Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

"Наставить рога"

Автор RawonaM, декабря 29, 2004, 20:42

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

RawonaM

Господа, кто-нибудь знает, из какого языка пришла в русский язык идиома наставить рога? Откуда она вообще взялась?

Vertaler

Ну... наверное, скот в тогдашнем понимании спал с кем попало -> изменить = сделать рогатым...:D
Стрч прст в крк и вынь сухим.

spy

я не знаю, но знаю что по-испански (по крайней мере в латинской америке) тоже говорят cornudo - "рогатый"

Драгана

Сказка или миф,наверно,были.Как кому-то изменили и заколдовали.

piton

Вспомнил детскосадовскую дразнилку.
Ставили товарищу "рожки", а потом приговаривали: "дом горит, козел не видит".
W

Lei Ming Xia (reloaded)

Цитироватьjmdm. Hörner aufsetzen
(ugs.) »den Ehemann betrügen«
Die Wendung meint eigentlich >jmd. zum Hahnrei machen<. (Das Wort >Hahnrei<, das heute nur noch im Sinne von »betrogener Ehemann« gebräuchlich ist, bezeichnete früher den kastrierten Hahn, den Kapaun.) Dem Hahnrei setzte man früher, um ihn aus der Hühnerschar herauszufinden, die abgeschnittenen Sporen in den Kamm, wo sie weiterwuchsen und eine Art von Hörnern bildeten.
несколько тысяч языков исчезнет уже в XXI столетии :(

>>> нас объединяет любовь к языкам <<<

sknente

Цитировать
In Poland, Russia, Greece, Italy, Germany, Portugal, Mexico, Brazil, Spain and Arabic-speaking countries, "horns" are a metaphor for suffering the infidelity of a partner, not limited to husbands in modern usage. However, the use of the term dates from the Roman empire, since legionaries returning from the war were given horns as a triumph or prize. So, the use of the term is a mockery of the husband, victorious in the battlefield, but defeated in his own bed. The gesture of the horned hand can be used to insult the cuckold; the Italian translation, cornuto literally means horned (This sometimes causes confusion in Italians who are learning English and encounter the word horny).
:3

Крама

Ду ю спик инглиш..? Дую, дую..
Когда-то давно слово рог проверял у Даля, помню там ссылочка была на то, что выражение, мол, это не русское ("наставить рога"), чуть ли значит-ся не вульгарное и занесено в нашу девственную Россию-матушку от развратного запада.
Что касается собственных изысканий на этот счёт, то скажу лишь результат - весь ход мысли с лингвистическими разгадками уже не вспомню, но пришёл тогда к такому выводу..
Буквально это выражение означало: потерять над самым тебе родными дорогим существом психологический контроль. То есть образно говоря - потерять рога означало потерять власть и силу. тебя перестают воспринимать как уважаемого человека. А "наставить рога" - это уже означает, что тебе ничто, точней - никто не принадлежит, по меньшей мере де-факто. Это уже значит, что инициатива перехвачена и психилогически ты опущен. Хошь доказательства - получи. сполна... можно явно, можно тайно.
Смысл в этом выражении очень древний и глубокий, свойственен же этот древний смысл так же и русскому языку и образу нашего мышления.  ;up:
В реале оно так и есть: если женщина уважает мужчину - она никогда ему не наставит рога. Если же не уважает - никакие запреты ей не приказ и не помеха.

Тася

Приветствую вас, дорогие однофорумчане!  :) Вот на днях искала  кое-что по фразеологии, и в разных источниках мне  встретился  некоторый материал  в том числе и по вопросу, который был задан. Хочу с вами им поделиться.  :yes:
 
Жаргон.Ру Интерактивная Энциклопедия Современного Языка     :)

Наставить   рога   -
разговорное - оскорблять, задевать честь, достоинство кого-нибудь, соблазнив его жену, возлюбленную, склонив ее к измене. Выражение это известно во многих европейских языках. Происхождение оборота спорно. Вот некоторые версии происхождения фразеологизма:
1) заимствовано из немецкого. Жены древних германцев, провожая мужей на войну, надевали им на голову шлем с   рогами   - на языке женщин это означало снарядить мужа в поход и остаться свободной.
2) из мифа об Актеоне, который подсматривал за купающейся богиней Дианой и за это был превращен ею в оленя.
3) в немецком императорском указе 1427 г. запрещается пребывание в армии с женой; преступивший этот запрет должен был носить   рога  .
4) византийский император Андроник Комнин (1183-1185) разрешал мужьям женщин, с которыми он имел любовные связи, охотиться в его зверинце. На воротах таких людей выставлялись оленьи   рога  .

Форумы на "Эхе москвы" , Портал "Грамота.РУ"   :)

В настоящее время существуют четыре версии происхождения выражения "  наставить     рога ":

1) Византийский император Андроник Комнин (1183-1185) разрешал мужьям тех женщин, с которыми имел любовные связи, охотиться в его зверинце. На воротах тех, кто имел такое преимущество, выставлялись оленьи рога. Шутя о таком человеке говорили, что у него рога на лбу. Выражение попало в русский язык через посредство греческого или французского языка.

2) Выражение  заимствовано из немецкого и восходит к военному снаряжению древних германцев.
Провожая мужа на войну, жена надевала ему на голову шлем с рогами. На языке женщин надеть мужу рога означало снарядить мужа в поход и остаться свободной.

3) Из мифа об Актеоне, который подсматривал за купающейся богиней Дианой и за это был превращен ею в оленя. Актеон употребляется в значении "рогоносец, обманутый муж".

4) В немецком императорском указе 1427 г. запрещается пребывание в армии с женой; преступивший этот запрет должен был носить рога.

А это из учебника по риторике:     :yes:

  Наставлять/наставить рога (разговорное) - оскорблять, задевать честь, достоинство кого-нибудь, соблазнив его жену, возлюбленную, склонив ее к измене. Выражение это известно во многих европейских языках. Происхождение оборота спорно. По одной версии, оно возникло из военного ритуала германцев: провожая мужей на войну, их жены надевали им на головы шлем с рогами. По другой - связано с императорским указом 1472 г. в Германии, запрещавшим пребывание в армии с женой: преступившие этот запрет мужья должны были носить рога. Третья версия связывает оборот со временем византийского императора Комнина Андроника (1183-1185), который разрешил мужьям тех женщин, с которыми он имел любовную связь, охотиться в его зверинце. На воротах мужей, имевших такое право, выставлялись оленьи рога. О таком человеке и говорили, что у него "рога на лбу" (см. Мелерович А. М., Мокиенко В. М. Фразеологизмы в русской речи: Словарь. М., 2001). 

И вот ещё кое-что...     8-)

          А. А. Калашников  Об   этимологии   русского диалектного   рог                             
                                                                                             
        В гомеровские времена   рога   пользовались особым почетом, их золотили перед принесением животного в жертву (Оd. III 437 cл., 384; Il. Х 294). В Крито-микенскую эпоху   рога   считались священными и потому именовались «  рогами   посвящения» — это были сами   рога   или их изображения. Обычно их размещали над алтарем или над святилищем, в «священных местах». Жертва отождествлялась с божеством (вкушающие жертву причащались к богу, ср. Ин. 6, 51 cл. и т.д.), как в обряде сыроядения и в Вавилоне.   Рога   алтаря считались особо священными у древних израильтян. Как и микенские «  рога   посвящения», они некогда были настоящими   рогами  . С минойскими верованиями мы можем сопоставить не только гомеровские обычаи, но и сохранившийся на Делосе роговой алтарь (Аrist. Fr. 489 Rosе; Саll. Нуmn. Ароll 60 слл.; Рlut. Моr. 983 е (Sollert. Аn. XXXV 9) и т.д.; ср. сложенное из черепов святилище Эномая). То, что быки и коровы могут использовать   рога   в качестве оружия, как другие животные используют клыки, когти или копыта, не служит достаточным объяснением. Почему   рога   наделялись такой святостью, словно в них сосредотачивалась божественная сила? Потому, что они и были концентрацией жизненной силы, находившейся в голове, т.е. концентрацией псюхе. То, что растет из головы, естественно, воспринимается как продолжение того, что находится в самой голове. Согласно Элиану, Демокрит объяснял рост   рогов   у оленя следующим образом: «Кость, прикрывающая мозг, очень тонка, мембранообразна, и от нее к вершине головы поднимаются толстые трубочки. Питание и его наиболее порождающая часть быстро поднимается вверх по голове, и жир распределяется вокруг всего животного снаружи, в то время как сила питания выходит в голову по трубочкам, и из нее растут   рога  , смачиваемые обильной влагой. Эта влага, постоянно вливаясь, выталкивает вперед отростки, и жидкость, выходя за пределы тела, затвердевает, поскольку воздух охлаждает ее и превращает в   рог  » (NА XII 18-21 = Democr. А 153 сл. Diels). Вероятно, на эту мысль философа навел процесс затвердевании     вытекающего сока и смолы. Плутарх также повествует о том, как «из имения Периклу доставили голову однорогого барана, и прорицатель Лампон, обнаружив, что   рог  , сильный и крепкий, вырос из середины лба, объявил, что в городе существуют две партии — Фукидида и Перикла, но власть полностью перейдет в руки человека, у которого обнаружилось это чудо. Анаксагор же рассек череп и показал, что мозг не заполнил основание черепа, но, словно яйцо, стянулся из всей полости в то место, откуда начинались корни   рога  . И тогда все присутствующие восхитились Анаксагором» (Рlut. Реr. VI). Итак, «все присутствующие» считали, что   рог   есть продолжение мозга.
     < ... >
      Рога   есть проявление порождающей мощи и используются они преимущественно в половой жизни. Приводя множество примеров, Дарвин приходит к выводу, что «  рога   и клыки во всех случаях развиваются преимущественно как половое оружие», т.е. они используются самцами в поединках за самку.

    < .. .>

239
       Если «  рог  » в древности имел подобное сексуальное значение, становится понятным, почему неверная жена « наставляет   мужу   рога  » (Аrtem. Onir. II 12; в некоторых рукописях этого   выражения   нет, как указано в издании Херхера). Вероятно, шутка подразумевала, что жена старается в пользу мужа. Человек, «имевший в доме много парисов своей Елены» (Аnth. Раl. XI 278), оказывался рогатым.* Примечание к данной эпиграмме называет супруга рогоносцем. Это наиболее раннее упоминание данного выражения. В средневековой поэзии, особенно тринадцатого столетия, рог вырастает на лбу обманутого супруга (см. у Гримма s.v. Horn, cjl. 1817)). Вскоре в Европе появился обычай украшать голову мужа рогами, демонстрируя, чем наделила его жена. Вероятно, здесь играла роль и связь рогов с бойцовским задором, вызванным половым чувством. Сострадательные соседи могли украшать рогами голову терпеливого мужа, чтобы вернуть ему недостающую сексуальную мощь и задор **, порождаемые находящимся в голове веществом. Дополнительные значения cerebrum, cerebrosus подтверждают, что, с точки зрения римлян, чем больше мозга имел человек, тем больше у него было вещества, проявляющего себя в ярости и агрессии. Овидий, описывая свой запоздалый гнев по поводу измен возлюбленной, восклицает: «поздние рога появились на моей голове» (Аmor. III 11, 6). То же у Петрония: «гневливые, у которых за их грехи растут рога» (Реtron. 39); у Вергилия: irasci in cornua — о быке, чей гнев переходит в рога.

P.S.  :)
Журналисты любят поэксплуатировать эту ФЕ в заголовках статей, например, так:
Русским бычкам не наставят рога...
(статья о  новой породе бычков, которую вывели в России)
* Где единение, там и победа. Публий.

Gangleri

Боевой шлем с рогами - в высшей степени сомнительное вооружение. Спросите любого специалиста по Раннему Средневековью или даже реконструктора. Они Вам единодушно ответят, что рогатые, крылатые и т.п. шлемы придумали романтики в XIX веке.

Драгана

Да, бодаться - не выход, когда у противника меч! Разве что в ритуальном, часть костюма как символика силы, звериной мощи...

Тася

ЦитироватьРазве что в ритуальном, часть костюма как символика силы, звериной мощи...
Возможно.
* Где единение, там и победа. Публий.

Gangleri

Ну, то есть, изображения рогатых шлемов есть (можете сами поискать картинки на Сети), но считается, что это ритуальный костюм. Изображений реальных битв, в которых воины носят такие украшения, нет. Рогатых шлемов тоже не найдено.
Рога в бою, во-первых, мешают (замахиваться мечом, например), во-вторых, получить удар по рогу - это очень болезненно (реконструкторы рассказывают), в-третьих, рог просто мешает соскользнуть оружию противника со шлема - так что логики в таких навесах никакой.

Было бы интересно посмотреть на народные объяснения происхождения этого выражения. Может быть, в них есть и правдивые версии.

Dana

А как же знаменитый рогатый шлем Искандера Великого?
Homo homini cattulus est

Хто не знає про добро, той завжди буде злим,
Хто забув свою мову, той прокинеться німим,
Хто завжди був рабом, той залишиться ніким,
Все почалося з нічого і закінчиться нічим...

myst

Цитата: "Gangleri" от
Рога в бою, во-первых, мешают (замахиваться мечом, например), во-вторых, получить удар по рогу - это очень болезненно (реконструкторы рассказывают), в-третьих, рог просто мешает соскользнуть оружию противника со шлема - так что логики в таких навесах никакой.
Ещё и товарища в тесном строю этим рогом можно зацепить. Ну, и лишнее отягощение для головы.

myst

Цитата: "Dana" от
А как же знаменитый рогатый шлем Искандера Великого?
Что за Искандер? Александр Македонский, что ли?
Вы про этот шлем?

Dana

Цитата: "myst" от
Что за Искандер? Александр Македонский, что ли?

Угу.
Homo homini cattulus est

Хто не знає про добро, той завжди буде злим,
Хто забув свою мову, той прокинеться німим,
Хто завжди був рабом, той залишиться ніким,
Все почалося з нічого і закінчиться нічим...

myst

В продаже есть ещё одна модель. Но у него даже намёка на рога нет. :)

Драгана

Ну значит, попугать врага - "мы дьяволы, восставшие из ада!"   :wall:


Gangleri

Dana, это не те рога )) Это перья, которые в бою не мешают. А гребень так вообще очень в тему.  :)

Индарби, в том-то и проблема, что у нас нет уверенности, что это все: а) боевые, а не ритуальные шлемы, б) реально существующие шлемы (речь идет об изображениях). И нет достоверных изображений битв, в которых использовались бы рогатые шлемы.

См. интересную дискуссию о рогатых шлемах здесь: http://www.nordic-land.com/forum/index.php?s=f6cb2dfe03c9a7ec08e87a185223f0c5&showtopic=87

Индарби

Цитата: Gangleri от ноября  7, 2008, 01:11
Dana, это не те рога )) Это перья, которые в бою не мешают. А гребень так вообще очень в тему.  :)

Индарби, в том-то и проблема, что у нас нет уверенности, что это все: а) боевые, а не ритуальные шлемы, б) реально существующие шлемы (речь идет об изображениях). И нет достоверных изображений битв, в которых использовались бы рогатые шлемы.

См. интересную дискуссию о рогатых шлемах здесь: http://www.nordic-land.com/forum/index.php?s=f6cb2dfe03c9a7ec08e87a185223f0c5&showtopic=87

И я не уверен в этом. Более того, гладиаторы в галльском вооружении имели шлема с небольшим гребнем, но без рогов.

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр