом православия и церковными православными именами, но более половины из них во второй половине 19-го и далее давались не по святцам, то есть нарекали не именем "своего святого". Как было ранее, трудно проверить. Мой дед по святцам должен быть Василием, но крестили Григорием, бабуня - Анной, но Евгения и т.д.
Ех, Самаро, славний город, за Саратів краща!
Полюбив самарську дівку й сам не знаю за що!
Закувала зозуленька та й принесла вістку -
Везу тобі, моя ненько, самарську невістку.

Y.R.P.

Цитата: Rwseg от мая 17, 2014, 23:14
..но в России имена давали по святцам.
ЦитироватьРодильнице предоставили на выбор любое из трех, какое она хочет выбрать: Моккия, Соссия, или назвать ребенка во имя мученика Хоздазата. "Нет, -- подумала покойница, -- имена-то все такие". Чтобы угодить ей, развернули календарь в другом месте; вышли опять три имени: Трифилий, Дула и Варахасий. "Вот это наказание, -- проговорила старуха, -- какие всё имена; я, право, никогда и не слыхивала таких. Пусть бы еще Варадат или Варух, а то Трифилий и Варахасий". Еще переворотили страницу -- вышли: Павсикахий и Вахтисий. "Ну, уж я вижу, -- сказала старуха, -- что, видно, его такая судьба. Уж если так, пусть лучше будет он называться, как и отец его. Отец был Акакий, так пусть и сын будет Акакий".
Два марксиста на одном Роге не уживутся.

Rwseg

Цитата: Джереми от мая 17, 2014, 23:23
Цитата: Rwseg от мая 17, 2014, 23:14
Я не знаю за Болгарию, Армению и прочих нехристей подтурок, но в России имена давали по святцам.
Миф это. Россия отличалась от др. православных стран и подтурков только госстатусом православия и церковными православными именами, но более половины из них во второй половине 19-го и далее давались не по святцам, то есть нарекали не именем "своего святого". Как было ранее, трудно проверить. Мой дед по святцам должен быть Василием, но крестили Григорием, бабуня - Анной, но Евгения и т.д.
Вы, кажется, не поняли. У православного должен быть святой покровитель, которого нарекали при крещении, а в совпадал ли день святого с днём рождения или нет — не важно. Тем более большинство свой день рождения не знали, а знали лишь день крещения. А отмечали именины, то есть день святого. Список святых был в святцах.

Лом d10

Цитата: Rwseg от мая 17, 2014, 17:26
Цитата: Лом d10 от мая 16, 2014, 19:39
совсем недавно вообще никакого значения именам не придавали, а уж деление на мусульманские, христианские и национальные, инонациональные было большей частью условно.
Как же, разве мог христианин бусурманское имя носить? Это ж не по-православному!
речь о советских временах.

Джереми

Что там за бабка была, что Трефила не слыхивала? Сколько Трефиловых, Труфилькиных, Трепельцов, Терпельцов, Трефиленков (ых) сегодня говорят о том, что имя не было редким.
Ех, Самаро, славний город, за Саратів краща!
Полюбив самарську дівку й сам не знаю за що!
Закувала зозуленька та й принесла вістку -
Везу тобі, моя ненько, самарську невістку.

Джереми

Цитата: Rwseg от мая 17, 2014, 23:32
Вы, кажется, не поняли. У православного должен быть святой покровитель, которого нарекали при крещении, а в совпадал ли день святого с днём рождения или нет — не важно. Тем более большинство свой день рождения не знали, а знали лишь день крещения. А отмечали именины, то есть день святого. Список святых был в святцах.
Да, моя прабаба только на Явдоху (1.03 по ст. ст.) кумушек "до самуваря" собирала. (1883 г.р), а младшие под названием "именины" уже дни рождений отмечали.
Ех, Самаро, славний город, за Саратів краща!
Полюбив самарську дівку й сам не знаю за що!
Закувала зозуленька та й принесла вістку -
Везу тобі, моя ненько, самарську невістку.

Y.R.P.

Цитата: Джереми от мая 17, 2014, 23:34
Что там за бабка была, что Трефила не слыхивала?
Это к Николаю Васильевичу вопрос.  :)
Два марксиста на одном Роге не уживутся.

Alexi84

Цитата: Borovik от мая 16, 2014, 14:24
Цитата: Alexi84 от мая 16, 2014, 13:54
Сегодня у нас на работе появилась новая сотрудница. Судя по имени и фамилии - латышка. Интересно, не из Архангельского ли района?  :umnik:
Ещё вариант - Иглинский
Оказалось, что не из Архангельского и не из Иглинского. Сама она родилась в Уфе, а родители приехали сюда из Латвии в 1980-х гг., да так и остались жить.
Нет народа, о котором было бы выдумано столько лжи, нелепостей и клеветы, как народ русский. (Екатерина Великая)

Джереми

Цитата: Y.R.P. от мая 17, 2014, 23:41
Цитата: Джереми от мая 17, 2014, 23:34
Что там за бабка была, что Трефила не слыхивала?
Это к Николаю Васильевичу вопрос.  :)
Та я этому Николай-Васильевичу не сильно верю, после того, как он набрехал, что близ Диканьки в ночь перед Рождеством колядуют. Это делалось строго начиная с обеда на Рождество. Чув дзвін та не втрапив, де він. Трефил(ий) при нём было более распространённым именем, чем Акакий.
Ех, Самаро, славний город, за Саратів краща!
Полюбив самарську дівку й сам не знаю за що!
Закувала зозуленька та й принесла вістку -
Везу тобі, моя ненько, самарську невістку.

_Swetlana

А мою бабушку по святцам нарекли Павлой, ей это имя ужасно не нравилось. А Полина имя красивое, французское ::) Так моя баушка стала Полиной Васильевной.  ;D
🐇

bvs


Y.R.P.

Павлин (и Павлина) и Павел (и Павла) — это какбэ разные имена.
Два марксиста на одном Роге не уживутся.

Y.R.P.

Но с т.з. словообразования они в рус. безусловно связаны. Как study и student в англ.
Два марксиста на одном Роге не уживутся.

Лом d10

а где можно посмотреть все имена из святцев? Фавста уж больно приглянулось.

Poirot

Интересно, есть ли в этих святцах такое прекрасное имя, как Jугослав?
"Из-за плохой видимости через тепловизор прицела я увидел на расстоянии около 250 метров силуэт парнокопытного, внешне похожего на крупного кабана."

Джереми

Цитата: bvs от мая 17, 2014, 23:59
Так по святцам и должно быть Павлина, а не Полина.
Не знаю, как где, а у нас почти все Полины были крещены Пелагеями, а сейчас уже наречённых Полинами крестят чаще Апполинариями. Интересно, что все Васылыны в нашей станице были крещены Василисами, а в соседней Вассами, хотя и Василина в святцах была (1870-1920 гг.) Видимо, родители нарекали таки Васылынами, а местные батюшечки поступали по своему вкусу и усмотрению.
Ех, Самаро, славний город, за Саратів краща!
Полюбив самарську дівку й сам не знаю за що!
Закувала зозуленька та й принесла вістку -
Везу тобі, моя ненько, самарську невістку.

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр