Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Высокий/низкий звук

Автор Iskandar, апреля 3, 2011, 16:32

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Iskandar

Ничего не понимаю в музыке и её теории и её истории.  :yes:

Откуда пошло понятие "выского / низкого звука" и сколько ему лет? Почему чем больше частота звука, тем он "выше"?

Примером, в фарси овози зер (букв. "низкий звук") означает наоборот звук, который у нас называется "высоким" вплоть до писка-визга.

В детстве я долго путался, какой же звук "высокий", а какой "низкий". Детскоинтуитивно мне сначала думалось именно, что высокий - это бас, а низкий - это наоборот (в итальянских названиях всё равно ни в зуб ногой). Кажется, я даже подводил под это дело рационализацию: мол, бас - это голос мужской, голос "сильный", значит, он "выше"...

piton

Хороший вопрос. :) Видимо, прям из физической терминологии возникло.
Цитата: Iskandar от апреля  3, 2011, 16:32
Примером, в фарси овози зер (букв. "низкий звук") означает наоборот звук, который у нас называется "высоким" вплоть до писка-визга.

Похоже, что человек ассоциирует звук не по частоте, а длине волны. Чем больше инструмент, тем звук "выше", ниже то есть.
W

Joris

как-то не задумывался над этим.
всегда понимал, какой звук высокий, какой низкий.
yóó' aninááh

Joris

В замечательной книге Генриха Орлова "Древо музыки" есть такая версия:

"Всё наше знание о материальном мире, включая наше собственное тело, добывается через физическую активность и мышечный опыт(...) Важнейшей чертой этого опыта является то, что он приобретается в гравитационном поле Земли, где вещи имеют вес, и их естественное тяготение вниз приходится преодолевать усилием, направленным вверх(...) Движение голоса вверх и подъём тяжести вызывают по-разному локализованные, но субъективно тождественные мышечные ощущения. Эта первичная и универсальная психофизиологическая связь формируется у всех людей, создавая потенциальную возможность представления звуковысотного компонента музыки в вертикальном измерении".

Кстати, там же он пишет о восприятии звука в других культурах:

"Тона, которые мы называем "высокими", баши описывают как "маленькие" или "слабые", а наши "низкие" тона они называют "большими" или "сильными"... в племени лау на Соломоновых островах "низкие" звуки называются "чёрными", а высокие - "белыми"; эти наименования происходят от отметок, делаемых углём на доске... Группа низко звучащих инструментов гамелана называется словом, означающим "женское", а группа высоких инструментов - словом, означающим "мужское". Пять ступеней пентатонической гаммы именуются в восходящем направлении "голова", "горло", "грудь", "5" (возможно, с указанием на 5 пальцев руки) и "6" - так что звукоряд как бы стоит на своей голове".

http://avva.livejournal.com/1463723.html?page=2
yóó' aninááh


Joris

Цитата: Iskandar от апреля  3, 2011, 17:16
Шо это такое?
модуляция в ту сторону, которая в русском языке называется "выше"
yóó' aninááh

Iskandar

Ещё раз:
Цитата: Juuurgen от апреля  3, 2011, 17:14
Движение голоса вверх и подъём тяжести вызывают по-разному локализованные, но субъективно тождественные мышечные ощущения. Эта первичная и универсальная психофизиологическая связь формируется у всех людей, создавая потенциальную возможность представления звуковысотного компонента музыки в вертикальном измерении".

Как оказывается, ничего не универсальная.
И у меня лично никаких "общих мышечных ощущений" не рождает.

RawonaM

Цитата: Iskandar от апреля  3, 2011, 17:19
И у меня лично никаких "общих мышечных ощущений" не рождает.
Положи руку на кадык и прогуди звуки разной частоты.
Попробуй сделать наивысший звук насколько сможешь и наинизший звук.

Joris

Цитата: Iskandar от апреля  3, 2011, 17:19
Как оказывается, ничего не универсальная.
И у меня лично никаких "общих мышечных ощущений" не рождает.
значит у вас что-то не так
спойте самый низкий звук, который можете произнести
а затем самый высокий
ощущения в горле очень явными будут.
примерно как затраты на подъем по лестнице и спуск
yóó' aninááh

RawonaM


Joris

yóó' aninááh

Iskandar

Великие гуру, проделал фокус пару раз, внушил себе, что вы правы. Но без подсказок никогда бы до такого сравнения не дошёл. Наверное, потому что я привык музыкальные звуки слушать, а не издавать.

piton

Взять инструмент типа лиры. Струны от высокочастотных нот будут короче, следовательно, ниже. Иранцы правильный народ!
W

Драгана

Ну как откуда такой образ, из человеческих ассоциаций! Высокий звук и реально словно находится выше, низкий - ниже. Даже как голос физически, высокий "захватывает" голову, низкий - грудь. Голова выше груди - если, конечно, не висеть, как опоссум на хвосте, вниз головой. ;D Из той же оперы и омонимия в некоторых языках "низкий-тихий, высокий-громкий", мы же говорим "на повышенных тонах" о том, когда кто-то начинает орать и истерить! Наоборот, странно, что в каких-то языках называют  высокий звук низким. Вот что странно, играющие на аккордеоне не сбиваются с толку, там же более низкие звуки по расположению клавиш находятся выше? Для расположения пальцев это да, удобно. Большой палец сверху, как и при игре обычной гаммы в вертикальном положении, так же, только расположение горизонтальное. Но именно в этом смысле не чуднО ли, что самый низкий звук в пространстве на самом верху?

Flos

Кстати говоря, по-русски (в сказках в том числе)  говорят "тонкий" и "толстый" голос.

А высокий-низкий, может,  просто поздняя условность, заимствование с Запада с привязкой к нотной записи.

Вот интересно, как тот монах, который ноты придумал, кисть хору показывал?
Если ладонью наружу, то толстые пальцы ниже, тонкие выше. Соответственно и обозначаемые ими звуки....

Драгана

Да, и высокий воспринимается как тонкий, а низкий как толстый, и даже по частоте полоска эквалайзера высокого звука узкая, а низкого - широкая. Физика-акустика, звуковые волны-амплитуды колебания... Интересно, что график изображения совпадает с нашим субъективным восприятием. Это случайность или закономерность? Хотя и звук средней высоты может быть и узким, и более широким, ну это, наверно, уже касается тембра (как если сыграть ноту ля на скрипке и на рояле, звучание скрипки более "узкое").

Joris

блин, я настолько к этому привык, что не понимаю, как может быть наоборот.
Я канечно могу поприкалываться ("Куда тебе сыграть? Выше? У меня тут только правее или левее"), но называть более высокий звук низким не могу.
yóó' aninááh

Iskandar


Чайник777

DAZU brauchte Hitler 12 Jahre Zeit.

Iskandar


piton

Цитата: Драгана от апреля  3, 2011, 18:31
Да, и высокий воспринимается как тонкий, а низкий как толстый, и даже по частоте полоска эквалайзера высокого звука узкая, а низкого - широкая.
Это логично, струны толстые и тонкие.
W

Flos

Цитата: Iskandar от апреля  3, 2011, 21:47
Это на фарси так же.

И по-арабски.
И по-русски (в выражении "повышать голос", например)

From_Odessa

Цитата: Iskandar от апреля  3, 2011, 16:32
В детстве я долго путался, какой же звук "высокий", а какой "низкий". Детскоинтуитивно мне сначала думалось именно, что высокий - это бас, а низкий - это наоборот
Один и один то же самое ощущение было :)

Цитата: Драгана от апреля  3, 2011, 17:54
Ну как откуда такой образ, из человеческих ассоциаций!
Это утверждение сомнительно. У меня, например, в детстве, да и некоторое время уже после детства "высокий" четко ассоциировалось с более "басовитым" звуком, а чем он "тоньше", чем он больше "пищит" - тем он ниже. Сложно объяснить, ассоциация такая... Может, ты и права в том плане, что название родилось из ассоциаций того человека, у которого они были ИМЕННО ТАКИМИ. А сегодня уже сложно определить, у кого какие ассоциации, потому что многие люди в детстве узнают, что означает "низкий звук" и "высокий звук", это становится для них фактом и нормой, а уже на этой базе строятся их последующие ассоциации.

Драгана

Не, я имею в виду, например, не понятие "девочка маленькая-голосок тоненький, мужик здоровенный басит", а проекция на себя, собственный голос. Ну скажи что-н. басом а затем пискляво и прислушайся к ощущениям, при басе оно же как бы ниже задействовано! Потому и пошло так.
А почему путались в детстве - думаю, тут уже другое! Высокое - небо, далеко. Низкое - то, что под боком, близко. Да, действительно, если взять слова как таковые, вполне можно так считать. Тогда вполне возможно было бы назвать высокий звук узкий, а низкий широким. или высокий длинным, а низкий коротким. Но так вот сложилось в языке.

From_Odessa

Цитата: Драгана от апреля  3, 2011, 18:31
Интересно, что график изображения совпадает с нашим субъективным восприятием
Это ты конкретно о чем?

Положил руку на горло и попробовал издавать низкие и высокие звуки. Действительно, четко ощущаю, как более низкие звуки располагаются в горле ниже - где-то в районе его середины, чуть ниже. Высокие же где-то выше, ближе к началу головы. Так что в этом плане совпадает. Правда, как сказал Искандар, если бы я не знал обозначения "высокий-низкий", возможно, исходя из этого ощущения звуки никак не назвал бы. Но, возможно, именно по таким ощущениям когда-то этот вариант наименования возник.

А в тех языках, где это не так, возможно, какие-то другие ощущения послужили источник. Может быть и так, что есть три варианта появления обозначения частоты звуков:

1) Исходя из ощущений, которые вызывают звуки разной частоты;
2) Исходя из внешнего вида объектов или их частей (например, музыкальных инструментов), издающих звуки;
3) Исходя из каких-то ассоциаций.

Может быть, в разных языках работал тот или иной пункт из вышеназванных? Имею в виду те языки, где обозначение частоты появлялось непосредственно в этом языке, а не заимствовалось.

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр