Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Жанр АП (бардовская песня)

Автор ВераНиКа, января 27, 2013, 16:36

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

ВераНиКа

Всем знакомы песни родоначальника жанра Булата Окуджавы, все знают песни Владимира Высоцкого. Раньше было достаточно определения "поющаяся поэзия" и "тишина-гитара-голос", и все было понятно, о какой песне речь, и не требовалось никакой классификации.

Вот что говорили основатели АП о своей песне:

Б. Окуджава "Музыка души"
Музыка укрепляет воздействие поэзии. И круг интересующихся ею разрастается, поэзия расходится шире. Поэзия под аккомпанемент стала противовесом развлекательной эстрадной песне, бездуховному искусству, имитации чувств. Она писалась думающими людьми для думающих людей. Кто из фанатичных поклонников нынешних эстрадных кумиров вникает в смысл тех слов, что они поют? Произнесите большинство широко известных куплетов без музыки - и откровенная пошлость резанет ваш слух. А ведь этот кич, этот суррогат песенной поэзии воспринимается некоторыми зрителями и слушателями как откровение, вытесняя с эстрады, с телеэкрана подлинные мысли и чувства, которые несет музыкальное слово. Концерт эстрадного артиста - это всегда показ. Творческий вечер автора - это прежде всего форма духовного общения единомышленников, друзей поэзии.
Авторская песня - это серьезные раздумья о жизни человека, может быть, трагические, может быть, острые. Ведь авторская песня родилась как раз из этих трагических раздумий, из острых сюжетов, из клокотания души. Когда-то, обращаясь к Москве, я писал: ,,Но если бы ты в наши слезы однажды поверила, ни нам, ни тебе не пришлось бы грустить о былом". О чем эта грусть? О жестокости нашей жизни. О недоверии к личности. Неуважении к личности. О крушении идеалов. О разочарованиях. Об утратах. Об эфемерности надежд. Обо всем этом надо говорить.

—  Я думаю, что сочинение песен такого рода надо рассматривать как явление литературное. <...> Лучшие из наших песен прежде всего интересны стихами, правда, существующими в неразрьтной связи с мелодией. Совершенно очевидно, какую огром ную нагрузку несёт в подобных песнях слово, как важен в них единый поэтический стиль. (А. Галич).

—  Просто это определённая форма устной поэзии. (М. Анчаров).

—Лучшие из наших песен те, в которых найдено своеобразное неразложимое целое. Напечатанные в виде стихов, наши песни многое теряют, они непременно должны звучать. И тем не менее, мы имеем дело с поэзией, потому что и сюжет, и рифма, и ритм, и мелодия служат прежде всего выявлению смысла. Однако это особая, песенная поэзия, образ которой одновременно музыкальный и словесный. (Ю. Ким)

Абсолютное большинство тех, кто сегодня причастен к АП, признают приоритет ТЕКСТА над музыкой и что это "поющаяся поэзия". И считают очень важным в тексте

особый язык и стиль, обеспечивающие личностную интонацию и живой, неформальный подход к теме /Википедия/ , "отношение между исполнителем и слушателем не как артиста перед зрителем, а как двух собеседников, один из которых просто на данный момент завладел гитарой" /Андрей Безруков/

===========================================================

А также:

"Духовно-нравственные основы авторской песни"

http://slovoa.narod.ru/pespoez/pes2.htm#0-1

Суть авторской песни заключается в ее человечных духовно-нравственных основах, на которых авторская песня поднялась и за счет которых привлекла к себе так много мыслящих людей, став заметным явлением российской культуры второй половины двадцатого века.

Духовно-нравственные основы авторской песни состоят из нескольких принципов, определяющих ее мировоззрение и вытекающий из него образ действий. Принципы эти таковы.

1. Предстояние человека перед большим, чем личная жизнь, и через него перед вечными духовно-нравственными ценностями, присутствие этого большего, вечного в личной жизни каждого и жизни всего песенного содружества.

2. Утверждение идеала человека, прошедшего через тяжкие испытания и сохранившего, утвердившего в себе человечность, мужество, благородство и другие черты человеческого облика.

3. Постоянное движение вперед, стремление к открытию новых горизонтов, сторон мира, достижению новых высот для сохранения достигнутой внутренней высоты человека.

4. Жизнеутверждающий, созидающий настрой.

5. Общественный, общинный настрой.

6. Принцип внутреннего единства песни и жизни и вытекающий из него приоритет внутренней прожитости песни перед внешним мастерством ее исполнения.

============================================================

В настоящее же время появилось много авторов-исполнителей, тексты песен (и/или музыки) которых вызывают вопросы - так не похожи они на песни основателей, и возникла потребность как-то отделить классическую АП, выделив какие-то отдельные направления АП (ведь возник же на стыке жанров бард-рок со своими особенностями как текстов, так и музыки).
Хотелось бы проанализировать произведения современных авторов-исполнителей: относятся ли их тексты к направлениям классической АП или являются новым направлением в АП.

Поскольку бардовская песня - песня самодеятельная, самим бардам не разобраться в литературных тонкостях. Нужна помощь.

В данной теме хотелось бы получить, для начала, ответы на вопросы:

1) к какому поэтическому направлению или группе направлений можно отнести песни Окуджавы, Визбора, Анчарова, Галича, Высоцкого.

2) относится ли, к примеру, данный текст к классике АП:

Из серых наших стен, из затхлых рубежей нет выхода, кроме как
Сквозь дырочки от звезд, пробоины от снов, туда, где на пергаментном листе зари
Пикирующих птиц, серебряных стрижей печальная хроника
Записана шутя, летучею строкой, бегущею строкой, поющей изнутри.
Так где же он есть, затерянный наш град? Мы не были вовсе там.
Но только наплевать, что мимо, то - пыль, а главное - не спать в тот самый миг,
Когда
Придет пора шагать веселою тропой полковника Фосетта,
Нелепый этот вальс росой на башмаках нести с собой в затерянные города.
Мы как тени - где-то между сном и явью, и строка наша чиста.
Мы живем от надежды до надежды, как солдаты - от привала до креста.
Как расплавленная магма, дышащая небом, рвется из глубин,
Катится по нашим венам Вальс Гемоглобин.
Так сколько ж нам лет, так кто из нас кто - мы так и не поняли...
Но странный сей аккорд, раскрытый, как ладонь, сквозь дырочки от снов все ж
Разглядеть смогли -
Так вслушайся в него - возможно, это он качался над Японией,
Когда последний смертник запускал мотор над телом скальпированной своей земли.
Но если ты - дурак, то это навсегда, не выдумаешь заново
Ни детского сна, ни пары гранат, ни солнышка, склоняющегося к воде,
Так где ж ты, серый волк - последняя звезда созвездия Иванова?
У черного хребта ни пули, ни креста - лишь слезы, замерзающие в бороде.
А серый волк зажат в кольце собак, он рвется, клочья шкуры оставляя на снегу,
Кричит: "Держись, царевич, им меня не взять, держись, Ванек! Я отобьюсь и
Прибегу.
Нас будет ждать драккар на рейде и янтарный пирс Валгаллы, светел и неколебим, -
Но только через танец на снегу, багровый Вальс Гемоглобин".
Ты можешь жить вскользь, ты можешь жить влет, на касты всех людей деля,
Мол, "этот вот - крут, а этот вот - нет, а этот, мол - так, ни то и ни се."
Но я увидел вальс в твоих глазах - и нет опаснее свидетеля,
Надежнее свидетеля, чем я, который видел вальс в глазах твоих и понял все.
Не бойся - я смолчу, останусь навсегда Египетским ребусом,
Но только, возвращаясь в сотый раз домой, засунувши в компостер разовый билет,
Возьми и оглянись - ты видишь? Серый волк несется за троллейбусом,
А значит - ты в строю, тебя ведет вальс веселою тропой, как прежде - след в
След.
Рвись - не рвись, но он не пустит тебя, проси - не проси.
Звездною фрезой распилена планета вдоль по оси.
Нам теперь узнать бы только, на какой из двух половин
Будет наша остановка - Вальс Гемоглобин.
----------------

терялась в сомнениях, куда поместить этот вопрос...

Alone Coder

Не знаю насчёт Окуджавы, но песни Высоцкого писались на злобу дня. Это существенно отличало их от лирической ерунды, которой была заполнена эстрада.

ВераНиКа

Цитата: Alone Coder от января 27, 2013, 16:44
Не знаю насчёт Окуджавы, но песни Высоцкого писались на злобу дня. Это существенно отличало их от лирической ерунды, которой была заполнена эстрада.

Согласна, но и лирические у него были отличные.

И все же к вопросу: какого направления были тексты Окуджавы из известных (классицизм, романтизм, реализм, символизм...)?

И как бы Вы определили приведенный текст: относится ли он к классике АП?

------------

Alone Coder


ВераНиКа

Цитата: Alone Coder от января 27, 2013, 16:56
Нет. Это бессмысленный набор слов.

А барды спорят, кто-то из них ищет - и находит - смысл... и говорят, что другие просто не понимают.
А есть такое поэтическое направление, где приветствуется бессмысленный набор слов?
Какой-нибудь постмодернизм...

Damaskin


ВераНиКа

Цитата: Damaskin от января 27, 2013, 17:06
Цитата: Alone Coder от января 27, 2013, 16:56
Нет. Это бессмысленный набор слов.

Alone Coder - большой эстет.

А не могли бы Вы дать свой ответ на вопросы?


Для примера и сравнения - известный стих Булата Окуджавы

Виноградную косточку в теплую землю зарою,
И лозу поцелую, и спелые гроздья сорву,
И друзей созову, на любовь свое сердце настрою...
А иначе зачем на земле этой вечной живу?

Собирайтесь-ка, гости мои, на мое угощенье,
Говорите мне прямо в лицо, кем пред вами слыву,
Царь небесный пошлет мне прощение за прегрешенья...
А иначе зачем на земле этой вечной живу?

В темно-красном своем будет петь для меня моя дали,
В черно-белом своем преклоню перед нею главу,
И заслушаюсь я, и умру от любви и печали...
А иначе зачем на земле этой вечной живу?

И когда заклубится закат, по углам залетая,
Пусть опять и опять предо мной проплывут наяву
Белый буйвол, и синий орел, и форель золотая...
А иначе зачем на земле этой вечной живу?

Damaskin

Цитата: ВераНиКа от января 27, 2013, 17:03
А есть такое поэтическое направление, где приветствуется бессмысленный набор слов?
Какой-нибудь постмодернизм...

Странное представление о постмодернизме. Вы его с сюрреализмом не путаете?


ВераНиКа

Цитата: Damaskin от января 27, 2013, 17:09
Цитата: ВераНиКа от января 27, 2013, 17:03
А есть такое поэтическое направление, где приветствуется бессмысленный набор слов?
Какой-нибудь постмодернизм...

Странное представление о постмодернизме. Вы его с сюрреализмом не путаете?

Может быть... я не филолог... у меня вообще не гуманитарное образование

Все же на вопрос Вы не ответили... не простой?

Damaskin

Цитата: ВераНиКа от января 27, 2013, 17:13
Все же на вопрос Вы не ответили... не простой?

Я тоже не филолог... На мой взгляд, здесь ощутимо влияние англоязычной рок-поэзии, на которую повлиял сюрреализм. Бардовской традиции это чуждо, если не считать, конечно, Хвостенко. Но Хвостенко, собственно, не бард.

ВераНиКа

Цитата: Damaskin от января 27, 2013, 17:38
Цитата: ВераНиКа от января 27, 2013, 17:13
Все же на вопрос Вы не ответили... не простой?

Я тоже не филолог... На мой взгляд, здесь ощутимо влияние англоязычной рок-поэзии, на которую повлиял сюрреализм. Бардовской традиции это чуждо, если не считать, конечно, Хвостенко. Но Хвостенко, собственно, не бард.

За ответ большое спасибо.
А кто Вы, если не секрет, по специальности?

Damaskin


ВераНиКа

Цитата: Damaskin от января 27, 2013, 17:43
Цитата: ВераНиКа от января 27, 2013, 17:41
А кто Вы, если не секрет, по специальности?

В дипломе написано - историк :)

Все же гуманитарий... в отличие от меня )

Спасибо за ответ.

Марго

Цитата: ВераНиКа от января 27, 2013, 16:50
И все же к вопросу: какого направления были тексты Окуджавы из известных (классицизм, романтизм, реализм, символизм...)?
Тексты Окуджавы очень разные, и лично я не решилась бы припечатать их каким-то одним "направлением".

Марго

Цитата: Alone Coder от января 27, 2013, 16:56
Это бессмысленный набор слов.
Думаю, не менее четверти всей мировой поэзии можно "охарактеризовать" подобным образом. Особенно если даже не пытаться (или не суметь) вдуматься... :(

ostapenkovr

...а напосследок я скажюю...

Только что опять слушал этот всенародно любимый перл. Думаю: "Тяжёлая графомания". Спрашиваю: "Кто автор? " Ответили.  :o


Марго

Цитата: ostapenkovr от января 27, 2013, 22:05
...а напосследок я скажюю...
Отличный романс, кстати. И Ахмадулина молодец.

ВераНиКа

Цитата: Margot от января 27, 2013, 19:41
Цитата: ВераНиКа от января 27, 2013, 16:50
И все же к вопросу: какого направления были тексты Окуджавы из известных (классицизм, романтизм, реализм, символизм...)?
Тексты Окуджавы очень разные, и лично я не решилась бы припечатать их каким-то одним "направлением".

Да, конечно... Потому я и привела конкретное стихотворение.

И, если не трудно, могли бы Вы сказать:

1 К какому направлению в поэзии Вы отнесли бы этот стих Окуджавы.

2 К какому направлению в поэзии Вы отнесли бы другой приведенный здесь стих.
Можно ли его причислить к классической АП в соответствии с теми особенностями АП, о которых сказано выше? Или это что-то отличное от АП?
--------

ВераНиКа

Цитата: Margot от января 27, 2013, 19:44
Цитата: Alone Coder от января 27, 2013, 16:56
Это бессмысленный набор слов.
Думаю, не менее четверти всей мировой поэзии можно "охарактеризовать" подобным образом. Особенно если даже не пытаться (или не суметь) вдуматься... :(

А можно Вас попросить объяснить, о чем этот стих?

Кстати, хорошо вдумываться, если стих перед глазами, его можно перечитать, но если это песня, здесь нельзя сказать исполнителю "стойте-ка, повторите, я не понял".

Это так, к слову.
----------------

ВераНиКа

Цитата: ostapenkovr от января 27, 2013, 22:05
...а напосследок я скажюю...

Только что опять слушал этот всенародно любимый перл. Думаю: "Тяжёлая графомания". Спрашиваю: "Кто автор? " Ответили.  :o

Это не АП.

Не могли бы Вы ответить на вопросы в данной теме?

1 К какому направлению в поэзии Вы отнесли бы приведенный стих Окуджавы.

2 К какому направлению в поэзии Вы отнесли бы другой приведенный здесь стих.
Можно ли его причислить к классической АП в соответствии с теми особенностями АП, о которых сказано выше? Или это что-то отличное от АП?

ostapenkovr

Окуджава и Визбор - романтики, Анчарова не знаю, Галич, Высоцкий - ироническая поэзия, хотя у Высоцкого есть и романтическая, и символическая.
Приведённое выше стихотворение (чьё - не знаю) я отнёс бы к символическому направлению. Есть такое ощущение, что это - АП, и будет лучше восприниматься в виде песни, и именно в авторском исполнении.

ВераНиКа

Цитата: ostapenkovr от января 28, 2013, 07:56
Окуджава и Визбор - романтики, Анчарова не знаю, Галич, Высоцкий - ироническая поэзия, хотя у Высоцкого есть и романтическая, и символическая.
Приведённое выше стихотворение (чьё - не знаю) я отнёс бы к символическому направлению. Есть такое ощущение, что это - АП, и будет лучше восприниматься в виде песни, и именно в авторском исполнении.

Спасибо за ответ.

Я тоже думаю, что Окуджава - романтик, в основном. И приведенный стих Окуджавы романтического направления. Я хотела бы привести еще парочку стихов, которые, по-моему, относятся к другим направлениям... но попозже...

Насчет другого стихотворения и Вашего ощущения, что это АП. Что, по-вашему, говорит за то, что это именно АП? Какие упоминаемые выше характеристики АП конкретно подходят к данному стиху.
-----------------------------

ostapenkovr

Трудно объяснить, я технарь. Но, поскольку к нам многократно приезжали самые разные авторы-исполнители (был такой проект "Кавказская кухня"), попробую. Думаю, что АП - это когда текст создаётся одновременно с мелодией, или только немного раньше. Причём "сборная солянка" для многих авторов неприемлема.
Я люблю Высоцкого, но читать его стихи не могу - или не воспринимаю, или в процессе чтения слышу голос Высоцкого и мелодию.
А вот Бродский считал, что его стихи не нуждаются в музыке - и я с ним согласен.
ЦитироватьНасчет другого стихотворения и Вашего ощущения, что это АП. Что, по-вашему, говорит за то, что это именно АП? Какие упоминаемые выше характеристики АП конкретно подходят к данному стиху.
Именно потому, что оно трудно воспринимается. Но раз кто-то его написал - оно для него наверняка дорого?

ВераНиКа

ЦитироватьНасчет другого стихотворения и Вашего ощущения, что это АП. Что, по-вашему, говорит за то, что это именно АП? Какие упоминаемые выше характеристики АП конкретно подходят к данному стиху.
Именно потому, что оно трудно воспринимается.
[/quote]

Так для бардовской это не характерно. Трудность восприятия говорит, скорее, о том, что этот текст не бардовский. Песни Окуджавы - родоначальника жанра - разве трудно воспринимаются?

--------------

Конкретность и доступность, понимаемость со стороны слушателей – одно из главнейших условий существования жанра. Язык авторской песни ни в коем случае не должен быть сложным, загруженным терминами, понятиями, жаргоном, сленгом и прочая. Язык этот должен быть таким, на котором говорят те, к кому автор обращается. Не секрет, что разные слои населения говорят на разных языках. Разных из-за интеллектуального уровня, специфики деятельности, материального положения, воспитания – да мало ли чего. Прелесть авторской песни заключается в том, что она понятна абсолютно всем! Да-да! Рядом в зале или у костра могут находиться ученый и слесарь-сантехник, которые одинаково хорошо воспримут то, о чем говорит автор. Почему? Есть общечеловеческие ценности, которые могут быть выражены множеством вариантов, множеством слов, строк, но здесь ведется именно разговор со слушателем, собеседником в каком-то смысле. Разговорная интонация, непосредственное обращение – одно из неоспоримых преимуществ жанра авторской песни. Помните у О. Митяева: «Давай с тобой поговорим, да ты, приятель, спишь». Контакт и еще раз контакт с теми, кто слушает. Этот контакт, если он положителен и добр, очищает и освежает, снимает напряжение жизни, дает силы: ты не один, вокруг те, кто с тобой

Автора конкретного нет, указано, что это "Бюро перевода", группа переводчиков-профессионалов.

http://lantraperevod.ru/newss/84-2012-01-20-12-51-36

-------------------

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр