Крымская топонимика, ссылки на старые и новые публикации, обсуждение и прочее

Автор Zverozub, сентября 16, 2008, 18:15

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

RiverRat

Kerıç Noğay, джылгъа в смысле "ручей" никогда не слышал, хотя "чёль шивеси" для меня - родной. Можете привести примеры конкретных гидронимов? То же относительно босторгъай - "куропатка". Я слышал, что в "Джанкое кошки летают" (комары очень крупные и злые), но чтобы в Керчи жаворонки были размером с куропатку?!

Alessandro, природные носители "орта ёлакъ шиве" также часто употребляют форму джылгъа, а не йылгъа. Непонятно почему последняя принята за литературную норму. И в топонимах средней полосы джылгъа полно. Например: "Азек коюнинъ этрафындаки ерлернинъ адлары: - Ит бакъмаз джылгъасы ..." (см. "Азек ве азеклилер"  http://www.qirim.info/?p=766).

Alessandro

Цитата: RiverRat от февраля 24, 2009, 13:00Alessandro, природные носители "орта ёлакъ шиве" также часто употребляют форму джылгъа, а не йылгъа. Непонятно почему последняя принята за литературную норму.
На самом деле понятно почему... Средняя полоса - она большая, и говорят выходцы из разных её мест по-разному. В окрестностях Карасубазара говор вообще больше на ногайский похож, симферопольские во многих словах дж-кают, говорят уй (а не эв), болмакъ (а не олмакъ), магъа, сагъа, огъа (а не манъа, санъа, онъа), а вот поглубже в горах (например среди моих знакомых есть уроженцы Албата, Кувуша, Озенбаша) такого уже нет.
А литературная норма сделана последовательно й-кающей, чтобы всё было стройно и не было путаницы: ёрукъ (а не джорукъ), йылгъа (а не джылгъа), йибермек (а не джибермек), йылкъы (а не джылкъы) и т.д.
Спасибо, что дочитали.

riwnodennyk

Цитата: Zverozub от февраля 22, 2009, 21:09
Ion Bors

http://zverozub.com/img/pg/14159.jpg
это татарские знамена из коллекции варшавского военного музея.
вообще-то красный цвет у тюрков особого эмоционального смысла не имел.
что касается корня "-рак" в крымских словах, меня это самого волнует.
вполне возможно, что это часть фамилии моих греческих предков.
Ці знамена на диво схожі на козачі запорізькі, ті самі символи.
http://uk.wikipedia.org/wiki/Прапор_України

Як же відрізнити їх один від одного. Просто на кримських півмісяці побільші, а хрести менші, а на руських навпаки  :???
Мовне походження: східна Слобожанщина (Вороніжчина), Польтавщина, луганська міська говірка, данской гутар;
Місце проживання: Україна, Луганське ⇄ Київ

Anwar

Таш атса, аш ат.
Кыйык кылычым, йылкымның кылын кырык кыл.
Показателем 3-лица является нуль-аффикс.

Krymchanin

Ну, некоторые выдвигают версию, что запорожские казаки - это потомки тюрксикх мусульманских племён.
Vatanım Qırım!

SIVERION

There is no conversation more boring than the one where everybody agrees (Michel de Montaigne) ;[пол:мужской]

Krymchanin

Ну, я не сторонник данной версии, но разве не могли мусульмане православие принять?
Vatanım Qırım!

Ion Borș

Кырк-Ель

Информация:
(ын) Кыркэ (рум.) – (на) спине (что-то, кого-то нести) – ссылка в румынском из санскрита. scr. [nositi na-] krke. Кажется, это слово есть и у славян (возможно Балканских)
Это подходит если посёлок (село) на холме или другой вариант на основе каких-то легенд (одни и те же легенды прим. "про больного верблюда" - от Белгород Днестровска до Крыма (только они происходили в своей местности)).
♪ ☼ † ♥ ♫   ¤$, €, £, ¥.¤
https://www.linkedin.com/in/ion-bors-aa69992a/

tmadi

Гораздо легче и правдоподобней прочитать Кырк-Ель по-тюркски - сорок родов. Можно даже без обязательного в последнее время санскрита обойтись.

SIVERION

Krymchanin.тюрксая состовляющая могла быть но не мусульманская.торки берендеи половцы небыли мусульманами .но основная часть козачества беглые селяне
There is no conversation more boring than the one where everybody agrees (Michel de Montaigne) ;[пол:мужской]

riwnodennyk

разве полумесяц был символом половцев? скорее всего обмен символами происходил как раз во времена военных союзов и раздоров запорожцев и крымцев. были, конечно, и среди казаков крымцы. например, гетьман Украины Тарас Трясило (http://en.wikipedia.org/wiki/Taras_Fedorovych) был чистокровным украинизированным крымцем.

SIVERION, кого вы имеете в виду под половцами? ведь ко времени возникновения казачества на Украине они уже стали крымцами и ногайцами. или между этими этнонимами нельзя ставить знак равно?
Мовне походження: східна Слобожанщина (Вороніжчина), Польтавщина, луганська міська говірка, данской гутар;
Місце проживання: Україна, Луганське ⇄ Київ

Zverozub

Цитата: Anwar от февраля 26, 2009, 10:28
Откуда и почему полумесяц на козацких знаменах?
хороший вопрос:)
а откуда полумесяц на мечетях?
полумесяц и шестилучевая звезда - самые древние солярные священные знаки.
вся кавалерия распространилась по миру из Северного Причерноморья, так что геральдические знаки у всех одни.
Зверозуб - человек без внешности и национальности

Zverozub

tmadi
а само появление числительного "кырк" в тюркских языках (кстати, во всех, кажется?) чем-то объясняется?
ведь, как и в русском сорок и четыре никак между собой не связаны, так и кырк не созвучно более ни с какими тюркскими числительными.
Зверозуб - человек без внешности и национальности


Zverozub

SIVERION
беглыми селяне стали, когда их из свободных охотников и скотоводов превращали в крепостных землепашцев.
если выдумывать, что все украинцы произошли от славян, получается что некие плохие ленивые славяне все время убегали в казаки, что грабить и убивать хороших умных панов, приучающих народ к правильному образу жизни (пахать-сеять).
с геральдикой в наших краях, слава Богу, все хорошо.
все на камнях процарапано.
да и вообще, геральдика как таковая сложилась в наших местах.
у греков и римлян изначально были монограммы из букв, им гербы были ни к чему.
у нас все держалось на знаках, понятных любой нации (своей, понятное дело).
в общем случае полумесяц вниз рогами под крестом означал, что род из ислама или почитания Тенгри перешел в христианство.
а вообще кому интересно, я темой сарматских знаков в геральдике занимаюсь давно - http://kraevedenie.net/2008/11/29/sarmatian-tamga/
а в отношении связи между топонимикой и тамга есть очень хорошая работа Бушакова.
Зверозуб - человек без внешности и национальности

Zverozub

tmadi
спасибо. меня устраивает. если ссылаться на этот словарь, какая будет ссылка? если можно - закиньте сюда.

связь с кыр, конечно совсем левая. кыр - это бесплодное место. а кырк это всегда позитив.
я думаю, что кырк - это некое разумное число людей для выживания вообще.
интересно, что к числу 40 совершенно равнодушны зороастрийские тексты.
а вот в русской культуре и у тюрков, наверное от скифов представление о числе 40, как о символе некой завершенности.

"хоругвь" и "хоро"  могут быть связаны этимологически с понятием круг и 40?
оптимальная боевая единица для кавалерии и флота это тоже около 40 человек.
Зверозуб - человек без внешности и национальности

Zverozub

tmadi
извините, но еще вопрос.
в принципе ко всем.
я думал, что чора это только отпущенный на свободу раб.
и мне не очень было понятно, почему считалось нежным называть своего собственного ребенка - чора.
наверное, это ранняя форма патриархального (или матриархального) рабства, когда пленника или заблудившегося человека брали в род на особых условиях.
такая форма рабства описана у славян и германцев.

в Крыму много деревень Ак-чора и Кара-чора. Есть и эпос Чора-батыр.
а главное есть русский княжеский род Акчурины. Они себя выводят от крымских мурз:)
Зверозуб - человек без внешности и национальности

tmadi

Цитата: "Zverozub" от
tmadi
спасибо. меня устраивает. если ссылаться на этот словарь, какая будет ссылка? если можно - закиньте сюда.

http://www.uz-translations.net/?category=linguistics&altname=etimologicheskii_slovar_tyurkskih_yazykov

Цитата: "Zverozub" от
связь с кыр, конечно совсем левая. кыр - это бесплодное место. а кырк это всегда позитив.

Учите тюркские. При чем тут қыр? В данном случае речь идет о глаголе къырмакъ:
къырмакъ
I скрести
II 1) ломать, разбивать 2) уничтожать, истреблять

tmadi

Цитата: "Zverozub" от
tmadi
извините, но еще вопрос.
в принципе ко всем.
я думал, что чора это только отпущенный на свободу раб.
и мне не очень было понятно, почему считалось нежным называть своего собственного ребенка - чора.

Я уже где-то об этом писал, не могу найти. Чора - слово-перевертыш. Исторически оно имело два противоположных значения - а) представитель феодальной знати, господин: сын батыра; б) вольноотпущенный раб. В арабском языке имеется точно такой же перевертыш - слово مولى. Поэтому в именах Ак-чура, Султан-чура, Чура-батыр ничего странного нет, наоборот, они свидетельствуют о предположительно высоком положении в обществе.

Zverozub

Цитата: tmadi от марта  6, 2009, 22:53
Учите тюркские. При чем тут қыр? В данном случае речь идет о глаголе къырмакъ:
къырмакъ
I скрести
вот именно. у Вас всегда есть чему поучиться :=
именно кыр в крымской топонимике от скрести!
там жрать нечего скоту.
так называемые скелетные почвы поверх плотного известняка. Вода моментально уходит в трещины. По балочкам только образуется верховодка и растут редкие кусты. Сама почва очень плодородная, но если пускать на нее овец, то без травы почву ветер развеет совсем.
это и есть кыр.
А или не А? - вопрос уже ко всем.
Зверозуб - человек без внешности и национальности

Zverozub

насчет чора надо еще подумать ...
казак и казачок в украинской культуре противоположные вещи.
казак - вольный человек, казачок бесправный домашний прислужник.
к сожалению о чора в Крыму есть только одна публикация и то по результатам случайной встречи ...
Зверозуб - человек без внешности и национальности

tmadi

Zverozub,

Ваши размышления о "крымском" кыре - типичный пример возникновения народной этимологии. На самом деле кыр - он кыр и в КЗ, и в УЗ, и в других местах тюркского мира. Чтобы долго не говорить об этом, прикрепляю соответствующие страницы из словаря Севортяна.

Ion Borș

Tmadi
Пожалуйста напиши электронный адрес где можно прочитать словарь Севортяна

1) як. кырба:- 'бить, ударять, колотить'.

Хырб (рум.) - разбитый горшок; развалина; черепок;
Хырб (рум.) – считается от болгарского "хэрбел"

2) як. кырба:- 'бить, ударять, колотить

скырбэ (рум.) – скорбь. Считается от sl. skrŭbĩ.

3) Имя с афф. -бач/-манч – кырманч аз.; kirbac тур. 'кнут, хлыст' (см.
Сев.АИ 361), ср. ккал. кыргын 'наказание плетью',

Бач (рум.) – пастух, чебан. Считается неизвестного происхождения.
Бич (рум.) – кнут. Считается от sl. biči.

Можно продолжить
♪ ☼ † ♥ ♫   ¤$, €, £, ¥.¤
https://www.linkedin.com/in/ion-bors-aa69992a/



Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр