Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Святовит

Автор Iskandar, апреля 8, 2005, 09:51

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Iskandar

Святовит - четырехликий бог полабских славян, известный по древненемецким хроникам (Zwantewith, Suantavit, Szuentevit). Его имя было также экстраполировано на четырехликое каменное изображение, найденное в Збруче. Теперь его полюблили новоявленные неоязычники.

Обычно его имя объясняют как *svento + *vitъ, где *vitъ значит "обитающий" (от *vitati). Глагол витати, конечно, широко известен, но вот *витъ... :dunno: В литовском есть слово vieta "место" женского рода, скорее всего таким же было славянское слово *vita, от которого образовано витати. Самое подозрительное не это, а то, что подобного рода образованияй вообще неизвестны в остальных славянских языках. Не существует больше нигде никаких "-витов", ни среди теонимов, ни среди нарицательных. Непонятна и семантика. :dunno:

С другой стороны вот как передают греки названия славянских племен, вторгшихся на Балканы:
драговитои, езеритои, берзитои, ваюнитои и т.д. Легко просится вывод, что за этими этнонимами стоят дреговичи, езеричи, берзичи (от *berza - береза") или вержичи, ваюничи и т.д - обычные славянские этнонимы.
Так может и в случае с Святовитом, а также с Руевитом, Поревитом и Яровитом такая же история. Не в состоянии адекватно передать на латыни праславянское *-itj-, перешедшее в разных славянских диалектах в различные шипящие или свистящие аффрикаты, немецкие авторы отобразили его в виде t/th. Тогда Святовит - это просто-напросто *Свентовичь - сын Святого. В славянских заклинаниях грозы под именем Свят часто выступает грозовой бог, т.е. Перун (типа, Свят, Свят, Свят, седяй в облаце, повелеваяй громом...). Таким образом, Святович - это сын Перуна.

Правда и эта гипоетза встречается с трудностями. В западнославянском языке *tj должно дать свистящую аффрикату, которую некоторые немецкие авторы и передают, например, Дитмар в имени Zuarazici - Сварожич. Других имен богов Дитмар не приводит. У авоторов, писавших о Свентовите, нет упоминаний о Сварожиче...:dunno:

Возможно, однако, что Святовит - образование с помощью суффикса *itъ или *ov-itъ, характерного, правда, в основном для южно- и восточнославянских: имовитъ, знаменитъ. Тогда Святовит - обладающий святостью.

5park

Меня недавно занял вопрос о происхождении приснопамятных московитов, которые, очевидно, на самом деле *moscoviči. Как и сейчас, название жителей города образовывалось от урбанонима (до XV века - Московь) с помощью суффиска -ичь.

Но выходит, что он с самых ранних времен утратил исключительно отпатронимную коннотацию, если иметь в виду всех этих дреговичей, озеричей, березичей, став производительным и для других моделей?
:fp:

5park

Четырехликость же идола возымела прямое воздействие на восприятие его теонима в украинской научной литературе, где он часто называется Світовид.
:fp:

Iskandar

Вроде я (с столь давние времена молодости) не учёл польские имена на -vit. Основатель династии Пястов - Земовит. Или как?

5park

Википедия пишет: Siemowit – staropolskie imię męskie, złożone z członów Siemo- ("ród, rodzina") i -wit ("pan, władca").

Еще польские имена: Dobrowit, Drogowit, Gościwit, Miłowit, Przywit, Radowit, Siedlewit, Siestrzewit, Trzebowit, Uniewit и т.д. О том, что это не суффикс качества *-ov-itъ говорят имена Witomir, Witomysł, Witosław.

Но что ты все-таки думаешь про суффикс -*itjь?
:fp:

piton

Цитата: 5park от сентября 16, 2009, 17:08
Меня недавно занял вопрос о происхождении приснопамятных московитов, которые, очевидно, на самом деле *moscoviči. Как и сейчас, название жителей города образовывалось от урбанонима (до XV века - Московь) с помощью суффиска -ичь.

А не могло образоваться от упрощения "московитянин"? Псковитянин, болховитянин..
W

Лукас

«Победоносил, победоносю и победоносить буду». Георгий Победоносец
«Я мстю, и мстя моя будет ужасной» - объявил бобёр лесу.
«Бог чува Србе», али је рок трајања истиче!

Aryaman

Цитата: Iskandar от апреля  8, 2005, 09:51Тогда Святовит - это просто-напросто *Свентовичь - сын Святого. В славянских заклинаниях грозы под именем Свят часто выступает грозовой бог, т.е. Перун (типа, Свят, Свят, Свят, седяй в облаце, повелеваяй громом...). Таким образом, Святович - это сын Перуна.

Во-первых, такой распространённой мифологемы, как "сын Перуна" (или сын Громовержца вообще) вроде бы нет. По крайней мере мне она неизвестна, и параллелей я таких тоже не знаю (если не вспоминать сыновей Тора, характер которых мало совпадает с таким благостным именем).
А во-вторых, как, например, в таком случае перевести теоним Руевит? :) Что-нибудь типа "сын народа"? :) Поэтому мне кажется, что теонимы типа Святовит, Руевит, Поревит, Яровит, и даже Сварожич, не являются патронимичными (Яровита, например, наверняка можно сравнить с Ярилой).
Точнее, в случае со Сварожичем я согласен с Зубовым: "Сварог" - это скорее всего изобретение переводчика. Мало того, что этот персонаж упоминается только один раз (в переводной хронике Малалы), так он ещё по-моему мало вписывается в индоевропейскую мифологическую систему (место Неба-Отца занято Стрибогом, Громовержца - Перуном, Огня - тем же Сварожичем).

Srpski Slavista

Цитата: 5park от сентября 16, 2009, 17:36
Но что ты все-таки думаешь про суффикс -*itjь?

Суффикс -ич (ић) сегодня пользуется при образовании названий отчества, а в сербском при образовании названий фамилий и дает именам собственым значение происхождения. Сегодня в черногории существуют племена у которых названия закончиваются на -ич (Васоевичи).

5park

Я полагал (собственно, вслед за солидной частью славистов), что он использовался исключительно в патронимах, однако это оказалось не так.
:fp:


Вiт


Свентовит - Свет ( святой) -победитель или Святой Властитель.  Что тут может быть не ясного ?

Лукас

Цитата: Вiт от марта  7, 2010, 23:02

Свентовит - Свет ( святой) -победитель или Святой Властитель.  Что тут может быть не ясного ?
Это еще до принятия славянами христианства. Поэтому не может быть "святой" в христианском смысле.
«Победоносил, победоносю и победоносить буду». Георгий Победоносец
«Я мстю, и мстя моя будет ужасной» - объявил бобёр лесу.
«Бог чува Србе», али је рок трајања истиче!

Вiт


Естественно не в хрест. смысле, но не думаю что в языческие времена не существовало понятия "святой"

Bhudh

И что оно обозначало по отношению к богу?
Пиши, что думаешь, но думай, что пишешь.
MONEŌ ERGŌ MANEŌ.
Waheeba dokin ʔebi naha.
«каждый пост в интернете имеет коэффициент бреда» © Невский чукчо

Вiт


Srpski Slavista

Святовит был очень популярным между южным  славянам. Южные славяне называли его Светивидом, или просто Видом. Теперь празнуется Видовдан - день Световида в Сербии.
:)

5park

Цитата: Вiт от марта  8, 2010, 00:07
СвEтой -от слова "свет". Я всё сказал.

Сказали? Теперь можете идти  :D
:fp:


Aryaman

Раньше значительная часть учёных склонялась к мнению, что *vitъ (в теонимах) означает что-то вроде 'хозяин', на основании ц.-слав. домовитъ. Однако В.Н. Топорову данное объяснение кажется надуманным. Он считает, что: слав. *vitъ <- и.-е. *vikt 'жизненная сила', 'проявление жизненной энергии'.
Ссылку не дам  :) Памяти потому что нет никакой  :) Помню только, что прочитал в сборнике "Балто-славянские исследования" за какой-то из восьмидесятых годов  :)

DarkMax2

Цитата: Aryaman от февраля 23, 2010, 16:30
А во-вторых, как, например, в таком случае перевести теоним Руевит? :) Что-нибудь типа "сын народа"? :)
Гейштор выводит из старопольського рьва (рёв->гнев), что фейспальма, ИМХО.
Касательно -вит: мне кажется, что тут тот же суффикс, что в плодовитый.
Никакой это не самостоятельный корень, а именно суффикс. ИМХО, конечно.
То есть Святовит = очень святой.
Цитата: 5park от сентября 16, 2009, 17:36
О том, что это не суффикс качества *-ov-itъ говорят имена Witomir, Witomysł, Witosław.
Просто деэтимологизация и переосмысление? Владимир же имеем.
Tej wojny nikt za nas nie wygra! © Wiedźmin III
Коли зчинять лемент: "Хто ж знав?!" — відповімо: "Ми".

З моїх снів ти утечеш над ранок,
Терпка, як аґрус, солодка, як біз.
Хочу снить чорні локи сплута́ні,
Фіалкові очі, мокрі від сліз.

DarkMax2

Тим паче, що окрім Поровита, був ще Поронут (порівняйте "довбонутий"). Точно суфікси, як у прикметниках.
Tej wojny nikt za nas nie wygra! © Wiedźmin III
Коли зчинять лемент: "Хто ж знав?!" — відповімо: "Ми".

З моїх снів ти утечеш над ранок,
Терпка, як аґрус, солодка, як біз.
Хочу снить чорні локи сплута́ні,
Фіалкові очі, мокрі від сліз.

Morumbar

А разве это не то же образование, что в "ядовит(ый)", "домовит(ый)", "ледовит(ый)"? Я всегда так это имя воспринимал.

DarkMax2

Цитата: Morumbar от мая 30, 2017, 03:25
А разве это не то же образование, что в "ядовит(ый)", "домовит(ый)", "ледовит(ый)"? Я всегда так это имя воспринимал.
И я.
Есть ещё сербское сjеновит - священное дерево с большой сенью. Дословно переводится "тенистое".
Цитата: DarkMax2 от апреля 23, 2017, 21:11
Witomysł
Тем более, что тут Витомысл легко трактуется через витой, витиеватый. Омонимия.
Tej wojny nikt za nas nie wygra! © Wiedźmin III
Коли зчинять лемент: "Хто ж знав?!" — відповімо: "Ми".

З моїх снів ти утечеш над ранок,
Терпка, як аґрус, солодка, як біз.
Хочу снить чорні локи сплута́ні,
Фіалкові очі, мокрі від сліз.

Wolliger Mensch

Цитата: Morumbar от мая 30, 2017, 03:25
А разве это не то же образование, что в "ядовит(ый)", "домовит(ый)", "ледовит(ый)"? Я всегда так это имя воспринимал.

Это образования от существительных. Даже если положить, что в форма *svętovitъ образована от субстантивата *svętъ, всё равно нужна типология: я с ходу не припоминаю образований с комплексом *-ovito- от субстантиватов прилагательных.
«Вот интересно, каких лингвистических жемчуг можно найти в море отодвинутых книг», Ян Гавлиш.
«Впредь прошу помнить, что придумал игру не для любых ассоциаций, а для семантически оправданных. Например, чтó это такое: ,,рулетке" — ,,выпечке"?? Тем более, что сей ляпсус я сам совершил...», Марбол
«Ветхий Завет написан на иврите и частично на армейском», Vesle Anne
«МЛ(ять)КО ... ПЛ(ять)NЪ», Тася
«Вот откроет этот спойлер, например, Марго, ничего не подозревая, а потом будут по всему форуму блюющие смайлики...», Авал
«Томан приличный мужчина. Правда по патриархальным меркам слегка голодранец», Vesle Anne
«Возможен ли фонетический переход "ж" в "п с придыханием"», forest

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр