Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Фонематический принцип орфографии

Автор Varvara, июля 3, 2011, 11:34

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Varvara

Фонология - хорошая наука. А как насчет ее практического применения, например, в  орфографии? По-моему, все  попытки применить понятие фонемы при решении орфограмм были не очень удачными, особенно если фонему представлять в виде звукоряда. В общеобразовательных учебниках для 10-11 классов фонематический принцип даже не вспоминается. Разве это нормально?

I. G.

Цитата: Varvara от июля  3, 2011, 11:34
Разве это нормально?
А что тут ненормального?

Обучение грамоте - 1-й класс, вот тогда на звуки уделяют достаточное количество времени. Естественно, глубоко в фонологию в 1-м классе не углубляются. (Хотя были попытки...) В 10-11 классе ученик уже должен уметь писать.
Или Вы просто так, для общего развития, хотите ввести фонологию в школьную программу?  :???
...И мимимишечных круглышек,
Что безусловно хороши,
Но очень вредны для души.

Varvara

Цитата: I. G. от июля  4, 2011, 10:17
Цитата: Varvara от июля  3, 2011, 11:34
Разве это нормально?
А что тут ненормального?

Обучение грамоте - 1-й класс, вот тогда на звуки уделяют достаточное количество времени. Естественно, глубоко в фонологию в 1-м классе не углубляются. (Хотя были попытки...) В 10-11 классе ученик уже должен уметь писать.
Или Вы просто так, для общего развития, хотите ввести фонологию в школьную программу?  :???
Какое там общее развитие! Я считаю, что все правила должны формулироваться на основе этого принципа.
Приведем самый элементарный пример:
В учебнике для 9-10 классов написано:Правписание звонких-глухих согласных устанавливается подбором проверочного слова, где этот согласный находится перед гласным или согласным Л, М, Н, Р. Если проверку сделать нельзя, написание согласного устанавливается по словарю. Это всё.
А школьники,  как  зомби, читают и учат это наизусть. Они на слово верят, что это всё так. А теперь поиграем в умного школьника, который любит задавать вопросы, например:
- А почему их надо проверять? Чем они такие особенные?
- Как узнать, можно ли сделать проверку или нет? Вдруг я просто не нашел проверочное слово?
- Слова: вокзал, космонавт, футбол - словарные, а вот: ездить, поздний, гвозди, изба, узбек, дожди, стена, стол, спина, в них тоже непроверяемые гласные, почему их не считают словарными?
- Мы заучиваем 4 слова: здесь, здоровье, здание, ни зги, в которых З пишется в начале слова. А слова "зверь, звонок", почему их не учим? Почему только ЗД заучиваем?
Наверное, умный школьник может и другие вопросы задать, если его от гипноза освободить. Так вот, с помощью фонематического принципа на все вопросы можно ответить, а как ответить без него?



I. G.

Цитата: Varvara от июля  4, 2011, 12:44
Наверное, умный школьник может и другие вопросы задать, если его от гипноза освободить. Так вот, с помощью фонематического принципа на все вопросы можно ответить, а как ответить без него?
Наших школьников уже 10 лет освобождают от гипноза заучивания, а потом на выходе получаем выпускников, не умеющих писать.
Для любознательных школьников - путь на филфак.
Остальным фонология на серьезном уровне не нужна!
Школа уже сейчас с трудом справляется с задаей элементарно научить писать, считать и читать. А все стремятся обогатить программу фонологией в 1-м классе, во 2-м куча времени отводится на этимологию, в 3-м... В итоге на все остальное времени не остается.
...И мимимишечных круглышек,
Что безусловно хороши,
Но очень вредны для души.

Маркоман

Цитата: I. G. от июля  4, 2011, 19:35
Наших школьников уже 10 лет освобождают от гипноза заучивания, а потом на выходе получаем выпускников, не умеющих писать.
Вы считаете, что грамотность за последние 10 лет упала?
Ну, или вообще за какое-то время?
Раб Кремляди и Первого канала

I. G.

Цитата: Маркоман от июля  4, 2011, 19:45
Цитата: I. G. от июля  4, 2011, 19:35
Наших школьников уже 10 лет освобождают от гипноза заучивания, а потом на выходе получаем выпускников, не умеющих писать.
Вы считаете, что грамотность за последние 10 лет упала?
Ну, или вообще за какое-то время?
Да, упала.
Но тут дело даже не столько в учебниках и программах, сколько в учителях.
...И мимимишечных круглышек,
Что безусловно хороши,
Но очень вредны для души.

Маркоман

Раб Кремляди и Первого канала

I. G.

...И мимимишечных круглышек,
Что безусловно хороши,
Но очень вредны для души.

Маркоман

Цитата: I. G. от июля  4, 2011, 19:56
Вы на какой планете живете?
Земля.
Что с учителями действительно стало? Чем и почему они стали хуже?
Раб Кремляди и Первого канала

Konay

Цитата: Маркоман от июля  4, 2011, 20:00
Цитата: I. G. от июля  4, 2011, 19:56
Вы на какой планете живете?
Земля.
Что с учителями действительно стало? Чем и почему они стали хуже?

может потому, что учителя уже не получают столько, сколько раньше?

I. G.

Цитата: Маркоман от июля  4, 2011, 20:00
Цитата: I. G. от июля  4, 2011, 19:56
Вы на какой планете живете?
Земля.
Что с учителями действительно стало? Чем и почему они стали хуже?
В советское время профессия учителя хотя и не была настолько высокооплачиваемой, как специалиста на заводе, однако имела ряд преимуществ: относительно короткий рабочий день (можно присмотреть за детьми, выполнить работу по дому), 2 месяца отпуск, 25 лет стажа для выхода на пенсию, достаточно престижная профессия (особенно в сельской местности) и т.д. На зарплату можно было жить, ездить в отпуск по путевке от профсоюза, получать какие-то другие льготы. Начиная с 90-х гг.  зарплата стала сопоставима с прожиточным минимумом (чуть выше или даже ниже), престижность профессии резко упала, работать с современными детьми сложнее, бумажек заполнять нужно в несколько раз больше... В результате падения интереса к профессии педвузы набирают только очень слабых абитуриентов, а из выпускников идут работать по профессии опять же только те, кто не нашел себя в другом месте: "Что я, ни на что не гожусь, чтобы в школу идти?"
Естественно, уровень подготовки молодых учителей в среднем намного ниже, тем тех, кто уходит на пенсию, а новые программы, наоборот, требуют большего, чем традиционные.
...И мимимишечных круглышек,
Что безусловно хороши,
Но очень вредны для души.

autolyk

Вы правы, хотя и в 60-е гг. была присказка: «нет дороги — иди в педагоги».
Конкурс в педвузы в советское время был сравнительно небольшим.
Атэц Әүүәл not welcome in this topic

Маркоман

Спасибо за ответ, И. Г. А устроиться учителем в школе сейчас трудно?
Раб Кремляди и Первого канала

I. G.

Цитата: autolyk от июля  4, 2011, 20:41
Вы правы, хотя и в 60-е гг. была присказка: «нет дороги — иди в педагоги».
Конкурс в педвузы в советское время был сравнительно небольшим.
Это да, тоже знаю. Но вряд ли настолько низким, я думаю.  :donno:
...И мимимишечных круглышек,
Что безусловно хороши,
Но очень вредны для души.

autolyk

Цитата: I. G. от июля  4, 2011, 20:48
Но вряд ли настолько низким, я думаю.
Конечно, выше чем сейчас. Просто я хотел сказать, что такая тенденция была и раньше (помните, что сказал т. Сталин о врачах и учителях?), а уж окончательное развитие она получила в 90-х.
Атэц Әүүәл not welcome in this topic

Маркоман

Раб Кремляди и Первого канала

I. G.

Цитата: autolyk от июля  4, 2011, 20:55
Цитата: I. G. от июля  4, 2011, 20:48
Но вряд ли настолько низким, я думаю.
Конечно, выше чем сейчас. Просто я хотел сказать, что такая тенденция была и раньше (помните, что сказал т. Сталин о врачах и учителях?), а уж окончательное развитие она получила в 90-х.
Да, мне несколько человек, окончивших вуз в 80-е, говорили то же самое: на курсе были и очень слабые студенты.
Да и прабабушка рассказывала, что ее зарплата учителя в 30-е была в 10 раз меньше, чем у мужа, начальника лесозаготовительного предприятия, которому по должности была положена и квартира, и дрова, и еще что-то. Правда, только до 37-года, тогда он перешел на «полное обеспечение» от государства.
...И мимимишечных круглышек,
Что безусловно хороши,
Но очень вредны для души.

Varvara

Цитата: Маркоман от июля  4, 2011, 20:00
Цитата: I. G. от июля  4, 2011, 19:56
Вы на какой планете живете?
Земля.
Что с учителями действительно стало? Чем и почему они стали хуже?
Здесь картина очень разнообразная.
Вот, например, хороший учитель (литературы). Авторская методика, школьникам задаются вопросы, заставляющие их размышлять о жизни, не только о литературе. Здесь всё: этика, философия, мораль. Через два года эти школьники уйдут в "большую" жизнь, и, как знать, будет ли у них ещё время поразмышлять об этом.
Вот другой учитель, молодой человек. В пединститут поступил, чтобы в армию не идти. Сейчас работает менеджером.
Девушка закончила факультет иностранных языков. Работает в школе, на зарплату не жалуется, кажется, тысяч 50 получает.
Вот 5 курс пединститута. На 1-ом курсе подробно все ФШ проходили, рефераты писали. На 5-ом курсе вдруг вспомнили, что орфографии вообще не касались (в школе она должна изучаться), а грамотно писать не все умеют. Срочно организуют какие-то занятия.

Varvara

Цитата: I. G. от июля  4, 2011, 19:35
Цитата: Varvara от июля  4, 2011, 12:44
Наверное, умный школьник может и другие вопросы задать, если его от гипноза освободить. Так вот, с помощью фонематического принципа на все вопросы можно ответить, а как ответить без него?
Наших школьников уже 10 лет освобождают от гипноза заучивания, а потом на выходе получаем выпускников, не умеющих писать.
Для любознательных школьников - путь на филфак.
Остальным фонология на серьезном уровне не нужна!
Школа уже сейчас с трудом справляется с задаей элементарно научить писать, считать и читать. А все стремятся обогатить программу фонологией в 1-м классе, во 2-м куча времени отводится на этимологию, в 3-м... В итоге на все остальное времени не остается.

1.В младших классах о фонетике и филологии можно говорить только в игровой форме, так как у детей образное мышление и эмоциональная память. Но и им надо  как-то объяснять, почему мы пишем не так, как слышим.
2.Что касается филфака. Любознательный школьник может быть будущим великим метематиком, Григорием Перельманом, например. У таких людей развито логическое мышление, им наш эмпирический русский часто трудно дается. Что вы им предложите, тем, которые Вселенной будут управлять?
3. Фонология разная бывает. У нас есть одна система русского письма, которая определяется нормативными правилами. И может быть много способов описания этой системы. Те ФШ, которые есть, для практической орфографии не походят, значит надо создать новый вариант, более простой. Вот настоящая задача для филологов. Филологи, вперёд!




I. G.

Вы преувеличиваете возможности фонологии решить эти проблемы.
Цитата: Varvara от июля  5, 2011, 08:30
Девушка закончила факультет иностранных языков. Работает в школе, на зарплату не жалуется, кажется, тысяч 50 получает.
Опять Москва?
...И мимимишечных круглышек,
Что безусловно хороши,
Но очень вредны для души.

Varvara

Цитата: I. G. от июля  5, 2011, 17:16
Вы преувеличиваете возможности фонологии решить эти проблемы.
Цитата: Varvara от июля  5, 2011, 08:30
Девушка закончила факультет иностранных языков. Работает в школе, на зарплату не жалуется, кажется, тысяч 50 получает.
Опять Москва?
Конечно, Москва, но школа самая обычная.

I. G.

Цитата: Varvara от июля  5, 2011, 19:18
Цитата: I. G. от июля  5, 2011, 17:16
Вы преувеличиваете возможности фонологии решить эти проблемы.
Цитата: Varvara от июля  5, 2011, 08:30
Девушка закончила факультет иностранных языков. Работает в школе, на зарплату не жалуется, кажется, тысяч 50 получает.
Опять Москва?
Конечно, Москва, но школа самая обычная.
Вы в курсе, что Москва - это скорее исключение, даже если это «обычная школа»?
В необычных по 300 тысяч платят?
...И мимимишечных круглышек,
Что безусловно хороши,
Но очень вредны для души.

Varvara

Цитата: I. G. от июля  5, 2011, 19:19
Цитата: Varvara от июля  5, 2011, 19:18
Цитата: I. G. от июля  5, 2011, 17:16
Вы преувеличиваете возможности фонологии решить эти проблемы.
Цитата: Varvara от июля  5, 2011, 08:30
Девушка закончила факультет иностранных языков. Работает в школе, на зарплату не жалуется, кажется, тысяч 50 получает.
Опять Москва?
Конечно, Москва, но школа самая обычная.
Вы в курсе, что Москва - это скорее исключение, даже если это «обычная школа»?
В необычных по 300 тысяч платят?
Про необычные я не в курсе. А не в Москве что платят?

Маркоман

Раб Кремляди и Первого канала

I. G.

Оклад около 4 тысяч, на руки в среднем 7.
Считается очень хорошей зарплатой для начинающего учителя (вместе с «подъемными» и прочими надбавками) 10-12 тысяч.

...И мимимишечных круглышек,
Что безусловно хороши,
Но очень вредны для души.

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр