Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Шумерский и Хуррито-Урартские

Автор Алекс, ноября 14, 2003, 11:10

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Tibaren

Цитата: Индарби от октября 26, 2011, 18:53
Тибарен, вы как профи прекрасно знаете, что все языки имеют промежуточную ступень, и что от *ʡwǝ̆hri до *ŕǝ должны быть промежуточные варианты, и если их нет - значит нет и носителя, по которым их можно восстановить. Никто специально не садиться за стол со словами: "Ну чё, пацаны, как язык будем менять? Сразу лишняк отсортируем, или малось побалуемся без одной-двух гласных?" И если этноним не этимологизируеьтся на основе языка-носителя или родственных ему - стоит покапать в генетически или террит. близких
Индарби, языки не меняются стохастически, в каждом из низ есть свои закономерности, своя фонология. В данном конкретном случае, насколько я понимаю, вы утверждаете о некоем ВК (нахском) субстрате у осетин. К сожалению, фонетически обосновать связь /ИР/ и нахские формы с рассмотренной выше семантикой никак не удаётся. Иначе вам придётся проецировать существование сего этнонима на период гипотетического СК-единства.
Zikiro beltza ona dut bañan obea buztan zuria

mjora

Цитата: Nevik Xukxo от октября 26, 2011, 19:01
Цитата: mjora от октября 26, 2011, 18:59
Сами Иранцы появились на территории Ирана из Ср. Азии примерно 3000 лет назад

Обоснуйте датировку. Я видел версию, что праиранскому чуть ли не 4000 лет. :what:

Тогда по логике пра-индо-иранскому должно быть 5000 тыс. лет и Арии заселили долину Инда в начале Харрапской эры(цивилизации) ? :) Вы не находите это несовместимым ?

Nevik Xukxo

Цитата: mjora от октября 26, 2011, 19:42
Вы не находите это несовместимым ?

Взаимоотношения собственно индоарийских с дардскими и дробность дардских мне непонятны пока. Так что, арии в долине Инда могли, наверное, и до ариев Ригведы быть - несколько последовательных волн ведь возможны? :donno:

Tibaren

Zikiro beltza ona dut bañan obea buztan zuria

mjora

Цитата: Tibaren от октября 26, 2011, 19:50
Да, но овер 3 kY В.C. - это сильно...

Вы имеете ввиду 3000 лет до н.э. ?
Я то и говорю ,что это много .

Tibaren

Zikiro beltza ona dut bañan obea buztan zuria

Nevik Xukxo

Если праИЕ дать 6000 лет, то что мешает праИИ дать 5000 лет? С огрехом в полтыщи лет. :what:

Tibaren

Zikiro beltza ona dut bañan obea buztan zuria

mjora

Цитата: Nevik Xukxo от октября 26, 2011, 21:39
Если праИЕ дать 6000 лет, то что мешает праИИ дать 5000 лет? С огрехом в полтыщи лет. :what:

Разница между теми же Славянскими и Германскими языками больше , чем между Иранскими и Индо-Арийскими ,к тому же 6000 лет слишком много , думаю и 4,5 -5 -ти достаточно . Но даже , если говорить о 6-ти ,то разность  в 1000 лет от распада пра-ИЕ  нереальна ,тогда надо либо 6000 отодвинуть до 7-8 либо 5000 придвинуть к 4-3,5

Saslan

Цитата: mjora от октября 26, 2011, 16:31
šukki, šuga (?) (?)
2. šin(a) šinzi
3. kig(a) kiški (< *kik=ši)
4. tumni tumušše, tumunzi
5. nariy(a) narišše
6. šeže (?)
7. šindi šendešši
8. kira/i (?)
9. tamri/a (?)
10. eman emanzi, emašši (?)

Хоть какие-нибудь параллели есть в НД языках ,кроме "двойки" ?))

Этимологию хурр. "10" типологически можно объяснить на примере этимологии чеч. "10":
хурр. eman  "десять", ср. пранах. * ̓am || *am "рука" ,  чеч. итт "десять" - аьтто 'правый, правая сторона", греч. deka "десять" – deksia "правая рука", русс. десять – десница "правая рука", карач.-б. кум. он "десять" – онг "правый" .

Tibaren

Цитата: Saslan от ноября 18, 2017, 23:28
Этимологию хурр. "10" типологически можно объяснить на примере этимологии чеч. "10":
хурр. eman  "десять", ср. пранах. * ̓am || *am "рука"
Можно. А можно и с помощью ительменского manze- "ладонь", западночадского *ʔam- "рука", эвенкийского mana "лапа" или латинского man-us "рука"...
Zikiro beltza ona dut bañan obea buztan zuria

Saslan

Цитата: Tibaren от ноября 19, 2017, 00:36
Можно. А можно и с помощью ительменского manze- "ладонь", западночадского *ʔam- "рука", эвенкийского mana "лапа" или латинского man-us "рука"...
Возможно и так, если этимология значения "10" в указанных языках тождественна семантике "правый, правая сторона/рука" (ср., к примеру, араб. jamin "правый, правая сторона")
.

Tibaren

И каким образом предложенная вами схема связывает пранахское *ko 'hand', пранахское *ʔāṭṭi- 'right' и хурритское eman '10'?
Zikiro beltza ona dut bañan obea buztan zuria

Saslan

Цитата: Tibaren от ноября 19, 2017, 12:08
И каким образом предложенная вами схема связывает пранахское *ko 'hand', пранахское *ʔāṭṭi- 'right' и хурритское eman '10'?
Я и не говорил о связи c пранах. *ko, я  лишь привел типологию (неполную), указывающую на связь хурр. eman с пранах. * ̓am "рука" (в свою очередь этимологически связанного с пранах. *att'i - *аtt "правый" - "десять".

Tibaren

Каким образом  ̓am связано с ʔāṭṭ? Одной гласной фонемой?
Zikiro beltza ona dut bañan obea buztan zuria

Saslan

Цитата: Tibaren от ноября 19, 2017, 13:36
Каким обазом  ̓am связано с ʔāṭṭ? Одной гласной фонемой?
Так ведь у нахских значений "10" и "правая сторона/рука" общая семантика (и корень единый), что и наводит на сопоставление (по той же схеме) хурр. eman ("10"), где мы и получаем типологические "правый, правая рука, верный, десница, ..."

Tibaren

Цитата: Saslan от ноября 19, 2017, 14:18
Так ведь у нахских значений "10" и "правая сторона/рука" общая семантика (и корень единый),
Что там единого?
ПНах *ʔāṭṭi-n "правый" < ПВК *Hānʒ́_Ĕ "правый"
ПНах *ʔiṭṭ "10" < ПВК *ʡĕnc̣Ĕ "10"

Цитироватьчто и наводит на сопоставление (по той же схеме) хурр. eman ("10"), где мы и получаем типологические "правый, правая рука, верный, десница, ..."
Не работает типология. ИЕ déḱm̥ и deḱs-. И тюркские он "десять" – онг "правый" никак не связаны, см. Севортян, т. 1.
Zikiro beltza ona dut bañan obea buztan zuria

Saslan

Цитата: Tibaren от ноября 19, 2017, 21:29
Не работает типология. ИЕ déḱm̥ и deḱs-. И тюркские он "десять" – онг "правый" никак не связаны, см. Севортян, т. 1.
А тюркские он ("10") – онг ("правый") между собой имеют связь? Если да, то разве обязательно чтобы тюрское имело связь с ИЕ? Если даже и не имеет, то вместо него можно привести и убых. жъуы "десять" - жъ "правый".

Tibaren

Цитата: Saslan от ноября 20, 2017, 22:38
А тюркские он ("10") – онг ("правый") между собой имеют связь?
Не имеют. Для этого я и привёл ссылку на Севортяна.

Цитироватьвместо него можно привести и убых. жъуы "десять" - жъ "правый".
Во-первых, они не связаны этимологически.
ссылка 1
ссылка 2
Во-вторых, они не связаны фонетически, поскольку в убыхском /žʷ/ и /ź/ разные фонемы.
)) На фоне этого гораздо более "убедительно" выглядит связь между англ. ten и right.
Zikiro beltza ona dut bañan obea buztan zuria

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр