Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Иберийско-кавказский субстрат в осетинском

Автор Devorator linguarum, января 20, 2012, 20:36

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

Nevik Xukxo

Цитата: Дигорон от октября 10, 2012, 14:11
Но мегрелы и нынешние осетины не соседи

Так может контакт был не с мегрелами, а с родственниками мегрелов, потерявшими свой язык? :umnik:

Дигорон

Цитата: Агырхан от октября  9, 2012, 16:14
Вот, например, факт, о котором великий ирановед предпочел обойтись лаконичным сообщением: «кызг/кизгае «девочка», «девушка», «дочь».  – «Старое заимствование из тюрк. къыз «девушка», «дочь». Заимствование имело место еще в тот период, когда в осетинском не было звука къ». «Иранским словом для «девушки», «дочери» было дыгъд, дугъд, сохранившееся только в ходыгъд «золовка» (Абаев, ИЭСОЯ, т. 1, с. 614)? И все, никаких комментариев. Или это слово до статуса свидетельства «интимности связей» не дотягивает?

Не кызг, а чызг в иронском.

А кто спорит? Да, это старый тюркизм.. заимствованный в пору совместного сосуществования ираноязычных кочевников с тюркоязычными.... Аланы то с хуннами, то в составе Хазарии, то Орды, то еще бог знает с кем... Слава богу что только этими тюркизмами обошлось).

Другое дело, что как объяснить этот древний тюркизм в такой странной форме киз+га, если не аланским прошлым нынешних осетин)). Сами себе подвох делаете.

а так у нас еще валом "замененных" слов...

так у нас мужчина стал 'лаег'...что явно местнокавказское и скорее всего адыгское. Скорее всего заменило родное 'наел'. Древнее 'нар', мн.ч. нарта, к вопросу о нартах))
Дигор:
лæг - мужчина;
лæхъуæн  - парень

Кабард:
л1ы - мужчина
л1ыку - мужчина средних лет
л1ыгъэ - мужество

а вы тут девочка, девочка...
Фурæгъдау - æнæгъдау.
Неразумное следование приличиям - то же неприличие.

Агырхан

Цитата: Дигорон от октября 10, 2012, 13:48
Цитата: Агырхан от октября  9, 2012, 16:14
и ошибочка...
у осетин слово  æрдон означает 'половой', но никак не арбу)).
автор, скорее всего, имел ввиду
уæрдун:
I арба, повозка, телега
II валять
Ваше тёбен - это иранизм в тюркском (цыпленок табака в тему) )...но даже не в этом дело, абазин именуют не тёбен, а именно тапан! с множественным - та!

Ошибочка грамматическая, по сути все верно и Вы это правильно поняли. Правильно "уаерду(о)н".
  Карачаево-балкарский "тапан", "табан", "тёбен" тюркское слово и это слово переняли осетины и абазины из карачаево-балкарского языка. Можешь проверить по другим тюркским языкам. Созвучие осетинского "та" с тюркским "да", "та", "те" не дает вам право уверенно говорить о влиянии осетинского (якобы аланского) на языки соседей. Я привел научные статьи по осетино-мегрелским-сванским языкам. Могу предоставить и по другим народам. Если найдете ошибку буду только благодарен.

Дигорон

Цитата: Nevik Xukxo от октября 10, 2012, 14:18
Цитата: Дигорон от октября 10, 2012, 14:11
Но мегрелы и нынешние осетины не соседи

Так может контакт был не с мегрелами, а с родственниками мегрелов, потерявшими свой язык? :umnik:

так поэтому Абаев пишет не с мегрелами...а с народами мегрело-занской и чанской группы языков).
Фурæгъдау - æнæгъдау.
Неразумное следование приличиям - то же неприличие.

Дигорон

Цитата: Tibaren от октября 10, 2012, 14:13
Цитата: Дигорон от октября 10, 2012, 13:48
Абазины подразделяются на два общества:  ашхаруа, что на их же языке означает 'горные', и тапанта, что логически предполагать - равнинные). И вот только у Осетин в абсолютно идентичном звучании имеется подобное понятие - тапан - равнина, мн.ч. тапанта.
Насколько я понимаю, и в абазинском, и в осетинском здесь в начале тI/тъ (глоттализованный), который вряд ли был возможен при восприятии тюркского тебен/табан.

верно... http://slovar.iriston.com/news.php?newsid=15783

Тъæпæн
1. сущ.
плоскость; гладкая поверхность
2. прил.
1) плоскостной; равнинный
2) плоский
3) низкий; приземистый

=======================


из той же темы у нас:


тæбæгъ - тарелка
тæбæк - сжатый, смятый, придавленный, сплюснутый, плоский (цыплёнок табака;) )
тъаффæ - лист, листок
тъæфил, тъæппил - снежинка, пушинка, хлопья снега
тъæпкъах - плоскостопие (къах - нога)
тъæпп -  хлоп!, бац!, шлеп

то есть  тъæп+æн
––––––––
къахт - ямка, вскопанный, выкопанный, вырытый
къæхæн - обрыв, крутой берег

хезæг - пастух, пасущий
хезæн - пастбище, место выпаса

цард - жизнь
цæрæн - жилище, дом с земельным участком

то есть тъапп - плоский / тъæп+æн - плоское место
Фурæгъдау - æнæгъдау.
Неразумное следование приличиям - то же неприличие.

Агырхан

Цитата: Tibaren от октября 10, 2012, 14:13
Цитата: Дигорон от октября 10, 2012, 13:48
Абазины подразделяются на два общества:  ашхаруа, что на их же языке означает 'горные', и тапанта, что логически предполагать - равнинные). И вот только у Осетин в абсолютно идентичном звучании имеется подобное понятие - тапан - равнина, мн.ч. тапанта.
Насколько я понимаю, и в абазинском, и в осетинском здесь в начале тI/тъ (глоттализованный), который вряд ли был возможен при восприятии тюркского тебен/табан.

Часть абазин (медовеевцы), по письменным источникам XIX века, имела и второе название – «аланеты»; у абазин было выявлено мужское имя «Алан». Разумеется, «отмеченные свидетельства косвенно указывают на факт инфильтрации алан в этническую среду абазы» (Уарзиати, с. 18). Совершенно верно; но имела место инфильтрация алан не в понимании Уарзиати («древних осетин»), а, как уже говорилось выше, алан-тюрков, части карачаево-балкарцев (отсюда и некоторые абхазские фамилии кар.-балк. происхождения, например, Джаппу-лары – Джаппуа). В результате этой инфильтрации и смешения приморских абхазов с аланами (карачаево-балкарцами) и появился новый народ – абазины. Поэтому абазинские племена имеют тюркские (а не осетинские) самоназвания: Башильбай, Клыч, Трам, Кызылбек,  и др. Подавляющее большинство фамильных имен абазинской знати также образованы от тюркских имен – Джантемировы, Клычевы и др.
Другой пример. Равнинные абазины именуются «тапанта». По мнению В. И. Абаева, это название «представляет осетинскую форму мн. числа от осетинского же тъаепаен «низина, низменность» и указывает на противопоставление равнинных абазин горным». Получается, что абазины, еще находясь в Причерноморье, почему-то именовали себя по-осетински. Или это случилось в те времена, когда в современной Карачаево-Черкесии якобы еще жили «ираноязычные аланы», т. е. до монгольского нашествия: потом абазины перевалили на северную сторону хребта, расселились по горам и равнинам и стали именовать жителей низин осет. словом тапанта «равнины» (а не тапантонта «равнинники», как ожидалось бы). Но ведь никем не оспаривается мнение, что сильный народ абазин, вытеснив кабардинцев на восток, начал переселяться на Северный Кавказ только в XVI-XVII вв. Когда же тюрки успели ассимилировать на территории Балкарии и Карачая «ираноязычных» алан, а заодно и отбиться от наступающих с юго-запада абазин?
В очередной раз потрясает простой факт: у иранистов правая рука совершенно не ведает, что пишет левая. Обращаемся к ОРС, и тут выясняется, что в осет. яз. тъаепаен, вопреки Абаеву, вовсе не означает «низина, низменность», а имеет другие значения – «плоский; низкий; приземистый; плоскость (геометр.); гладкая поверхность; площадь; сплющивать». Но, может быть, в обратном словаре (РОС, сост. В. И. Абаев) имеется иное толкование? Смотрим: «низина – таерф, дзыхъхъау»; «низменность – даелваез»; «равнина, плоскость – быдыр, фаез». Куда же подевался такой нужный термин и как его могли перенять абазины в значении «низменность», если этого значения он не имеет в самом осет. яз.? Но самое забавное, что в ИЭСОЯ (т. 3, с. 354) Абаев указывает, что осет. тъаепаен - тюркизм!
Хорошо бы осетиноведам хоть иногда заглядывать в работы своего наставника и учителя. В. С. Уарзиати, видимо, этого не сделал, (как не знал он и кар.-балк. слов табан «пята, пятка; подножье», тёбен «низ, нижний», и др.), уверенно продолжая: «Одно из обществ Дигоргома в Северной Осетии до сих пор (?) носит название «Тъаепаен Дигорае» (Плоскостная/ равнинная Дигория). Надо полагать, что это название было дано части равнинных жителей Западной Алании, бежавших сюда от монгольских захватчиков в горы Дигории. В противном случае, довольно затруднительно объяснить это название как исконно горское» (Уарзиати, с. 19).
Одно из горных обществ называлось и называется «до сих пор» Тъаепаен Дигорае, что, по мнению осетиноведов, означало «Равнинная Дигория», но теперь, как выяснилось, уже не означает. Почему так, если общество по-прежнему расположено в горах? Пришлось Уарзиати выдумать бегство дигорцев из Западной Алании (Карачая) в горы Дигории, километров за 500, причем оно совершалось с такой скоростью, что лютые монголы, галопом проскакавшие пол-мира, догнать беглецов не смогли. По горам подобное путешествие для большей или меньшей массы людей невозможно и сейчас. К тому же и в Карачае, и в Балкарии полным-полно таких гор, лесов и ущелий, куда никаким монголам пробраться было бы невозможно. Объяснение именований и равнинных абазин, и дигорского общества очень простое: оно от кар.-балк.  тёбен «нижний» - нижние абазины, Нижняя Дигора (в отличие от обществ, расположенных выше).

Агырхан

Цитата: Дигорон от октября 10, 2012, 14:20
Цитата: Агырхан от октября  9, 2012, 16:14
Вот, например, факт, о котором великий ирановед предпочел обойтись лаконичным сообщением: «кызг/кизгае «девочка», «девушка», «дочь».  – «Старое заимствование из тюрк. къыз «девушка», «дочь». Заимствование имело место еще в тот период, когда в осетинском не было звука къ». «Иранским словом для «девушки», «дочери» было дыгъд, дугъд, сохранившееся только в ходыгъд «золовка» (Абаев, ИЭСОЯ, т. 1, с. 614)? И все, никаких комментариев. Или это слово до статуса свидетельства «интимности связей» не дотягивает?

Не кызг, а чызг в иронском.

А кто спорит? Да, это старый тюркизм.. заимствованный в пору совместного сосуществования ираноязычных кочевников с тюркоязычными.... Аланы то с хуннами, то в составе Хазарии, то Орды, то еще бог знает с кем... Слава богу что только этими тюркизмами обошлось).

Другое дело, что как объяснить этот древний тюркизм в такой странной форме киз+га, если не аланским прошлым нынешних осетин)). Сами себе подвох делаете.

а так у нас еще валом "замененных" слов...

так у нас мужчина стал 'лаег'...что явно местнокавказское и скорее всего адыгское. Скорее всего заменило родное 'наел'. Древнее 'нар', мн.ч. нарта, к вопросу о нартах))
Дигор:
лæг - мужчина;
лæхъуæн  - парень

Кабард:
л1ы - мужчина
л1ыку - мужчина средних лет
л1ыгъэ - мужество

а вы тут девочка, девочка...

Дигорон, зная, что в некоторых языках "К" переходит в "Ч"-"Ц" вы начинаете манипулировать...
И второе, за что благодарите бога, вы думаете, что в осетинском языке только одно слово-кызга-чызга тюркизм? Если вы так думаете, то не знаете свою историю и свой язык, а если знаете, то умышленно уводите людей от истины, что есть не хорошо.


В 1949 году В. И. Абаев пишет о дигорском диалекте: «Расхождения его с иронским  значительны» (ОЯФ, с. 359). Более определенно высказался по этому вопросу Б. А. Калоев, говоря о «сильном расхождении» между ними: «Иронцы, попадающие в отдаленные дигорские селения, где дигорский диалект сохраняется в наиболее чистом виде, часто вынуждены прибегать к помощи переводчиков »


Из 954-х дигоризмов, отсутствующих в иронском диалекте,  240 слов, т. е. четвертая часть, имеют полные соответствия в кар.-балк. яз.; из прочих расхождений такие соответствия находятся в 56 случаях – всего около 300. Итого, более шестой части всех лексических расхождений между дигор. и ирон. диалектами имеет параллели в кар.-балк. яз.; в подавляющем большинстве  это тюркизмы. Сложив обе цифры, получим внушительную цифру: в осет. яз. около 700 карачаево-балкаризмов (прибавьте сюда еще и 150 «тюрко-монгольских» топонимов, а также топонимы полу-осетинские (с использованием кар.-балк. географических терминов), а также - огромное количество одинаковых фамильных имен. Кроме того, С. К. Бабаевым опубликован список слов (около 900 единиц), общих  для осетинского и карачаево-балкарского (включая сюда грузинские, арабские и пр.). Ничего подобного никто из лингвистов, занимающихся связями осетинского с языками других народов, не выявил. Как сказал мудрец, трудно поймать черную кошку в темной комнате, особенно если ее там нет. Но иранисты, возможно, зная об этих фактах (после выхода ИЭСОЯ В. И. Абаева), все равно продолжают искать несуществующие следы «кавказского субстрата».


Tibaren

Цитата: Агырхан от октября 10, 2012, 14:50
Получается, что абазины, еще находясь в Причерноморье, почему-то именовали себя по-осетински.
Полагаете, более вероятно, чтобы они именовали себя по-тюркски?

ЦитироватьОбращаемся к ОРС[/b], и тут выясняется, что в осет. яз. тъаепаен, вопреки Абаеву, вовсе не означает «низина, низменность», а имеет другие значения – «плоский; низкий; приземистый; плоскость (геометр.); гладкая поверхность; площадь; сплющивать». .. .
Но самое забавное, что в ИЭСОЯ (т. 3, с. 354) Абаев указывает, что осет. тъаепаен - тюркизм! [/b]

Не указывает. Стр. 354:



Знак "тильда" не означает "произошло из".
Zikiro beltza ona dut bañan obea buztan zuria

giga-11

Дигорон
Цитироватьа вы думаете тогда ареалы соотносились с современными границами))..
я не о современных границах
но существующие сведения о ареала разных племен со времени полявения алан на кавказе не дают прамых сведений о том чтоб предполагать соседчто алан и мегрелов
Цитироватькто знает, сколько племен исчезло в ходе дальнейших ассимиляций
в данном случае учитывая односторонность контактов скорее всего следует предполагать что какая то занская группа могла растворится в аланской среде, но сведений о подобных миграциях нет
ЦитироватьВ дальнейшем то же самое.. Да и аланы вездесущими были... вплоть до Африки и Монголии добрались.. В Закавказье тоже не чужие были в все времена.
сомнительно что группа алан после путешествия по колхиде вернувшись в аланию занесли занизмы, которые могут считатся субстратными (по краиней мере по мнению Абаева)
Агырхан
ЦитироватьБыло бы корректно, вначале определиться, являются ли осетины аланами, асами или их потомками. В этом вопросе есть очень большие сомнения
боюсь что в данной теме определить не получтся
видел на разных форумах десятки томов дискусий про ирано или тюрко язычности алан
в данном случае я исходил из более признаной наукой концепции о ираноязычности алан

Ion Borș

♪ ☼ † ♥ ♫   ¤$, €, £, ¥.¤
https://www.linkedin.com/in/ion-bors-aa69992a/

Дигорон

Цитата: Агырхан от октября 10, 2012, 14:50
и тут выясняется, что в осет. яз. тъаепаен, вопреки Абаеву, вовсе не означает «низина, низменность», а имеет другие значения – «плоский; низкий; приземистый; плоскость (геометр.); гладкая поверхность; площадь; сплющивать». Но, может быть, в обратном словаре (РОС, сост. В. И. Абаев) имеется иное толкование? Смотрим: «низина – таерф, дзыхъхъау»; «низменность – даелваез»; «равнина, плоскость – быдыр, фаез». Куда же подевался такой нужный термин и как его могли перенять абазины в значении «низменность», если этого значения он не имеет в самом осет. яз.?

Уважаемый, я попросил указать нам имя сего блестящего автора, чьи инсинуации вы щедро выплескиваете на наш суд)... Огласите имя героя.

Но заранее могу сказать, что не стоит доверять "учОному", который ленится заглядывать в самый простой словарик осетинского языка, чтобы не лажать на публику. Вот и получается, что вместо "арбы" у него указывается "половой". Так нечаянно и обматерит нас по простоте душевной))..

вот и в выделенном выше моменте он с размаху задом опустился в наделанную им же кучу)).

Слово тъаепаен означет и равнину в том числе))

http://slovar.iriston.com/news.php?newsid=15783

тъæпæн
1. сущ.
плоскость; гладкая поверхность
2. прил.
1) плоскостной; равнинный
2) плоский
3) низкий; приземистый

у вас самих есть несколько слов обозначающих равнину, поле, степь...как в любых нормальных языках)). Да и Забыл наверно ваш умник, что у Дигорцев есть Тапан Дигорцы...  внутреннее деление, которое с таким названием не встречается ни у кого кроме дигорцев и абазин тапантцев.
ЦитироватьТАПАН-ДИГОРСКАЯ община (на правом берегу Ирафа от начала ущелья до с. Фаснал по течению р. Сонгутидон) с аулами: Задалеск, Ханаз, Нижний Нар, Верхний Нар, Махческ, Карцата, Фараската, Казахтикау, Тауитта, Мастинока, Калнахта, Фаснал, Камата, Уакац (перечень аулов снизу вверх). Самая крупная община Дигории по территории и населению.


Вобщем, не читайте вы этого автора...он никакой))...все остальное так же с грубейшими натяжками, подтасовками и  ошибками).
Фурæгъдау - æнæгъдау.
Неразумное следование приличиям - то же неприличие.

Дигорон

Цитата: Агырхан от октября 10, 2012, 15:17

Дигорон, зная, что в некоторых языках "К" переходит в "Ч"-"Ц" вы начинаете манипулировать...
И второе, за что благодарите бога, вы думаете, что в осетинском языке только одно слово-кызга-чызга тюркизм? Если вы так думаете, то не знаете свою историю и свой язык, а если знаете, то умышленно уводите людей от истины, что есть не хорошо.

я делаю выводы из того что вижу, а вижу я полное невладение темой... ни слов, ни культуры, ни истории осетинского народа вы и ваш автор не знаете...что я на нескольких примерах показал. Как можно оспаривать то, что вы толком не знаете!?

и я не манипулирую К-Ц... я просто указал на ошибку...  нет у осетин слова кызг...есть чыжг и кизгае... пишите правильно)... это к вопросу о владении материалом))

так поменяв один звук в слове хъæд на хъад вы произнесете вместо первого "лес" грубейший матюк)).. даже переводить не буду...


Фурæгъдау - æнæгъдау.
Неразумное следование приличиям - то же неприличие.

Дигорон

Цитата: Tibaren от октября 10, 2012, 15:22
Знак "тильда" не означает "произошло из".

это особенности спора с тюркослонами... надо объяснять даже самые элементарности. Утомляет слегка.
Фурæгъдау - æнæгъдау.
Неразумное следование приличиям - то же неприличие.

tat

Цитата: Дигорон от октября 10, 2012, 14:32
Цитата: Nevik Xukxo от октября 10, 2012, 14:18
Цитата: Дигорон от октября 10, 2012, 14:11
Но мегрелы и нынешние осетины не соседи

Так может контакт был не с мегрелами, а с родственниками мегрелов, потерявшими свой язык? :umnik:

так поэтому Абаев пишет не с мегрелами...а с народами мегрело-занской и чанской группы языков).

может на тер северной Абхазии еще в древние времена?
была же версия что кораксы мегрелоязычное племя на тер Сев Абхазии?

а о мегрелоязычности двалов вроде несерьезно говорить

Дигорон

Цитата: Агырхан от октября 10, 2012, 14:50
Одно из горных обществ называлось и называется «до сих пор» Тъаепаен Дигорае, что, по мнению осетиноведов, означало «Равнинная Дигория», но теперь, как выяснилось, уже не означает. Почему так, если общество по-прежнему расположено в горах? Пришлось Уарзиати выдумать бегство дигорцев из Западной Алании (Карачая) в горы Дигории, километров за 500, причем оно совершалось с такой скоростью, что лютые монголы, галопом проскакавшие пол-мира, догнать беглецов не смогли. По горам подобное путешествие для большей или меньшей массы людей невозможно и сейчас. К тому же и в Карачае, и в Балкарии полным-полно таких гор, лесов и ущелий, куда никаким монголам пробраться было бы невозможно. Объяснение именований и равнинных абазин, и дигорского общества очень простое: оно от кар.-балк.  тёбен «нижний» - нижние абазины, Нижняя Дигора (в отличие от обществ, расположенных выше).

повторяю для непонявших)...

Дигорская песня предание зафиксированное еще в 19в.
Кадæг ракодта Саулаты Дзæрæх 1894 азы.

перевод:

ПЕСНЯ О ЗАДАЛЕСКОЙ НАНА (матери - Дигорон)
Кровавый дождь, кровавый дождь
Над Тапан Дигорией, над Тапан Дигорией.
От волков Ахсак-Тимура с железными пастями,
Почернели их зеленые поля.
Плотнее, крепче плетня из железных прутьев
Вокруг расположились (окружили).
Предводители Тапан Дигории,
Их мужественная молодежь, один лучше другого,
От рук неприятеля в крови тонут,
Редеют, в царство мертвых отправляются.
До последнего человека хоть и сражаются,
Но погибли до единого дигорцы. (художественный прием, прим. для слонов)
То пожарище занялось, то синее пламя взыграло
Над многолюдными селами Тапан Дигории.
Оставшиеся женщины и мужчины
Все уведены в плен, уведены в плен.
Так погибли тапандигорцы, лишились потомства.
Плача, рыдая, тогда остались бесприютные дети
На пепелище, на черной золе.
Но оказалась на счастье народа
Женщина на свете,
Сирот собрала, подобно стаду овечек,
Ночью и днем сторожит их от дикого зверя и недруга.
С плоскости — в лес, из лесу — на поляну,
В сторону Дигорского перевала повернула,
Через Цагат перешла с детьми, в Задалеске поселилась,
Плодами растений стала их кормить, стала их кормить,
Когда выросли они, окрепли они, села основали,
Свою общую мать, Задалескую нана,
С почестями, со славой похоронили Около Задалеска в Пещере Морга

так вот этот перевал Цагат и есть вход в Дигорское ущелье с равнины...

То, что дигорцы обитали как минимум в предгорьях и горах КБ...многократно доказывал даже на этом форуме)... просто набери в поиске "топонимика Карачая и Балкарии"

Насчет лютых монголов скачущих за дигорцами)...

Монголам было плевать на местные племена, как "шерифу на проблемы негров"... асы (аланы, осетины) попали под раздачу только потому, что укрыли у себя Тохтамышевского военачальника Утурку (а не самого Тохтамыша, как пишут ваши доблестные "учОные").... вот за ним и штурмовал горы Тамерлан. Ему незачем было двигать свою махину армию по ущельям ради каких-то местных остатков племен.  Сделал свое дело и поскакал дальше, делать кресла из  падишачьих черепов. 

Аланы же разбрелись по горам по долам... часть "покорила кавказцев и двалов", как описывал Вахушти,...став современными осетинами)).

Фурæгъдау - æнæгъдау.
Неразумное следование приличиям - то же неприличие.

Дигорон

Цитата: tat от октября 10, 2012, 16:12
может на тер северной Абхазии еще в древние времена?
была же версия что кораксы мегрелоязычное племя на тер Сев Абхазии?
а о мегрелоязычности двалов вроде несерьезно говорить

если честно, то я и сам пока не могу для себя вменяемой версии встроить). Возможно есть связь с некими аргами, обитающими на Сев.Кавказе...и фигурирующими в преданиях как вымерший внезапно народ.

Насколько мы знаем, то мегрелы это м-арг-аль...   Арги то есть.

Вот тут и всплывают р.Аргу+дан, теснина Арги нараег (букв. теснина Аргов) "Эльхотовские ворота"...

Даже пословицы остались:
Æргæн сæ бæхæргъау ку фæттартдтонцæ, уæд син сæ лæхæбæл цагъд искодтонцæ.
Когда у аргинцев  табун лошадей угнали, они вокруг их навоза ограду построили.

Не знаю... нужно больше сведений)..
Фурæгъдау - æнæгъдау.
Неразумное следование приличиям - то же неприличие.

Tibaren

Цитата: Агырхан от октября 10, 2012, 13:58
Зах снежная лавина – ос. заей, заейае (кар.-балк. зая).
Пракартвельское *z1waw-. Так что направление заимствования определите сами.

ЦитироватьКъа сланец, шифер, - ос. къаей, къаейае то же; балк. гыйы (кроме того, кар.-балк. къая «скала»).
В кар.-балк. возможен переход /къ/:/г/? И чем обусловлен переход в /къ/ в осетинском и сванском?

ЦитироватьМатата ядовитое растение – маетыг, татук съедобное растение. «Происхождение нам неизвестно. Исходная форма в осетинском татук». (Ср. кар.-балк. татуу «вкус», из татук, татуулу «вкусный», татлы «сладкий»).
То, что для карачаевцев и балкарцев вкусно и сладко - для сванов яд?

Цитировать«Мырск муравей – маелдзук, мулдзук. Старое индо-европейское слово, др. иран. маури, перс. мурчех, русск. муравей. Староосетинскую форму можно восстановить в виде мурчук, откуда легко могло получиться сванское мырск. В других картвельских языках нет этого слова». (Ср. кар.-балк. къумурсха «насекомое» и гумулжук «муравей»; второе слово, вероятно, чуть искаженное гумулжух «кисломордый», из-за муравьиной кислоты, выделяемой насекомыми – гумул «квас, квасная», жух «морда». Или от кумурчукъ «маленькое насекомое»; сюда же киргиз. къумурскъа, кумык. хомурсгъа).
То есть, праиндоевропейцы заимствовали у кар.-балкарцев?

ЦитироватьТекра, текер клен – таекаер, балк. тыкыр. Иранской этимологии нет.
А тюркская есть? В сванском, по крайней мере, можно выделить суффикс, характерный для названий растений, -ра.

Zikiro beltza ona dut bañan obea buztan zuria

Агырхан

Цитата: Дигорон от октября 10, 2012, 16:25

То, что дигорцы обитали как минимум в предгорьях и горах КБ...многократно доказывал даже на этом форуме)... просто набери в поиске "топонимика Карачая и Балкарии"

Насчет лютых монголов скачущих за дигорцами)...

асы (аланы, осетины) попали под раздачу только потому, что укрыли у себя Тохтамышевского военачальника Утурку (а не самого Тохтамыша, как пишут ваши доблестные "учОные")....

Аланы же разбрелись по горам по долам... часть "покорила кавказцев и двалов", как описывал Вахушти,...став современными осетинами)).

Ни минимум, ни максимум, ни в горах, ни в предгорьях Карачая дигорцев не было и нет. Это фантазии ваших параисториков и "учЁных".
Если хочешь тюркизмы в горах и предгорьях Осетии, то их множество. Могу предъявить.
Аланы и асы "попали под раздачу" не только из-за Утурку. Аланы и асы в составе Золотой орды выступили против Тамерлана.
Никуда аланы и асы не разбрелись, где жили там и по сей день живут. Ироно-двальские связи к аланам и асам отношения не имеют.
Если вы были аланами или асами не стали бы нас называть АССОН, а себя ИРОН, ДИГОРОН.

Агырхан

Цитата: Tibaren от октября 10, 2012, 16:54
То есть, праиндоевропейцы заимствовали у кар.-балкарцев?
А тюркская есть? В сванском, по крайней мере, можно выделить суффикс, характерный для названий растений, -ра.

Ирония неуместна. Тюркские языки входят в Ностратическую семью.
Но у нас разговор о влиянии осетинского языка на языки соседних народов. Влияние должно было быть несоизмеримо больше чем то что есть. Если признать, вслед за "академической наукой", что скифы=сарматы=аланы=осетины. Это несколько тысячилетий владычества "иранцев". К великому сожалению осетинских учЁных этого влияния нет. Искать в темной комнате чёрную кошку...сами думайте.
Мориц Вагнер пишет (в 1850 г.,): «Мне не удалось узнать ничего другого от осетин, кроме воспоминаний о времени, когда их предки переселились из какой-то другой земли в Кавказские горы» (ОГРИП, с. 277). Это очередная «странность»: почему осетины не сказали Вагнеру о том, что их предки пришли из предкавказских степей или из Западной Алании, с Кубани? Или хотя бы с равнины, лежащей прямо перед горами Осетии?

tat

Цитата: Дигорон от октября 10, 2012, 16:38
Цитата: tat от октября 10, 2012, 16:12
может на тер северной Абхазии еще в древние времена?
была же версия что кораксы мегрелоязычное племя на тер Сев Абхазии?
а о мегрелоязычности двалов вроде несерьезно говорить

если честно, то я и сам пока не могу для себя вменяемой версии встроить). Возможно есть связь с некими аргами, обитающими на Сев.Кавказе...и фигурирующими в преданиях как вымерший внезапно народ.

Насколько мы знаем, то мегрелы это м-арг-аль...   Арги то есть.

Вот тут и всплывают р.Аргу+дан, теснина Арги нараег (букв. теснина Аргов) "Эльхотовские ворота"...
Даже пословицы остались:
Æргæн сæ бæхæргъау ку фæттартдтонцæ, уæд син сæ лæхæбæл цагъд искодтонцæ.
Когда у аргинцев  табун лошадей угнали, они вокруг их навоза ограду построили.

Не знаю... нужно больше сведений)..


интересно как мегрелы могли попасть на Сев Кавказ
их от Северного Кавказа отделяют сваны абхазы и карты

и откуда занизмы в армянском

чаны слишком малочисленны и дики чтоб повлиять на армян


Tibaren вы не выскажетесь?


tat

Цитата: Агырхан от октября 10, 2012, 17:16
Цитата: Дигорон от октября 10, 2012, 16:25

То, что дигорцы обитали как минимум в предгорьях и горах КБ...многократно доказывал даже на этом форуме)... просто набери в поиске "топонимика Карачая и Балкарии"

Насчет лютых монголов скачущих за дигорцами)...

асы (аланы, осетины) попали под раздачу только потому, что укрыли у себя Тохтамышевского военачальника Утурку (а не самого Тохтамыша, как пишут ваши доблестные "учОные")....

Аланы же разбрелись по горам по долам... часть "покорила кавказцев и двалов", как описывал Вахушти,...став современными осетинами)).

Ни минимум, ни максимум, ни в горах, ни в предгорьях Карачая дигорцев не было и нет. Это фантазии ваших параисториков и "учЁных".
Если хочешь тюркизмы в горах и предгорьях Осетии, то их множество. Могу предъявить.
Аланы и асы "попали под раздачу" не только из-за Утурку. Аланы и асы в составе Золотой орды выступили против Тамерлана.
Никуда аланы и асы не разбрелись, где жили там и по сей день живут. Ироно-двальские связи к аланам и асам отношения не имеют.
Если вы были аланами или асами не стали бы нас называть АССОН, а себя ИРОН, ДИГОРОН.

осетин грузины называли оси
в Венгрии без грузинского названия проживают ясы вполне себе родственный осетинам народ
если оси и ясы не асы то кто же они


и Дигорон и Ирон имеют связь с Ираном и вообще с ариями?

Tibaren

Цитата: Агырхан от октября 10, 2012, 17:36
Ирония неуместна. Тюркские языки входят в Ностратическую семью.
Секундочку. Вы кажется постулировали мысль о направлении заимствования кар.-балкарский > осетинский > сванский. А если рассуждать с позиций гипотетической ностратической макросемьи, куда якобы входят и картвельские, то окажется, что аланы, будь они тюрки, либо осетины, всё равно родственники сванов...
Zikiro beltza ona dut bañan obea buztan zuria

Tibaren

Цитата: tat от октября 10, 2012, 17:36
и откуда занизмы в армянском
Они непосредственно соседствовали в сев.-восточных областях М. Азии и даже образовывали некое смешанное население, ср. племя арменохалибы.
Zikiro beltza ona dut bañan obea buztan zuria

Tibaren

Zikiro beltza ona dut bañan obea buztan zuria

Tibaren

Цитата: tat от октября 10, 2012, 17:36
интересно как мегрелы могли попасть на Сев Кавказ
их от Северного Кавказа отделяют сваны абхазы и карты
Более вероятно проникновение аланов/осетин в Закавказье, напр., в Абхазию и др. соседствующие с Мегрелией территории.
Zikiro beltza ona dut bañan obea buztan zuria

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр