Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Санскрит

Автор Neeraj, марта 1, 2011, 16:35

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.


лад


Alone Coder

Цитата: Damaskin от апреля 25, 2017, 15:55
А какое?
Третье или четвёртое с конца.

Чую, ответа не будет.

Damaskin


Lodur

Цитата: Damaskin от апреля 25, 2017, 16:26
Цитата: Alone Coder от апреля 25, 2017, 16:22
Третье или четвёртое с конца.

Странно.
Ауслаут, если верить Вики - конец слова, а не корня. Так что... Там же ещё окончание.


Цитата: лад от апреля 25, 2017, 15:58
Цитата: Alone Coder от апреля 25, 2017, 15:53
Третий круг: ОТКУДА В МУЖЕ -g-?
А откуда в manu- -u-?
Тип основы такой. В санскрите их сотни. Скорее надо спрашивать, куда оно делось в германских. В других словах оно никуда не девается: sūnu, например, и в готском, древнеанглийском, и ещё куче древнегерманских языков - sunu.
8-й Девственник Лингвофорума

If the doors of perception were cleansed, everything would appear to man as it is: infinite. (W. Blake)
Какая потребителю разница, какой продукт лучше не работает?.. (Awwal12)

лад

Цитировать
Цитата: лад от апреля 25, 2017, 15:58
Цитата: Alone Coder от апреля 25, 2017, 15:53
Третий круг: ОТКУДА В МУЖЕ -g-?
А откуда в manu- -u-?
Тип основы такой. В санскрите их сотни. Скорее надо спрашивать, куда оно делось в германских. В других словах оно никуда не девается: sūnu, например, и в готском, древнеанглийском, и ещё куче древнегерманских языков - sunu.
Тип основы-то это понятно, бонально. Но на самом деле это не ответ. Вопрос, а почему такой тип основы? Почему не другой? Наиболее вероятно, что в древности тут могло стоять что-то совсем оригинальное, которое не укладывалось в рамки арийского языка и было заменено более обычным образованием. А в германском просто заменилось на 0. А вот в славянском могло остаться в качестве преобразованного архаизма.


cetsalcoatle

Цитата: cetsalcoatle от апреля 25, 2017, 01:10
Цитата: Komar от ноября 23, 2013, 00:09
Например, санскритскому manu "человек" в русском языке соответствий не видно, зато в английском очевидно - man.
лат. manus "рука" - когнат?

Iskandar


bvs


Alone Coder

А почему они должны быть родственны?

Lodur

Цитата: bvs от апреля 26, 2017, 17:56*dьliti - *dьlgъ. Откуда там g?
Оттуда же, откуда в латинской "индульгенции". Реконструируют праформу, как *dl̥h₁gʰós, ну так и в греческом имеем δολιχός, и в санскрите dīra, и в готском tulgus.
8-й Девственник Лингвофорума

If the doors of perception were cleansed, everything would appear to man as it is: infinite. (W. Blake)
Какая потребителю разница, какой продукт лучше не работает?.. (Awwal12)

Centum Satәm

Цитата: Lodur от апреля 26, 2017, 18:29
Цитата: bvs от апреля 26, 2017, 17:56*dьliti - *dьlgъ. Откуда там g?
Оттуда же, откуда в латинской "индульгенции". Реконструируют праформу, как *dl̥h₁gʰós, ну так и в греческом имеем δολιχός, и в санскрите dīra, и в готском tulgus.
Вы же в это не верите 8-)
ἔχουσιν οἱ βίοι τῶν ἀνθρώπων ἡδονὰς καὶ λύπας· ὅπου ὑπερβάλλουσιν αἱ ἡδοναὶ τὰς λύπας͵ τοῦτον τὸν βίον ἡδίω κεκρίκαμεν
θνητῶν μηδεὶς μηδένα ὄλβιον κρίνῃ͵ πρὶν αὐτὸν εὖ τελευτήσαντα ἲδῃ
ΔΕΙΝΗ ΑΝΑΓΚΗ ΠΑΝΤΑ ΚΡΑΤΥΝΕΙ
Neve aliquid nostri post mortem posse relinqui...
Mors sola fatetur quantula sint hominum corpuscula

Lodur

Цитата: Centum Satәm от апреля 26, 2017, 21:08Вы же в это не верите 8-)
Ну, мало ли, во что я не верю. :) Так утверждают учёные. :donno:
8-й Девственник Лингвофорума

If the doors of perception were cleansed, everything would appear to man as it is: infinite. (W. Blake)
Какая потребителю разница, какой продукт лучше не работает?.. (Awwal12)

cetsalcoatle

Цитата: cetsalcoatle от апреля 25, 2017, 01:10
Цитата: Komar от ноября 23, 2013, 00:09
Например, санскритскому manu "человек" в русском языке соответствий не видно, зато в английском очевидно - man.
лат. manus "рука" - когнат?

Bhudh

Пиши, что думаешь, но думай, что пишешь.
MONEŌ ERGŌ MANEŌ.
Waheeba dokin ʔebi naha.
«каждый пост в интернете имеет коэффициент бреда» © Невский чукчо

Komar

Цитата: cetsalcoatle от апреля 26, 2017, 23:10
Цитата: cetsalcoatle от апреля 25, 2017, 01:10
Цитата: Komar от ноября 23, 2013, 00:09
Например, санскритскому manu "человек" в русском языке соответствий не видно, зато в английском очевидно - man.
лат. manus "рука" - когнат?
Кому как.  ;D
Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать; время разбрасывать, и время собирать; время молчать, и время флудить.

Lodur

Цитата: cetsalcoatle от апреля 26, 2017, 23:10
Цитата: cetsalcoatle от апреля 25, 2017, 01:10
Цитата: Komar от ноября 23, 2013, 00:09
Например, санскритскому manu "человек" в русском языке соответствий не видно, зато в английском очевидно - man.
лат. manus "рука" - когнат?
Скорее уж
Цитата: лад от апреля 25, 2017, 14:09гораздо намного вероятнее, что корень восходит к тому корню что и в мнить, помнить.  Мысли отличают вас от животного.
Латинское слово связывают с греческим и германскими с тем же значением:
8-й Девственник Лингвофорума

If the doors of perception were cleansed, everything would appear to man as it is: infinite. (W. Blake)
Какая потребителю разница, какой продукт лучше не работает?.. (Awwal12)

Centum Satәm

ἔχουσιν οἱ βίοι τῶν ἀνθρώπων ἡδονὰς καὶ λύπας· ὅπου ὑπερβάλλουσιν αἱ ἡδοναὶ τὰς λύπας͵ τοῦτον τὸν βίον ἡδίω κεκρίκαμεν
θνητῶν μηδεὶς μηδένα ὄλβιον κρίνῃ͵ πρὶν αὐτὸν εὖ τελευτήσαντα ἲδῃ
ΔΕΙΝΗ ΑΝΑΓΚΗ ΠΑΝΤΑ ΚΡΑΤΥΝΕΙ
Neve aliquid nostri post mortem posse relinqui...
Mors sola fatetur quantula sint hominum corpuscula

शिष्य

Приветствую! Начал изучать санскрит по учебнику, но не могу понять некоторые моменты (может быть из-за наличия опечаток (исправил опечатки по найденному списку опечаток, но возможно ещё остались) или по неправильному пониманию). Хотелось бы прояснить. Можно ли в этой ветке задавать подобные вопросы?

Lodur

Цитата: शिष्य от августа 22, 2017, 12:29Приветствую! Начал изучать санскрит по учебнику, но не могу понять некоторые моменты (может быть из-за наличия опечаток (исправил опечатки по найденному списку опечаток, но возможно ещё остались) или по неправильному пониманию). Хотелось бы прояснить. Можно ли в этой ветке задавать подобные вопросы?
Приветствую, Шишья!
Разумеется.
8-й Девственник Лингвофорума

If the doors of perception were cleansed, everything would appear to man as it is: infinite. (W. Blake)
Какая потребителю разница, какой продукт лучше не работает?.. (Awwal12)

Damaskin

Цитата: शिष्य от августа 22, 2017, 12:29
Начал изучать санскрит по учебнику,

Интересно - по какому именно?

शिष्य

Учебник Кочергиной В.А. издание 2015 года.
1. Все внешние сандхи ведут к слитному написанию слов (кроме висарги и анусвары)?

2. По внешним сандхам гласных इ(ई), उ(ऊ) и ऋ перед неоднородной гласной изменяются в इ(ई)→य्, उ(ऊ)→व्, ऋ→र्, а по внутренним сандхам (между основой и окончаниям) ई→इय्, ऊ→उव्?

3. В учебнике указан порядок написания слогов, но не написано порядок написания слов, поэтому я определил для себя следующий порядок: вначале пишу части графем под горизонтальной чертой, включая части которые над горизонтальной чертой (слоги на ए, इ и т.д.), далее если встречается графема с разрывом горизонтальной чертой (भ, ध и т.д.), то рисую горизонтальную черту до этого разрыва, а потом продолжаю писать с начала своего порядка.

4. Сочетания श и उ, र, ऋ иногда не изменяют написания श. (А также написание лигатур श्व, श्च). Это просто исключения которые надо запомнить, или есть какое-то правило?

5. Для классического санскрита ударения надо запоминать (для глаголов думаю необходимо, ибо также при помощи него определяется класс глагола)?

6. Не будет ошибкой использовать глаголы в залоге आत्मनेपद в предложениях, описывающих не свои действия? (например, для описания действия когда некто делает нечто по отношению к самому себе)

7. В учебнике написано (страница 65), что форма желательного наклонения может образовываться как прибавлением суффикса ई, так и суффикса य. Но нет пояснения, есть ли отличия в использовании. Следовательно необходимо полагать, что такого отличия нет, и можно использовать любой из этих двух способов в каждом случае?

8. Падежные окончания основ на -इ и -उ (страница 73). В местном падеже единственного числа мужского и женского рода основ на -उ гласная основы выступает в ступени वृद्धि, т.е. -उ→औ. Тут всё понятно, а вот далее написано, что в основах на -इ по аналогии с основами на -उ гласная основы замещается на . В примере склонения в парадигме написано согласно этого правила. Т.е. это не ошибка, а исключение (так как इ в ступени वृद्धि используется как ऐ)?

9. В парадигме склонения падежных окончаний основ на -इ и -उ (страница 74 - 75) в некоторых падежах указаны два варианта возможных склонений. भूमि в единственном числе дательного падежа भूमये или  भूम्यै, в отложительном и родительном падежах भूमेस् или भूम्यास्, в местном падеже भूमौ или भूम्याम्. В этих же падежах но парадигме с основой на -उ также возможны два варианта склонения. С чем это связано и как использовать (т.е. можно во всех случаях использовать тот или иной случай)?

Прочитал учебник ещё не до конца, возможно ответы на некоторые вопросы далее по учебнику, но думаю их там не стоит ожидать :)

Damaskin

Цитата: Lodur от августа 23, 2017, 18:15
Разумеется.

Offtop
Задавать вопросы Lodur разрешил, но не обещал на них отвечать  :green:

Lodur

Offtop
Цитата: Damaskin от сентября  7, 2017, 13:32
Задавать вопросы Lodur разрешил, но не обещал на них отвечать  :green:
Не обещал. Но не ответил не потому. Просто не было времени и технической возможности. Вы ж учите санскрит, ответили бы то, что знаете.
8-й Девственник Лингвофорума

If the doors of perception were cleansed, everything would appear to man as it is: infinite. (W. Blake)
Какая потребителю разница, какой продукт лучше не работает?.. (Awwal12)

Bhudh

Цитата: शिष्य от сентября  4, 2017, 11:367. В учебнике написано (страница 65), что форма желательного наклонения может образовываться как прибавлением суффикса ई, так и суффикса य. Но нет пояснения, есть ли отличия в использовании. Следовательно необходимо полагать, что такого отличия нет, и можно использовать любой из этих двух способов в каждом случае?
А. А. Зализняк. Грамматический очерк санскрита § 122 (скан)
Цитата: В оптативе между основой (первичной, § 27) и окончаниями выступает суффикс yā/ī, а именно, в act., ī (перед гласной īy, вопреки §§ 37, 41) в med.
Пиши, что думаешь, но думай, что пишешь.
MONEŌ ERGŌ MANEŌ.
Waheeba dokin ʔebi naha.
«каждый пост в интернете имеет коэффициент бреда» © Невский чукчо

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр