Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Генеалогич. взаимосвязи абхазов и карачаево-балкарцев

Автор Давид Дасаниа, августа 18, 2010, 19:39

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Давид Дасаниа

     Тема, которую я предлагаю вниманию пользователей и гостей Лингвофорума, до настоящего времени почти не изучалась. Нам более известны абхазо-абазинские и абхазо-адыгские генеалогические взаимосвязи. Я же в рамках данной темы хотел бы восполнить существующий в этнологии народов Кавказа пробел и посвящаю её своим ближайшим карачаевским друзьям и братьям Шамилю Хубиеву, Назиру Байчорову, Ракаю, Хорламу и Зауру Алиевым, Магомеду Батчаеву, Рашиду Джирикову, Шамилю Чолакову, Роберту Каракётову, Радику Хыбыртову, Назиру Лобжанидзе и многим другим.
     Выявление этногенетических взаимосвязей абхазов с народами Северного Кавказа с последующим изучением истории образования и развития абхазских, абазинских, адыгских, карачаевских, балкарских, осетинских и иных фамилий имеет большое практическое и теоретическое значение для установления подлинной истории народов Кавказа и характеристики всего комплекса этнокультурных связей между ними.
Антропологическая близость, выявленное языковое сходство, единство материальной и духовной культуры народов Кавказа свидетельствуют о том, что здесь, на Кавказе, в древнейшую эпоху бытовала довольно однородная культурная среда, состоявшая из племен кавказского субстрата, представители которой примерно с VII века до нашей эры по период раннего средневековья находились под мощным воздействием ираноязычных и тюркоязычных племен. В результате языковой ассимиляции кавказские предки карачаевцев и балкарцев, осетин, некоторых других алтайских и индоевропейских по происхождению народов Кавказа, не теряя генетических основ кавказского субстрата, перешли на новые языки. Долгое время субстратные элементы кавказского происхождения в карачаево-балкарском, осетинском, кумыкском, грузинском, мегрельском, сванском, армянском и иных языках оставались в тени. Этимологическая работа последних нескольких десятилетий прошлого века выявила, что в указанных языках имеются значительные пласты лексических, фонетических, морфологических и синтаксических элементов кавказского происхождения.
     Новейшие исследования, проведенные учеными в области изучения проблем этногенеза кавказских народов, подтверждают выводы специалистов об автохтонно-кавказском происхождении значительной части предков целого ряда народов Кавказа, говорящих не на кавказских языках. В частности, научная конференция, проходившая в г. Карачаевске в сентябре 1994 года, обсудив проблему этногенеза карачаевцев и балкарцев, пришла к выводу о том, что «автохтонными предками карачаевцев и балкарцев являлись коренные кавказские племена, смешавшиеся с тюркоязычными скифами, гунно-сарматами, алано-асами и хазаро-булгарами» (Цит.по: Лайпанов К.Т. Этногенетические взаимосвязи карачаево-балкарцев с другими народами. Черкесск, 2000. С.6).
     Вместе с тем, ряд известных историков Кавказа бездоказательно пытаются приписать происхождение палеокавказцев своим этническим предкам. Так, например, известный ингушский историк Н. Кодзоев утверждает, что носители северокавказской археологической культуры, генетически связанной с майкопской, «говорили на древнеингушском языке и являлись далекими предками ингушей» (Кодзоев Н.Д. История ингушского народа: С древнейших времен до конца XIX века. Магас, 2002. С. 25). Тот же автор считает, что на древнеингушском языке говорило и первоначальное население Абхазии, о чем, якобы свидетельствует «большое количество нахских топонимов в Колхиде» (Кодзоев Н.Д. Указ. соч. С. 83). Далее Н.Д. Кодзоев пишет, что ингуши являются единственным автохтонным народом и на территории Грузии и что древнегрузинский народ образовался в результате смешения протокартвельских племен, прибывших в Грузию на рубеже IV-III веков до н.э. «с автохтонными нахоязычными (древнеингушскими) племенами, в результате чего сложился древнегрузинский народ» (Кодзоев Н.Д. Указ.соч. С. 85).
     О предположительно индоевропейском происхождении палеокавказской общности, представленной племенами кобанской культуры, пишут известные осетинские историки М. Блиев и Р. Бзаров. В написанной ими книге по истории Осетии для учащихся средних школ мы читаем: «Язык, на котором говорили кобанцы (племена кобанской культуры), неизвестен. Существует предположение, что они были индоевропейским народом. Древнейшее присутствие индоевропейцев (и, прежде всего индоиранцев) на Кавказе хорошо прослеживается по географическим названиям. Имена крупнейших горных вершин и рек, как и само слово «Кавказ», объясняются из индоевропейских языков» (Блиев М.М., Бзаров Р.С. История Осетии с древнейших времен до конца XIX века. Владикавказ, 2000. С. 14).
     Известному карачаевскому историку К.Т. Лайпанову представляется, что и носители майкопской культуры, и древние шумеры, и большинство автохтонных народов Кавказа принадлежали к тюркскому этническому миру. Согласно этому автору, «древние шумеры, предки которых жили в Восточной Европе, участвовали сначала в формировании тюркоязычного пласта на Северном Кавказе в лице носителей майкопской культуры ранней бронзы, распространенной с середины III до середины II тысячелетий до н.э. от Дагестана  до западных границ Краснодарского края» (Лайпанов К.Т. Этногенетические взаимосвязи карачаево-балкарцев с другими народами. Черкесск, 2000.С.). Отрицая участие индоевропейцев (и, прежде всего индоиранцев) в процессе формирования народов Северного Кавказа и проявляя противоречивость в собственных суждениях, К.Т. Лайпанов считает, что «все народы, ныне проживающие на Северном Кавказе, сформировались из местных автохтонных кавказских племен и пришлых тюркоязычных кочевников в результате их смешения» (Лайпанов К.Т. Указ.соч. С. 9).
     Несмотря на противоречивость целого ряда утверждений тех или иных авторов, существующие исторические, этнографические, археологические и лингвистические материалы убеждают нас в том, что абсолютно все современные народы Кавказа связаны друг с другом общностью происхождения от палеокавказского этномассива. Именно поэтому и этногенез кавказских народов, и фамилиогенез их составляющих групп невозможно рассматривать вне связи с проблемой происхождения палеокавказской этнической общности или иными словами кавказского субстрата племен. С этой целью мы и коснулись здесь этой актуальной темы.

Leo

Так какого же происхождения слово "Кавказ" по имеющимся гипотезам и что оно может означать ?

Ion Borș

Цитата: Давид Дасаниа от августа 18, 2010, 19:39
Антропологическая близость, выявленное языковое сходство, единство материальной и духовной культуры народов Кавказа свидетельствуют о том, что здесь, на Кавказе, в древнейшую эпоху бытовала довольно однородная культурная среда, состоявшая из племен кавказского субстрата, представители которой примерно с VII века до нашей эры по период раннего средневековья находились под мощным воздействием ираноязычных и тюркоязычных племен.
какое связующее генеалогическое звено? схожее с:
тюркским
иранским
или третья - кавказская.
Было бы странным тюркоязычным не иметь определённый общий тюркский генеалогический элемент.
♪ ☼ † ♥ ♫   ¤$, €, £, ¥.¤
https://www.linkedin.com/in/ion-bors-aa69992a/

Искандер

Цитата: Давид Дасаниа от августа 18, 2010, 19:39
смешавшиеся с тюркоязычными скифами, гунно-сарматами, алано-асами и хазаро-булгарами»
Они все тюркоязычные? Что-то подсказывает, что нет.
"Niech żyją POLACY!! Ponieważ polacy są rasej nadczłowieków. Od nich jest przyszłość planety. Oni przeżyją nawet wojną atomowę, dlatego, że polacy są wieczni, bo chtoniczni. I dadzą potomstwo, które też będzie polakami i polkami. Niech żyjemy, hura!.." (c) Awwal12

Искандер

Цитата: Ion Bors от августа 18, 2010, 20:02
Было бы странным тюркоязычным не иметь определённый общий тюркский генеалогический элемент.
Да вроде не так и странно - тюркские турки, тюркские карачаевцы, тюркские киргизы - генеалогические связи я б искать не стал...
"Niech żyją POLACY!! Ponieważ polacy są rasej nadczłowieków. Od nich jest przyszłość planety. Oni przeżyją nawet wojną atomowę, dlatego, że polacy są wieczni, bo chtoniczni. I dadzą potomstwo, które też będzie polakami i polkami. Niech żyjemy, hura!.." (c) Awwal12

Давид Дасаниа

     Во-первых, благодарю всех, кто заинтересовался моим блогом и первой в нём темой.
     Кто только не писал на Кавказе на тему происхождения слова «Кавказ»! Существует очень много различных и взаимоисключающих версий. Есть своя версия и у абхазских учёных. В абхазском языке есть древнее слово исконного происхождения «аказказ», коим абхазы всегда именовали Кавказские горы. «Аказказ» в переводе с абхазского языка означает «блестящий, сверкающий». Причём, слово это используется как прилагательное после слова «а׳шьха» (ащха) – «гора»: ашьха казказ – блестящая (сверкающая) гора.
     О своём мнении по поводу этимологии слова «Кавказ» я напишу в отдельной теме. Все тюркоязычные народы Кавказа, безусловно, имеют «определённый общий тюркский генеалогический элемент». Я это не отрицаю. Но в них немало и чисто кавказских генов. Со временем этот процент только увеличивался, но никак не уменьшался. Язык, как известно, генетики не формирует, но на Кавказе, в настоящее время, из уст многих «учёных» можно часто слышать, что современные карачаевцы и балкарцы, осетины и некоторые другие народы являются пришлыми. Подобные заявления дестабилизируют ситуацию на Кавказе, ухудшая отношения между т. н. «автохтонными» и «пришлыми» народами. Этого допускать нельзя. Да, изначально, не спорю, прямые предки карачаевцев, балкарцев, осетин, азербайджанцев и некоторых других народов Кавказа, действительно прибыли на Кавказ, когда здесь уже вовсю процветала культура автохтонного палеокавказского населения. Но, сформировавшись в качестве народности, эти тюрко- и ираноязычные племена стали развиваться как кавказские народы: резко сокращается тюркская и иранская «подпитка», расширяются генеалогические взаимосвязи с «автохтонами»... Что далеко ходить? Возьмём самый простой пример. У меня есть самый близкий на Северном Кавказе друг, он мой побратим, карачаевец, очень известный в Карачаево-Черкесии, Абхазии, Южной Осетии и, вообще, по Кавказу человек – Шамиль Магометович Хубиев. Так у него род карачаевский, но абхазского происхождения. Мать его – урождённая Тохчукова – карачаевка адыгского происхождения.
     Я всегда считал, что аланы – это ираноязычное племя. Но с какого-то недавнего времени я стал сомневаться в этом. Теперь я намерен лично в этом разобраться. Подниму всю литературу, изучу её и проанализирую, возможно, создам в своём блоге отдельную тему. Но, как я понимаю, раз возникло сомнение, нужно утолить возникший интерес и расставить все точки над «i».

Искандер

Цитата: Давид Дасаниа от августа 19, 2010, 08:04
Я всегда считал, что аланы – это ираноязычное племя. Но с какого-то недавнего времени я стал сомневаться в этом.
Прекращайте сомневаться, ираноязычное это точно, ошмётки иранской культуры так же сохранились, хотя окавкажение весьма сильно́.

Цитата: Давид Дасаниа от августа 19, 2010, 08:04
имеют «определённый общий тюркский генеалогический элемент»
Азери и карачай - да неужели?
"Niech żyją POLACY!! Ponieważ polacy są rasej nadczłowieków. Od nich jest przyszłość planety. Oni przeżyją nawet wojną atomowę, dlatego, że polacy są wieczni, bo chtoniczni. I dadzą potomstwo, które też będzie polakami i polkami. Niech żyjemy, hura!.." (c) Awwal12

Nevik Xukxo

Цитата: Искандер от августа 19, 2010, 11:07
Азери и карачай - да неужели?

Посоветуйтесь с Пастором Шлагом, он тут на форуме вроде из тех, кто разбирается более-менее в ДНК. Он вам скорей всего расскажет, насколько близки\далеки азери и карачай генетически. Хотя, ЕМНИП, данные по Кавказу пока не такие полные, как по Западной Европе, но это и естественно - чем богаче население, тем оно больше о себе знать хочет. ;)

Искандер

"Niech żyją POLACY!! Ponieważ polacy są rasej nadczłowieków. Od nich jest przyszłość planety. Oni przeżyją nawet wojną atomowę, dlatego, że polacy są wieczni, bo chtoniczni. I dadzą potomstwo, które też będzie polakami i polkami. Niech żyjemy, hura!.." (c) Awwal12

Давид Дасаниа

     Азербайджанцы и карачаевцы – тюркоязычные народы, или Вы, Искандер, придерживаетесь другого мнения?

Давид Дасаниа

     Продолжу начатую тему.
     Исторические, этногенетические и этнокультурные связи абхазов с карачаево-балкарцами выявляются по многочисленным научным материалам,  обусловленным  схожим развитием исторических судеб, территориальной близостью, миграционной активностью населения в дореволюционные годы, а также интенсивностью культурного и экономического общения. Эти взаимосвязи выявляются и благодаря наличию в карачаево-балкарской среде фамилий абхазского происхождения и наличию в абхазской среде фамилий, происходящих из Карачая и Балкарии, бытованию в той и другой среде общих антропонимов, связанных с различными лексемами абхазского и карачаево-балкарского языков.
     Причем к абхазам и абазинам наиболее близки карачаевцы, чем балкарцы. Объясняется это, в основном, территориальной близостью Абхазии и Карачая. Данное положение находит подтверждение и в трудах известных карачаевских и балкарских историков. В частности, историк У.Б. Алиев из Кабардино-Балкарского государственного университета считает, что «карачаевцев и балкарцев на современном этапе развития считать одной и той же народностью нельзя, т.к. после их территориального расчленения, приблизительно в  XIII – XIV вв. этноэкономическая  и культурно-историческая связь предков карачаевцев и балкарцев была прервана недоступными отрогами гор Кавказа и народами, закрывавшими выходы из ущелий на равнину» (О происхождении балкарцев и карачаевцев. Материалы научной сессии по проблеме происхождения балкарского и карачаевского народов. 22-26 июня 1959 года. Нальчик, 1960. С. 242). «Если балкарцы, - продолжает У.Б. Алиев, - расселившиеся по ущельям юго-восточной части северного склона Кавказского хребта, были больше связаны в течение многих веков со сванами, осетинами, кабардинцами, которые обусловили  этническое, экономическое, языковое и общественно-политическое своеобразие жизни балкарцев, то карачаевцы, расселившиеся по ущельям северо-западной части северного склона Кавказского хребта, были больше связаны с абхазами, абазинами, черкесами, убыхами, шапсугами, ногайцами, кавказскими греками, сванами, грузинами и русскими...» (Там же, с. 242). Здесь автор неспроста упомянул об абхазах  и абазинах в первую очередь. В действительности, доля фамилий абхазо-абазинского происхождения в составе карачаевского народа несравненно больше доли фамилий того же происхождения в составе балкарского народа. Этнический состав балкарского народа, по словам У.Б. Алиева, «характеризуется большим, чем в Карачае, числом выходцев из Кабарды, Осетии и Сванетии» (Там же, с. 243).
     Близость абхазской и карачаево-балкарской антропонимических систем, особенно в области бытования личных имен, далеко не всегда свидетельствует об определенных генетических   связях между ними, Тем не менее, как мы считаем, имена, тем более, имена, заимствованные абхазами от карачаево-балкарцев и карачаево-балкарцами от абхазов, несут довольно ценную информацию. Здесь необходимо учитывать и тот факт, что собственные имена, в отличие от имен фамильных, более подвержены языковому взаимодействию, более зависимы от исторических и этнографических реалий и, наконец, они более архаичны в сравнении с фамильными именами.
     В абхазской и, в целом, абхазо-адыгской антропонимике существуют довольно продуктивные элементы тюркского происхождения, заимствованные через посредничество северокавказских тюркоязычных народов и, прежде всего, карачаевцев. Среди этих антропонимических элементов наиболее известны: «хан»- титул феодального правителя у народов алтайской языковой семьи, который первоначально был широко распространен в мужской антропонимике, но затем, по мере его десемантизации, все чаще стал употребляться в женской антропонимике (в абхазской антропонимике элемент «хан» встречается в мужских именах Ахан, Исхан, Маханбей, Хангерий и в некоторых других; в женских именах – Аштырхан, Джаабахан, Казырхан, Кайматхан, Ханиа, Харихан и т.д.; в абхазских фамилиях - Ахан-ипа и Ханагуа) ; «кан»- полисемичное тюркское слово, обозначающее такие понятия, как  «кровь, царь, хан, воспитанник» (элемент «кан» в абхазской антропонимике встречается в мужских именах Елкан, Зауркан, Кан, Кансоу, Канчобей, Татаркан, Темиркан, Торкан, Урыскан и т.п.; в женских именах данный элемент нами не зафиксирован; в абхазских фамилиях – например, в фамилии адыгского происхождения Канхуа); «бей»- элемент, являющийся принадлежностью исключительно мужских имен (как, например, Асланбей, Баталбей, Карбей, Нурбей, Хасанбей и т.д.; Элемент встречается и в абхазском фамильном имени Беиа); «бек» - элемент, происходящий из тюркского «бек» в значении «господин, начальник, глава племени, помещик» (данный элемент встречается в мужских именах Асланбек, Заурбек, Талумбек и прослеживается в фамильном наименовании Шубекиа); «гери» («кери») – элемент, происходящий от названия династии татарских ханов, основавших  в XV веке Крымское ханство (встречается в мужских именах Азаматкери, Батангери, Джангери, Сахаткери, Фаткери и т.п., а также в фамильном наименовании Гериа).
     Существует и целый пласт общих имен, одинаково распространенных как в абхазской, так и в карачаево-балкарской антропонимике. Это такие мужские имена, как Абрек (у абхазов - Абрег), Адамей (Дамей), Азамат, Азаматгерий (Азаматкери), Азрет, Алхаз (Алхас), Анзор, Арсен (Арсана), Аслан, Асланбек (Асламбек), Аслангерий, Асланук, Астемир (Астамур), Ахмат, Ачахмат (Чахмат), Барак, Баталбий (Баталбей), Батока (Батакуа), Баттал (Батал), Батыр, Билял (Билал), Датта (Дата), Даут, Дидин (Дадын), Джансох (Джансух), Джантемир, Джигит (Джгыт), Заур, Зураб, Ибрагим (Ебырхам), Идрис (Едрыс), Инал, Ислам (Еслам), Исмаил (Смел), Исхак (Есхак), Казим (Кязым), Керим, Карча (Карач), Локман, Маджит, Мамсур (Мамсыр), Махмут (Махмед, Махмат, Махмут), Махти, Мисир (Мсыр), Мурат, Мустафа, Мухаджир (Мхаджир), Мурзакул, Муртаз, Назим, Наварбий (Наварбей), Наурбий (Нурбей), Нахар, Ниязбий (Нязбей), Нурий (Нури), Омар, Осман, Отар, Паго, Рамазан (Рамзан), Рашид, Сагатгерий (Сахаткери), Саид, Салим (Селым), Сафар, Сафарбий (Сафарбей), Сеит, Солтан (Султан), Сосран (Сасран), Сосрук (Сасрыкуа), Татаркан, Татластан, Темир, Темиркан, Темурка, Хабиж (Хабидж), Хаджи, Хазгерий (Хадзгери), Халил, Хамзат, Хангерий, Хапача, Харун, Хасан, Хашим, Хусин, Шабат, Шагабан (Шаабан), Шамил (Шамел), Элькан (Елкан), Якуб и т.д.; женские имена - Ада, Аза, Азиза (Зиза), Баблина, Джамиля, Зина, Куна, Мадина, Рабият, Рада, Саида, Салима (Селма), Сырма, Тамара, Фатима, Хамида, Ханий (Ханиа), Ханифа, Шамса (Шамсиа) и т.д.

Хворост

Спасибо и за эту тему! Очень интересно!
Цитата: Давид Дасаниа от августа 20, 2010, 07:41
В абхазской и, в целом, абхазо-адыгской антропонимике существуют довольно продуктивные элементы тюркского происхождения, заимствованные через посредничество северокавказских тюркоязычных народов и, прежде всего, карачаевцев.
А наоборот было? В смысле, заимствовали ли карачаевцы абхазо-адыгские «элементы топонимики»?
Когда я сажала, ливала смородину,
Она превращала мой сад в огородину.
Она превращала, рубила дрова,
На них высекая попутно слова.
arseniiv

Хворост

Цитата: Давид Дасаниа от августа 19, 2010, 08:04
...на Кавказе, в настоящее время, из уст многих «учёных» можно часто слышать, что современные карачаевцы и балкарцы, осетины и некоторые другие народы являются пришлыми.
Я думаю, им просто надо напомнить, что «автохтонных народов» на Земле нет. Разве что в Африке.
Когда я сажала, ливала смородину,
Она превращала мой сад в огородину.
Она превращала, рубила дрова,
На них высекая попутно слова.
arseniiv

Nevik Xukxo

Цитата: Хворост от августа 20, 2010, 09:02
Я думаю, им просто надо напомнить, что «автохтонных народов» на Земле нет. Разве что в Африке.

Даже в Африку были доисторические миграции из Азии. Вспомните про камерунские R1b хотя бы - там достаточно изолированный субклад сидит, насколько помню, видимо, они и притащили чадские языки туда (из Азии через Египет?). Да даже про самую расплодившуюся в Африке E поговаривают, что они, возможно, таки пришли из Азии тыщ 50 лет назад. А внутренние африканские перемещения - сколько их было? Та же волна банту, например? Если и говорить об африканских самых аборигенистых аборигенах, то это прежде всего койсаны и пигмеи - и то не факт, что мы знаем-то об их истории расселения? Мой вердикт - аборигенов вообще не существует, все куда-то мигрировали и со времён палеолита не один раз.

Искандер

Цитата: Давид Дасаниа от августа 20, 2010, 07:31
Азербайджанцы и карачаевцы – тюркоязычные народы, или Вы, Искандер, придерживаетесь другого мнения?
разумеется нет, но генетически vs генеалогически...

и они разных ветвей...

Да и потом в конце концов — евреи и исландцы и те и те германоязычные народы - а толку...

Цитата: Давид Дасаниа от августа 20, 2010, 07:41
элемент «хан»
Вот вы многа знаете а родственных связях, есть ли повышение частотности имён с этим элементом в родах, имеющих связи в Карачае?

Цитата: Хворост от августа 20, 2010, 09:02
Цитата: Давид Дасаниа от Вчера в 09:04
Цитировать...на Кавказе, в настоящее время, из уст многих «учёных» можно часто слышать, что современные карачаевцы и балкарцы, осетины и некоторые другие народы являются пришлыми.
Я думаю, им просто надо напомнить, что «автохтонных народов» на Земле нет.
Так эта - там вопрос кто первый пришёл - и последние два места уверенно держат тюрки и иранцы.  Нахи, картвелы и абхаз-черкесы насмерть грызутся за "я первый", рядом стоят армяне и со снисходительным умилением (мы-то автохтонней некуда) на это всё глядят. В общем история очень тёмная и слегка щекотливая...
"Niech żyją POLACY!! Ponieważ polacy są rasej nadczłowieków. Od nich jest przyszłość planety. Oni przeżyją nawet wojną atomowę, dlatego, że polacy są wieczni, bo chtoniczni. I dadzą potomstwo, które też będzie polakami i polkami. Niech żyjemy, hura!.." (c) Awwal12

Давид Дасаниа

     Всем пользователям ЛФ привет из Абхазии. Спасибо за внимание к теме и тёплые слова. Уважаемый Хворост, задавая вопрос, Вы, наверное, имели ввиду абхазо-адыгские элементы антропонимики? Или же Вас, всё-таки, интересуют элементы топонимики?
     Если дело в антропонимике, то скажу Вам, что среди карачаево-балкарских имён встречаются мужские и женские имена абхазского происхождения, связанные с различными лексемами абхазского языка, а также имена отфамильного и отэтнонимического характера. К таким именам относятся: имя Шханука (буквально, «идущий в гору»), Мза («луна»), Аха (от абхазо-абазинского «ах» - «аха» в значении «царь, князь, господин»), Апсуа («абхаз»), Джаппу (от фамильного наименования абхазского рода Джопуа-Аджапуа) и Маршан (от фамильного наименования абхазского рода Маршаниа).
     Приведём несколько примеров. Вместе с Даулеттукой, Байрамом и Огурлу Джуртубаевыми, упомянутыми в качестве подданных князей Урусбиевых, вернувшихся в Верхний Баксан из Карачая, значится Шханука Джуртубаев  (См.: Мусукаев А.И. Балкарский «тукъум». Нальчик,1978. С. 21). Абхазское слово «амза» («луна»), по нашему мнению, прослеживается в двух карачаево-балкарских фамилиях - Мызалары (Мзаевы) и Мызылары (Мизиевы). В карачаево-балкарской антропонимике имя Мза считается мужским, что соответствует абхазским мифологическим представлениям, в соответствии с чем, Луна воспринимается как существо мужского пола. Упоминание имени Мза содержится в одной из работ профессора А.И. Мусукаева, где автор, в частности, пишет: «Браки запрещены между представителями разных фамилий - в прошлом выходцев из одного тукума. Это относится, например, к Чочаевым, Цораевым и Мизиевым, поскольку основателями тукумов были родные братья Чочай, Цора и Мза» (См.: Мусукаев А.И. Указ.соч.С.122). Аха – так звали сына Кучука Ачабаева из фамилии Гочияевых, которые, в свою очередь, произошли от имеретинского князя Гочи Джапаридзе. Аха Ачабаев вместе со своими братьями Исмаилом, Адраем и Кон-Алием после раздела образовали в Верхнем Баксане многочисленный квартал Ачабаевых (См.: Мусукаев А.И.Указ. соч.С.24). Апсуа Курданов был праправнуком праправнука Курдана, являвшегося выходцем из Грузии. Согласно генеалогии Курдановых, Апсуа был сыном Шимауха, внуком Бешту, правнуком Жаппе, отца которого звали Санграу, деда - Тау-Болат, прадеда – Мырзабек, прапрадеда – Тейрекул и, наконец, отца последнего – Курдан (См.: Мусукаев А.И. Указ.соч.С. 17).
     Многовековые контакты абхазов с карачаевцами, как с ближайшими соседями, обусловили возникновение в абхазской среде таких отэтнонимических фамилий карачаевского происхождения, как Акарач и Карчаа, а также довольно популярного в  XIX веке среди абхазов мужского имени Карач. Представители фамилии Акарач в настоящее время проживают лишь на территории Турции, куда их предки вынуждены были переехать во второй половине XIX века в связи с трагедией махаджирства. Встречаются они среди абхазов, проживающих в местечке Агапынар-Кёйю в Турции. Представители фамилии Карчаа, возможно, находящиеся в ближайшем родстве с северокавказскими Карчаевыми, ныне проживают в Абхазии и далеко за её пределами. В Абхазии носители фамилии Акарач в XIX веке проживали в селении Ажара. Здесь в  1867 году  жили братья-однофамильцы Мустафа, Хусейн, Сеид, Бечуа, Хаджадлы, Беюдан, Бивлан, Ахмат, Науруз, Абдул, Карабек, Кужлат, Татаркан, Батыргирей, Якуб и Батырзач Акарач.
     Среди абхазских и карачаево-балкарских фамилий немало сходных фамилий, совпадающих по своим корням и, порой, отражающих различные абхазские по происхождению суффиксы, аффиксы и фамильно-патронимические форманты. Часть из них, безусловно, принадлежит по своей этимологии к абхазскому языковому миру и имеет вполне доказуемое абхазское происхождение. Другая часть, возможно, имеет карачаево-балкарские истоки в своем происхождении. В целом, список абхазо-карачаево-балкарских фамильных схождений довольно внушителен, что красноречиво свидетельствует об уровне этнокультурных контактов между указанными народами в прошлом и глубине их генетических взаимосвязей. Итак, в среде карачаевцев и балкарцев встречаются фамилии, которые по своей форме и значению весьма близки к абхазским фамилиям. Это такие, как  Абазаевы, Абазалиевы, Агерджановы (фамилию Агырджанлары сравните с абхазской фамилией Гырджын, встречавшейся в XIX веке в горном обществе Дал-Цабал на территории Абхазии; кстати, фамильное имя «Гырджын» в переводе с карачаево-балкарского языка означает «чурек, лепёшка, хлеб»), Аджиевы (ср.с абхазской фамилией Ажиба, абазинские представители которой живут в Карачаево-Черкесии и записаны в официальной документации как «Аджиевы»), Акаевы (данная фамилия весьма близка по звучанию к абхазской фамилии Акаба), Акушуевы (ср. с фамилией абхазов, проживающих ныне в Сирии, - Акушба), Алтуевы (ср.с Алтейба), Анаевы (ср.с очень древней и редкой фамилией Анба), Апсуваевы, Аргуяновы (ср. с абхазской фамилий Аргун), Асановы (ср. с древнеабхазской фамилией Асанба), Атаевы (ср. с Атейба), Ахияевы (ср. с Ахиба), Ашашаевы (ср. с абхазским словом «ашаша» в значении «яркий» и фамильным наименованием Шаше, которое в ряде письменных источников фиксируется в качестве формы написания фамилии абхазских владетельных князей Чачба-Шервашидзе), Берекетовы (согласно генеалогическому преданию, Берекетовы происходят от абхазской фамилии Гожба), Биджиевы (ср. с Абиджба), Габараевы (ср. с Габраа или Габриа), Гемуевы (ср. с Гемуа, кстати, Гемуа – абхазы итальянского, «генуэзского» происхождения), Гериевы (ср. с Гериа), Гогуевы (ср. с Гогуа), Гочуевы (ср. с Гочуа), Гулиевы (ср. с Гулиа), Гумаевы (ср. с Гумба или Агумаа), Кациевы (ср. с Кациа), Козбаевы (по официальной версии, отражённой в научной литературе, Козбаевы произошли от     абхазской фамилии Коцба, правильнее - Куадзба), Караевы (ср. с Карба), Карчаевы (ср. с Карчаа), Лайпановы (ср. с известной абхазской фамилией патронимического происхождения Лапан-ипа), Маршанкуловы (в данной фамилии прослеживается фамильная основа известного абхазского рода Маршаниа), Нанаевы (ср. с Нанба), Тамбиевы (ср. с известной абхазо-адыгской фамилией абхазо-абазинского происхождения Тамбиа-Тамбиевых), Трамовы (ср. с влиятельной абхазо-абазинской фамилией Трам), Чанаевы (ср. с Чанба или Чаниа), Чегембаевы (ср. с фамилией Чегем или Чегемба, представители которых до конца XIX века проживали в горных обществах Абхазии), Чочуевы (ср. с Чочуа), Шереметовы (ср. с Шармат).

Хворост

Цитата: Давид Дасаниа от августа 21, 2010, 08:28
Уважаемый Хворост, задавая вопрос, Вы, наверное, имели ввиду абхазо-адыгские элементы антропонимики? Или же Вас, всё-таки, интересуют элементы топонимики?
Прошу прощения, я очень торопился и поэтому опечатался. Разумеется, я имел в виду антропонимику!
Когда я сажала, ливала смородину,
Она превращала мой сад в огородину.
Она превращала, рубила дрова,
На них высекая попутно слова.
arseniiv

Давид Дасаниа

     Продолжим начатую тему.
     Абхазы, карачаевцы и балкарцы придерживаются правил экзогамии. В брак не имели права вступать между собой представители одной  и той же фамилии, члены нескольких родственных между собой фамилий, фамилии, связанные не только кровным, но и фиктивным родством. В частности, они свято соблюдали так называемое молочное родство. Согласно А.И. Мусукаеву, «брак у балкарцев запрещался до седьмого колена также между представителями семьи, где молодой проводил первые дни после женитьбы» (Мусукаев А.И. Балкарский «тукъум». Нальчик, 1978. С. 126).
     Тем не менее, в карачаево-балкарской среде имеются и некоторые исключения из этого правила. К примеру, представители фамилии Байрамкуловых относятся к двум различным фамилиям. Одни Байрамкуловы происходят от Науруза – ближайшего соратника легендарного предводителя карачаевцев Карчи, другие, по сведениям историка М. Баразбиева, по отцовской линии происходили из Кабарды, а по материнской – из Абхазии.  Вот, что по этому поводу пишет сам М. Баразбиев: «Фамилия узденей Байрамкуловых считалась в Карачае одной из древних и происходила от одного из ближайших соратников легендарного предводителя карачаевцев Карчи - Науруза. Однако у Байрамкуловых имелись и однофамильцы, не связанные с ними единым происхождением, но носившие эту фамилию, так как они являлись их подвластными. Возникновение рода этих Байрамкуловых зафиксировано дореволюционным исследователем Карачая  Н. Иваненковым. Иваненков, описывая историю вдовы Гога Байрамкуловой, сообщал следующее: "Отец ея был уворован в Абхазии и был кулом, или рабом, у Али Кубаева: ея муж был уворован в Кабарде и был рабом у Хамзы Байрамкулова". Таким образом, видно, что у данной линии рода Байрамкуловых присутствует абхазское и кабардинское происхождение, а своим фамильным наименованием они обязаны своим владельцам» (Баразбиев М. Указ. соч. По данным  Интернета). 
     Историки и этнологи в процессе изучения этногенетических связей между различными народами сталкиваются с очень сложными проблемами, имеющими зачастую искусственный характер. Для того, чтобы исследователь добился реального успеха в деле выявления правдивой историко-этнографической информации, он должен знать, что: 1) лингвистическая принадлежность фамильного имени к тому или иному языку довольно часто не отражает всей правды об истории происхождения его носителей; 2) совпадение основ двух или более фамильных имен не всегда свидетельствует о наличии генетических связей между их носителями; 3) генеалогические предания, сообщаемые исследователям представителями тех или иных фамилий, довольно часто не соответствуют исторической действительности; 4) порой та или иная фамилия, в силу различных обстоятельств, присваивает себе чужое фамильное имя, подгоняя свою генеалогию под известную в народе историю его законных носителей; 5) нередко представители тех или иных фамилий, покрывая неведение о собственном происхождении, выводят свою родословную из-за пределов занимаемой территории, что дает им возможность  по своему усмотрению преувеличить и приукрасить версии происхождения их фамилий.
     Некоторые из указанных здесь проблем проявляются и в процессе изучения генетических связей между абхазскими и карачаево-балкарскими фамилиями.
Так, например, абазинские историки единогласно утверждают об абхазо-абазинском происхождении известной и многочисленной карачаевской фамилии Хубиевых. В частности, абазинские ученые С.Х. Ионова и А.Х. Татаршао в научной статье «Из истории изучения абазинской ономастики» отмечают, что фамилия Хубиевых в настоящее время на территории Карачаево-Черкесии бытует в искаженной форме Хвбий (Хубиев), в ауле Гумлокт Малокарачаевского района они известны также под фамильным наименованием Джьгытыраа.  «Абхазо-абазинский вариант Хвыба, - считают они, - состоит из хва «гора, скала» и патронимического элемента –ба «сын». В целом, фамильное имя «Хубиев» в переводе с абазинского языка означает, по мнению указанных авторов, «сын гор», «горец» (См.:  Современные проблемы кавказского языкознания и фольклористики. Сухум, 2000. С.160).
     О своих абхазских истоках в беседах с нами неоднократно заявляли и сами представители этой фамилии. Говоря об иноэтническом происхождении некоторых карачаевских фамилий, выдающийся ученый Б.Миллер писал, что «поколение шатбэклэров, происходящих от Шат-бека, из племени кизилбеков (по преданию), обнимает фамилии Хубиевых (более 100 дворов), Хасановых, Хачировых и Биджиевых. Особенно тесно ощущают свою родственную связь Хачировы с Хубиевыми, производящие себя от родных братьев, сыновей Шат-бека, предание о чем свежо в памяти обеих фамилий» (Асанов Ю.Н. Родственные объединения адыгов, балкарцев, карачаевцев и осетин в прошлом. Нальчик, 1990.С.147). Тот же автор приводил и такой пример, касающийся фамильного родства и круга Хубиевых: «Поколение Шат-бека (Шатбеклера) (...) , среди которых за последние годы стали встречаться случаи браков,  собралось, не далее как в первых числах июля 1898 года, на родственную сходку, на которой рассуждали о том, чтобы не брать и не выдавать друг за друга девушек, в чем и отбиралась подписка у представителей отдельных фамилий и главнейших дворов» (Асанов Ю.Н. Указ.соч. С.150).

     

Искандер

Не дошли ещё до кавказа нанотехнологии. покопаться там генетикам - наверняка выяснится много интересненького...
"Niech żyją POLACY!! Ponieważ polacy są rasej nadczłowieków. Od nich jest przyszłość planety. Oni przeżyją nawet wojną atomowę, dlatego, że polacy są wieczni, bo chtoniczni. I dadzą potomstwo, które też będzie polakami i polkami. Niech żyjemy, hura!.." (c) Awwal12

Давид Дасаниа

     Согласен с Вами, Искандер, сенсаций будет очень много. В Карачаево-Черкесии я, например, частый гость, и, узнав, что я абхаз, ко мне часто подходят люди (карачаевцы и карачаевки) и говорят, что по генеалогическим преданиям, предки их родов являлись выходцами из Абхазии. Может быть, кто-то из них и наврал из-за стремления "украсить" свою историю иностранным происхождением или "скрыть" своё незнание собственной родословной. Но факт остаётся фактом: многие из них правы, т.к. могут доказать своё абхазское или абазинское происхождение. В рамках данной темы я ознакомлю пользователей со всеми нюансами абхазо-карачаево-балкарского генеалогического взаимодействия. Иными словами, мы в сотрудничестве со всеми вами, пользователями и гостями форума, расставим все точки над "i" данной темы. 

Искандер

Не думаю лише что уж так много знаю о генеалогии карачаевцев и абхазов. Может кстати некоторые из них под выходцами из Абхазии имеют абазин на самом деле?
"Niech żyją POLACY!! Ponieważ polacy są rasej nadczłowieków. Od nich jest przyszłość planety. Oni przeżyją nawet wojną atomowę, dlatego, że polacy są wieczni, bo chtoniczni. I dadzą potomstwo, które też będzie polakami i polkami. Niech żyjemy, hura!.." (c) Awwal12

Давид Дасаниа

     Согласен, часть из них происходит от абазин, но те карачаевцы, с которыми я говорил, утверждали, что их предки перешли Кавказский хребет из Абхазии.
     Вкратце, этногенетическую близость между абхазскими и карачаево-балкарскими фамилиями выявляют следующие данные: 1) по утверждению К.Т. Лайпанова, родоначальник трех влиятельных карачаевских фамилий - Кубановых, Богатыревых и Джатдоевых - абхазский князь Лепсука (правильнее - Тлапсыкуа.- Д.Д.), спасаясь от кровной мести, в XYI веке переселился в Хурзук; 2) Кубановы, Богатыревы и Джатдоевы происходят от абхазо-абазинской фамилии Лейба-Лиевых; 3) карачаевские Богатыревы, в свою очередь, стали основателями кабардинских, балкарских и ингушских Богатыревых (кстати последние в настоящее время проживают в Алт-Гамурзиево, Верхних Ачалуках, Сурхахи, Назрани, Пседахе, Базорнике и других населенных пунктах Республики Ингушетия); 4) согласно К.Т. Лайпанову, из Абхазии в Карачай переселились и основатели Козбаевых (Коцба), князья Геляш Яш (правильнее - Эшба.- Д.Д.), Кобан Ясхоца (Ашхацаа.- Д.Д.) и другие, а также из Абхазии от князей Маршаниа происходят роды Маршанкуловых и Маршановых; 5) согласно данным абхазского этнолога О.В. Маан и историка М. Баразбиева, основателем фамилии Апсуваевых являлся Огурлу - сын абхазского дворянина Омара Мырзакановича Маан, прибывший в Баксанское ущелье из селения Адзюбжа Очамчырского района, женившийся здесь на балкарке из рода Хаджиевых, от которой у него родились двое сыновей: Байрук и Джайнери; 6) предками карачаево-балкарской фамилии Шереметовых являются абазины из рода Шармат, которые в свою очередь происходят от предков, проживавших в Абхазии, и которые имеют в России ближайших родственников в лице одной из древнейших и влиятельнейших на Руси графов Шереметьевых; 7) к исконным абхазо-абазинским фамилиям относится и род Тамбиевых (Тамбиа), потомки которых проживают ныне среди нескольких народов: карачаево-балкарцев, кабардинцев, осетин и армян,  - а предки их происходят из абхазо-абазинского (джикетского) племени мдавеев; 8) к предкам, жившим в Абхазии, восходят корни балкарской фамилии Боттаевых, которые вместе с Геккиевыми (сравните с абхазской фамилией Гегиа), Жоччаевыми и некоторыми другими фамилиями произошли от Атто - первопредка рода; 9) к фамилиям абхазского происхождения относятся балкарцы Джапуевы, являющиеся однофамильцами и потомками абхазов Джапуа и выходцами из местности Хашпсы в Абхазии (здесь следует отметить, что Джапу - первопредок балкарской фамилии Джапуевых переселился в Баксанское ущелье во второй половине XVIII века; вскоре его потомки стали считаться весьма зажиточными людьми, так как являлись владельцами многочисленных земельных угодий и большого количества скота); 10) родоначальником Уртеновых, согласно М. Баразбиеву, является мальчик абазинского происхождения, попавший в Карачай вместе со своей матерью в качестве приданого за абазинскую княжну Лоову, вышедшую замуж за князя Даулет-Герия Крымшамхалова; 11) представители абхазской фамилии Рабая, согласно фамильным преданиям, являются выходцами из северокавказской фамилии Шакуман, которую вполне можно сопоставить с известной балкарской фамилией Шакмановых, откуда, как мы предполагаем, мог быть пленен или уворован родоначальник абхазов из фамилии Рабая; 12) по мнению некоторых информантов из фамилии Кипкеевых, карачаевцы Кипкеевы происходят от родоначальника Чибиша, происходившего родом из Абхазии; 13) выходцами из Абхазии являются, несмотря на этимологическое значение их фамильного имени и Калмыковы, о чем обстоятельно сообщает историк М. Баразбиев.

Давид Дасаниа

     Касательно принадлежности Шат-бека к племени кизилбековцев, хотелось бы отметить, что кизилбековцы всегда относились к абазинским племенам. Они получили название от княжеского рода Кизилбековых, который, по одному преданию, произошел  от ветви абхазских князей Маршаниа, а по другому – от бежавшего на Кавказ крымского царевича Кызылбека. Однако это сообщение имеет отношение лишь к фамилии, являвшейся главенствующей в племени. Само же племя кизилбековцев состояло из абазин, происходивших от тех или иных абхазских фамильных групп.
     Известно, что от карачаевских Хубиевых происходят Машуковы, поселившиеся в районе Пятигорска. «Приведенная М.И. Ермоленко в книге «Предания, легенды и былое ущелий Кабарды и Балкарии, Центральной части Северного Кавказа» (Нальчик,1930, с.5) легенда «О горе Машук», - пишет А. Мусукаев,- повествует о том, что житель Большого Карачая Хубиев из-за кровной мести переселился в одно из кабардинских сел в районе современного Пятигорска. Машуко был непревзойденным мастером оружейного дела, и его в начале XIX века пригласили в Ашабово (Малка). На протяжении жизни не одного поколения Хубиевы из Большого Карачая организовывали фамильные сходы с малкинскими Машуковыми в Пятигорске» (Мусукаев А.И. Века родословий. Нальчик, 1997.С.315). «Но в Малке,- продолжает тот же автор, - живут и Машуковы, восходящие к адыгскому роду некоего Батыра из-под Майкопа» (Там же. С. 315).
     В то же время, некоторые карачаевские историки, как и часть абазин - Хубиевых, с которыми нам удалось побеседовать, утверждают  о своем исконно-карачаевском происхождении. К примеру, карачаевский историк К.Т. Лайпанов включил в состав знаменитой Шатбековской (или Шадибековской) фратрии, которую он считает исконно-карачаевской по  происхождению, фамилии, происходящие от совершенно разных, отличных друг от друга народов. Согласно К.Т. Лайпанову, в эту фратрию входят Хубиевы, Бытдаевы, Биджиевы, Дотдаевы, Кечеруковы, Хасановы, Джашеевы, Тохчуковы, Мырзаевы и Хачировы.
     Упоминая знаменитых Шатбэклэров, К.Т. Лайпанов старается скрыть традиционно существующие версии по их происхождению, а название Шатбековской фратрии он фиксирует в несколько измененном виде, очевидно с целью его искусственной тюркизации. «В большой фратрии, - пишет К.Т. Лайпанов,- называемый Шадибековским (от тюркского «шад» - «князь» и «бек» - тоже «князь», второе лицо в государстве после хана), входят, кроме Хубиевых, Бытдаевых и Биджиевых, еще Дотдаевы, Кечеруковы, Хасановы, Джашеевы, Тохчуковы, Мырзаевы, Хачировы – всего 10 фамилий» (Лайпанов К.Т. Указ.соч.С.32). Согласно тому же автору, «названия всех фамилий, относящихся к трамовцам, хустосовцам, шадибековцам, - тюркские, фамильное наименование Хубиевых в переводе с древнетюркского языка означает «кубанец», что свидетельствует о происхождении их от кубанских булгар (Лайпанов К.Т. Указ.соч.С.32-33).
     Согласно другому автору, Б. Миллеру, Хубиевы относятся к абазинскому племени кизилбековцев, которые по одному преданию произошли от абхазской фамилии Маршаниа, а по другой - от бежавшего на Кавказ крымского царевича Кызылбека. Другая фамилия из "Шатбековской фратрии" - Тохчуковы - принадлежала к фамилиям кабардинского происхождения, о чем свидетельствуют данные Б. Миллера и свидетельства самих Тохчуковых, с которыми мы беседовали, находясь в г. Карачаевске. Кстати, данные о кабардинском происхождении Тохчуковых подтверждают и их племянники, в частности, Шамиль Хубиев – директор СОШ №1 города Карачаевска. Причислив вначале Хачировых к исконно-карачаевским фамилиям из вышеуказанной фратрии, К.Т. Лайпанов затем пересмотрел свою позицию в пользу причисления их вместе с Тебуевыми, Аттоевыми, Шахмурзаевыми, Отаровыми и Рахаевыми к карачаевцам сванского происхождения (Подробнее: Лайпанов К.Т. Этногенетические взаимосвязи карачаево-балкарцев с другими народами. Черкесск, 2000.С.38).
     Других членов фратрии – Хасановых – тот же автор вскоре признал потомками выходца из влиятельной крымско-татарской семьи. В связи со всем вышеизложенным может возникнуть вопрос: если же, к примеру, Хубиевы являются, согласно К.Т. Лайпанову, потомками кубанских булгар, Хасановы - происходят от крымских татар, а Хачировы и вовсе сваны по происхождению, то каким же образом и почему представители разнонациональных и разнорегиональных фамилий считаются близкородственными, избегают заключения браков между собой и входят в единую кровнородственную фратрию?

Искандер

Под фратрией вы понимаете предельно-экзогамную группу, непредельно-экзогамную, или в конкретно-аттическом смысле - φρατρία;
"Niech żyją POLACY!! Ponieważ polacy są rasej nadczłowieków. Od nich jest przyszłość planety. Oni przeżyją nawet wojną atomowę, dlatego, że polacy są wieczni, bo chtoniczni. I dadzą potomstwo, które też będzie polakami i polkami. Niech żyjemy, hura!.." (c) Awwal12

Давид Дасаниа

     Фратрия в моём понимании есть экзогамная группа родственных родов, либо предельно-экзогамная группа, согласно Вашему раскладу.

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр