Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Кыргызский язык

Автор aryskulov, февраля 27, 2009, 13:48

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

aryskulov

Недавно узнал перевод слова клавиатура на кыргызский термек, от слова терүү-набирать

Karakurt

В казахском клавиатура пернелік, от перне - клавиша.

aryskulov

Народная песня Гүлжан

Жайлоонун жашыл ыраңы,
Жайкалган шибер тулаңы ай,
Дүркүрөп аккан кашка суу
Тетегей ак-мөңгү тоонун булагы
Гүлдөгөн төрдө оттогон
Гүлжандын гана козу-улагы!

Жайлоонун башы жайылган,
Бетеге белден баш ыргап ай,
Күркүрөп  аккан кашка суу,
Тим эле күч алгандай толкундап,
Аскадан аска кыдырып,
Аралап гана оттойт козу улак.
Айлана көркөм көрүнгөн
Ак соктолуу көбүргөн
Арасында мал чарба
Аралап жүрүп семирген
Ала бир тоолук чабан кыз
Ар дайым гана чыкпайт көңүлдөн!

http://my.mail.ru/cgi-bin/my/audiotrack?file=e4cdc0038045671390f39fa724cd629b&uid=122145458

SWR

А что означает слово "кыргыз" ? В википедии да и в других источниках какая то невменяемая этимология ? Есть ли связь с Джирджиз ?  :???

RiverRat

Цитата: SWR от апреля 26, 2010, 14:01
А что означает слово "кыргыз" ? В википедии да и в других источниках какая то невменяемая этимология ? Есть ли связь с Джирджиз ?  :???

ЦитироватьV Глава
ЭТНОНИМ "КЫРГЫЗ".

"Киргизы" ("кыргызы") -писал акад. В. В. Бартольд-принадлежат к числу древнейших народов Средней Азии. Из народов, живущих в Средней Азии, в настоящее время, нет, по-видимому, ни одного, название которого так рано встречалось бы в истории".205


Учеными было предложено несколько концепций по вопросу семантики тюркского этнонима "кыргыз".


Наиболее обстоятельное толкование этнониму "кыргыз" дал К. И. Петров. Он писал: *Этноним "кыргыз" принесен на Тянь-Шань из Сибири, где он был известен с I тысячелетия н. э. Его расшифровали двояко:


"кыр"- степь и "кырк"-сорок. В первом случае "кыргыз" истолковалось как название "степного" народа. Это не выдерживает критики, так как остается без объяснения вторая половина слова-"гыз". В связи с "кырк"-сорок имелось несколько толкований. По одному из них название "кыргыз" произошло якобы от "кырк кыз"-сорок девушек -родоначальниц. Так как в этнониме "кыргыз" не было удвоения звука "к"- (кырккыз), расшифровка неприемлема. В 1840 г. Д. Банзаров предложил рассматривать этноним как числительное "кырк"-сорок с. аффиксом множественного числа "ыз". Он мог иметь значение "сороковики", "сорокаплеменной народ". Наличие при числительном аффикса множественного числа и другие соображения не позволили В. В. Радлову согласиться с этим. Он расшифровал "кыргыз" как "кырк йус" (юз), т. е- "сорок.

сотен", "сорокасотенный народ". Памятники орхоно-енисейской письменности исключают и такую расшифровку.


Позднейшие исследователи либо ограничивались критикой, либо разделяли приведенные объяснения. Других вариантов расшифровки не предлагалось".

По мнению К. И. Петрова термин "кыргыз"-древ нетюркское прилагательное "кырыг" (или "кыргу")-красный с аффиксом множественного числа-"з". Форма множественного числа кырыг с окончанием "-ыз". закономерно перешла в кыр/ы/гыз в результате выпадения среднего гласного звука. Термин "кыргыз"-красные употреблялся первоначально в качестве топо-этнонима ("красные местности", жители "красных местностей", "красные"), а когда значение множественного числа "кыргыз" было забыто,-"красный народ" и т. д.


Объяснял образование прилагательного "кырыг" ("кыргу")- красный, он пишет: "...Уже в гуннскую эпоху тюркские языки делились на две большие группы: языки р-л и языки з-ш. Носителями 3-ш языков (языков восточных гуннов) были племена древних кыргыз, уйгур, стузов и др., оставившие памятники орхоно-енисейской письменности. Одним из характерных признаков различия являлось чередование согласных р-з. По его мнению "кыр" одного происхождения с "кыз". Первоначальное значение слова "кызыл"-огненно-красный, ярко-красный. Значение "кыз" семантически связано с огнем, на что указывают такие производные, как "кыза"-горн (в кузнице), распространенный глагол "кыз"-нагревать, раскалять и др. Причину появления на Енисее такого топонима К. И. Петров объясняет распространением больших массивов красноцветных почв и порол, распространяющихся по всей территории от Енисея до Кузнецкого Алатау и Телецкого озера. Он считает, что именно с этим связано широкое распространение здесь тюркских, монгольских, русских и других топонимов с определением "красный".

Далее К. И. Петров приводит действительно большое количество топонимов, обозначающих красный цвет,256


Однако П. Л. Баскаков в своей статье "К вопросу о происхождении этнонима "кыргыз" ставит под сомнение вывод К. И. Петрова.


"...Связывая происхождение этнонима "кыргыз" с древнетюркским кыреу-кырыт- "красный" К. И. Петров, как нам кажется, в этой части стоит на правильном пути. Однако предположения автора вместе с тем в некоторой части вызывают и сомнение. Во-первых в этимологии К. И. Петрова, объясняющей "кыргыз" из древнетюркского прилагательного "кырыг-кыреу-

кыргы"-"красный" и аффикса множественного числа "-я" слабым пунктом является второй элемент, т. е. афф. "з". который, как известно, в тюркских языках имел значение не столько множественного, сколько двойственного числа и, являясь характерным для обозначения имен в двойственном числе "егиз"-"близнецы", "кокиз"-"соски" и в личных местоимениях первого и второго лица множественного числа "би-з"-"мы", "си-з" -"вы, не встречается в значения абсолютного множественного числа и тем более в этнических названиях.


Во-вторых, натянутым представляется предположение К. И. Петрова об идентификации этнонимов "кыргыз" и "кыргун" на том основании, что в соответствии "н"-"з" является обычным для тюркских языков наравне с соответствием р-з /с-д/т-и (ура-азак-адак айак-нога). Здесь К. И. Петров смешивает известное у древних уйгуров соответствие и-н для некоторых основ с соответствием р-э/с-д/т-и.


Наконец, в-третьих, представляется вообще очень спорным объяснение происхождения народа от цвета почвы той территории, на которой живет данный народ, или от внешнего вида, цвета волос, лица данного народа". Далее Н. А. Баскаков подчеркивает, что названия тюркских народов часто включают в свой состав символические названия цвета, которые отмечают не столько внешний вид народов, сколько географическое распространение их по странам цвета".


Таким образом, Н. А, Баскаков считает, что в составе слова "кыргыз" должно быть два элемента: первый, указывающий, как справедливо отмечает К. И. Петров, название цвета "кыргу-кырыг-кыргы"-"красный" и второй-на название племени, видимо, огуз>гуз>гыз, т. е. "красные огузы"-"огузы, находящиеся на юге", "южные огузы" (по соответствию названий цвета странам востока у уйгуров) или "огузы, находящиеся на западе", "западные огузы", (по соответствию названий цвета странам востока у буддистов -ламаистов").257


Однако К. И. Петровым была сделана оговорка: "В образовании термина "кыргыз"< "кырыг-уз"<"кырыг^гуз"<"кырыг огуз" ("красные огуэьт") мы сомневаемся"-156


Анализируя статью К. И. Петрова и Н. А. Баскакова акад. А. Н. Кононов пишет о том, что "гипотеза Н. А. Баскакова совпадает (в истолковании второй частя этнонима "кыргыз") с легендой тяньшаньских кыргызов, язвестной уже в XVI в. об образовании киргизского народа в горах Ходжента от сорока гузов (гыз) во времена Санджара Сельджука. Однако цвет, название цвета как основание для установления этнонима, как мне представляется, более предпочтительнее, так как цветовой по исходному значению этноним "кыргыз" в тюркской этнонимике не единичное явление (ср. коман-куман-половец и др.), с другой стороны, этноним "кыргыз" возник значительно раньше времен Сельджука Санджара".


А. Н. Кононов соглашается с основными положениями К. И. Петрова о наличии среди тюркских этнонимических названий "цветовых этнонимов", но считает, что этноним "кыргын" -"кыргыт"-"кыргыз/с/" есть форма собирательности-множественности от основ "кыр"-"красный" и, следовательно, все три формы этого этнонима одинаково обозначали (в разное время и у разных народов) "красные, румяные", что вполне согласуется с указанием китайских источников о том, что жители страны Хагас-Хягас, т. е. Цзянькунь (древние кыргызы), были рослы, с рыжими волосами, с румяным лицом и с голубыми глазами".259


Таким образом, акад. А. Н. Кононов происхождение этнонима "кыргыз" связывает не с значением топоэтноннма ("красные" местности, жители "красных"- местностей), а с внешним обликом жителей страны Хагас-Хягас, т. е. Цзянькунь (древние кыргызы).


Следовательно, как считает А. Н. Кононов, древние киргизы имели рыжие волосы, румяные лица и голубые глаза, что и послужило причиной возникновения этнонима.


Таковы в кратком изложении мнения ученых о происхождении этнонима "кыргыз". Как мы видели выше и как собщают источники, этноним "кыргыз" имеет разнообразные варианты: с задними гласными "кыргыз", "кыргыс", "кыркыз", "кырхыс" и передними гласными "киргиз", "кергиз".

Тюркские этнонимы
Айтмуратов Д.
Нукус, 1986 г.

http://turkolog.narod.ru/bs/B188-0.htm

aryskulov

да, очень много версий но самые распространенные:
1. кырк кыз- сорок девушек
2. кыргыс-неистребимый
3. кыркез-горный человек

SWR

Цитата: aryskulov от апреля 28, 2010, 10:34
да, очень много версий но самые распространенные:
1. кырк кыз- сорок девушек
2. кыргыс-неистребимый
3. кыркез-горный человек

А кыргуз -  кыр-огуз - хутур-огуз - сорок огузов ?  Как зеркало с кутургуров - сорок огуров ? Было же племя "тридцать татар", наверное, и тридцать огузов (в Вики какая то нестыковка по поводу тридцати) как зеркало с утургуров - тридцать огуров ?

P.S. Джирджиз - Святой Григорий в исламе    (Киркиз, если "Дж" заменить на "К" или Гиргиз, если на "Г", или Киргиз).
      Киргуз - Киргур - Кутургур --- Григор (ий) ?

P.S. Да, да...  вычитал про Джирджиз у М. Аджи, задумался...  :???


Хворост

Цитата: SWR от мая 27, 2010, 18:43
вычитал у М. Аджи, задумался...  :???
Отлично. Продолжайте читать Аджи. Думать отучитесь надолго.
Когда я сажала, ливала смородину,
Она превращала мой сад в огородину.
Она превращала, рубила дрова,
На них высекая попутно слова.
arseniiv

SWR

Цитата: Хворост от мая 27, 2010, 18:54
Отлично. Продолжайте читать Аджи. Думать отучитесь надолго.

Можно читать все ! А выводы делать свои...  :)

А что Вы думаете по существу вопроса ?  ;)

Хворост

Цитата: SWR от мая 27, 2010, 18:56
Можно читать все ! А выводы делать свои...  :)
Согласен.
Просто терпеть не могу Аджи. Извините, если задел вас.
Когда я сажала, ливала смородину,
Она превращала мой сад в огородину.
Она превращала, рубила дрова,
На них высекая попутно слова.
arseniiv

SWR

Цитата: Хворост от мая 27, 2010, 19:02
Просто терпеть не могу Аджи.
Да уж !  :)
Но тем не менее навел на мысль связать Кутригур - Хутур-огур с Георгием, Григорием раз уж Киргиз очень похоже на Джирджиз.
У чувашей число 40 - это Херех, больше похоже на Кыр, чем древнее Хутур.

Херех-огур - Керек-огур - Кер-огур (Кыр-огуз) - Гер-огур -- Георгур - Георгор или Гергор - Грегор (Егор) ???

Огур-Огор - это все бык, как и Огуз.

Вот и ломаю голову, Кыргыз - Кыр-огуз  зеркало  Кер-огур - Херех-огур ?  :???

Антиромантик

А теперь по-русски, пожалуйста!
Иначе ваши записи уйдут в псевдонауку.

SWR

Ну хорошо... Вот хотя бы согласно  Уйгурской теории связь в названиях Огуров и Огузов:

<<Теперь возвращаясь к западным источникам, повествующим о событиях V в., мы обнаруживаем там фонетически более архаичную форму того же имени (огуз) – огур...
Естественно, и на западе, в Припонтийских степях, и на востоке, в Монголии и Джунгарии, среди огуров и огузов сохранились одни и те же племенные группы с одними и теме же самоназваниями...>>

(wiki/ru) Уйгурская_теория_происхождения_хазар

Цитата: RiverRat от апреля 26, 2010, 16:05
"кыр"- степь и "кырк"-сорок. В первом случае "кыргыз" истолковалось как название "степного" народа. Это не выдерживает критики, так как остается без объяснения вторая половина слова-"гыз".

А если "гыз" - это "гуз" - "огуз" ? :???
Кыр - кырк - кырык - курук - видимо древняя форма числа 40, сохранилась у чувашей в форме "херех".

Тут тоже есть рассуждения по поводу Киргиз:
<<qyryq оγuz > qyryjyz > qyrγyz (киргиз)>>
http://www.misharlar.ru/bashkir.html

qyryq оγuz > сорок огузов > qyrγyz > Св. Георгий в форме Джирджиз в исламе.
qyryq оγur >  сорок огуров > qyryq оγur > отсюда, собственно, и произошло название Георгий - Егорий, как мне кажеться...

Вот "нарвался" в Египете:
город Каир, остановка метро Мари Гиргис (Св. Георгий) (Mary Girgis Metro Station - محطة مترو ماري جرجس):

http://findmapplaces.com/12530795_Остановка метро Мари Гиргис (Св. Георгий)

P.S. По поводу утургуров, кутургуров наблюдается большая путаница, но в основном относят к числительному 30... Опять же, если сравнить с чувашским Ватар, то, видимо, правильно: Утур-Кутур-Вутур (возможно древняя форма)
                                                                                       Утуз - Отуз

P.S. Ну не знаю за что можно сослать в псевдонауку ? Хотя, если хотите...  :)

чингизхaн

в чeм основнaя причинa пeрeсeлeния кыргызов нa тeнир-тоо?

elnur

Всем доброго времени суток.
Насчет этимологии этнонима "кыргыз" - версий много, но помоему самая логичная из них, эта версия - "кырк" (сорок) + "з" (мн.число на древнетюркском) = кыргыз - т.е. народ сорока племен (дословно - "нас сорок").

Karakurt


elnur

(тут наверное имеет смысл быть немного инфы об истории кыргызов, модераторы не ругайте)
чингизхaн
Если верить Бернштаму, то по его источникам кыргызы издревле находились на Теңир-Тоо, еще при динлинах, сяньби и других.
Если будем исходить из эпоса "Манас", там тоже говорится что Теңир-Тоо являлся родиной кыргызов (Манас собрал свой народ воедино и привел его обратно в Талас)

Бакай

кыргызы переселились на тяньшань под давлением набиравших силу ойратов вроде бы

Кызсайкал

ПОДСКАЖИТЕ САМЫЕ ДРЕВНИЕ СЛОВА КЫРГЫЗСКОГО ЯЗЫКА, СУРАНЫЧ!

Dana

Цитата: Бакай от февраля  9, 2011, 20:59
кыргызы переселились на тяньшань под давлением набиравших силу ойратов вроде бы
Кыргызы, вроде бы, переселились как раз вместе с ойратами...
Homo homini cattulus est

Хто не знає про добро, той завжди буде злим,
Хто забув свою мову, той прокинеться німим,
Хто завжди був рабом, той залишиться ніким,
Все почалося з нічого і закінчиться нічим...

Алалах

жырганак (кырг.), шырғанақ - (каз.)-  только "облепиха" или может обозначать еще что-то?
Как говорят восточные мистики - для просветления нужен подъем кундалини... (с) Lugat
В китайском письме иероглиф, обозначающий «трудность, неприятность» изображается как две женщины под одной крышей.
«Если в семье всего одна жена, она вырастет эгоисткой».

Мы тут лингвисты, нас на понт не взять. (с) Dana

Мог ли существовать трицератопс, если бы не было киевской руси? (с)

Антиромантик

Цитата: Алалах от февраля 22, 2011, 23:09
жырганак (кырг.), шырғанақ - (каз.)-  только "облепиха" или может обозначать еще что-то?
А разве это корреляты?  :donno:

Алалах

Цитата: Антиромантик от февраля 22, 2011, 23:40
Цитата: Алалах от февраля 22, 2011, 23:09
жырганак (кырг.), шырғанақ - (каз.)-  только "облепиха" или может обозначать еще что-то?
А разве это корреляты?  :donno:
а что не так?
просто мне кажется, что жырганаком называли не только облепиху. Возможно только кажется, не могу припомнить.
Как говорят восточные мистики - для просветления нужен подъем кундалини... (с) Lugat
В китайском письме иероглиф, обозначающий «трудность, неприятность» изображается как две женщины под одной крышей.
«Если в семье всего одна жена, она вырастет эгоисткой».

Мы тут лингвисты, нас на понт не взять. (с) Dana

Мог ли существовать трицератопс, если бы не было киевской руси? (с)

Karakurt


Dana

В кыргызском словаре «облепиха» — (чы)чырканак :donno:
Homo homini cattulus est

Хто не знає про добро, той завжди буде злим,
Хто забув свою мову, той прокинеться німим,
Хто завжди був рабом, той залишиться ніким,
Все почалося з нічого і закінчиться нічим...

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр