Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Угро-финский элемент в русском характере.

Автор Веташ, декабря 13, 2012, 17:02

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Веташ

Говоря о генетич. смешанности великороссов обычно вспоминают, что где-то в роду «затесался татарин», как более внешне и по темпераменту заметный след, но не вспоминают об угро-финской его составляющей. А ее вес, вероятно, генетически больше, т к  у всех северо-русских и многих из центральных р-нов наблюдается уже издревне (по археологич. антропологии) угро-фин. черты во внешности. Формируясь Россия поглотила территорию и население этих многих финских племен (Мери,Муромы,Мещеры,Води,Веси,Лопи и мн.др.) издревне заселявшую ее центр от Волги до Балтики и Беломорья (о чем говорят древ.гидронимы, такие названия рек как Нева, Москва, владимирская Нерль и новгородск.озеро Ильмень, кот.имеют финское происхождение).
Также наличие именно финского элемента отличает русских от всех остальных славян (в сравнении, например с тюркским элементом, кот. есть не только у русских, но и у украинцев, болгар, и даже у части поляков). Ну, а что же характерного внес этот угро-финский элемент в русский характер? 
– Это, такие характерные черты, как склонность к самопогружению и самокопанию, внешняя неприветливость и пофигизм, депрессивность и обломовская лень, склонность к алкоголизму (русские самые "запойные" из славян), безынициативность, смирение с существующим, слабая материальная заинтересованность,тяжесть на подьем (вспомним Илью Муромца, кстати и прозвище у него – от имени финского племени), но при этом также – выносливость и неприхотливость, необьяснимое упорство и склонность к самопожертвованию (что немцы называли – русский фанатизм, типа многократно повторенных подвигов Матросова и Гастелло), также, вероятно, и особая форма русского православия (в виде старцев, напоминающих древних финских волхвов) и вечная русская надежда на чудо. Последнее предположение о связи русского типа веры с финским элементом иллюстрируют приведенные здесь далее отрывки из работы известного историка 19 века С.Соловьева. Из них видно, что мистическое у русских в большей степени имеет происхождение от финских народов, как природно к этому более расположенных. Также можно к ним добавить из истории православия в России, что такие важные его персонажи как патриарх Никон и его противник протопоп Аввакум были угро-финнами (мордвой). И вот еще пример,- недавно исследованные нетленные (до сих пор) мощи св.Александра Свирского оказались принадлежали человеку вепсской национальности. А всем известные монастыри и церкви Соловков, Валаама и Кижей, видимо, также неслучайно оказались на территории или в окружении угро-финского населения. Да и другие истинно русские святыни – Сергиев Посад, святые соборы Ростова Вел., Ярославля, Сузлаля и Владимира находятся на древней земле фин. народа мери – растворившегося генетически в здешних русских. Т.ч может быть пресловутая «загадка русской души» кроется именно в этом угро-финском элементе нашего нац. характера?
(говоря о «угро-финском» я подразумеваю в целом эту языковую и общеплеменную общность, где непосредственно конкретные финны Финляндии явл. не самым типичным во всех её общих качествах народом, тк во многом пропитавшимся западным протестантизмом и шведским влиянием).
Теперь приведу отрывки о древних финских племенах из книги
«История России с древнейших времен»  историка Сергея Соловьева
«..О волхвах славянских мы знаем очень мало, но нет сомнения, что они имеют тесную связь с волхвами финскими по близкому соседству и союзничеству этих двух народов, тем более, что после, по принятии христианства, волхвы преимущественно являются на финском севере и оттуда мутят славянское народонаселение. Финское племя искони отличалось наклонностию к волшебству, искони славилось им: у финнов преимущественно было развито учение о злых божествах, о злых духах и о сообщении с ними.
.....Начальный летописец русский знает следующие финские народы, жившие в его время в полунощных странах и платившие дань Руси: чудь, меря, весь, мурома, черемись, мордва, пермь, печора, ямь. Общеплеменное название финны есть название немецкое, чудь - славянское, суомалайн - своенародное. Финн на немецком языке означает жителя болотной, влажной низменности; то же означают и финские названия разных племен, например емь значит мокрый, водяной, весь объясняется как - вода. И теперь финские имена местностей встречаются преимущественно на болотистых пространствах. Наш летописец указывает нам финские племена преимущественно около озер; в половине IX века южные границы финского племени с славянским можно положить в области Москвы-реки ....
Если не самые древние, то по крайней мере одни из древнейших обитателей Русской государственной области, финны имели незавидную участь: с трех сторон теснили их народы славянского, германского и тюркского племени; мы видим, как у нас финны постоянно уступают пред славянами, подчиняются влиянию их народности, приравниваются к ним; причину такого явления из внешних обстоятельств объяснить нетрудно....
.. Славянские племена соединяются под одною властию, чрез это единство приобретают силу материальную, а потом и начатки образованности христианской, и таким образом получают над финскими племенами материальное и духовное преимущество, пред которым те и должны были преклониться. Можно сказать только одно, что славянское племя воспиталось при более благоприятных природных обстоятельствах и, уже окрепнув на юго-западе, явилось среди финнов на северо-востоке. По нашему летописцу видно, что финны имели города, подобно славянам, подобно последним терпели от родовых усобиц по изгнании варягов, вследствие чего вместе с ними и призвали князей; в скандинавских преданиях финны являются искусными кузнецами, финские мечи славятся на севере. От этих оседлых промышленных финнов, соседивших с славянами и союзных с ними, должно отличать северных их соплеменников, лапонцев, которых, как видно, суровая природа остановила на низшей ступени человеческого развития, и теперь в характере собственных финнов и лапонцев замечается такое же различие, как между мужеством и детством. Бесспорно, последних разумеет Тацит, когда описывает образ жизни финнов, когда говорит об их изумительной дикости, гнусной скудости: нет у них ни оружия, ни лошадей, ни домов; пища у них - трава, одежда - кожи, ложе - земля; вся надежда их в стрелах, которые по недостатку железа заостриваются костями; охота питает мужей и жен. Детям нет другого убежища от зверей и непогоды, кроме шатров, кое-как сплетенных из древесных ветвей - сюда возвращаются с охоты молодые, здесь отдыхают старики. Но вести такой образ жизни, продолжает Тацит, они считают блаженнее, чем трудиться на поле, строить дома, с надеждою и страхом смотреть на свои и чужие имущества. Безопасные от людей, безопасные от богов, они достигли самого трудного - отсутствия желаний. Здесь нельзя не обратить внимания на слова Тацита о том, что финны считают себя блаженными и достигли самого трудного - отсутствия желаний; эти слова объясняют нам происхождение сказки о блаженных гипербореях: мыслители древних образованных народов, утомившись волнениями жизни, проистекавшими от ничем неудовлетворимых страстей человека-язычника, любили с завистью останавливаться на диких народах, у которых почти нет никаких желаний, которые не могут ни много приобретать, ни много терять и потому не подвержены мучительным колебаниям между страхом и надеждою, не боятся ни людей, ни богов....
В жалком виде представляется нам быт финских племен, живущих к югу от Финского залива; слабости духовной у этих племен соответствует слабость тела, соединенная, однако, с высшею степенью нечувствительности ко внешним впечатлениям; ни один из европейских народов не обнаруживает так мало духовного напряжения, не является так забитым; эстонец, например, отличается резко от своих соседей - русских и латышей тем, что вовсе не поет, пляска ему почти неизвестна. Неблагоприятные исторические обстоятельства, могшие иметь вредное влияние на развитие этого племени, нам известны, но сколько сама природа племени содействовала этим обстоятельствам, решить трудно»
Книга издана в 1896 г.

Веташ


Nevik Xukxo


almangum

Цитата: Nevik Xukxo от декабря 18, 2012, 14:47
Что такой угро-финский характер?  :o
А что такое русский характер? Поелику в стартовой статье русский противоставляется остальным славянским, логично предположить, что "угро-финское" - это всё, отличное о остальных славян, только как вот быть с германским, романским, тюркским и прочими влияниями на славян? Будем искать их черты в славянских характерах?
Inkeri, Inkerini!

bvs

Цитата: Веташ от декабря 13, 2012, 17:02
Книга издана в 1896 г.
Что вы хотите от науки 19 века.
Цитата: Веташ от декабря 13, 2012, 17:02
В жалком виде представляется нам быт финских племен, живущих к югу от Финского залива; слабости духовной у этих племен соответствует слабость тела, соединенная, однако, с высшею степенью нечувствительности ко внешним впечатлениям; ни один из европейских народов не обнаруживает так мало духовного напряжения, не является так забитым; эстонец, например, отличается резко от своих соседей - русских и латышей тем, что вовсе не поет, пляска ему почти неизвестна.
Интересные истории. Финны показали русским в Зимней войне, насколько они жалкие и забитые.

SIVERION

There is no conversation more boring than the one where everybody agrees (Michel de Montaigne) ;[пол:мужской]

Веташ

Цитата: almangum от декабря 18, 2012, 14:58
Цитата: Nevik Xukxo от декабря 18, 2012, 14:47
Что такой угро-финский характер?  :o
...Будем искать их черты в славянских характерах?
на тему "славянский характер" недавно было не очень серьезное, но все же обсуждение на форуме Балто-славика -
http://www.balto-slavica.com/forum/index.php?s=43a2483fc421d5a9d4973e3145e558b3&showtopic=14150

almangum

Я ж забыл добавить - в угро-финских масса иранских заимствований, как отделить (или выделить) иранское влияние на ф-у характер?
Inkeri, Inkerini!

Nevik Xukxo

А как поделить самое иранское: где скифское, где сарматское, где аланское...

Nevik Xukxo


Веташ

Цитата: almangum от декабря 18, 2012, 15:53
Я ж забыл добавить - в угро-финских масса иранских заимствований, как отделить (или выделить) иранское влияние на ф-у характер?
С точки генетики иранское влияние есть лишь на самых юж.финнов (часть мокши-мордвы), в остальном лишь некоторое в языке у др. поволжских финнов, кот. кстати менее др. росс.фин.народов растворились в русских. Что демонстрирует наличие их нац. республик. 

Nevik Xukxo

Цитата: Веташ от декабря 18, 2012, 16:04
С точки генетики иранское влияние есть лишь на самых юж.финнов (часть мокши-мордвы)
Сомнительно. Вроде из всех ФУ разве что только прибалтийско-финские и саамские избегли иранского влияния, так как убегли далеко на северо-запад ещё до (?) появления скифов в степной зоне.

Nevik Xukxo

Цитата: Веташ от декабря 18, 2012, 16:04
Что демонстрирует наличие их нац. республик.
А где тогда Мерянская, Муромская и Мещерская республики? :???

almangum

Цитата: Nevik Xukxo от декабря 18, 2012, 16:08
Цитата: Веташ от декабря 18, 2012, 16:04
С точки генетики иранское влияние есть лишь на самых юж.финнов (часть мокши-мордвы)
Сомнительно. Вроде из всех ФУ разве что только прибалтийско-финские и саамские избегли иранского влияния, так как убегли далеко на северо-запад ещё до (?) появления скифов в степной зоне.
Очень сомнительно, учитывая наличие иранизмов и в приб.-финских.
Inkeri, Inkerini!

Nevik Xukxo

Цитата: almangum от декабря 18, 2012, 16:12
Очень сомнительно, учитывая наличие иранизмов и в приб.-финских.
А может тут через посредство славян и балтов?

Веташ

Цитата: Nevik Xukxo от декабря 18, 2012, 15:56
Или следы голядского?
Здесь важен количественный фактор, - десятки расстворившихся угро-фин. народов, кстати на своей родной территории. И один балтийский, выдвинувшийся сюда, да и то не полностью здесь расстворившийся, а и сохранившийся и в литовцах. Если уж выделять славян. народ с балтийск. влиянием, то это несомненно белорусы, одно из еще недавних имен которых - литвины.

Nevik Xukxo

Цитата: Веташ от декабря 18, 2012, 16:13
Здесь важен колличественный фактор, - десятки расстворившихся угро-фин. народов, кстати на своей родной территории.
А демографию этих ФУ племён представляете? По-вашему, всё население той же муромы сколько было? :???

Swet_lana

Погодите, я читала, что балтские диалекты простирались до Оки и даже до средней Волги, о чем свидетельствует гидронимия. Потом часть древних балтов стали финноязычными.

Веташ

Цитата: Nevik Xukxo от декабря 18, 2012, 16:08
Цитата: Веташ от декабря 18, 2012, 16:04
С точки генетики иранское влияние есть лишь на самых юж.финнов (часть мокши-мордвы)
Сомнительно. Вроде из всех ФУ разве что только прибалтийско-финские и саамские избегли иранского влияния, так как убегли далеко на северо-запад ещё до (?) появления скифов в степной зоне.
Среди угро-финнов к степи приблизилась лишь мордва, угро-финны это прежде всего лесные народы

Nevik Xukxo

Цитата: Веташ от декабря 18, 2012, 16:17
Среди угро-финнов к степи приблизилась лишь мордва, угро-финны это прежде всего лесные народы
Пермяне раньше жили южнее - почитайте что-нибудь об этом.
А марийцы вообще мутные - я так особо не понял, откуда они на своей исторически известной территории.
А уж венгры-то на лесных жителей тоже непохожи.

snn

Цитата: Веташ от декабря 18, 2012, 16:17
Среди угро-финнов к степи приблизилась лишь мордва, угро-финны это прежде всего лесные народы
Какая мордва? Эрзя или мокша?



Swet_lana


snn

Цитата: Swet_lana от декабря 18, 2012, 16:30
Не помню. Но все равно, и мокша, и эрзя - поволжские финны.
Даже поволжские финны все разные.

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр