Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Об учебниках древних языков

Автор Квас, апреля 2, 2010, 20:20

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Квас

Цитата: Mortifer от апреля  2, 2010, 20:10
Выучил все пять склонений существительных, наречия, сравн. степени, дошел до числительных и заглох. Дальше шел бы глагол.

Всегда казалось, что это престранный способ учить иностранный язык. :-\ Для формирования словарного запаса такая методика, наверно, предполагает выучить словарь. :green:
Пишите письма! :)

Mortifer

Это не способ, это последовательное изучение материала учебника в последовательном порядке последовательности данной в учебнике, то есть последовательно, согласно последовательности учебнического материала. Вот. Всего-навсего!
Mindig van remény - Всегда есть ремень (с)

Нет большего зла, чем упрощенчество. Из него - всё остальное зло.

Bhudh

Цитата: Mortiferэто последовательное изучение материала учебника
В том-то и дело, что учебник изучают не по оглавлению, а поурочно.
В конце учебника хрестоматия должна быть, и в ней уроки. В каждом уроке по чуть от имени, глагола, предлога &c.
Пиши, что думаешь, но думай, что пишешь.
MONEŌ ERGŌ MANEŌ.
Waheeba dokin ʔebi naha.
«каждый пост в интернете имеет коэффициент бреда» © Невский чукчо

Xico

   Фактически учебники по древним языкам часто строятся именно так: сперва система имени, а затем -глагола. Сведения о спряжении включаются в начальные уроки для чтения текстов.
Veni, legi, exii.

Квас

Цитата: Mortifer от апреля  2, 2010, 22:01
Это не способ, это последовательное изучение материала учебника в последовательном порядке последовательности данной в учебнике, то есть последовательно, согласно последовательности учебнического материала. Вот. Всего-навсего!

Это не учебник тогда, а справочник. :P ;) Может быть, можно назвать учебником грамматики, но не языка. Полюбовался бы я, если бы детей так пытались учить английскому.
Пишите письма! :)

Xico

Цитата: Квас от апреля  2, 2010, 22:43
Это не учебник тогда, а справочник. :P ;)
Многие учебники по древним языкам как раз и являются такими справочниками-учебниками.
Veni, legi, exii.

Mortifer

Квас, как же Вам надо?) Учебник-то, он , вроде как, и в Африке, и в Лацио, и в Катманду - учебник) Дана тема: склонения - нате. Дальше - глаголы: пожалуйте. Учебник, это что же тогда? Когда уроки прилагаются? Они в конце. Кстати да, не очень удобно. В библиотеке и другие видел, там полно заданий, зато совсем без нюансов и тому подобных вещей. Построил предложение - молодец. А большего мне как будто не надо)
Mindig van remény - Всегда есть ремень (с)

Нет большего зла, чем упрощенчество. Из него - всё остальное зло.

Mortifer

Учебник грамматики. А чего ещё надо?) Что такое учебник языка в таком случае?
Mindig van remény - Всегда есть ремень (с)

Нет большего зла, чем упрощенчество. Из него - всё остальное зло.

Bhudh

Пиши, что думаешь, но думай, что пишешь.
MONEŌ ERGŌ MANEŌ.
Waheeba dokin ʔebi naha.
«каждый пост в интернете имеет коэффициент бреда» © Невский чукчо

Wulfila

Мой учебник латыни явно под меня заточен:
после правил чтения и набросков лингвострановедения
идёт глагол  :)
jah hlaiwasnos usluknodedun

Bhudh

Пиши, что думаешь, но думай, что пишешь.
MONEŌ ERGŌ MANEŌ.
Waheeba dokin ʔebi naha.
«каждый пост в интернете имеет коэффициент бреда» © Невский чукчо

Wulfila

Юрий Варзонин "Элементарный курс латинского языка"
издано в Твери, на грани самиздата
отдельно мелкий словарь и книжка грамматических таблиц
(последнюю где-то посеял)
jah hlaiwasnos usluknodedun


Wulfila

Цитата: Xico от апреля  3, 2010, 02:18
Этот?
http://www.labirint.ru/books/1857/

Он самый..
Правда магистра глянула на него, поморщилась
пролистала, почитала
и сказала: не рекомендую по нему готовиться..
jah hlaiwasnos usluknodedun

Xico

   Я нашёл.
http://www.onlinedisk.ru/file/396565/
   Надо будет посмотреть. Сама идея подачи материала для меня не новость. Интересно, как она реализована.
Veni, legi, exii.

Евгений

Цитата: Bhudh от апреля  3, 2010, 00:21
По-Вашему, язык = грамматика?
Язык — это лексикон + грамматика, вот хоть Хомского спросите :)
PAXVOBISCVM

Квас

Цитата: Mortifer от апреля  3, 2010, 00:18
Учебник грамматики. А чего ещё надо?) Что такое учебник языка в таком случае?

Учащий язык должен получить некоторые навыки. В разговоре некогда думать о склонениях-спряжениях, всё должно быть на автомате. Нормальное чтение тоже не подразумевает размышления над формой каждого слова. Навыки же вырабатываются тренировкой. Наверно, поэтому я никогда не видел учебника английского или немецкого или французского, построенного как грамматический справочник. В учебник включаются упражнения, тексты, задания и т.д., в учебники латинского обычно тоже. Язык требует привычки.

Грамматика - это абстрактная теория, описывающая речь какого-то языка. Сама по себе она может представлять интерес только для лингвиста. Любая абстрактная теория без приложений - это схоластика.

В принципе, обладая известной лингвистической культурой, можно, наверно, выучить грамматику Соболевского, а затем приняться разбирать литературные произведения, ища в словаре почти каждое слово. Лично у меня язык не поворачивается назвать такой процесс "чтением". Не могу представить, какое от этого можно получить удовольствие.

Тем не менее подобный подход, наверно, оправдан для мёртвых языков типа хеттского или аккадского. Мне кажется, можно сказать, что такие языки не учат (в обычном понимании выражения "учить язык"), а делают предметом специальной теории. "Лингвистическая теория" аккадского языка интересуется грамматикой и прочими вещами, которые могут волновать лингвистов с точки зрения изучения системы аккадского и в целом семитских. "Филологическая теория" аккадского языка должна расшифровывать и комментировать письменные памятники. Звук мёртвых языков давно прекратился. Письменное наследие (найденное и ненайденное) не обогатится больше ни одним словом.

Классические языки - другое дело, в особенности латынь. "Золотая латынь" - эталон, но латинский язык оторвался от времени своего происхождения; он является достоянием не древних людей, а всего человечества. Латынь - "междувременной" язык, на котором Августин, Эразм или Ньютон общаются с людьми из двадцать первого века. Поэтому имеет смысл изучать латынь в том же ключе, как английский или немецкий. Нет повода игнорировать методики преподавания языков.
Пишите письма! :)

Mortifer

Квас, в конце учебника, который я изучал, есть упражнения. Но в том-то и дело, что в конце. Не помню, было ли там написано, к какой части учебника они относятся. Вопсчем, да.
Mindig van remény - Всегда есть ремень (с)

Нет большего зла, чем упрощенчество. Из него - всё остальное зло.

ginkgo

Цитата: Квас от апреля  3, 2010, 13:19
Наверно, поэтому я никогда не видел учебника английского или немецкого или французского, построенного как грамматический справочник.
Да ладно. Полно советских и постсоветских учебников живых языков, построенных целиком на преподавании грамматики, разве что она не системно подается, а дозами по нарастанию сложности. Все остальное, включая упражнения, там лишь для галочки.
"Θα φτιάξουμε μαρμελάδες."

Bhudh

Цитата: WulfilaЮрий Варзонин "Элементарный курс латинского языка"
Спасибо, скачал, почитаю.
Пиши, что думаешь, но думай, что пишешь.
MONEŌ ERGŌ MANEŌ.
Waheeba dokin ʔebi naha.
«каждый пост в интернете имеет коэффициент бреда» © Невский чукчо

Seiferus

Vos saluto!
Очень хочу изучить латынь до уровня родного.
Благо, в медунивере кое-какие наметки образовались, но работы еще непочатый край.
Уже скачал/купил массу литературы. Удалось скачать даже Петрученко
Однако, ни как не могу найти в виде скана самоучитель Людмилы Винниченко.
Везде пишут - лучший в своем роде
Не завалялся ли у кого? :-[
И, ежели не в тягость, не повторите ли ссылку на Варзонина?

Квас

Benignē tē excipiēmus, Seifere!

Книгами не могу помочь, к сожалению. Так что ограничусь пожаланием успехов. :)
Пишите письма! :)

Alexandra A

Цитата: Квас от апреля  3, 2010, 13:19
можно, наверно, выучить грамматику Соболевского, а затем приняться разбирать литературные произведения, ища в словаре почти каждое слово. Лично у меня язык не поворачивается назвать такой процесс "чтением". Не могу представить, какое от этого можно получить удовольствие.
Очень хороший способ. Узнать основы морфологии и синтаксиса, и тут же брать какой-то текст из книги или Интернета, и переводить со словарём каждое слово. Чтобы сразу тексты были не "адаптированные" для учащихся, а оригинальные для native speakers.

А удовольствие получается от интереса к самому содержанию текста - надо просто выбрать то что тебя интересует... Разве это не хорошо, сразу начинать учить Тацита или Llyfr Coch Hergest? Если что-то непонятно - смотреть в грамматику. К тому же, по некоторым языкам самоучители такие жуткие и непонятные (это я про любимый валлийский).
taximagulus segouax caius iulius kent 25 august 55 before the common era
marcus tullius quintus tullius arpinum 6 may 51 before the common era

Квас

Цитата: Alexandra A от ноября  4, 2010, 10:07
Очень хороший способ.

По‐моему, с точки зрения методики преподавания иностранных языков это каменный век.

Цитата: Alexandra A от ноября  4, 2010, 10:07
Разве это не хорошо, сразу начинать учить Тацита

А как же appreciation?
Пишите письма! :)

Квас

Пишите письма! :)

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр