Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Elohim

Автор arzawa, марта 28, 2009, 17:29

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

arzawa

Цитата: Elik от марта 28, 2009, 19:54
Вы совершенно правы. Если говорят о чужих богах/богинях, то их называют элим/элот, а Элохим - собственное имя еврейского Бога.
Будет пример (цитата) из Танаха? Или это голословно? Я не помню слова "элим" в Танахе.
Please, God - If You can't make me thin, make my friends fat!!

lugovsa

Цитата: arzawa от марта 28, 2009, 19:51
Цитата: lugovsa от марта 28, 2009, 19:35
Нет такого. Множественное число אלים elim "боги". אלוהים elohim во всех случаях понимается как единственное число. И, кстати, не факт, что он и грамматически множественен. Есть вариант, что -m здесь застывшая мимация при основе на -i-.
Дайте пример из Танаха, где употреблена форма "элим". Тогда, изначальная форма м.р. е.ч. будет "ela(o)", а ж.р. ед.ч. - "ela(o)h". Значит здесь утерян алеф. Тогда "элогим" - мн.ч. женского рода (неправильная форма по аналогии с "нашим").

Пожалуйста: Даниэль 11:36: ועשה כרצנו המלך ויתרומם ויתגדל על כל אל ועל אל אלים ידבר נפלאות והצליח עד כלה זעם כי נחרצה נעשתה
"И будет поступать царь тот по своему произволу, и вознесется и возвеличится выше всякого божества, и о Боге богов станет говорить хульное и будет иметь успех, доколе не совершится гнев: ибо, что предопределено, то исполнится."

Женского рода там и в помине нет. Попробую еще поискать, чтобы было порельефнее с родом.
С точки зрения банальной эрудиции, Вы неверно игнорируете фактор парадоксальных эмоций.

yuditsky

Уточнения.
У еврейского Бога есть имя собственное, упомянутый тетраграмматон, остальные названия являются обычно остаточной лексикой политеистической культуры.
Далее, El и Eloah - это две большие разницы, две разных деических сущности в древнесемитской мифологии. Не путать!
Как женское начало в Танахе есть, кажется, Ela, а вот Eloha или Elohot, видимо, отсутствуют.
Наиболее вероятно, что Elohim именно уважительное обращение в единственном числе. Как серьёзное доказательство этому можно привести другое такое необычное слово Be'alim, грамматически мн. ч. от Ba'al, ещё одно семитское божество. Только вот в иврите Be'alim имеет смысл "хозяин (имущества)" и является им. сущ. в единственном числе, несмотря на окончание множественного.
Best regards,
Alexey Yuditsky
Ben-Gurion University of the Negev
Department of Hebrew Language

lugovsa

Еще пара примеров:
Псалмы 29:1:  זמור לדוד הבו ליהוה בני אלים הבו ליהוה כבוד ועז
Псалмы 89:7:   כי מי בשחק יערך ליהוה ידמה ליהוה בבני אלים

К сожалению, во всех этих случаях нет прямого указания на мужской род. Но нет и указания на женский. При том, что существует регулярная форма слова богиня אלה elā,мн. число אלות elot.

Боюсь, что ни один человек, мало-мальски знакомый с ивритом, не воспримет фразу о том, что אלוהים - форма женского рода. Это просто ни на чем не основывается.
С точки зрения банальной эрудиции, Вы неверно игнорируете фактор парадоксальных эмоций.

arzawa

Книга Даниэля - позднейшая в Танахе. Употребление формы "элим" в ней - явная инновация. Дайте конкретный пример из Торы.
Please, God - If You can't make me thin, make my friends fat!!

lugovsa

Цитата: yuditsky от марта 28, 2009, 20:04
Как женское начало в Танахе есть, кажется, Ela, а вот Eloha или Elohot, видимо, отсутствуют.
Присутствуют, присутствуют - 47 вхождений.
Вот наиболее характерное (с родом): Нехемия 9:17:
וימאנו לשמע ולא זכרו נפלאתיך אשר עשית עמהם ויקשו את ערפם ויתנו ראש לשוב לעבדתם במרים ואתה אלוה סליחות חנון ורחום ארך אפים ורב וחסד (חסד)--ולא עזבתם

Вполне мужской род.
С точки зрения банальной эрудиции, Вы неверно игнорируете фактор парадоксальных эмоций.

lugovsa

Цитата: arzawa от марта 28, 2009, 20:07
Книга Даниэля - позднейшая в Танахе. Употребление формы "элим" в ней - явная инновация. Дайте конкретный пример из Торы.
В Торе нет. Ну и что? Корпус Торы тоже, кстати, не самый древний - Судьи древнее (местами).
Ваша-то гипотеза вообще ни на чем не основывается, кроме спекуляций.
С точки зрения банальной эрудиции, Вы неверно игнорируете фактор парадоксальных эмоций.

Elik

Цитата: lugovsa от марта 28, 2009, 20:10
וימאנו לשמע ולא זכרו נפלאתיך אשר עשית עמהם ויקשו את ערפם ויתנו ראש לשוב לעבדתם במרים ואתה אלוה סליחות חנון ורחום ארך אפים ורב וחסד (חסד)--ולא עזבתם
Вполне мужской род.
Совершенно верно. Если бы слово אלוה было женского рода, то в смихуте было бы אלות סליחות.

lugovsa

Цитата: Elik от марта 28, 2009, 20:12
Цитата: lugovsa от марта 28, 2009, 20:10
וימאנו לשמע ולא זכרו נפלאתיך אשר עשית עמהם ויקשו את ערפם ויתנו ראש לשוב לעבדתם במרים ואתה אלוה סליחות חנון ורחום ארך אפים ורב וחסד (חסד)--ולא עזבתם

Вполне мужской род.
Совершенно верно. Если бы слово אלוה было женского рода, то в смихуте было бы אלות סליחות.
Что существеннее, было бы את. А там стоит אתה - однозначный мужской род.
С точки зрения банальной эрудиции, Вы неверно игнорируете фактор парадоксальных эмоций.

arzawa

Цитата: lugovsa от марта 28, 2009, 20:11
В Торе нет. Ну и что? Корпус Торы тоже, кстати, не самый древний - Судьи древнее (местами).
Ваша-то гипотеза вообще ни на чем не основывается, кроме спекуляций.
Да это не моя теория. Спекулянт (Э.Коллинз) написал, а я всего лишь хочу разобраться, откуда такое утверждение. Раз в древнейших книгах Танаха формы "элим" нет, значит это слово имеет позднее проихождение. В религиозной литературе, по крайней мере.
Please, God - If You can't make me thin, make my friends fat!!

yuditsky

В угаритской поэзии 'ilm - форма стандартная. Есть там и стих похожий на упомянутый Псалм 29, и там тоже есть bn 'ilm (bene 'elim).
Best regards,
Alexey Yuditsky
Ben-Gurion University of the Negev
Department of Hebrew Language

Bhudh

Цитата: yuditsky от марта 28, 2009, 20:04можно привести другое такое необычное слово Be'alim, грамматически мн. ч. от Ba'al, ещё одно семитское божество. Только вот в иврите Be'alim имеет смысл "хозяин (имущества)" и является им. сущ. в единственном числе, несмотря на окончание множественного.
То есть если Ba'al это "хозяин, господин", а множественное принимать за форму обращения, то Be'alim будет "господи".
О_о
Пиши, что думаешь, но думай, что пишешь.
MONEŌ ERGŌ MANEŌ.
Waheeba dokin ʔebi naha.
«каждый пост в интернете имеет коэффициент бреда» © Невский чукчо

yuditsky

Цитата: arzavaРаз в древнейших книгах Танаха формы "элим" нет, значит это слово имеет позднее проихождение.
С точки зрения лингвистики это принципиально неверно. Форма мн. ч. парадигматическая, если есть ед. ч. то есть и мн. ч (в принципе). В Торе не раз встречается ед. ч. El אל, следовательно и мн. ч. существовало, просто не упоминалось в Торе. Про угаритский (14 век до новой эры) см. выше.
Best regards,
Alexey Yuditsky
Ben-Gurion University of the Negev
Department of Hebrew Language

arzawa

Цитата: yuditsky от марта 28, 2009, 20:18
В угаритской поэзии 'ilm - форма стандартная. Есть там и стих похожий на упомянутый Псалм 29, и там тоже есть bn 'ilm (bene 'elim).
Время создания угаритских документов? Если форма "elohim" является производной от "elim", то почему присутствует "h"? Признак женского рода? Возможно ли такое? Вспомним Сарай и Сараh.
Please, God - If You can't make me thin, make my friends fat!!

yuditsky

Цитата: bhudhто Be'alim будет "господи".
Нет, просто "хозяин".
Best regards,
Alexey Yuditsky
Ben-Gurion University of the Negev
Department of Hebrew Language

yuditsky

Цитата: arzavaЕсли форма "elohim" является производной от "elim", то почему присутствует "h"?
Это не прозводные, просто два разных слова.
Best regards,
Alexey Yuditsky
Ben-Gurion University of the Negev
Department of Hebrew Language

Bhudh

Цитата: yuditsky от марта 28, 2009, 20:25
Цитата: Bhudhто Be'alim будет "господи".
Нет, просто "хозяин".
А как же уважительность? Пропала? :(
Пиши, что думаешь, но думай, что пишешь.
MONEŌ ERGŌ MANEŌ.
Waheeba dokin ʔebi naha.
«каждый пост в интернете имеет коэффициент бреда» © Невский чукчо

arzawa

Цитата: yuditsky от марта 28, 2009, 20:26
Цитата: arzavaЕсли форма "elohim" является производной от "elim", то почему присутствует "h"?
Это не прозводные, просто два разных слова.
С одним корнем и с разным исторически временным отрезком употребления?
Please, God - If You can't make me thin, make my friends fat!!

lugovsa

Вот, кстати о птичках, из одного из ОЧЕНЬ древних фрагментов ТАНАХа (Судьи 18:24 - по языку совпадает с временем языка Торы):

ויאמר את אלהי אשר עשיתי לקחתם ואת הכהן ותלכו--ומה לי עוד ומה זה תאמרו אלי מה לך
сказал: вы взяли богов моих, которых я сделал, и священника,и ушли; чего еще более? как же вы говорите: что тебе?
С точки зрения банальной эрудиции, Вы неверно игнорируете фактор парадоксальных эмоций.

arzawa

Форма Elohai является сопряжением "elohim" а не elim.
Please, God - If You can't make me thin, make my friends fat!!

lugovsa

Цитата: arzawa от марта 28, 2009, 20:44
Форма Elohai является сопряжением "elohim" а не elim.
Разумеется. Но она хорошо иллюстрирует употребление слова elohim. И, кстати, в этом тексте elohim - однозначно множественное число, в отличие от стандартного единственного (по смылсу).
С точки зрения банальной эрудиции, Вы неверно игнорируете фактор парадоксальных эмоций.

yuditsky

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьЕсли форма "elohim" является производной от "elim", то почему присутствует "h"?
Это не прозводные, просто два разных слова.
С одним корнем и с разным исторически временным отрезком употребления?
С разными корнями! Это разные имена разных мифических личностей в семитском пантеоне. Корни או"ל и אל"ה.
Best regards,
Alexey Yuditsky
Ben-Gurion University of the Negev
Department of Hebrew Language

lugovsa

Цитата: yuditsky от марта 28, 2009, 20:48
С разными корнями! Это разные имена разных мифических личностей в семитском пантеоне. Корни או"ל и אל"ה.
Ну пракорень-то, скорее всего, один и тот же. Но не на уровне иврита, естественно.
С точки зрения банальной эрудиции, Вы неверно игнорируете фактор парадоксальных эмоций.

arzawa

Цитата: yuditsky от марта 28, 2009, 20:48
С разными корнями! Это разные имена разных мифических личностей в семитском пантеоне. Корни או"ל и אל"ה.
Спасибо, г-н Юдицкий, я не знал этого. Возможно ли, что El и Eloha - это семейная божественная пара? Ведь если "h" показывает женственность и божественность - то это вобщем-то логично?
Please, God - If You can't make me thin, make my friends fat!!

yuditsky

В Угарите 'il главный, вроде Зевса, а 'ilh, кажется, одно из более мелких божеств, как и b'l. А h в конце не !! показывает на женственность, так как это согласный. А окончание ж.р. было t в конце, просто в иврите, арамейском, арабском и т.д. t > h > 0. Так что формы женского рода в угаритском 'ilt, 'ilht.
Best regards,
Alexey Yuditsky
Ben-Gurion University of the Negev
Department of Hebrew Language

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр