Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Вопросы о персидском языке

Автор -Dreamer-, июля 30, 2012, 13:46

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

RockyRaccoon

Цитата: арьязадэ от ноября 21, 2012, 08:59
мы сарты потеряли больше всего от русской оккупации. половину из нас назвали
"узбеками" по имени кочевых узбекский племен Дашт-и-Кипчака, объединили с
многочисленным кочевыми тюркскими племенами Мавареннахра, запретили наши великие
языки - турки и фарси, и вместк них для нас создали вот эти убогие и примитивные
стандартные языки (узбекча и тожикча) на которых невозможно ни одну умную мысль
высказать....
Offtop
Как интересно тут. Столько всего нового узнаёшь!
Нет, не об истории и языках, а о неограниченных возможностях человеческой психики. Она способна выдумать что угодно!

арьязадэ

Цитата: kanishka от ноября 21, 2012, 09:08
Вообще до русских в регионе было три УЗБЕКСКИХ ханства. Большинство населения как раз составляли тюрки, а таджики и гальчи были отсталой периферией. Увы и ах...

точно не сарт....(узбек? катаган? лакай?  :-\)

до русских были три "миллатлар", "миллат-е-Бохара", "Хуканд миллати" и "Хива миллати".
эти "миллатхо" (нации) преимущественно были "мусулмонлар"="сарт"="бухори", "хоразми", "хуканди".
там жили тюрки кочевники, включая узбеков, но они были меньшинство повсеместно, за исключением Дашти-Кипчака.
были еще независимые или автономные горные иранские народы (кулоби, дарвози, маччои, каротегины и народы Памира).
эмиры и ханы  имели происхождение от узбекских кочевников, однако они давно стали составной частью элиты, которая ясное дело было сартским.
я родом из Исфары, сарт, бывший "хуканди" (кокандец), мой дядя закончио университет (мадраса) в Коканде, у нас в деревне до сих пор помнят Худоёрхона.  ;up:
мне кокандцы, яйпанцы, риштанцы ближе чем бухарцы, душанбинцы, тегеранцы и кабульцы.


kanishka

фейспалм.

Это ж можно жить своими выдумками.

Для начала ознакомьтесь с матчастью, если не поможет, убейте себя.
Мефиристам ман саломамро ба ту, гулрӯ писар,
Шердил хизмат бикун ту дар диёри пурсамар.
Синаатро баҳри ҳифзи ин ватан бинмо сипар,
Навниҳоли боғи Ленин, қаҳрамонҷони падар!

Ба ҷамъият ту ёру ҳам қаринй, Ниҳоли бўстони Сталинй.
Аҷаб зебо ки ман колҳоз, ту аскар, Ба мо Сталин аст ғамхору раҳбар.

kanishka

Вы кагбэ в личку скиньте имя травки, которую курите.
Мефиристам ман саломамро ба ту, гулрӯ писар,
Шердил хизмат бикун ту дар диёри пурсамар.
Синаатро баҳри ҳифзи ин ватан бинмо сипар,
Навниҳоли боғи Ленин, қаҳрамонҷони падар!

Ба ҷамъият ту ёру ҳам қаринй, Ниҳоли бўстони Сталинй.
Аҷаб зебо ки ман колҳоз, ту аскар, Ба мо Сталин аст ғамхору раҳбар.

Nevik Xukxo

Цитата: heckfy от ноября 21, 2012, 09:00
Тогда уж даешь восточноиранские языки: согдийский, бактрийский, хорезмийский. Долой языки завоевателей: арабский, персидский, узбекский.

Неа. Всем перейти на бурушаски как самый-самый среднеазиатский. Все тюрки и иранцы агрессоры там. Про арабов молчу уж. :smoke:

арьязадэ

Цитата: Nevik Xukxo от ноября 21, 2012, 10:06
Неа. Всем перейти на бурушаски как самый-самый среднеазиатский. Все тюрки и иранцы агрессоры там. Про арабов молчу уж. :smoke:

но персидскому еще далеко добраться до уровня бурушаски ....

а так правильно, кто знает на каком языке будут разговаривать в Средней Азии лет через 100.

возможно спор о великих тюркских и персидских языках тогда будут вспоминать с улыбкой.

Pawlo

Цитата: heckfy от ноября 21, 2012, 09:00
Цитата: kanishka от ноября 21, 2012, 08:47
Цитата: Iskandar от ноября 21, 2012, 08:36
До 11 века великим языком Мавераннахра был арабский (Хорезми, Беруни, Ибн Сина...)

Даешь арабский как госязык! Долой язык арабских мавла-усыновленных персов!
Тогда уж даешь восточноиранские языки: согдийский, бактрийский, хорезмийский. Долой языки завоевателей: арабский, персидский, узбекский.
Я конечно в персидскком полній профан но обидно как арабские завовеватели обкарнали культуру великого индоевропейского народа.
Лучше смерть, как избавление,
Чем быть первой средь рабынь.
Знай же ты моё решение-
Мой ответ: «Навеки сгинь!»

heckfy

Аж заплакать хочется. Погубили великий арийский язык.

Varnia

Цитата: Pawlo от ноября 21, 2012, 15:27
Я конечно в персидскком полній профан но обидно как арабские завовеватели обкарнали культуру великого индоевропейского народа.
арабских завовевателей не было. Обычная ассимиляция большенством меньшенства. Иммигранты кого угодно превратят во что угодно.

kanishka

Цитата: арьязадэ от ноября 21, 2012, 09:39
Цитата: kanishka от ноября 21, 2012, 09:08
Вообще до русских в регионе было три УЗБЕКСКИХ ханства. Большинство населения как раз составляли тюрки, а таджики и гальчи были отсталой периферией. Увы и ах...

точно не сарт....(узбек? катаган? лакай?  :-\)

до русских были три "миллатлар", "миллат-е-Бохара", "Хуканд миллати" и "Хива миллати".
эти "миллатхо" (нации) преимущественно были "мусулмонлар"="сарт"="бухори", "хоразми", "хуканди".
там жили тюрки кочевники, включая узбеков, но они были меньшинство повсеместно, за исключением Дашти-Кипчака.
были еще независимые или автономные горные иранские народы (кулоби, дарвози, маччои, каротегины и народы Памира).
эмиры и ханы  имели происхождение от узбекских кочевников, однако они давно стали составной частью элиты, которая ясное дело было сартским.
я родом из Исфары, сарт, бывший "хуканди" (кокандец), мой дядя закончио университет (мадраса) в Коканде, у нас в деревне до сих пор помнят Худоёрхона.  ;up:
мне кокандцы, яйпанцы, риштанцы ближе чем бухарцы, душанбинцы, тегеранцы и кабульцы.


Для особо отчаявшихся напомним некоторые демографические нюансы прошлого.
Мейендорф, «Путешествие из Оренбурга в Бухару»:

ЦитироватьЖители Хивы – узбеки, покорители и хозяева страны, кочевые и полукочевые туркмены, каракалпаки, аральцы, небольшое число евреев, наконец, таджики, или сарты, о которых мы расскажем при описании обитателей Бухарии.

ЦитироватьАртиллерия ташкентского бека состоит из пушек, навьюченных на верблюдов, как в Персии. Вокруг этого города расположены селения Джетыкент, Сайрам, Карабура, Чимган, Икан и пр. и пр., населенные узбеками. Там встречается лишь небольшое число таджиков и туркестанцев и совсем нет евреев.

ЦитироватьХиссар расположен в хорошо возделанной долине, изобилующей пастбищами, насчитывает примерно 3000 домов. Жители этой страны почти все узбеки. Среди них лишь немного таджиков, в большинстве очень богатых. Говорят, что там несколько раз видели, как узбеки продавали просо; если зерно никто не покупал, то они выбрасывали его, чтобы не везти обратно. Узбеки владеют большими стадами и живут в достатке.
Хиссарскому хану подвластны Денау, самый большой после Хиссара город, Сарыджуй, Тупалак, Регар, или Регара, Каратаг, Дештабад, Чокмазар и Ходжа-Таман. В последнем погребен святой, весьма почитаемый мусульманами.
Рамит – довольно большой город, примерно в 100 верстах к северу от Хиссара. Его хан во время войны может иметь в распоряжении около 10 000 человек. Недалеко от Рамита поднимается одна из высочайших гор в этой стране36.
Куляб, вмещающий приблизительно 3000 домов, расположен восточнее Хиссара, на пути из Бадахшана в Коканд. Он независим.
Все эти города населены узбеками, большая часть которых – земледельцы.

ЦитироватьУзбеки живут вдоль этого пути вплоть до местности за Бамианом. Далее встречаются хезарейцы, большинство которых населяют горную страну, предшествующую Гардан-дивани. За этой крепостью начинается страна афганцев.
В 80 верстах от Андхоя находится Меймене. По дороге встречается несколько селений. Меймене заключает в себе около 1000 домов, где живут только узбеки, кочующие летом... Они нередко грабят караваны, воюют со своими соседями, совершают набеги на Хорасан и доставляют пленников на невольничьи рынки Бухары.

ЦитироватьТорака, старший сын нынешнего хана, был правителем, хакимом или беком в городе Кермине, населенном, по преимуществу узбеками, в большом числе живущими также в его окрестностях.

ЦитироватьМы уже говорили о том, что узбеки похожи и на татар и на калмыков. Они расселились преимущественно в окрестностях Самарканда, Бухары, Каракуля, Карши, Гузара и в Мианкале.

ЦитироватьУзбеки весьма воинственны; эта черта характера выработалась у них вследствие частых столкновений с соседями. Любой узбек считает себя победителем. Такую точку зрения они унаследовали от турецкой расы. Правда, это нередко порождает высокомерие, но одновременно говорит и о благородстве...
Я слышал от узбеков горькие жалобы на то, что хан запрещает им мстить хивинцам за грабежи их соотечественников. "Нам стыдно, -- говорили они чужестранцам, -- что мы допускаем так оскорблять себя. Мы воины, мы смелы, у нас превосходные кони, и если бы хан позволил нам мстить тем, кто на нас нападает, мы сумели бы; убить, разорить или взять в плен хивинцев, как мы эго делали лет десять назад..."
Отличаясь друг от друга во многих отношениях, таджики и узбеки имеют много общего... Многие узбеки ведут торговлю, особенно правительственные чиновники. Соблазн наживы и жажда богатства способствуют росту их продажности и увеличивают неправосудие. Более того, доносы, интриги, зависть, столь распространенные при восточных дворах, оказывают на нравы ханских фаворитов пагубное влияние; они владеют искусством тонкого обмана и униженного раболепия, если этого требуют обстоятельства.

ЦитироватьВот так может быть [приблизительно] распределено это население (Бухарского эмирата): всего 2 478 000.
Узбеки -- 1 500 000
Таджики -- 650 000
Туркмены -- 200 000
Арабы -- 50 000
Персы -- 40 000
Калмыки -- 20 000
Киргизы и каракалпаки -- 6 000
Евреи -- 4 000
Афганцы -- 4 000
Лезгины -- 2 000
Цыгане -- 2 000
Мефиристам ман саломамро ба ту, гулрӯ писар,
Шердил хизмат бикун ту дар диёри пурсамар.
Синаатро баҳри ҳифзи ин ватан бинмо сипар,
Навниҳоли боғи Ленин, қаҳрамонҷони падар!

Ба ҷамъият ту ёру ҳам қаринй, Ниҳоли бўстони Сталинй.
Аҷаб зебо ки ман колҳоз, ту аскар, Ба мо Сталин аст ғамхору раҳбар.

kanishka

Вамбери, «Путешествие по Средней Азии»:

Цитировать Узбеки – это название народа, большей  частью  оседлого и занимающегося земледелием.  Они  живут  на обширном  пространстве от  южной  оконечности Аральского моря до Камула (40 дней пути от  Хивы)  и считаются преобладающей народностью в трех ханствах и Китайской Татарии.
Это деление старо, обращает на себя  внимание только то обстоятельство, что даже отдельные племена широко разбросаны по  названной территории,  и исследователя поражает, часто ему кажется просто невероятным, что  узбеки из Хивы,  Коканда и Яркенда,  чей язык,  обычаи  и  лица  совершенно различны, осознают свою принадлежность не только к одной нации, но и к одному племени, к одному роду.
Большая  часть  населения  Китайской Татарии,  главным  образом  жители четырех  провинций,  ведет  оседлую  жизнь  и  занимается  земледелием.  Что касается национальности, то  они называют  себя  узбеками, хотя  с  первого взгляда видно их истинно калмыцкое происхождение.

ЦитироватьЧерез  несколько минут  два ясаула почтительно  взяли  меня под  руки, полог поднялся, и я  увидел перед  собой Сейид  Мухаммед-хана  падишаха  Хорезмского, или, говоря проще,  хивинского хана. Он сидел на ступен-чатом возвышении, опираясь  левой рукой на круглую, крытую шелком и  бархатом подушку, а правой  держа короткий золотой скипетр. Согласно  предписанному церемониалу, я поднял руки, что сделали также хан  и все  присутствующие, затем прочел  маленькую  суру  Корана,  потом  два раза "Аллахуму селла" и обычную молитву, начинающуюся с  "Аллахуму раббена", и заключил  громким "аминь" и поглаживанием бороды.  В  то  время как хан  еще держался  за  бороду,  все воскликнули: "Кабул  болгай!" ("Да будет услышана твоя  молитва!"). Я приблизился к повелителю, и он протянул  мне руки. После мусафахи (Мусафаха  -  предписываемое Кораном  рукопожатие.) я  отступил  на несколько шагов назад, и церемониал завершился. Тогда хан стал расспрашивать меня о  цели моего путешествия, о  впечатлении,  которое  произвели на  меня пустыни Туркмении и Хивы. Я  отвечал,  что  много выстрадал, но  теперь  мои страдания  щедро  вознаграждены созерцанием  джемал мубарек  (благословенной красоты)  хазрета,  я  благодарен  Аллаху,  что  удостоился  этого  высокого счастья,  и  склонен видеть в этой  особой  милости кисмета (судьбы) хорошее предзнаменование   для   моего  дальнейшего  путешествия.  Хотя  я  старался употреблять   узбекский   язык  вместо  непонятного   здесь  стамбульского диалекта, государь велел себе  кое-что перевести.

ЦитироватьНе  меньше мучили меня ученые  мужи, а  именно улемы города  Хивы.  Эти господа, всему на  свете предпочитавшие Турцию и Константинополь, хотели  от меня,  как  главного  представителя  турецко-исламской   учености,  услышать разъяснения  многих меселе  (религиозных вопросов).  Упрямые узбеки  в своих огромных тюрбанах вгоняли меня в пот, когда начинали беседу о предписаниях, как  надо  мыть руки,  ноги, лоб и  затылок, как по  заповедям  религии надо сидеть,  ходить,  лежать,  спать  и  т.д.

ЦитироватьВ целом участь правителя Хорезма столь же  мало завидна, сколь и остальных  восточных правителей, пожалуй, я бы даже сказал, она еще  печальнее. В стране, где в порядке вещей грабеж и убийство, анархия и  беззаконие,  личность  правителя  из-за  панического страха  внушает  что угодно, только  не любовь.  Даже ближайшее окружение боится  хана  из-за его неограниченной власти, и родственники, включая жен и детей, часто не вольны распоряжаться  своей  жизнью. При этом  повелитель должен  еще являть  собой образец  мусульманской  добродетели  и узбекских  нравов,  так как  малейший промах его величества  вскоре  станет предметом пересудов  в городе; и хотя никто не отважится  порицать  даже  более значительные  промахи  хана, такие факты наносят вред влиятельным муллам, что совсем не в интересах правителя.

ЦитироватьСлужанки  - это жены или дочери чиновников; рабыни - большей частью  персиянки, имеется лишь немного черных арабок; и поскольку они, т.е. дочери Ирана, красотой далеко уступают узбекским  дамам, у госпожи нет причины опасаться какой-нибудь соперницы.

ЦитироватьХивинский узбек скромен и неотесан, но являет собой прекраснейший характер в Средней Азии, и я мог бы назвать свое пребывание здесь наиприятнейшим, если бы  мне немножко не повредило соперничество между мехтером и Шюкрулла-баем.

ЦитироватьВо  время  моего пребывания  в городе Тимура  на  базарах,  больших  площадях  и улицах  была постоянная  давка,  потому  что  все было запружено  вернувшимися из  похода войсками. Обычное  же число жителей  составляет,  вероятно,  не более 15-20 тысяч,  из них две трети - узбеки, треть - таджики.

ЦитироватьВ  Карши  в настоящее время  десять  караван-сараев  и богатый многолюдный   базар;  не  будь   политических   неурядиц,   город  играл  бы значительную роль  в  транзитной  торговле между Бухарой, Кабулом и Индией. Жители говорят, что  их 25 тысяч, большей частью это узбеки, они  составляют костяк  бухарских  войск. Кроме них  есть еще таджики,  индийцы,  афганцы  и евреи; последние пользуются здесь правом ездить верхом и в самом городе, что им  запрещено  в  других  местах  ханства.

ЦитироватьВсе ханство  Меймене в  населенной своей части -  18 миль  в ширину, 20 миль в длину. Кроме столицы в нем десять деревень и иных населенных пунктов, из  которых  самые  значительные - Кайсар, Кафиркале,  Альмар и  Ходжакенду. Жителей, подразделяемых на оседлых и кочевников, насчитывают до ста  тысяч, по национальности  это  большей частью узбеки из  племен мин, ачмайли и дас, которые  могут  выставить 6-8 тысяч всадников  на  хороших  конях  и  хорошо вооруженных, отличающихся, как  уже упоминалось,  необыкновенной храбростью.
Мефиристам ман саломамро ба ту, гулрӯ писар,
Шердил хизмат бикун ту дар диёри пурсамар.
Синаатро баҳри ҳифзи ин ватан бинмо сипар,
Навниҳоли боғи Ленин, қаҳрамонҷони падар!

Ба ҷамъият ту ёру ҳам қаринй, Ниҳоли бўстони Сталинй.
Аҷаб зебо ки ман колҳоз, ту аскар, Ба мо Сталин аст ғамхору раҳбар.

kanishka

ЦитироватьГород Меймене расположен в горах и становится виден только тогда, когда ехать  до него  остается  не  более  четверти часа. Он крайне  грязен, дурно построен и  состоит из  1500  глиняных  хижин, трех  глиняных  мечетей, двух кирпичных  медресе  и  базара,  тоже  построенного из  кирпичей  и готового вот-вот развалиться. Жители-узбеки, но наряду  с ними есть таджики, гератцы, до 50 семей евреев, несколько индийцев и афганцев. Все они пользуются равной свободой, и их  нимало не беспокоят религиозные и национальные различия. В узбеке из Меймене с первого взгляда можно распознать бесстрашного наездника, и  поспорить   с  ним  мог  бы  только  узбек  из  Шахрисябза.

ЦитироватьХочу только заметить,  что в Хиве представлено  большинство  племен, и хивинец   по   праву   гордится   своей   древнеузбекской   национальностью, противопоставляя ее Коканду, Бухаре и Кашгару.  Хивинского узбека с первого взгляда выдает  примесь иранских  черт,  ибо у  него  есть борода, которую у жителей Туркестана всегда можно рассматривать как чужеродный эле-мент, тогда как  цвет   и   черты   лица  очень  часто  указывают  на   чисто  татарское происхождение. Да и по характеру  своему  хивинский  узбек  предпочтительнее остальных своих соплеменников, он простодушен и откровенен, а по натуре еще столь же дик,  как  и окружающие его  кочевники,  но у него нет  утонченного лукавства, выработанного восточной цивилизацией,  и после настоящего османа это второй житель Востока, из которого еще что-то могло бы получиться.

ЦитироватьХивинские  исполнители на  дутаре (двухструнной гитаре) и кобузе (лютне)  славятся  по  всему  Туркестану. Величайший узбекский  поэт  Навои известен всем и каждому,  но  не  проходит  ни  одного десятилетия, чтобы не появился лирик  второй или третьей величины. В  Хиве я  познакомился с двумя братьями. Один брат, Мунис, писал стихи, некоторые из них  я собираюсь позже издать; второй, Мираб, с величайшим терпением переводил на узбекско-тюркское наречие  большой  исторический  труд  Мирхонда,   чтобы  сделать  его  более доступным  для своего  сына, владевшего, впрочем, и  персидским  языком. Эта работа  продолжалась  20   лет,  однако  он  стеснялся  кому-нибудь  в  этом признаться, потому что занятие другими науками, кроме религиозных, считается легкомысленны.

ЦитироватьУзбеки. Они состоят из  тех же 32  племен, которые  мы перечислили в разделе о  Хиве, но заметно отличаются  от своих соплеменников в Хорезме как лицом, так и  характером.  Бухарские  узбеки жили в более тесном контакте с таджиками,  чем  хивинские  с сартами,  и  при этом  утратили  многие  черты национального типа и  свойственное  узбеку скромное  простодушие. Узбеки – господствующий  народ  в ханстве, так  как сам  эмир – тоже узбек из племени мангыт,  и  поэтому  они  составляют вооруженные силы  страны,  хотя  высшие офицеры очень редко выходят из их рядов.

ЦитироватьВ  отношении храбрости  киргизы далеко уступают узбекам, а особенно туркменам; и  ислам у  них имеет более  шаткую основу,  чем у последних двух народов.

ЦитироватьС вторжением  монголов персидский элемент был совершенно вытеснен тюркским, узбеки повсюду завладели браздами правления, и Тимур,  хромой завоеватель мира  из  Шахрисябза (Зеленого города),  пожелал сделать Самарканд столицей всей Азии.

ЦитироватьУзбеки. Они образуют  истинно оседлую часть  населения  и  по своему типу, как уже упоминалось в главе о Хиве, очень отличаются от узбеков Бухары и Хивы. Так как узбеки уже несколько веков представляют господствующую нацию в  Туркестане,  которая  раньше, чем другие  народы этих  областей, приняла ислам с его цивилизацией, с самим названием "узбек" связывается всегда более благоприятное  представление  об  образованности  и  хорошем тоне.  Поэтому киргизы, кипчаки и калмы-ки, едва поселившись в городах, обычно отказываются от  своей национальности и называют  себя узбеками. Так  издавна  повелось в Коканде, и  можно без преувеличения сказать, что половину  людей,  именующих себя узбеками, скорее всего надо считать по национальности смесью упомянутых номадов.  По  манере  держать  себя кокандский  узбек  выглядит  очень неуклюжим,  чему  больше всего  виною нескладная широкая одежда.  Если бы не номады,  защищающие  узбеков,  то города уже  давно оказались  бы  во власть Китая, России или Бухары.

ЦитироватьАнатолийцы, азербайджанцы, туркмены, узбеки,  киргизы  и татары -  вот  те  отдельные  части, из которых мог  бы возникнуть великий тюркский колосс, который, конечно, померялся бы силами со своим северным противником куда лучше, чем сегодняшняя Турция.
Мефиристам ман саломамро ба ту, гулрӯ писар,
Шердил хизмат бикун ту дар диёри пурсамар.
Синаатро баҳри ҳифзи ин ватан бинмо сипар,
Навниҳоли боғи Ленин, қаҳрамонҷони падар!

Ба ҷамъият ту ёру ҳам қаринй, Ниҳоли бўстони Сталинй.
Аҷаб зебо ки ман колҳоз, ту аскар, Ба мо Сталин аст ғамхору раҳбар.

kanishka

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона:

ЦитироватьСарты — название туземных оседлых жителей городов и селений обл. Сырдарьинской и части Ферганской и Самаркандской. Общая численность их достигает 800000, составляя, по данным 1880 г., 26% всего населения Туркестана и 4,4% оседлого его населения. В Сырдарьинской обл. сартов свыше 210 тыс., в Фергане ок. 350 тыс., в прежнем Зеравшане (ныне Самаркандская обл.) свыше 150 тыс. Многочисленные во всей юго-вост. полосе Туркестанского края сплошные поселения сартов оканчиваются в городах Туркестане и Аулиэ-ата, не распространяясь далее этих пунктов по долине Сыра и в пределы Семиреченской обл.

ЦитироватьПод узбеками в настоящее время подразумевается конгломерат племен тюркского происхождения, с примесью иранского и монгольского элементов, говорящих на одном из среднеазиатских тюркских диалектов и живущих в Бухаре (около 1 млн., по Вамбери), в Хиве (около 257 тыс., по Кузнецову, 1896 г.), в афганском Туркестане (200 тыс., по Вамбери), в русских среднеазиатских владениях (579740 д., по Аристову), общей численностью в 2037240 д., занимая в этих территориях с XVI в. положение политически господствующего элемента.

ЦитироватьК тюрко-монгольским народам относятся также узбеки и кипчаки (19%), составляющие главную массу населения Самарканда и некоторых мест Ферганской и Сырдарьинской обл. Огромное большинство узбеков в настоящее время уже совершенно осело и занимается земледелием, садоводством и проч.

Цитировать В Бухаре и в Хиве преобладающей народностью являются узбеки.

Цитировать...узбеки (чистые – собственно узбеки, кипчаки, туруки и пр., с иранской примесью – сарты)...

ЦитироватьДо какой степени термин узбек потерял чисто этнографическое значение, видно из того, что не только в официальной статистике узбеки классифицируются сартами и наоборот, но и в ученой литературе то вовсе предлагается оставить название сартов, как отдельно не существующего народа, то рекомендуется отличать сартов от узбеков по такому единственному, чисто социальному и преходящему признаку, как утрата черт родового быта.

ЦитироватьНаиболее чистые элементы узбеков сосредоточены в Хиве, Майменэ и Шерисепсе; их меньше в Бухаре, еще меньше в Коканде. В Хиве все население левого побережья Аму-Дарьи, за исключением туркменов и немногочисленных сартов — сплошь узбеки. В Бухаре, по берегам Зеравшана, а также в южных и западных округах, узбеки составляют преобладающее земледельческое население.

ЦитироватьГромадное большинство узбеков ведет оседлый образ жизни, занимаясь преимущественно земледелием и отлично усвоив от своих культурных предшественников искусство орошения полей. Кочующих узбеков очень немного: в восточной Бухаре и, в особенности, по левому берегу Аму-Дарьи, в афганских владениях; полукочующих, летом переходящих со своими стадами с места на место, а зимою пребывающих в постоянных зимних жилищах (кишлак), — гораздо больше (преимущественно в вост. Бухаре), но переход этих элементов к земледелию — дело ближайшего будущего.
Мефиристам ман саломамро ба ту, гулрӯ писар,
Шердил хизмат бикун ту дар диёри пурсамар.
Синаатро баҳри ҳифзи ин ватан бинмо сипар,
Навниҳоли боғи Ленин, қаҳрамонҷони падар!

Ба ҷамъият ту ёру ҳам қаринй, Ниҳоли бўстони Сталинй.
Аҷаб зебо ки ман колҳоз, ту аскар, Ба мо Сталин аст ғамхору раҳбар.

kanishka

Аристов, «Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей и сведения об их численности»:

ЦитироватьОбщее число узбеков определится в 2 037 240 д., о.п., т.е. близко к цифре в 2 м., которую принимают г.г. Вамбери и Яворский.

ЦитироватьВ самаркандской области, в бухарском и хивинском ханствах не только политическое, но господство, но и численное преобладание несколько веков уже принадлежало узбекам, которые естественно продолжали сохранять свое имя и по обращении к оседлой жизни, распространив его даже на отуреченных таджиков, которые со своей стороны конечно не желали именоваться ни таджиками, ни сартами, а предпочитали называться узбеками, чтобы пользоваться правами и почетом господствующей народности, которая к таджикам и сартам относилась, как к племенам низшим и подчиненным. В результате, в то время, когда на Сырдарье и в Фергане говорящее по-тюркски оседлое население само себя зовет сартами или по крайней мере не отвергает такого общего этнического именования, за неимением другого, и пользуется этим именем в официальной практике, все тюркское оседлое население Самаркандской области и ханств именует себя узбеками, и последнее имя получило перевес и в местном официальном употреблении, хотя в настоящее время по языку и быту оседлое тюркское или отуреченное население не особенно много отличается от сартов сырдарьинской и ферганской областей, в антропологическом же отношении и оно напитано таджикской кровью в количестве не особенно много меньшем.

ЦитироватьКаково бы ни было этнографическое будущее узбеков Самаркандской области и ханств, которым вероятно предстоит этническое объединение с сартами Сырдарьи и Ферганы, приходится, ввиду существующего еще обособления первых (хотя бы больше только по имени), называть пока сартами лишь говорящее по-тюркски оседлое и утратившее родовые быт и деления население Сырдарьинской и Ферганской областей.
Мефиристам ман саломамро ба ту, гулрӯ писар,
Шердил хизмат бикун ту дар диёри пурсамар.
Синаатро баҳри ҳифзи ин ватан бинмо сипар,
Навниҳоли боғи Ленин, қаҳрамонҷони падар!

Ба ҷамъият ту ёру ҳам қаринй, Ниҳоли бўстони Сталинй.
Аҷаб зебо ки ман колҳоз, ту аскар, Ба мо Сталин аст ғамхору раҳбар.

kanishka

Стихи кашкадарьинского поэта Мавлоно Хаёли, жившего в XIX веке:

ЦитироватьКелибдур аҳли кофир сўйи ислом қасди қатл айлаб,
Умид шулдир, алар бирлан ажойиб корзорим бор.
Агарчанди яроғу ҳийлаи тадбиримиз йўқтур,
Вале ўзбек эрурмиз, кўнглума минг турлик орим бор.

ЦитироватьЧисленность населения Бухарского эмирата от 2 000 000 до 2 500 000 по данным соответственно 60-х и 90-годов XIX века. Из них 57 процентов составляли узбеки, 30 – таджики, 13 – казахи, туркмены, каракалпаки и др. 57 процентов от 2 000 000/2 500 000 будут соответственно 1 140 000/1 425 000.
В Хиве – 800 000 человек, из них 70 процентов узбеки, 15 процентов – туркмены, по четыре процента казахи и каракалпаки. Получаем 560 000 человек узбеков.
Согласно всероссийской переписи населения 1897 года, численность узбеков достигает 726 534 на территории бывшего Кокандского ханства.
Округляем и таким образом получаем цифру 2 426 500/2 711 500, кроме афганских узбеков (от 200 000 до 360 000) и сартов (968 655).
Мефиристам ман саломамро ба ту, гулрӯ писар,
Шердил хизмат бикун ту дар диёри пурсамар.
Синаатро баҳри ҳифзи ин ватан бинмо сипар,
Навниҳоли боғи Ленин, қаҳрамонҷони падар!

Ба ҷамъият ту ёру ҳам қаринй, Ниҳоли бўстони Сталинй.
Аҷаб зебо ки ман колҳоз, ту аскар, Ба мо Сталин аст ғамхору раҳбар.

kanishka

А теперь два слова о численности таджиков.

В.И.Масальский:

ЦитироватьТаджики, составляющие около 7% жителей русских областей Туркестана, являются потомками древнего арийского населения страны, вышедшего из Ирана и занявшего южную часть Средней Азии во времена исторические наследие это, пережив в течении длинной вереницы нашествий и кровавых смут; в особенности таджики отразившихся на нею при господстве тюрко-монголов, частью смешалось с завоевателями, частью же, под напором последних, было оттеснено в гористую часть Туркестана и там сохранило, в большей или меньшей чистоте, свои племенные черты. В настоящее время таджики населяют главным образом южную горную часть страны; по данным переписи 1897 г. их насчитывалось: в Ферганской области – 114.081 душ обоего пола (7,25% всего населения области), в Самаркандской области – 230 .384 (26, 74% ) и в Сырдарьинской области – 5. 557 душ ( около 0,40%). В Ферганской области таджики живут главным образом в Скобелевском (Маргеланском) Коканском и Наманганском уездах, в Самарканской – Самарканском, Ходжентском и Катта-курганском уездах, а в Сырдаринской – в Ташкентском уезде. В Закаспийской области таджиков вовсе нет, а в Семиреченской их зарегистрировано всего 264 человек, таким образам, общая численность таджиков в русских областях уже составляла, по данным переписи, 350.286 человек, т.е. 6,63% всего населения. В Хивинском Ханстве таджиков вовсе нет, в Бухаре же составляют главную массу населения горных частей ханства Каратегина, Дарваза, Рошана, Шугнана, Вахана и других областей верхнего течения Амударьи, а также отчасти бекств – Кулябского и Балджуанского. Точных сведений о численности таджиков в Бухаре не имеется; по одним данным они составляют около 30% всего населения, по другим, по-видимому, более достоверным, таджиков в ханстве имеется не более 350-400 тысяч; если принять последнюю цифру, то численность таджиков во всей Средней Азии составляет около 750.000, т.е. около 9% всего ее населения.
Мефиристам ман саломамро ба ту, гулрӯ писар,
Шердил хизмат бикун ту дар диёри пурсамар.
Синаатро баҳри ҳифзи ин ватан бинмо сипар,
Навниҳоли боғи Ленин, қаҳрамонҷони падар!

Ба ҷамъият ту ёру ҳам қаринй, Ниҳоли бўстони Сталинй.
Аҷаб зебо ки ман колҳоз, ту аскар, Ба мо Сталин аст ғамхору раҳбар.

kanishka

П.Кузнецов:

ЦитироватьВ ташкентском уезде таджики живут в восточной части, в горах к северу от границы Ферганской области, самым северным пунктом области распространения таджиков в нашем уезде является кишлак Бискен, южным – Шаугаз и восточным – Баксук. Число таджикских поселений в этой области 10. Затем имеются два кишлака со смешанным населением таджикским и сартовским, это – Аблык и Баксук.

Во всех названых кишлаках таджики насчитывается приблизительно, 1800 дворов, с населением около 8 ½ тысяч человек общего пола, считая и детей:

Богустан 160 дворов 1000 человек

Нанай 194 800

Бискен 49 200

Юкари-Нанай 36 150

Бтич-муллан 500 1500

Заркант 177 2000

Невич 170 750

Наудак 163 700

Шаугаз 10 103

Об-наршак 18 70

Аблык 200 700

Баксук 63 200

ЦитироватьСледы тюркизации между таджиками ярко сказываются в языке их. Самые обыденные слова, как названия родственников, многих частей тела, болезней и пр. перешли в таджикское наречие из тюркского языка. Особенно много у таджиков существительных, произведенных от тюркских глаголов. Вообще язык таджиков ташкентского уезда переполнен сартовскими словами. Если арабские и персидские слова составляют около ½ сартовского лексикона, то сартовский слова в свою очередь окажутся не в меньшем количестве в таджикском наречии нашего уезда.

ЦитироватьВлияние сартов на таджиков сказалось и в произведениях: народных песен и сказок у таджиков нет: песни и сказки у них сартовские или книжные персидские. Сколько я ни старался услышать хоть одну чисто таджикскую сказку, это мне не удалось. В Бискенте познакомили меня с первым сказочником кишлака, и что же? Он оказался только способным передавать на таджикском наречии сартовские сказки. Так, он рассказал мне по-таджикски сартовскую сказку "Мош", все время сбиваясь на тюркский язык, а самые характерные места сказки так и предавал по-сартовски. В Заркенте другой сказочник на мою просьбу рассказать мне таджикскую сказку совершенно неожиданно для меня скороговоркой выпалил мне киргизскую сказку.

ЦитироватьАссимиляция таджиков с тюрками сказывается и в наружности. В Шаугазе у многих таджиков тюркские черты лица. Тоже и в Аблыке; настоящие таджикские типы там редки, вырождаются. Какие же факторы играют главную роль в тюркизации таджиков, кроме общей с сартами религии? Прежде всего, географическое положение; таджикские кишлаки являются, так сказать, ничтожными островками среди моря тюркского населения, они со всех сторон окружены массою сартов, киргиз, кара-киргиз и курамы.
К своему превращению в сартов таджики относятся совершено равнодушно, мне сдается, даже охотно, потому что, сделавшись сартами, они избавляются от позорной клички раба (кул), данной им тюрками. Многие жители кишлаков Хиссарака, Сангинака и Искента ни за что не хотели сознаться мне в своем таджикском происхождении именно потому, что, по их имению, назвать себя потомками таджиков значит признать себя рабом. Впрочем, в Хиссараке часть населения на самом деле по происхождению сарты, потомки охотников выходцев из Ташкента, поселявшихся в Хиссараке в числе 5-10 семейств лет 100 назад.

ЦитироватьВсего таджикских кишлаков в Наманганском уезде насчитывается десятка четыре; в 32 из них мы побывали; 7.известные нами по имени. Остались не исследованными нами. За недостатком времени; тем не мене у нас имеются кое-какие сведения и о них, добытые через других лиц.
Приводим здесь список 39 кишлаков. С указанием количества населения в каждом из них.
1 Куюк - мазарь [вь 32 верстах от Намангана] муж.453, жен.290, дворов 210
2 Касан [ 30-33 вер.от Намангана]. . . муж. 8266, жен 7336, двор 2705
3 Юмалак шайх [34 вер.от Намангана] . . муж 148, жен 145, двор. 46
4 Хытой-сай [35вер. От Намангана]. . . .муж 2200, жен 1924, двор 736
5 Боястон [40 вер. от Намангана] . . . . муж 495, жен 507, двор 155
6 Кашкаллак [46 вер.от Намангана] . . . муж 196, жен 186, двор 44
7 Хазрат-ы-бувы[41вер.от Намангана] . . . муж 92 , жен 90, двор 16
8 Акь-курган [40 вер.от Намангана] . . .муж 395, жен 406, двор 107
9 Сапид-Булон [48 вер.от Намангана] . . .муж 320, жен 376, двор 92
10 Подак[43вер.от Намангана] . . . . .муж. 60, жен. 72, двор.19
11 Мамай [48вер. от Намангана] . . . .муж.475, жен.360, двор 120
12 Варзик [46вер. от Намангана] . . . муж.3347, жен.3235, двор 830
13Кара-курган [50 вер. от Намангана] . . .муж.60,жен.60, двор.19
14 Варзигон [44 вер. от Намангана] . . .муж.394, жен.368, двор.141
15 Чуст. . . . . . . . .муж.8705, жен.7519, двор.2790
16 Дува[39вер. от Намангана] . . . .муж.158, жен.135, двор 56
17 Сарымсак-тепа[38вер. от Намангана] . . муж.223. жен.209, двор.83
18 Садача [37вер. от Намангана] . . . . муж.61, жен,53,двор.25
19 Чодак [85 вер. от Намангана] . . . .муж.2324, жен.1985, двор.884
20 Пунык [100вер. от Намангана] . . .муж.800, жен.650, двор.350
21 Ак-джар[93вер. от Намангана] . . .муж.100, жен.85, двор.60
22 Джар-булак, или Аштлик-гузар (96в. от II на) ...муж.88, жен.45, двор.30
23 Ашт (109 вер. от Намангана) ....муж.2370, жен.1960, двор.947
24 Пискокят (116 вер. от Намангана) ....муж.550, жен.460, двор.150
25 Гудос (126 вер. от Мамангана) ....муж.470, жен.365, двор.223
26 Шайдон (126 вер. от Намангана)....муж.830, жен.732, двор.250
27 Улуг-курук (129 вер. от Намангана)....муж. 174, жен.208, двор.60
28 Бува-дархон (131 вер. от Намангана).....муж. 468, жен.365, двор.85
29 Пангоз (128 вер. от Намангана)......муж.2250, жен.1992, двор.670
30 Кул-Ходжа (156 вер. от Намангана)....муж.168, жен.148, двор.50
31 Мулла-мир (160 вер. от Намангана) ....муж.320 , жен.28, двор.97
32 Камыш-курган (128 вер. от Намангана)....муж.1650, жен.1290, двор.325
33 Кукумбай (16 вер. от Намангана)....муж.680, жен.605, двор.202
34 Гальча-кишлак (5 вер. от Намангана)....муж.473, жен.451, двор.245
35 Шамси-куль (13 вер. от Намангана)....муж.176, жен.158, двор.70
36 Кызыль-тепа (34 вер. от Намангана)....муж.107, жен.95, двор.28
37 Каирма (38 вер. от Намангана) ...муж.279, жен.268, двор.81
38 Тепа-курган (37 вер. от Намангана)...муж.366, жен.341, двор.136
39 Яр-кишлак (39 вер. от Намангана)....муж.368, жен.330, двор.129.
Мефиристам ман саломамро ба ту, гулрӯ писар,
Шердил хизмат бикун ту дар диёри пурсамар.
Синаатро баҳри ҳифзи ин ватан бинмо сипар,
Навниҳоли боғи Ленин, қаҳрамонҷони падар!

Ба ҷамъият ту ёру ҳам қаринй, Ниҳоли бўстони Сталинй.
Аҷаб зебо ки ман колҳоз, ту аскар, Ба мо Сталин аст ғамхору раҳбар.

kanishka

Л.Н.Соболев:
ЦитироватьТаджики в округе размещены преимущественно на восток и юго-восток, а также в городах: Пенджикенте, Ургут, Самарканде, Катта-Кургане и Пенджшамбе.
Их списка населенных мест Пенджекентского и Самаркандского отделов легко убедится, что Таджики населяют юго-восточные тумени отдела в большей пропорции чем тумени северные; в некоторых из этих последних их вовсе нет.
Таким образом их приходится.
Все население. Таджиков
В тумене Магиане . . . . . . . . . 2,575 2,575 100%
В тумене Фарабе . . . . . . . . . . 900 650 72, %
В тумене Пенджекентском. . 6,730 3,950 58, %
В тумене Ургутском . . . . . . . . 27,760 4,725 17%
В тумене Шавдарскоме (без гор. Самарканда). 8,565 2,4254 28, %
В тумене Афаринкентском . 15,275 2,1705 13, %
В тумене Шеразском . . . . . . 13,080 – в 4-х селениях
(Галя-Кана, Назар, Ибрагим, Ак-Тепе) в смеси с другими народностями.
В тумене Сугутском . . . . . . . . 13,910 1276
В тумене Ангарском . . . . . . . 17,255 200 1%
В тумене Дюрт-Кульском . . . 4,880 Таджиков нет
В тумене Челакском . . . . . . . . 4,465 Таджиков нет
В тумене Яны-Курганском . . . 4,795 Таджиков нет
В бывших бекствах верховий Заравшана, расположенных к востоку и юго-востоку от города Самарканда, большая часть населения состоит из таджиков; при чем в восточных частях долины реки они населены в большей пропорции, чем в западной. В горах таджики называются Гальча.
Мефиристам ман саломамро ба ту, гулрӯ писар,
Шердил хизмат бикун ту дар диёри пурсамар.
Синаатро баҳри ҳифзи ин ватан бинмо сипар,
Навниҳоли боғи Ленин, қаҳрамонҷони падар!

Ба ҷамъият ту ёру ҳам қаринй, Ниҳоли бўстони Сталинй.
Аҷаб зебо ки ман колҳоз, ту аскар, Ба мо Сталин аст ғамхору раҳбар.

kanishka

А.Шишов:

ЦитироватьТочную цифру таджикского населения в настоящее время невозможно определить.
Материалы, собранные всеобщей переписью 1897 г., до настоящего времени не разработаны. Это лишает нас возможности судить о числе таджиков в русских владениях. Еще больше трудно судить о численности таджиков в сопредельных с Туркестанским краем странах. Поэтому, на приводимые ниже сведения о количественном составе таджикского населения, нужно смотреть лишь как на приблизительные.
По отдельным областям Туркестанского края имеются следующие данные:
В Самаркандской области, согласно данным всеобщей переписи 1897 года, таджиков считается 217 000.
В Ферганской области таджиков считается 172 200
В Сыр-Дарьинской области таджиков считается 130 000
Таким образом, в пределах русских владений Средней Азии таджиков считается 519 200 человек.
В Бухаре с Гиссарским краем считается 240 000 таджиков; в Каратегиие 50 000, Дарвазе – 35 000, Рошане – 5000, Шугнане – 5448 и Вахане – 3000.
На основании вышепривенных данных нужно считать в Бухаре и ее владениях 358 000 таджиков.
Мефиристам ман саломамро ба ту, гулрӯ писар,
Шердил хизмат бикун ту дар диёри пурсамар.
Синаатро баҳри ҳифзи ин ватан бинмо сипар,
Навниҳоли боғи Ленин, қаҳрамонҷони падар!

Ба ҷамъият ту ёру ҳам қаринй, Ниҳоли бўстони Сталинй.
Аҷаб зебо ки ман колҳоз, ту аскар, Ба мо Сталин аст ғамхору раҳбар.

kanishka

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона:

ЦитироватьКоренное иранское население края в настоящее время немногочисленно; остатки его сохранились под именем таджиков (9 1/2%), живущих в горах Ферганской и Самаркандской обл. и занимающихся земледелием.

ЦитироватьПо данным официальной статистики Туркестанского края, в регионе насчитывалось 7,3 млн человек. Вместе с Бухарским эмиратом и Хивинским ханством численность населения оценивалась в 9,5 млн человек, из них тюрки – 88,4%, таджики – 7,3%. При этом узбеки составляли 39,2% населения, казахи – 19,5%, киргизы – 13,5%, таджики – 7,3% и т.д.

ЦитироватьВ 1926 году в Узбекистане проживало 967 728 таджиков, из них 671 125 – в Таджикской АССР. Узбеков в Таджикской АССР отмечено 175 627 человек.
Мефиристам ман саломамро ба ту, гулрӯ писар,
Шердил хизмат бикун ту дар диёри пурсамар.
Синаатро баҳри ҳифзи ин ватан бинмо сипар,
Навниҳоли боғи Ленин, қаҳрамонҷони падар!

Ба ҷамъият ту ёру ҳам қаринй, Ниҳоли бўстони Сталинй.
Аҷаб зебо ки ман колҳоз, ту аскар, Ба мо Сталин аст ғамхору раҳбар.

kanishka

Как видно, все числа начиная с 1820 года и кончая 1926 годом согласуются между собой, в промежутке между этим временем численность таджиков составляет 700 000 (в начале XIX века) и 1 млн (в начале XX века). Миллиарды и миллиарды таджиков, злобно и насильно переписанных в узбеки, о которых очень любят поговорить таджикофашисты, не зафиксированы ни в одном источнике. Более интенсивное размножение не было возможным в те времена по понятным причинам. Около 300 000 таджиков оказалось в Узбекской СССР, и около 700 000 – в Таджикской СССР. Непонятно, с какого перепугу 40% населения Узбекистана могут составлять таджики. Даже если они сношались в промышленных масштабах и наплодились в десять раз, их численность составит 3 млн. Если же, как и все нации Средней Азии, в 6-7 раз – так еще меньше. А то наши слоноперсидские друзья предполагают, что таджики за сотню лет численно увеличились в 40 раз. Ну разве не бред?
Мефиристам ман саломамро ба ту, гулрӯ писар,
Шердил хизмат бикун ту дар диёри пурсамар.
Синаатро баҳри ҳифзи ин ватан бинмо сипар,
Навниҳоли боғи Ленин, қаҳрамонҷони падар!

Ба ҷамъият ту ёру ҳам қаринй, Ниҳоли бўстони Сталинй.
Аҷаб зебо ки ман колҳоз, ту аскар, Ба мо Сталин аст ғамхору раҳбар.

арьязадэ

спасибо Канишка, интересные описания.

Единственное, что меня смущает, это все записки европейцев и русских.
Если учесть, что русские после 80-летней совместной жизни в рамках единого государства до сих ничего не знают кто такие эти, как они называют, "узбеки" и "таджики", тогда вообще непонятно как те авторы могли что-то адекватно описать. про европейцев я просто молчу, как уже говорил раньше, эти описания были сделаны тогда когда они увозили экземпляров таджиков и узбеков в Париж и Лондон, чтобы держать в специальных клетках в так называемых "людских зоопарках. Эти зоопарки были чрезвычайно популярны среди европейцев. :o

меня интересует объективная картина. вот Бухарский эмират, куда входили практически все персоязычные население, неужели там персоязычных было незначительное меньшинство? Если отбросить описания русских и европейцев и взглянуть своими глазами, что такое Узбекистан? кто там проживает?

Nevik Xukxo

Цитата: kanishka от ноября 22, 2012, 07:08
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона:

ЦитироватьКоренное иранское население края в настоящее время немногочисленно; остатки его сохранились под именем таджиков (9 1/2%), живущих в горах Ферганской и Самаркандской обл. и занимающихся земледелием.

Коренные в плане языка относительно тюрков в тех краях иранцы разве что ягнобцы и памирцы. Фарси когда туда пришёл относительно тюркских языков? :-\

арьязадэ

Цитата: Nevik Xukxo от ноября 22, 2012, 08:06
Коренные в плане языка относительно тюрков в тех краях иранцы разве что ягнобцы и памирцы. Фарси когда туда пришёл относительно тюркских языков? :-\

абсолютно. интересно вот это динамика. где встретились тюркизация и персизация? кто никогда не переходил на персидский а сразу перескочимл на тюркский. есть сведения, что восточно-иранцы были еще в Фергане, напрмер в срение века? ясно, что вот таких ягнобистых изолятов было много по Средней Азии, особенно в горах, среди как тюркизированного так и персизированного населения. на это указывает массивы восточно-иранских топонимов повсеместно. вот моя деревня, название было "Сур", большевики переименовали в "Сурх" в честь "Красной Армии". однако у нас есть еще названия махалли, "Пшомак", тоже явно не персидский. значит моя деревня ну недавно говорила на восточно-иранском (это горные районы Исфары).

есть куча интересных вопросов, на которых нет нормальных ответов. вместе этого есть реки постингов в узбекских сайтах, на которых не хочется даже время тратить.... :wall:

Iskandar

Цитата: арьязадэ от ноября 22, 2012, 08:29
кто никогда не переходил на персидский а сразу перескочимл на тюркский.

Хорезм, Испиджаб.

Цитата: арьязадэ от ноября 22, 2012, 08:29
ясно, что вот таких ягнобистых изолятов было много по Средней Азии, особенно в горах, среди как тюркизированного так и персизированного населения. на это указывает массивы восточно-иранских топонимов повсеместно. вот моя деревня, название было "Сур", большевики переименовали в "Сурх" в честь "Красной Армии". однако у нас есть еще названия махалли, "Пшомак", тоже явно не персидский. значит моя деревня ну недавно говорила на восточно-иранском (это горные районы Исфары).

Согдийская топонимика великолепно сохранена и в давноперсидских местах.

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр