Абхазские фамилии: аргументы против грузинских фальсификаций

Автор Давид Дасаниа, июня 8, 2011, 19:33

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Давид Дасаниа

Здесь, в рамках предлагаемой мною темы, я решил, исходя из острой необходимости, во многом инициированной господином mjora, расставить все точки над "i" по проблемам изучения истории и этнологии абхазских фамилий. Считаю необходимым обобщить существующие материалы, ознакомить пользователей как со своими работами, так и с работами объективных учёных по указанной проблематике. В последнее время я без особой нужды в "Лингвофорум" не лез. Тем более, упаси Бог, никому не дерзил. Моему, скорее всего, мегрельскому оппоненту я не то что не дерзил, но и не угрожал, и не шантажировал. То, что я написал ему, было серьёзным предупреждением. Сил нет и желания читать грузинскую "дезу". Мне, да и не только мне в Абхазии, надоело слушать одно и тоже, изо дня в день: "эти абхазы - мегрелы", "те - северокавказские апсуйцы", "а вот средневековые абхазцы - несчастное племя, ассимилированное апсуйцами"... Бред сивой кобылы! Я очень долго терпел. Но всякому терпению приходит конец. Итак, кто хочет ознакомиться с правдой по избранной мною темы, прошу за "круглый стол".
Рассмотрим вначале факты грузинизации абхазских фамилий. Движемся по Яндексу, находя и комментируя материалы:
1. Ряд фамилий с формантом "ипа" мегрельские священнослужители ввиду сложности восприятия абхазских фамильных имен, а также и потому, что абхазские фамилии были политически "нежелательны" нарекали мегрельскими фамилиями (например, родовое имя Адгуа-ипа было переделано в Яшвили, Согум-ипа (Соҕәым-иҧацәа) в Сабекиа, Мазлоу в Бзиава, Мцвагуача (Мцәаҕәача) в Дочиа. (http://adgil.narod.ru/Republic_of_Abkhazia/abhazskie_familii/iz_istorii_familnih_imen_abhazov/).
2. Абхазские фамилии как в Самырзакане, так и по всей Абхазии, не только «поправлялись» на мегрельский или грузинский лад, но и немало случаев, когда они до неузнаваемости менялись или же когда абхазам просто давали другие фамилии. К примеру, таким образом представители фамилии Браскыл стали носить фамилию Булискерия, Шакрыл – Шакирбая, Шакая или Шария; Чаабалырхуа – Сотискуа, Сотишвили; Инал-ипа – Иналискуа, Иналишвили; Алхорба – Мерцхулава, Цимцба – Сиргинава и т.п. Примечательно, что инициаторами и изобретателями фамильных изменений были служители церкви, исключительно грузинской, точнее – мегрельской национальности. Они обычно фамилию меняли у новорожденных детей при крещении. Как правило, родители и дети, не владевшие ни грузинским языком, ни грузинской письменностью, о деяниях грузинских священников узнавали позже, чаще всего после установления Советской власти, когда церковные книги использовались в качестве чуть ли не единственного письменного источника для переучета и регистрации граждан. Такми образом превращалась фамилия Бутба в Бутбая, Лакрба – Лакербая, Квадзба – Квадзбая, Агрба – Агирбая, Аршба – Аршбая, Делба – Делбая (некоторые – Долбая), Зухба – Зухбая, Эзугба – Эзугбая, Ардба – Ардия (другие – Ардбелава), Чачба – Чачибая и мн. др. «Преобразование абхазских фамильных имен на грузино-мегрельский лад, – пишет профессор А. Куправа, – это составная часть общего ассимиляционного процесса. Но если языковая ассимиляция, а вслед за ней потеря этнического самосознания являлись результатом продолжительного ассимиляционного процесса и носили сложный характер, то изменение фамильных форм проходило проще, чаще фиксацией в метриках». (http://www.apsny.ru/history/history.php?page=content/nov_hist/samyrzakan.htm).
3. В 1900 году на страницах газеты «Черноморский вестник» (№№ 121 и 124) была опубликована статья известного грузинского общественного деятеля К.Д. Мачавариани «Сословный вопрос в Абхазии». Здесь автор решительно выступил против действий грузинских «культуртрегеров» - «недремлющих деятелей на поприще экономических завоеваний, покушавшихся и на больше относительно абхазцев, навязывающих им свой язык и поставивших задачу переделывать фамилии на свой лад, придавая им свои окончания» (Инал-ипа, 1992, с. 123). К.Д. Мачавариани особо подчеркнул в своей статье очень важное, с нашей точки зрения, обстоятельство грузинизации абхазских фамильных имен, предпринятой грузинскими и мегрельскими священниками в конце XIX века. «Удивительно, что грубые искажения абхазских родовых имен - пишет в статье грузинский деятель, - осуществлялись при почти полном равнодушии самих носителей этих имен, которые в большинстве своем по своей неграмотности или наивности не обращали обычно внимания на безобидные и никчемные, как им казалось, записи на бумажках». Так «все эти дзе, швили, ия, ая с совершенно спокойным сердцем реформаторы фамилий, священники внесли в документы, метрики», а со временем носители фамилий «совершенно свыклись со своими измененными прозваниями». Свою статью К.Д. Мачавариани завершает следующими словами: «Для чего нужна была подобная переделка, понять не трудно, но почему ее допустили, почему сами абхазцы так легко помирились с ней – решительно непонятно» (Инал-ипа, 1992, с. 123). В этом высказывании К.Д. Мачавариани, как мы считаем, содержится некоторое противоречие. Автор предварительно сам раскрыл особенность процесса переделки абхазских фамилий на грузино-мегрельский лад, указав на факт равнодушия самих носителей абхазских фамилий по причине их неграмотности или наивности, а уж затем высказал удивление по данному поводу. (http://www.apsny.ru/history/history.php?page=content/nov_hist/samyrzakan.htm).
4. В одной из работ К.Д. Мачавариани, опубликованной в книге «Очерки и рассказы», изданной в 1909 году, затрагивается вопрос, связанный с распространением среди абхазских фамилий мегрельских, имеретинских, сванских и гурийских княжеско-дворянских фамилий, таких, как например, Абашидзе, Микеладзе, Ахвледиани и т.п. По мнению самого автора, объяснением этому факту может служить то, что «Абхазцы упорно настаивали, чтобы контингент пятого сословия (имеются в виду крепостные крестьяне – Д.Д.) состоял не из коренных Абхазцев, а из пленных, набранных во время нападения их на Мегрелию, Имеретию, Гурию и даже Грузию» (Мачавариани, 1909, с. 69). Мы позволим здесь не согласиться с мнением К.Д. Мачавариани. По нашему убеждению, одной из причин распространения грузинских фамилий среди абхазов исконно абхазского происхождения является амбициозность абхазских князей, которые в угоду собственной прихоти, для того, чтобы унизить представителей высшего сословия Грузии, давали своим немногочисленным рабам и зависимым крестьянам известные грузинские княжеские фамилии. Так, например, среди абхазов подлинно абхазского происхождения появились фамилии Абашидзе, Ахвледиани и другие, которые в Грузии считались княжеской. Что касается фамилии Микеладзе, то эта ныне грузинская фамилия происходит от владетелей западно-абхазского садзского села Мкялрыпш – абхазов из садзской этнографической группы Мкялба (Микелба).
5. Абхазские фамилии патронимического происхождения в XIX – первой половине ХХ века усилиями грузинского духовенства были переделаны с присвоением их носителям чуждых фамильных имён. Таким образом, абхазы из патронимии Шьашвырхуа получили фамилию Киркинадзе, Баснык-ипа - Сичинава, Хуар-ипа – Конджариа, Джугдар-ипа – Хварцкиа, Махьал-ипа – Гериа, Дындык-ипа – Арчелиа, Гуджгиар-ипа – Зарданиа и т.д. Изменению подверглись и исконно-абхазские фамилии Самурзаканской Абхазии (современного Гальского района Абхазии, находящегося на границе с Мегрелией). Такие древнеабхазские фамилии, как Абраскил, Калги, Килба, Лацушба, Тужба, Цымцба, Шакрыл, Джопуа, Капш (всех не перечислить) были изменены на Булискерия, Колбая, Киланава, Лацузбая, Тузбая, Сиргинава, Шария или Шакрилбая, Джобава, Кавшбая. (http://apsuaforum.bestforums.org/viewtopic.php?f=26&t=56).


Давид Дасаниа

Мегрельские фамилии абхазского происхождения и абхазская топонимика Гальского района. В составе мегрельского населения Гальского района Абхазии, помимо сравнительно немногочисленной группы носителей коренных мегрельских фамилий, в основном встречаются потомки старинных абхазских фамилий. Причем, здесь, в Гальском районе, и поныне проживают носители абхазских фамилий, однофамильцы которых исчезли в других районах Абхазии. К таким фамилиям относятся Апшилава (наименование которой происходит от этнонима «апсил», известного в римской историографии с I века в качестве обозначения одного из основных древнеабхазских племен), Ардия и Ардбелава (предки которых были известны среди абхазов под фамилией Ардба), Аскурава (предки которых, по нашему мнению, происходят от абхазов из древнеабхазского рода Ашкурцаа), Булискерия (в прошлом – носители древней и уважаемой в народе фамилии Абраскил), Алшибая, Ростобая, Царагбая, Цхуцхубая, Эзугбая и другие.Здесь нужно особо отметить факт абхазского происхождения почти всех коренных фамилий мегрелов Гальского района, о чем, кстати, подтверждают и данные топонимики. Приведем несколько примеров. Среди них следует назвать наименования таких местностей, как Атарба идзыхь (источник рода Тарба в селе Чхуартал), Ахиба (наименование местности в селе Гумуриш на границе сел Окум и Речхь, название которой дублирует фамильное имя известной абхазской крестьянской фамилии), Ачангуарта (стоянка рода Чанба в селе Окум), Гудзба (холм у правого приустья реки Ингур, название которого дублирует фамильное имя в прошлом достаточно известного и крупного абхазского рода Гудзба, известного ныне под мегрелизированной фамилией Гвадзабия), Гумуриш (село в Гальском районе, название которого правильнее произносить в форме «Гумрыпш», что в переводе с абхазского языка означает «святилищное место рода Гумба), Капш-кыт (местность на границе сел Окум и Чхуартал, название которой происходит от фамильного имени рода Капш), Нажанео (современное Нажанаури, название которого происходит от фамильного имени абхазо-адыгского рода Жанаа - Жанэ), Сида (местность вблизи города Гал, название которой происходит от фамильного имени абазинского княжеского рода Сидовых), Чабалхуа (местность в районе села Окум, название которой происходит от фамильного имени абхазского княжеского рода Чаабал). (http://apsuaforum.bestforums.org/viewtopic.php?f=26&t=56).
Грузинские князья абхазского происхождения. Известный грузинский ученый Вахушти Багратиони в своих работах указывает на происхождение княжеского рода Мачабели от пришедших из Абхазии Анчапидзе (Анчпадзе) и определяет их статус "ниже Шарвашидзе". В "Географии Грузии" Вахушти Багратиони упоминает князей Бараташвили, владеющих эриставствами Гачиани и Гардабани и происходящих от Качибадзе, что "подтверждается гуджарами и сигелями их, пожалованными им царями". Согласно Вахушти, фамилии Капланишвили, Абашисшвили, Зурабисшвили, Иаралисшвили и Солагошвили являются потомками Бараташвили. Здесь стоит добавить, что фамилия Качибадзе, от которой произошли представители рода Бараташвили, являются грузинской формой абхазской княжеской фамилии Гечба. Об этом, в частности, писал С. Н. Джанашиа, подчеркивающий происхождение Бараташвили от Качибадзе - Гечба. Историк Д. В. Гвритишвили пишет, что "предки Бараташвили прибыли в Картли из Абхазии в X-XIII веках"; "они носили фамилию Качибадзе". На происхождение фамилии Качибадзе и их потомков Бараташвили от Гечба, по нашему мнению, указывает и топоним Гачиани (по-абхазски Гьачны) - владение князей Бараташвили. В основе данного топонима лежит фамильное имя Гечба (Гьачба), оформленное с помощью абхазского словообразовательного форманта "ны", имеющего локативное значение. "Гьачны" (Гочиани), в целом, переводится с абхазского языка как "местность Гечбовых".
В монографии Д. В. Гвритишвили отражены следующие исторические сведения о фамилиях, связанных своим происхождением с родом Бараташвили (Качибадзе - Гечба): 1. Госташабишвили. Представители этой фамилии произошли от Госташаба Бараташвили в первой половине XVI века, владение которого было расположено в Алгетском ущелье. 2. Германозишвили. Их родоначальником являлся Германоз Кавтарович Бараташвили. Его сатавадо сложилось также в первой половине XVI века на территории Алгетского ущелья. 3. Зурабишвили. Сатавадо Сазарабишвило сложилось XVII веке в Дманисском ущелье. Основателем его был воевода Зураб Бараташвили. 4. Абашишвили. Генеология этой фамилии, по данным Ф. Жордания, начинается с XIV века. 5. Палаванхосрошвили. Данная фамилия выделялась из рода Бараташвили и упоминается уже с XVII века. 6. Кавтаришвили. Впервые упоминается в документах XVII века. 7. Иаралишвили. Также происходит от Бараташвили. В 1721году за ними числились крепостные крестьяне в 19 сёлах. 8. Иотамишвили. Происходят от Иотама Бараташвили. Их феодальное владение образовалось в 1536 году, когда Иотам отделился от своего Орбела. На территории Сатавадо находилось до 80 сёл. 9. Капланишвили. Феодальное владение этой фамилии возникло в 1536 году.

Давид Дасаниа

Гвинджиа от Апшыцба. Согласно материалам истории выходцами из Садзена являются представители фамилии Гвинджиа (Ҕәынџьиа), одна из ветвей фамилии Апшцба. Согласно народному преданию фамилия Апшцба вышла из местности Рица, где находится одноименное озеро. Указанная фамилия в форме Ҧшыцаа (Пшыцаа), Ҧшьысба (Пшисба) ныне встречается и в селе Бармыш Гудаутского района.
Цаава. По сведениям же некоторых информаторов, фамилия Цаава в прошлом звучала как Цаҳажәаа (Цахажваа).
Камкия и Канкия из Мегрелии. Согласно полевым материалам, записанным этнографом Л. Х. Акаба в селе Члоу в июле 1963 года от председателя колхоза села Команды Камкиа, "когда Камкиевы приехали в Абхазию, у них не было никакой аныхи, и однажды один из них заболел. Пошли к прорицательнице. Она сказала, что надо поехать на прежнее местожительство и пожертвовать Клюшкар - ныхе золотую модель люльки (под Клюшкар - ныхой имеется в виду "икона" в селе Кулишкари в Западной Грузии, откуда и считаются выходцами Камкиевы). Они так и сделали. Кроме того, они отдали три рубля серебром и одного поросенка. Камкиа (Очамчырский район) и Канкия (Гудаутский район) - это одна и та же фамилия. Они приехали из Одиши (прадед современных представителей этой фамилии). Они пришли сначала к Маан в Адзюбжу. Затем младший брат отправился в село Гуп к Маршану. Средний брат отправился в село Кочара.
Кациа. В низовьях Кодора вплоть до махаджирства существовало поселение Кацикыт. В Турции проживают представители фамилии Кацаа /Акац/, причем они принадлежали, по утверждению, представителя абхазской диаспоры Орхана Шамба к этнографической группе абхазов - "цвидже", занимавшее до выселения в Турцию территорию ниже племени "ахчипсы", т. е. в ущелье притока реки Мзымта - Цвыдзыпсы (Цәыџьыҧсы). Поэтому, видимо, не обязательно выводить мегрельских и абхазских носителей фамилий Кациа из одного корня, так как они могли образоваться самостоятельно друг от друга. С разрастанием фамилий из ее древа выделялись отдельные семьи (или разделялись сыновья) и переселялись на новые места жительства. Одна из отделившихся ветвей фамилии, по имени ее родоначальника могла образовать патронимию Кац-иҧацәа. Надо отметить также, что между носителями фамилий Кациа - мегрелами и абхазами отсутствуют какие-либо родственные связи.
Миграция мегрелов в Абхазию. Разное происхождение абхазских и мегрельских однофамильцев. Следствием миграций мегрелов в Абхазию, продолжившиеся со второй половины XIX века, было взаимопроникновение этих народов, чем в частности, можно объяснить наличие среди современного населения республики немало обабхазившихся мегрельских фамилий. По свидетельствам старожилов одними из первых в районе Адзюбжи появились носители фамилии Тевзадзе (впоследствии записавшиеся как Тиваз, Тивазба), Рогава: позднее, в том числе с появлением в Адзюбже Кодорского лесозавода - Кобалия, Сичинава, Тордия, Чхапелия, Цинадзе, Габелая, Букия, Меркатия, Чедия, священник Меладзе и др. Следует оговориться, что здесь в тексте речь идет о мегрелах и носителях мегрельских фамилий, живших только в селе Адзюбжа. Ряд носителей фамилий: Сичинава, Чхапелия, Абашидзе встречаются и в других районах Абхазии, они знают свои абхазские родовые (фамильные) незафиксированные наименования, замененные грузинскими церковнослужителями на фамилии грузинских этнических групп, например, фамилия Басник-ипа была переделана на Сичинава, Кужираа – Чхапелия.
Шамба – Шамбия. Согласно "Памятникам грузинского права", в местности Ашьашла (район Скурчи) проживала фамилия Шамба (дается в грузинской форме Шамбия): в документе названы Таваза Шамбия, Машутиа Шамбия, Куакуалиа Шамбия. В Адзюбже по данным Ш. Д. Инал-Ипа проживала ныне вымершая фамилия Швныхуаа.

Штудент

Wahn, Wahn, überall Wahn!

Давид Дасаниа

Этнические процессы в Самурзакане (Гальском районе)
Самурзакан – исконно абхазская земля. Одна из исторических земель Абхазии – Самурзакан – находится на крайнем востоке страны на границе с Грузией. Абхазское название этой территории «Самырзаҟан» происходит от имени владетеля Мурзакана (абх. Мырзаҟан) Чачба, который получил эту крайнюю восточную часть Абхазского княжества в наследство от своего отца Куапу. В настоящее время территория Самурзакана в административном отношении представляет собой Гальский район. Самурзакан издревле был населён абхазами, которые, как и все остальные абхазы, говорили на абхазском языке и носили абхазские фамилии. Однако из-за территориальной близости этой области к Мегрелии, население Самурзакана испытывало на себе постоянное влияние мегрельской культуры и языка. Так, ещё в XIX веке самурзаканский диалект абхазского языка включал в свой лексический состав наибольшее количество мегрельских заимствований. Кроме того, в результате постоянных войн между абхазскими князьями Чачба и мегрельскими князьями Дадиани Самурзакан неоднократно переходил из рук в руки.
Присоединение Самурзакана к Мегрелии. В середине XIX века Самурзакан был присоединён к «русской» Мегрелии и там началась массовая мегрелизация населения. Неизвестный автор книги «Руководство к познанию Кавказа» отмечает в связи с этим: «Самурзаканцы не слушались и, ненавидя вновь поставленную власть, били, прогоняли чиновников Дадианов. «Мы абхазы, а не мингрельцы, зачем ставить над нами власть, которой не знали и не хотели знать; пусть законы Дадиана делают несчастными его подданных, довольно ему и тех; русские верно не пойдут в наши горы», - уверяя так друг друга, они спешили через Ингур к Зугдиды, отгоняли стада Дадиана и захватывали людей в неволю. Словом, они самовольно объявили войну Дадиану. Таким шалостям не было конца. Дадиан только грозил, но наказать самурзаканцев был не в силах; они же смеялись над его слабостью и говорили: «пусть придёт пробовать наши шашки и пули, первые остры, вторые верны». Пантюхов в газете «Кавказ» в 1865 году писал следующее: «Самурзакань искони составляет нераздельную часть Абхазии. Это, между прочим, подтверждается тем, что соседний с ней Абживский (Н.Б. – Абжуа, Очамчирский район) округ Абхазии в переводе на русский язык значит средний...».
(Источник: http://www.fuadiye.com/Bagapsh-3.html).

Давид Дасаниа

Штудент :down:, "срачегеничное" то, что исходит от тебя и варится в твоей голове. Прости, пожалуйста, каков ответ...

giga-11

ЦитироватьСамурзакан – исконно абхазская земля
Последняя Кодор (Coddors) или Коракс (Corax 121. Она отделяет Мингрелию от [217] Абхазии (Abcasses), как Рион. отделяет от Гурии, где говорят по-грузински; точно так же, когда перейдешь Кодор или Коракс, то по другую его сторону говорят по абхазски
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XVII/1640-1660/Lamberti/frametext.htm


АРКАНДЖЕЛО ЛАМБЕРТИ - ОПИСАНИЕ КОЛХИДЫ ИЛИ МИНГРЕЛИИ
Однако в Одиши было бедствие большое, как было описано, особенно от абхазов, ибо приходили они на судах и суше и опустошали и захватили вплоть до Эгриси и поселялись абхазы сами и в Дранде и Мокви не стало больше епископов.
ВАХУШТИ БАГРАТИОНИ - ИСТОРИЯ ЦАРСТВА ГРУЗИНСКОГО
http://www.vostlit.info/Texts/rus6/Wachushti/text10.phtml?id=250
незнаю имеет ли смысл приводить цитаты если оппонент не желает и делать из них единственное возможное  логическое заключение, но все же если кому то интересно
8-)

Давид Дасаниа

Гига, когда я говорю о Самурзакане, как об исконной земле абхазов, я не имею ввиду первую половину 17 века - период наивысшего могущества Мегрельского княжества. Понятно, что в этот период мегрельские правители смогли расширить своё государственное образование за счёт некоторых восточных абхазских территорий. Точно так же Кутаиси был столицей Абхазского царства, а В Тифлисе традиционно, на протяжении веков, восседали старшие сыновья абхазских царей. Достаточно сказать, что приблизительно в 30-х годах 10 века 50-м (!) по счёту правителем Тифлиса был Константин - сын абхазского царя Георгия II. Восточные территории Абхазии в указанный тобою период действительно переходил из рук в руки. Но затем, после смерти Левана II Дадиани, абхазы прогнали мегрельцев восвояси. Причём, последние бежали без оглядки. Да так, что порою они и тень свою принимала за абхаза. Прочитай Цампи. Здесь тема, в основном, касается истории и этнологии фамилий. Если у тебя есть что сказать по этому поводу, говори. А тему о территориальных претензиях переведём в иной подфорум...

Штудент

Цитата: Давид Дасаниа от июня  8, 2011, 20:07
Штудент :down:, "срачегеничное" то, что исходит от тебя и варится в твоей голове. Прости, пожалуйста, каков ответ...
Без оскорблений, уважаемый! :stop:
Wahn, Wahn, überall Wahn!

giga-11

ЦитироватьГига, когда я говорю о Самурзакане, как об исконной земле абхазов, я не имею ввиду первую половину 17 века - период наивысшего могущества Мегрельского княжества. Понятно, что в этот период мегрельские правители смогли расширить своё государственное образование за счёт некоторых восточных абхазских территорий.
Давид, давайте во первых уточним, речь идет не просто о расширении владений а о том что в 17 веке между Ингури и Кодори (по краиней мере по нижнему течению), что включает в себя и територию Самурзакано население было Мегрельским.
а что касаетса исконной земли абхазов, давайте и насчет этого разберемся
со сколькими источниками вы знакомы (имею в виду певроистичники, сведения греко-римских,византийских, гразински, армянских и прочих античных и средневековых авторов а не догадки историков 19-21 веков) которые бы указывали что Абхазы когда либо (до 17 века)заселяли територии до Ингури??
ЦитироватьТочно так же Кутаиси был столицей Абхазского царства, а В Тифлисе традиционно, на протяжении веков, восседали старшие сыновья абхазских царей. Достаточно сказать, что приблизительно в 30-х годах 10 века 50-м (!)
в данном случае вы рассматриваете на одной плоскости 2 абсолютно разные явления, с одной стороны распространение этнического ареала Мегрелов до Кодори а с другой какие города были резиденцией Абхазских царей (не вдаваясь в подробности какой язык, какая культура были распространены на дворе данных царей)
вы считайте что когда Кутаиси была резиденцие Абхазских царей, абхазское население доходило до Кутаиси?
ЦитироватьНо затем, после смерти Левана II Дадиани, абхазы прогнали мегрельцев восвояси 
вот тут (и далее) уже вы от научной дискусии перходите к эмоциональным декларация что ничего нашей дискусии не добавит
ЦитироватьЗдесь тема, в основном, касается истории и этнологии фамилий.
то каким было население данного региона имет отношение и к тому какого происхождение фамилий которые сегодня распространены как сред мегрелов, так и абхазов
ЦитироватьА тему о территориальных претензиях переведём в иной подфорум...
выбирайте место и время, сударь :)

Штудент

Кстати, а "Давид Дасаниа" очень по-грузински звучит. Как по-абхазски будет-то?
Wahn, Wahn, überall Wahn!

Каха

"Самурзакан – исконно абхазская земля."

Как говорится наглый фраер хуже танка
Дасания ты  бы для начало сменил бы мегрелское (грузинское) фамилия на  апсуиски   типа столба ,дрогба, хаджимба...  а потом  говори, о твоих больных фантазиях....   

1)  Где и кто за всю историю человечество (учённые, историки ..)говорят что територия абхазии  это исконно апсуиские  территории   а не грузинская,    и почему за всю историю этой территории ни одного именно апсуиского надписей на церквях нет   и ни одного слого о апсуиском  писмености,  ответь на это  вопрос и тогда     она ваша  !!!






Давид Дасаниа

Вижу, что Ингороква (глава школы грузинских фальсификаторов, который генеалогически происходил от адыгов) до сих пор с того света подпитывает своих учеников, подбрасывает им идейки наподобие той, о котором ты говоришь. Ты что, серьёзно думаешь, что кто-то из настоящих учёных поверит в теорию двуаборигенности абхазов и грузин на территории Абхазии?! Вся это ложь дублируется в Интернете из сайта в сайт. Не придёт ли этому конец? Не надоело говорить одно и тоже? Вообще, получается именно по-грузински: Абхазии и абхазам - "самую широкую автономию" в составе Грузии, гос. заботу и гос. защиту абхазского языка, истории, культуры, науки, просвещения... На самом же деле наши грузинские оппоненты периодически меняют разные маски, а суть-то их одна: оболванивание масс, раскол народов Северного Кавказа, утверждение "господства" (если это было бы своё!) на Кавказе, борьба против РФ... Словом, вы совсем не изменились. Прав был Сеньковский: чтобы опровергнуть ложь грузинских борзописцев, нужно написать с десяток, я бы сказал, с сотню книг, опровергающих их бредни. Ничего, времени у нас достаточно. И мы с тобою, и аудитория Лингвофорума посмотрит, чья возьмёт. Дело уже переходит в принцип...
Штудент, прежде чем что-то говорить прочти мои посты, авось сам догадаешься, "по-грузински" звучит моё имя или как-то иначе. Когда это Давид было грузинским именем? А Дасаниа (Дасан) - убыхская фамилия, как и Юардан (Варданиа), Маршан (Маршаниа) и некоторые другие.
Каха, танк - это то, на чём твои братья приехали в Абхазию. Но уехали они сам знаешь как. "-Иа, -уа, -оу, -аа", а также и другие окончания - абхазские по происхождению. Тебе сказали, что "-иа" - это мегрельское окончание, вот ты и вторишь этому. А самому подумать, видимо, опыт не хватает. Здесь Лингвофорум. Я без причины ни на кого не нападаю и не оскорбляю. Я тебе повода не давал. Поэтому предупреждаю тебя по-хорошему успокоиться. Абхазия - исконная территория абхазов! Абхазы - это экзоэтноним моего народа. Апсуа - это наш эндоэтноним. И прошу вас, прежде, чем продолжать дискуссию, научитесь грамотно писать по-русски. Наберитесь терпения. Доказательства будут.

Искандер

Говорит много кто, особенно абхазские афторы.
Надписей нет за отсутствием письменности десу.
Ответы на свои вопросы вы получили -- отдавайте землю. Ой. А она уже... Ну ладно тада.

Почему абхазосрач всегда так убог, интересно... Аргументы плоские, как север Казахстана. Тон гоповатый, люди кидаются понтами, салютно неприятно читать.
"Niech żyją POLACY!! Ponieważ polacy są rasej nadczłowieków. Od nich jest przyszłość planety. Oni przeżyją nawet wojną atomowę, dlatego, że polacy są wieczni, bo chtoniczni. I dadzą potomstwo, które też będzie polakami i polkami. Niech żyjemy, hura!.." (c) Awwal12

Искандер

"Niech żyją POLACY!! Ponieważ polacy są rasej nadczłowieków. Od nich jest przyszłość planety. Oni przeżyją nawet wojną atomowę, dlatego, że polacy są wieczni, bo chtoniczni. I dadzą potomstwo, które też będzie polakami i polkami. Niech żyjemy, hura!.." (c) Awwal12

Штудент

Цитата: Давид Дасаниа от июня  9, 2011, 11:49
Штудент, прежде чем что-то говорить прочти мои посты, авось сам догадаешься, "по-грузински" звучит моё имя или как-то иначе. Когда это Давид было грузинским именем? А Дасаниа (Дасан) - убыхская фамилия, как и Юардан (Варданиа), Маршан (Маршаниа) и некоторые другие.
Давид Строитель - не грузин?
Зураб Жвания - не грузин?
И, если абхазо-адыгский аналог фамилии "Дасаниа" имеется, то что ж Вы им не запишитесь? Давид Дасан - нормально звучит.
P.S. Я не грузин и никакого Ингорокву не знаю. Все люди с фамилиями на -иа, которых я знаю, чистопороднейшие грузины.
Wahn, Wahn, überall Wahn!

Давид Дасаниа

Искандер, ты меня разочаровываешь. Что ты называешь "абхазосрачем"? Ты в своём уме? И почему он "убог". Открыта тема. Материалы там достаточно веские. Неужели и тебе надо их разжевать? Да-а, век живи, век учись. Я-то думал, что ты человек культурный и предсказуемый, мой хороший знакомый, а вон как ты заговорил...
Штудент, Давид Строитель и его предки получили абхазский, а не грузинский трон. И получили его они как потомки абхазской царской династии. Что касается фамилии Жвания - они не грузины, а мегрелы. Это во-первых. Во-вторых, фамилия Жвания происходит от фамилии абхазских дворян Ажванба (Званба). Зачем мне менять фамилию? Ведь, поменяв фамилию, я потеряю связь со своими братьями-однофамильцами. Тогда уж надо менять всем. На счёт Ингороква я обращался не к тебе, Штудент, а к Кахе.

giga-11

Давид Дасаниа
ЦитироватьВижу, что Ингороква (глава школы грузинских фальсификаторов, который генеалогически происходил от адыгов) до сих пор с того света подпитывает своих учеников, подбрасывает им идейки наподобие той, о котором ты говоришь. Ты что, серьёзно думаешь, что кто-то из настоящих учёных поверит в теорию двуаборигенности абхазов и грузин на территории Абхазии?!
не знаю это ко мне или нет, но все же хочу заметить:
1) Теория Ингороква являетса часные мением конкретного ученего, я не встечал ее ни в одном официальном учебнике (в школьнов, вузовском)
2) Теория Ингорква нанесла огродный удар по престижу грузинской историографии, и позволила (про)-абхазским ученым говорить с позиции незаслуженно обиженного и угнетенного, и при этом быть не менне субъективным чем Ингороква
3) Я не сторонник теории Ингороква
Давид я надеялся получит ответ на мой вопрос
Цитироватьсо сколькими источниками вы знакомы (имею в виду певроистичники, сведения греко-римских,византийских, гразински, армянских и прочих античных и средневековых авторов а не догадки историков 19-21 веков) которые бы указывали что Абхазы когда либо (до 17 века)заселяли територии до Ингури??
полагаю раз вы так искренно верите в то что Самурзакано исконно абхазская земля у вас должны быть и соответствующие аргументы, так среди этих аргуменотв есть первоисточники?
если таковые есть прошу вас ознакомить с ними, может вам известно то чего не знаю я ::)

Штудент

Цитата: Давид Дасаниа от июня  9, 2011, 12:05
Штудент, Давид Строитель и его предки получили абхазский, а не грузинский трон. И получили его они как потомки абхазской царской династии. Что касается фамилии Жвания - они не грузины, а мегрелы. Это во-первых. Во-вторых, фамилия Жвания происходит от фамилии абхазских дворян Ажванба (Званба). Зачем мне менять фамилию? Ведь, поменяв фамилию, я потеряю связь со своими братьями-однофамильцами. Тогда уж надо менять всем. На счёт Ингороква я обращался не к тебе, Штудент, а к Кахе.
Багратиони - абхазы? У Баграта III мать наследница абхазского трона, и он через неё стал абхазским царём, но он же к современным абхазам этнически никакого отношения не имел. Он же из Тао-Кларджети. А царём Грузии стал, захватив Кахетию и Эретию.
Wahn, Wahn, überall Wahn!

Давид Дасаниа

Багратиони происходят от Багратуни - это армянская ветвь царской династии, происходящая от одного богатого иудея. К грузинам род сей не имел отношения. И не Баграт III, а Баграт II, согласно абхазской историографии. В Абхазии сейчас к рассматриваемому роду имеют более-менее какое-то отношение представители рода Шамба. Поскольку тема об абхазских фамилиях, предлагаю вам ознакомиться с моей статьёй, в которой и раскрывается вопрос о Багратионах.
ФАМИЛИЯ ШАМБА: ВЧЕРА И СЕГОДНЯ
В последнее время интерес к истории и этнологии абхазских фамилий в Абхазии растет. Рост подобного интереса отмечается с 90-х годов прошлого столетия. С тех пор в Абхазии стали издаваться книги, посвященные отдельным абхазским фамилиям. Фамильные материалы получают довольно частое отражение и в различных печатных средствах массовой информации. Нарекая своих детей, абхазы стали возвращаться к традиционной антропонимике. Идет процесс возвращения носителям грузинизированных абхазских фамилий исконно абхазских фамильных имен. Расширяются контакты между представителями генетически родственных фамильных групп, проживающих в Абхазии и на Северном Кавказе и происходящих из одного корня. Активизировалось проведение фамильных сходов. Вслед за кабардинскими фамилиями абхазские фамильные группы стали создавать свои родовые организации, избирать глав фамилий, фамильные советы. Особое значение однофамильцы стали придавать своим традиционным фамильным знакам, которые в нынешних условиях стали считаться фамильными гербами. Такого рода знаки в качестве фактора идеологического сближения фамильной группы стали появляться и у тех фамилий, которые ранее были лишены возможности иметь фамильную символику. Вместе с фамильными гербами стали появляться и фамильные флаги, в основе которых положена традиционная символика рода.
Практически ежегодно в Абхазии издаются отдельные книги по истории и генеалогии абхазских фамилий. Выходят в свет интересные научные статьи, посвященные данной дисциплине. Авторами данных публикаций являются как умудренные опытом известные абхазские ученые, так и молодые ученые, а также простые любители генеалогической науки из числа представителей тех или иных фамильных групп. Тем не менее, все это никак несравнимо с тем развитием, какое генеалогия получила в рамках Кабардино-Балкарской республике, где, кстати, проживают адыгские однофамильцы абхазов Шамбовых, фамилия которых здесь зарегистрирована как «Шамов».
Изучение генеалогии абхазских фамилий является увлекательнейшей и вместе с тем сложнейшей задачей для историков и этнологов Абхазии. Отсутствие письменности у абхазов в период образования фамильных имен стало причиной исчезновения целого ряда древне-абхазских антропонимов, за исключением тех, память о которых сохранилась в нартском эпосе и других произведениях устного народного творчества абхазов. Генеалогические знания передавались в среде абхазов и братских народов Северного Кавказа из уст в уста, от отца к сыну. Изустным изучением собственных родословных занимались в Абхазии почти все: князья, дворяне, представители сословия «ашнакума», чистые крестьяне из категории «анхаю».


Штудент

Wahn, Wahn, überall Wahn!

Давид Дасаниа

Одним из самых известных и ярких абхазских фамилий, давших Абхазии и ее народу видных ученых, общественных и государственных деятелей, является фамилия Шамба, история которой уходит своими корнями в глубь веков. История Шамбовых неординарна и интересна своим происхождением. Более того, в ней ярко проявляется элемент сенсационности, который вызовет резонанс в обществе и подтолкнет историков и этнологов к активному изучению генеалогии этой фамилии.
Когда и как образовалась фамилия Шамба, какова реальная история их происхождения до сих пор положительно неизвестно. По этой проблеме существуют лишь версии и предания, основывающиеся на 4 основных положений. Одни, в том числе и подавляющая часть фамилии Шамба, считают, что род Шамбовых – исконно абхазский, образовался в Абхазии, отсюда он позднее распространился на Северный Кавказ, в Турцию, Аджарию и т.д. Другие, в том числе и один из ярких представителей фамилии Шамба, министр иностранных дел Республики Абхазия Сергей Миронович Шамба, считают, что род Шамба кабардинского происхождения. Третьи, как например М.С. Тхайцухов, С.Х. Ионова и А.Х. Татаршао, считают, что Шамбовы происходят от абазинских дворян Цамба. Есть также и группа людей разных профессий и национальностей, считающих, что Шамбовы происходят от знатного еврея (иудея)  Шамбу Багарата,  род которого на протяжении веков играл ключевую роль в Армянском царстве.
Итак, рассмотрим все эти версии с точки зрения норм историко-этнологической науки.
1. Если судить по фамильному имени, у нас есть все основания предполагать, что фамилия Шамба имеет исконно абхазское происхождение. Посудите сами. Фамильное имя распадается на две части: «шам» и «ба». В абхазском языке есть созвучные корню «шам» слова: ашамта (рассвет), ашамыхьажь (удод – буквально «рассветная сойка»). Следует отметить к наименованию «Щам» (Сирия) корень «шам» не имеет никакого отношения. Фамильно-патронимический формант «ба» означает «сын». Исходя из сказанного, можно предположить, что Шамбовы носят исконно абхазскую, красивую и поэтическую фамилию, общее значение которой можно определить как «сын, потомок рассвета». Хотя вполне возможно, что в слове «шам» мы имеем мужской антропоним. Шам – так, быть может, звали далекого предка фамилии Шамба. Скорее всего, среди абхазов и адыгов бытовало имя Шам. Иначе нельзя будет объяснить природу существования таких адыгских фамилий как Шамов и Шанибов (Шам-ипа?). И тогда данное фамильное имя нужно будет переводить с абхазского языка как «сын Шама». Это косвенно подтверждается и мнением С.М. Шамба, настаивающего на кабардинском происхождении фамилии Шамба. Кстати, у меня данная версия, версия кабардинского происхождения Шамбовых, почему-то, вызывает сомнение. «Шам» - слово, которое без какого-либо труда этимологизируется на базе абхазского языка. В фамильном имени Шанибов (Шаныба – Шанба - Шамба) ясно проявляется его абхазская природа: здесь и корень, более тяготеющий к абхазскому языку, и формант, известный как самый активный элемент абхазской антропонимики.   

Давид Дасаниа

2. Достаточно интересна версия происхождения фамилии Шамба от Цамба (Цанба). Согласно полевым материалам, собранным известным абазинским историком М.С. Тхайцуховым, среди абазинского населения Карачаево-Черкесской республики встречается фамилия Цамбовых (Цамба), которая, в соответствии  с их фамильным преданием, является кровнородственной по отношению к фамилии Шамба. «До сих пор в памяти Цамбова Батарби, - пишет М.С. Тхайцухов, - сохранилось предание, которое он в детстве слышал от стариков, что Цамбовы являются выходцами из Абхазии. Он же сообщил, что в старину представители рассматриваемых фамилий (Цамба и Шамба – Д.Д.) поддерживали связь между собой, а также помнит, что Цамбовы с Северного Кавказа часто навещали Шамбовых села Абгархук Гудаутского района Абхазии и что Шамбовцы в старину, по рассказам стариков, раньше были Цамбовцами, которые происходили из дворян». (Тхайцухов, 1992, с.153).  По мнению С.Х. Ионовой и А.Х. Татаршао, род Цамба, встречающийся в аулах Тапанта и Псыж, является однокоренным с Цанба. «Первая часть, Ца – должно быть, восходит к абазинскому наименованию молнии ац, элемент –н~м – основа абхазо-абазинского анчва//нчва в значении «бог, божество» + формант –ба «сын». Таким образом, этимологическое значение фамильного имени Цамба (Цанба) определяется ими как «сын бога молнии». (Ионова – Татаршао, 2000, с.160-161).
Однако, за исключением предания о единстве происхождения абхазов Шамбовых и абазин Цамбовых, в абхазской историко-этнологической науке нет иных данных, которые давали бы нам возможность утверждать об однофамильности этих двух родов.
3. Что касается версии происхождения Шамбовых от знатного еврея Шамбу Багарата, то ее неоднократно озвучивали и сами представители рода Шамба. Эти данные имеются в интернете, о нем сообщают и некоторые абхазские ученые. Вот, о чем они сообщают. Итак, около середины 3 века до Р.Х. могущественный и мудрый муж из евреев Шамбу Багарат был осыпан почестями армянским царём Вагаршаком I. Царь пожаловал его роду право быть наследственным сановником, возлагающим короны на Аршакидов, и назначил его начальником над десятками тысяч воинов в западных пределах Армении. Своё влияние Шамбу Багарат сохранил и после того, как отклонил предложение Вагаршака оставить еврейскую веру. В частности, утверждается, что согласно Моисею Хоренскому род Багратуни происходит от знатного еврея Шамбата или Шамбу Багарата, род которого на протяжении веков играл ключевую роль в Армянском царстве. Отмечается, что царь Армении становился царем только после того, как представитель этого рода одевал ему на голову корону. Однако высокое положение рода Багратуни сохраняется недолго. Вскоре царь Аршак (128-115 гг. до н.э.) затребовал от сыновей Багарата поклонения идолам. Отвергнув язычество, двое из сыновей Багарата приняли смерть, другие же сыновья согласились нарушить субботу. При Тигране Великом положение потомков Багарата еще более ухудшилось. Они были лишены начальства над войсками, а одному из них даже отрезали язык. Но, как бы там ни было, им вначале было решено сохранить достоинство начальников конницы. Чуть позднее и оно, это достоинство, было у них отнято. Жестокие гонения, как утверждают источники в интернете, привели к тому, что род Багратуни оставил впоследствии еврейскую веру, а представители его присвоили себе варварские имена. От Багратуни происходит династия тао-кларджетских Багратионов (Багратидов). Династия Багратидов пришла к власти в Абхазском царстве после отстранения от престола Феодосия Слепого в 978 году.
Царь Абхазии Баграт II (в грузинских источниках Баграт II)  являлся представителем армянской ветви Багратидов, происходивших из рода хананеев из Тао-Кларджетского царства, представлявших собою группу семитических племен, в состав которых были финикияне, амореи и евреи (израильтяне, моавитяне, идумеи, аммонитяне).

Давид Дасаниа

Подтверждая свое законное вступление во власть, Баграт II издает манифест, известный как «Диван Абхазских царей», в котором перечисляет своих предшественников на абхазском престоле. Баграт II на протяжении всей своей жизни подчеркивал свои абхазские корни и гордился своими абхазскими предками. Баграта вдохновлял громаднейший авторитет его деда Георгия II, царствовавшего в период наивысшего могущества Абхазского царства. Баграт был наследником престола той популярной Абхазии, которая в отличие от других закавказских государств, сумела добиться независимости от Византийской империи еще в конце VIII века. В общей сложности династия Багратидов находилась у власти в Абхазском царстве, а затем и в Грузии с 978 по 1801 год. Это самый настоящий рекорд для царской или королевской династии.
Традиционно самыми древними абхазскими фамилиями считаются фамилии владетелей Абхазии Ачба и Чачба. Ачба, безусловно, древнее Чачба, но Чачба в письменных источниках появилось раньше, чем Ачба. Наиболее ранним письменным источником, впервые зафиксировавшим фамильное имя абхазских владетелей из рода Чачба в грузинизированной форме «Чачас-дзе», является «Летопись Картли» – одно из значительных сочинений в своде древнегрузинских летописей «Житие Картли» («Картлис цховреба»), датируемое второй половиной XI века. Однако, вполне вероятно, что фамилия Шамба появилась за несколько веков ранее указанных выше фамилий владетельных князей Абхазии.
Итак, Шамбовы по своему социальному происхождению являются крестьянами из категории «чистых» крестьян «анхаю», составлявших приблизительно 95-98% всего крестьянского сословия абхазского народа. Более того, Шамба – это фамилия наиболее авторитетных крестьян. Есть сведения о том, что без представителей этой фамилии в некоторых селах Абхазии князья и дворяне не начинали рассмотрение того или иного дела. Абхазы считали Шамбовых причастными к самой истории образования Абхазского царства в 8 веке. Автор этих строк неоднократно слышал от информаторов о том, что «Ачба и Шамба вместе создали Абхазское государство» (Ачбеи Шамбеи еидгыланы ахунткарра апырцеит).

Штудент

Так Багратиони ещё и армяне? Интересно. Ну уж точно не абхазы.
Насколько мне известно, сия теория держится на князе Туманове.
Wahn, Wahn, überall Wahn!

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр