Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Детская речь: грамматика и развитие

Автор Митридат, мая 8, 2006, 17:09

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Митридат

Поскольку у многих из нас есть дети, предлагаю поговорить о детской речи. Думаю, что изучение и обсуждение грамматики детской речи, а также особенностей усвоения языка детьми, окажется небесполезным и в общелингвистическом плане (например, для понимания того, какие методы эффективны или неэффективны при обучении иностранным языкам).

К примеру, среди некоторых психолингвистов существует убеждение, что дети до 6 лет не представляют себе будущее. По крайней мере у моего ребёнка, которому сейчас всего 1 год и 8 месяцев, представление о будущем развито очень хорошо, и слово "будет" он уже несколько месяцев как освоил, а вот слово "был" для него ещё ничего не значит. Бывает, смотрит мультик, сюжет которого ему уже знаком, и говорит "жук будет" или "вода там", хотя соответствующий эпизод должен произойти только через полминуты.

С другой стороны, хотя он уже употребляет глаголы в прошедшем времени, я не уверен, что он воспринимает прошлое. Скорее для него существует понятие "там", т.е. не здесь и не сейчас. События в прошлом он воспринимает как повторяющиеся и воспроизводимые; например, приходила в гости "тётя" (сестра моей жены) – значит, ещё придёт, а пока что тётя "там".

Грамматические формы слов он уже вполне освоил, хотя представления о грамматике у него иногда своеобразные. Скажем, падежи он освоил легко, поскольку они имеют самый очевидный практический смысл ("субъект – объект – получатель – средство и т.д."), а вот грамматический род для него никакого смысла не несёт, поэтому он употребляет все прилагательные в мужском роде, хотя прекрасно понимает, что они существуют и в других формах. Префикс "по" иногда воспринимает как показатель будущего времени – потому что "побежит", "поедет". Глаголы употребляет только в 3-м лице ед.ч. (раньше употреблял и другие глагольные формы, но путём механического повторения, а сейчас, когда он начал осознавать грамматику, эти формы для него потеряли смысл). Вместо императива употребляет инфинитив (открыть! дать! кушать!)

Было бы интересно, если и другие участники форума поделятся своими наблюдениями: как у детей развиваются представления о грамматике? как вырабатывается произношение? как и на каком этапе осваивают абстрактные термины? и т.д. За ссылки тоже буду благодарен.

Const@nt

Я затрагивал вопрос развития речи у ребенка в своей дипломной работе. В учебнике по психолингвистике нашел интересную таблицу, показываюшую как дети усваивают язык: в каком возрасте какие грамматические формы они используют и т.д. Вообще детская речь это очень интересная штука. Часть информации из этого учебника (описывающую т. н. Доречевой этап) можете почитать в прилепленом к посту файле.
Ich darf keine Angst haben. Die Angst tötet den Geist. Die Angst führt zu völliger Zerstörung. Ich werde ihr ins Gesicht sehen. Sie soll mich völlig durchdringen. Und wenn sie von mir gegangen ist, wird nichts zurückbleiben. Nichts außer mir.

Митридат

Спасибо! Взамен могу поделиться собственными наблюдениями за развитием речи и грамматики своего ребёнка.

Const@nt

Ich darf keine Angst haben. Die Angst tötet den Geist. Die Angst führt zu völliger Zerstörung. Ich werde ihr ins Gesicht sehen. Sie soll mich völlig durchdringen. Und wenn sie von mir gegangen ist, wird nichts zurückbleiben. Nichts außer mir.

unlight

Ἡ ἀρχή καί ἡ μεσότης καί τό τέλος, τῶν χρόνῳ διαιρετῶν εἰσι γνωρίσματα.

Jumis

Ой, какая классная тема! Сам хотел 100 раз подобную инициировать.

У своего мелкого, когда тот был примерно в возрасте 4 лет, наблюдал интересную грамматическую фичу: вместо "замерз", "остыл" он вдруг начал говорить "замерзил", "остынул". Слышал, что британские детишки примерно в этом же возрасте втыкают на полную свои аналитические возможности, начиная выдавать формы типа goed, maked, хотя ранее использовали норму, не задумываясь.

Наиболее яркими "лальвортер" (в возрасте 1,5-2г.) у нас были следующие:

вави -> вавика (собака)
аканька (таракан)
камомот (покемон) (?!)
аназёба (динозавр)
палачевский (полицейский - вот уж где устами младенца :) )

Сейчас чувак (7 лет) вовсю гоняет такие диалектные формы, как "стаёт", "отпадывать", "яичко" - но так у нас и взрослые говорят...
Ужасный чудными делами
Дзержинец мира искони
Он нашими решил судьбами
Себя прославить в эти дни

Драгана

тема действительно очень интересная!!!

Чуковский в своей "От двух до пяти" про детские перлы писал... Да, интересно за детьми понаблюдать, порой такое отмочат!!!

Митридат

ЦитироватьЧасть информации из этого учебника (описывающую т. н. Доречевой этап) можете почитать в прилепленом к посту файле.
Файл дочитал до конца, спасибо. Кстати, у своего ребёнка обнаружил отклонения от приведенной схемы - формы множественного числа он употреблял уже в возрасте 1 года. А падежи, как я уже писал, стал осваивать вскоре после этого. На днях (а ему скоро будет год и 9 месяцев) наконец освоил смысл предлогов. До этого не мог уловить их смысл и в своей речи опускал или воспринимал как префикс обстоятельства :)

Const@nt

Цитата: Митридат от мая 13, 2006, 13:37
ЦитироватьЧасть информации из этого учебника (описывающую т. н. Доречевой этап) можете почитать в прилепленом к посту файле.
Файл дочитал до конца, спасибо. Кстати, у своего ребёнка обнаружил отклонения от приведенной схемы - формы множественного числа он употреблял уже в возрасте 1 года.

Все мы индивидуальны. Я например говорить начал года в два. За меня родители страшно боялись. Думали шо я немой. :) А потом я заговорил, выучил язык за несколько месяцев и задолбал их своими детскими вопросами. :)
Это лишь примерная схема развития среднестатистического ребенка.
Ich darf keine Angst haben. Die Angst tötet den Geist. Die Angst führt zu völliger Zerstörung. Ich werde ihr ins Gesicht sehen. Sie soll mich völlig durchdringen. Und wenn sie von mir gegangen ist, wird nichts zurückbleiben. Nichts außer mir.

krista

Да, интересная получилась тема!  :up:
Моя младшая сестричка года в два стала в словах на "а" (фонетическое) произносить "бэ", так как однажды увидела,какой эффект на взрослых произвело слово "бэквапарк". Мотивация ясна: ребенок понял, как привлечь внимание и заслужить умиление взрослых истал "педалировать" этот способ!
Еще из ее репертуара могу привести следующее: "арэрарарапорт" (аэропорт) и "фоторапарат". Наверное, горда была, что звук "р" сразу стал получаться, в отличие от других детишек.
Вообще дети - очень изобретательные существа. Чего стоит описанный случай с неправильными формами уже после того, как были усвоены правильные (подаваю и т.п.)! Порой они говорят такое, что взрослый человек выглядит вот так :???


Jumis

А! Во: "одеждоед" (это ж надо забыть слово "моль"!!!),,, да у нас их и нет, правда :)
Ужасный чудными делами
Дзержинец мира искони
Он нашими решил судьбами
Себя прославить в эти дни

krista

А в школе я услышала словечко "мозгопудр", хотя это не таие уж и малюсенькие скрипунчики!

Тася

Цитата: Митридат от мая 12, 2006, 10:23
... могу поделиться собственными наблюдениями за развитием речи и грамматики своего ребёнка.

  А мне вот в последние несколько дней довелось понаблюдать за трёхлетним правнуком хозяйки квартиры, где сейчас живу. Особенно привлекло моё внимание следующее, ещё не знакомое мне ранее явление, быть может, случайное, но, вероятно, эксплицирующее какие-то закономерности детской речи. Сперва процитирую. Из диалога ребёнка с мамой:
- А давай семечки домой возьмём семечки?
- Смотри, хоккей! А потом будут футболисты потом.
- Пойдём опять книжки читать опять!

И таких иллюстраций слышала много, просто не всё записывала вначале, а, оказывается, надо было бы.
Любопытные повторы...  :???   Что ли они возникают под влиянием своеобразного наложения объективного (прямого) и субъективного (прагматического) порядка слов, между которыми, так скажем, в сознании ещё происходит колебание? Жаль, не припомню сейчас с точностью, какие процессы занимают ведущее положение в психолингвистическом становлении "языкового механизма" ребёнка 3-х лет...  :-[  Но выяснить природу наблюдаемого было бы весьма интересно. Случайность ли перед нами?  ::)
* Где единение, там и победа. Публий.

Alexi84

Цитата: krista от июня 28, 2006, 14:31
Еще из ее репертуара могу привести следующее: "арэрарарапорт" (аэропорт) и "фоторапарат". Наверное, горда была, что звук "р" сразу стал получаться, в отличие от других детишек.
По моим наблюдениям, это довольно частое явление. :) Звук "р" дети начинают произносить позже всех остальных звуков (у меня тоже такое было), а когда начинают, то поначалу применяют его даже там, где не надо. Например, моя двоюродная сестра некоторое время говорила "крокодир" вместо "крокодил" (до этого был "клокодил"), "козёр" вместо "козёл" и т.д.
Нет народа, о котором было бы выдумано столько лжи, нелепостей и клеветы, как народ русский. (Екатерина Великая)

Евгений

Это правда, что чешские дети осваивают звук [ř] к 12 годам?
PAXVOBISCVM

PhiloAnna

Цитата: Тася от марта 19, 2010, 17:56
  Но выяснить природу наблюдаемого было бы весьма интересно. Случайность ли перед нами?  ::)

Да, я наблюдала подобные повторы за своим ребёнком. Считаю, что данное явление связано со следующим: слово, повторяемое ребёнком, является ключевым, именно ему придаётся особое значение. Оно может заключать в себе бОльший смысл. Но поскольку дитя только начинает осваивать морфологию и основы синтаксиса родного языка, ему тяжело должным образом маркировать важное для него слово. Отсюда появляются повторы. В данном случае в нормативном употреблении слово стоит в середине предложения. Его повтор в конце ставит его в сильную позицию.
В подтверждение сказанного давайте обратимся к Вашим примерам:
- А давай семечки домой возьмём семечки?
Ключевое слово семечки. Для малыша важно, чтобы мама/бабушка/иной родственник понял, что он хочет взять домой именно семечки, а не мячик/машинку/хлеб/шоколадку и т.п.

- Смотри, хоккей! А потом будут футболисты потом.
Важно донести не то, что после хоккея будут футболисты, а то, что футбол начнётся после хоккея.

Думаю,что это обязательно пройдёт. Причём быстрее в том случае, если с ребёнком больше общаться, читать вслух, при этом делать интонационное ударение в нужных местах.  :yes:

PhiloAnna

Цитата: krista от июня 28, 2006, 14:31
Порой они говорят такое, что взрослый человек выглядит вот так :???

А всё вполне очевидно: дети - маленькие исследователи. Они познают, "проверяют на прочность", "ощупывают границы" (если так можно выразиться) языка. И я склонна считать, что движение языкового развития детей следует рассматривать не по вертикали (детская речь как не вполне зрелый продукт по сравнению с речью взрослых), а по горизонтали (детская речь как относительно самостоятельная деятельность, обусловленная собственными целями и мотивами). Именно такой подход позволяет рассмотреть языковую систему ребёнка в её динамике и выявить реальную стратегию освоения языка, обнаружить некие типовые стратегии и общие принципы построения детьми собственной языковой системы.
МЫ, взросле, настолько "вжились" в существующие нормы языка, что следуем им автоматически, не давая возможности проявиться нашему творческому потенциалу.

PhiloAnna

Цитата: Alexi84 от марта 27, 2010, 23:01
По моим наблюдениям, это довольно частое явление. :) Звук "р" дети начинают произносить позже всех остальных звуков (у меня тоже такое было), а когда начинают, то поначалу применяют его даже там, где не надо. Например, моя двоюродная сестра некоторое время говорила "крокодир" вместо "крокодил" (до этого был "клокодил"), "козёр" вместо "козёл" и т.д.

А я вот всё жду, когда же мой сын наконец начнёт выговаривать этот трудный звук "р". Ему шестой год, уже пора... Он всё никак не может его прочувствовать.

Alexi84

Цитата: PhiloAnna от апреля  8, 2010, 12:02
А я вот всё жду, когда же мой сын наконец начнёт выговаривать этот трудный звук "р". Ему шестой год, уже пора...
:yes: У меня было то же самое. И именно в шесть лет я начал - без посторонней помощи - произносить "р".  :)
Нет народа, о котором было бы выдумано столько лжи, нелепостей и клеветы, как народ русский. (Екатерина Великая)

PhiloAnna

Цитата: Alexi84 от апреля  9, 2010, 22:31
Цитата: PhiloAnna от апреля  8, 2010, 12:02
А я вот всё жду, когда же мой сын наконец начнёт выговаривать этот трудный звук "р". Ему шестой год, уже пора...
:yes: У меня было то же самое. И именно в шесть лет я начал - без посторонней помощи - произносить "р".  :)
Неужели не было никаких предпосылок к этому? Родители не пытались "научить" выговаривать "Р"?
Ну до 6 я ещё подожду... :)

Alexi84

Очень жаль, но не помню. Вроде бы что-то говорили... Видимо, это для меня было тогда чем-то второстепенным, и я пропускал всё мимо ушей.
Одно могу сказать точно - к логопеду меня не водили. :)
Нет народа, о котором было бы выдумано столько лжи, нелепостей и клеветы, как народ русский. (Екатерина Великая)

PhiloAnna

Цитата: Alexi84 от апреля  9, 2010, 22:45
Очень жаль, но не помню. Вроде бы что-то говорили... Видимо, это для меня было тогда чем-то второстепенным, и я пропускал всё мимо ушей.
Одно могу сказать точно - к логопеду меня не водили. :)
Так оно по сути и должно быть второстепенным! Фоном. А основное - собственная активность. :)
ФСЁ, говорю своим, чтоб отстали с логопедом. Если что, опираюсь на вас ;)

Wulfila

замечаю, что детей есть три типа
те, кто не выговаривает р
те, кто не выговаривает л
и остальные..
первые два типа - взаимоизбегающие..
jah hlaiwasnos usluknodedun

PhiloAnna

Цитата: Wulfila от апреля  9, 2010, 22:54
замечаю, что детей есть три типа
те, кто не выговаривает р
те, кто не выговаривает л
и остальные..
первые два типа - взаимоизбегающие..
То есть, по Вашему мнению, дети, не выговаривающие "Р", будут выговаривать "л" и наоборот? В таком случае могу поспорить: мой и "л" не очень хорошо выговаривает. В случае заостерния внимания на конкретном слове, где есть "л", при просьбе повпорить более чётко, он, конечно, может произнести звук правильно, но в основном "л" походит на "и". Я бы сказала, что речь моего ребёнка торопливая, с "проглатыванием" некоторых звуков.

regn

Цитата: Wulfila от апреля  9, 2010, 22:54
первые два типа - взаимоизбегающие..

Неправда. У меня сестра двоюродная не выговаривала "р" и "л". Вместо "р" она произносила аппроксимант (более смазанный, чем английский). Вместо "л" произносила "w". Звук "р" произносит с 5 лет. До 6.5 не произносила "л". Сейчас произносит нормально оба звука.

Цитата: Евгений от марта 27, 2010, 23:33
Это правда, что чешские дети осваивают звук [ř] к 12 годам?

Опять же приведу пример своей двоюродной сестры. До 5 лет она не пользовалась чешским языком (хотя родилась и всю жизнь живет в Праге). Общалась в основном только с родителями и русскоязычными детьми. Мультики смотрела на русском (80%) и чешском (20%). Чешский понимала на слух, но не говорила на нем вообще. Даже не пыталась.

В 5.5 лет пошла в чешский садик. В 6 лет и 10 месяцев в первый класс. Чешская школа в Праге. Дети все чехи. Русского языка не изучает.

Произносит [ř] четко. Произносить стала его вместе с русским "р", а то и раньше. Например, звук [ř] она произносила правильно еще до того, как освоила русский "л" и чешский "l".

Сейчас в 7.5 она заканчивает первый класс. В русском языке появился акцент.

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр