Author Topic: Халаджский язык  (Read 22299 times)

0 Members and 1 Guest are viewing this topic.

Offline Dana

  • Posts: 16617
  • Gender: Female
« on: July 18, 2008, 21:06 »
Халаджи — древнее тюркское племя, или союз племён, упоминаемое, в частности, в диване Махмуда Кашгари (МК III 218, 415). В уйгурском варианте "Сказания об Огуз-кагане" этноним "халадж" стоит в одном ряду с наименованиями таких племенных союзов, как "огуз", "кыпчак", "карлук", "канглы" (ЛОК 29/4).
По мнению Г.Дёрфера халаджский язык образует самостоятельную ветвь тюркских языков, генетические связи которой могут быть изображены посредством следующей схемы: {схема}
При этом Г.Дёрфер опирается на предположение о трёхчленности количественной оппозици гласных в халаджском и в пратюркском языке (гласные с одной просодической морой/ гласные с двумя морами и ровной, или акутовой, интонацией/ гласные с двумя морами и неровным, или циркумфлексным движением тона) и о противопоставлении в халаджском языке в начале слова ∅(нуль)/h, восходящем к
соответствующей пратюркской оппозиции, и, кроме того, называет частные отличительные признаки фонетики, морфологии и лексики.
Иная точка зрения отразилась в работах В.Ф.Минорского и М.Мокаддама, рассамтривавших халаджский язык как диалект азербайджанского языка.
......
Основные черты, которые в совокупности отличают халаджский язык от других тюркских языков:
в фонетике — а) следы общетюркской  количественной оппозиции гласных, например: hat "лошадь" — āt "имя", var "иди" — vār "есть, имеется", hottuz "тридцать" — huot ~ hoot "огонь", hel ~ hil "умирай" — hiel ~ hēl "сырой, влажный", ič "нутро" — īč "три", tiš "падай, опускайся" — tīš "сон, сновидение"; б) делабиализация гласных переднего ряда, носящая диалектный характер: ker- "видеть", kil- "смеяться", iez "сам", biel- "делить", giel "пруд", kez ~ kiz "глаз"; в) отражение пратюркского в интервокальном положении и в конце слова в виде d (d-язык!): bidik ~ bidük ~ büdük "высокий, большой", hadaq "нога", hadur- "отделять", tod- "насыщаться", boda- "красить", käd- "надевать", jïd "запах"; г) больше масштабы использования протетического h в начале слова, ср.: haj- "говорить", hat- "бросать", hāra "промежуток", hač- "открывать", här "мужчина", häv "дом", hoɣrï "вор, грабитель", huotun "топливо", huñ "мука", hirk- "пугаться", hiz- "рвать", hūč "кончить, макушка"; д) сохранение пратюркского начального *k без перехода в или g: käl- "приходить", käč- "переходить, переправляться", käs- "резать", kez ~ köz "глаз", kin ~ kün "день"; е) сохранение пратюркского начального *t при наличии случаев перехода его в d, ср.: tār "узкий", tāɣ "гора", tām "вкус", tämir "железо", tävä "верблюд", tīš "зуб", tīz "колено", toqquz "девять", tuor ~ tōr "сеть", tüört ~ töört "четыре", til "язык", dām "крышка", dīb "основание, дно", dovušɣān "заяц"; ж) переход пратюркского  *ń в n: quon ~ qōn "овца", kien- ~ küön- "гореть"; з) устойчивость конечного и интервокального ɣ: arïɣ "чистый", baluqluɣ "сельский житель", jāɣ "масло", oɣul "сын", jaɣïš "дождь", hïɣul- "собираться", hoɣurla- "воровать, красть"; и) изменение g в j в положении между гласными bejün "сегодня", äjil- "сгибаться, гнуться", ejäč "трёхлетний баран", tejirmän "мельница";
в морфологии — а) необычная форма местного падежа: hävčä "в доме", bābača "у отца"; б) форма исходного падежа без конечного n: hävdä "из дома", bābada "от отца"; в) многообразие форм повелительного наклонения 2-го лица ед. числа, ср.: alï "возьми", uolï "будь", jatuv "ложись", kädäl "надевай"; г)форма 3-го лица ед. числа повелительного наклонения: alta "пусть возьмёт", haaɣrumata "пусть не заболеет"; д) форма настояще-будущего, или настоящего общего, времени на -jur (у основ на гласный), например: bašlajur "начинает";
в лексике — наличие таких слов, как alïmla ~ alumla "яблоко", baluq "селение", bieri "волк", bäjän- "одобрять, ценить", bul- "находить", daɣ "нет", dǡnuš ~ dǡnïš "говорить, разговаривать" (< перс.), ēm ~ iem "штаны", ärin "губы", harq "экскременты", hirin ~ hürün "белый", kidän ~ küdän "свадьба", kissi "жена", kiši "женщина", qudɣu ~ gudɣu "муха", sïï- "ломать", ū "сон", vā- "связывать, завязывать".
Часть перечисленных выше фонетических признаков, форм и слов встречается лишь за пределами огузской группы, многие же из них характерны для старописьменных текстов и говоров разных огузских языков: ст.-туркм. örtäjür "сжигает"; азерб. äjil- "сгибать, гнуться", hürk- "пугаться", hör- "плести", oɣul "сын", oɣurla- "воровать, красть", bäjän- "одобрять, считать подходящим", bul- "находить"; туркм. erin "губы"; туркм. (диал.) bööri "волк", kiši "жена".

А.М. Щербак, статья "Халаджский язык" в книге "Языки мира. Тюркские языки", Бишкек, 1997.

Сам автор статьи склонен считать халаджский язык отдельным языком, входящим в огузскую группу. Но, насколько я знаю, на сегодняшний день общепринятой в тюркологии является точка зрения, полагающая халаджский входящим в отдельную группу.

PS. Схема прилагается.
Homo homini cattulus est

Хто не знає про добро, той завжди буде злим,
Хто забув свою мову, той прокинеться німим,
Хто завжди був рабом, той залишиться ніким,
Все почалося з нічого і закінчиться нічим...

Offline Darkstar

  • Posts: 7416
« Reply #1on: July 18, 2008, 22:43 »
Я не вижу тут никаких особых суперособенностей. h- cкорее всего протетическое.
Посмотрите для сранения якутский что ли...
(1) С людями надо помягше, а на вопросы смотреть поширше (с) (2) Проекция (в психологии) - неосознанное приписывание собеседнику собственных мыслей и действий (3) Учебник логики еще никто не отменял (4) Какой был тезис?

Offline Iskandar

  • Posts: 30753
« Reply #2on: July 18, 2008, 22:47 »
Вопрос: каким образом пройдя унифицирующее горнило Тюркского каганата, халаджцы сохранили свою своеобразность, донеся ее до Ирана?
пожиттєво

Offline Dana

  • Posts: 16617
  • Gender: Female
« Reply #3on: July 18, 2008, 23:41 »
h- cкорее всего протетическое.
Да, это так. В прото-тюркском в анлауте h не было.

Я не вижу тут никаких особых суперособенностей.
Ну это смотря как вы классифицируете халаджский язык внутри тюркской семьи ;)
Homo homini cattulus est

Хто не знає про добро, той завжди буде злим,
Хто забув свою мову, той прокинеться німим,
Хто завжди був рабом, той залишиться ніким,
Все почалося з нічого і закінчиться нічим...

Offline Toman

  • Posts: 7963
  • Gender: Male
« Reply #4on: July 19, 2008, 01:04 »
Вопрос: каким образом пройдя унифицирующее горнило Тюркского каганата, халаджцы сохранили свою своеобразность, донеся ее до Ирана?
Я склонен считать, что никакого унифицирующего горнила, собственно, и не было. Иначе как вообще разные языки сохранили свою своеобразность? Вон, потом монголы с Чингисханом всех завоевали, и что, все на монгольский перешли? Честно говоря, я не понимаю, почему надо придавать какое-то особо мистическое значение именно тому Тюркскому каганату. Разве что из-за его названия - а так, было же ещё изрядное количество тюркских по этническому происхождению и по языку государственных образований и до, и после Тюркского каганата, среди которых и достаточно сильные и территориально большие.
Кстати, на каком там языке-то говорили представители "титульной нации" Тюркского каганата? Не на сугубо восточном каком-то типа протоякутского?
Во́зле до́ма хо́лм с куля́ми - вы́йду на́ холм, ку́ль поставлю.

Offline Iskandar

  • Posts: 30753
« Reply #5on: July 19, 2008, 01:15 »
Я склонен считать, что никакого унифицирующего горнила, собственно, и не было. Иначе как вообще разные языки сохранили свою своеобразность?

А разве была эта своеобразность (за исключением булгарского)?
пожиттєво

Offline Darkstar

  • Posts: 7416
« Reply #6on: July 19, 2008, 17:28 »
"Ну это смотря как вы классифицируете халаджский язык внутри тюркской семьи "

Я не готов аргументированного это обсуждать. Навскидку, свою классификацию тюркских на основе чисел я уже давал:

http://geocities.com/indo_european_geography/turkic_numbers.htm

Числа -- потому что на них видны все фонетические переходы. Но результат такого эксперимента трудно воспроизводим и плохо алгоритмизирован, поэтому это "грязный" эксперимент, который сможет повторить не каждый лингвист. Поэтому доказательная ценность моей аргументации невысокая...
(1) С людями надо помягше, а на вопросы смотреть поширше (с) (2) Проекция (в психологии) - неосознанное приписывание собеседнику собственных мыслей и действий (3) Учебник логики еще никто не отменял (4) Какой был тезис?

Offline tmadi

  • Posts: 2688
  • Gender: Male
« Reply #7on: July 19, 2008, 17:44 »
О халаджах и их языке. На азербайджанском.

Offline Darkstar

  • Posts: 7416
« Reply #8on: July 19, 2008, 20:45 »
Возможно, к раннеуйгурскому и чагатайскому он как-то близок.... Мог проникнуть в Иран своей дорогой, независимо от других...
(1) С людями надо помягше, а на вопросы смотреть поширше (с) (2) Проекция (в психологии) - неосознанное приписывание собеседнику собственных мыслей и действий (3) Учебник логики еще никто не отменял (4) Какой был тезис?

« Reply #9on: July 19, 2008, 20:56 »
Сюда же, видимо, и эйну
http://en.wikipedia.org/wiki/Äynu_language
(1) С людями надо помягше, а на вопросы смотреть поширше (с) (2) Проекция (в психологии) - неосознанное приписывание собеседнику собственных мыслей и действий (3) Учебник логики еще никто не отменял (4) Какой был тезис?

« Reply #10on: July 19, 2008, 21:07 »
Но это не огузский. В огузском озвончение -- уникальная инновация... В других языках и халаджском ее нет
(1) С людями надо помягше, а на вопросы смотреть поширше (с) (2) Проекция (в психологии) - неосознанное приписывание собеседнику собственных мыслей и действий (3) Учебник логики еще никто не отменял (4) Какой был тезис?

Offline Karakurt

  • Moderator
  • *
  • Posts: 18659
  • Gender: Male
« Reply #11on: July 19, 2008, 21:32 »
озвончение есть в тувинском и часто в киргизском(ну и наверное алтайском)
͡° ͜ʖ ͡°

Offline Dana

  • Posts: 16617
  • Gender: Female
« Reply #12on: July 19, 2008, 21:51 »
ну и наверное алтайском
Озвончение чего и в какой позиции?
Homo homini cattulus est

Хто не знає про добро, той завжди буде злим,
Хто забув свою мову, той прокинеться німим,
Хто завжди був рабом, той залишиться ніким,
Все почалося з нічого і закінчиться нічим...

Offline Darkstar

  • Posts: 7416
« Reply #13on: July 19, 2008, 22:11 »
Оно есть во многих, но я имел в виду, что позиции озвончения-оглушения в огузских не такие, как в халаджском. Там напутано очень много с этим в разных языках, я неправильно выразился...

Ср. халадж. tц:rt, ye:tti, toqquz, но тур. dцrt, yedi, dokuz

Но чагатайское tцrt, yeti, toquz И аналогично в узбекском to'rt, yetti, to'kkiz.

Поэтому халаджский ближе к "карлукско-уйгурским" (не знаю даже как их обозвать)
(1) С людями надо помягше, а на вопросы смотреть поширше (с) (2) Проекция (в психологии) - неосознанное приписывание собеседнику собственных мыслей и действий (3) Учебник логики еще никто не отменял (4) Какой был тезис?

Offline Karakurt

  • Moderator
  • *
  • Posts: 18659
  • Gender: Male
« Reply #14on: July 19, 2008, 22:51 »
ну и наверное алтайском
Озвончение чего и в какой позиции?
я предположил что также как в киргизском
͡° ͜ʖ ͡°

Offline Darkstar

  • Posts: 7416
« Reply #15on: July 20, 2008, 22:49 »
Гласные, протетические h, оглушения, озвончения -- это все не доказательства. Они настолько нестабильны и вариативны, что могут появляться и исчезать. Хотя они указывают на определенную древность и своеобразие.

Более доказательно -d- в hadaq, потому что качественная устойчивость согласных  значительно более эффективна в плане критерия древности.

Так вот Старостин дает ссылку на "некий" караханидский язык
Etymological Dictionary of PreThirteenth Century Turkish (MK = dictionary of Maḥmūd Kāšɣarī; KB = Karakhanide Turkic according to Qutadɣu Bilig; YB = Irk Bitig)

Я ничего про него не помню и не знаю, но так понимаю, это раннеуйгурский (???)

Там дано beđük, hađaq

Starling

[Аналогично для перехода n : j дано:

Karakhanid: kön- (Argu MK), köj- 1 (MK, KB) "гореть"

причем такая особенность, вроде как, нигде больше не отмечена]

Поэтому d-языковость, из самых близких к рассматриваемому региону групп, была в государстве Караханидов, которое покрывало Тянь-Шань и весь Такламакан.

Далее под напором татаро-монголов в 13 веке это государство распалось и дало, как я понимаю, основу образования уйгуров, узбеков, чагатайского языка, ну и возможно халаджей...

Возможно, халаджи оказались так далеко в Иране, поскольку отселялись в бегстве от монголов (??) или совместно с ними.

Из Такламакана до Византии вело множество шелковых путей, у Марко Поло (13 век) это хорошо описано все, поэтому о путях и методе проникновения так далеко можно даже не задаваться вопросом.
(1) С людями надо помягше, а на вопросы смотреть поширше (с) (2) Проекция (в психологии) - неосознанное приписывание собеседнику собственных мыслей и действий (3) Учебник логики еще никто не отменял (4) Какой был тезис?

Offline Антиромантик

  • Posts: 11267
  • Gender: Male
« Reply #16on: July 23, 2008, 00:23 »
Значит, халаджский - восточнотюрский по происхождению.

Offline olga_maximenko

  • Posts: 648
  • Gender: Female
    • http://olga-maximenko.livejournal.com
« Reply #17on: September 6, 2008, 01:26 »
О халаджах и их языке. На азербайджанском.

Извините, Вы не могли бы указать интернет-адрес этого ресурса? У меня почему-то файл не открывается.
Заранее благодарна.
Bilməmək ayıb deyil, soruşmamaq ayıbdır

« Reply #18on: September 6, 2008, 17:54 »
Ссылка на статью о халаджах (XƏLƏC XALQI) на азербайджанском языке:

XƏLƏCLƏR VƏ XƏLƏCİSTAN:
http://xelec-turk.blogspot.com/2006/07/xlclr-v-xlcistan-dada-qaraqoyunlu.html

Xələcistan-Az:
http://xelec-turk.blogspot.com (главная страница)
Bilməmək ayıb deyil, soruşmamaq ayıbdır

Kutlak

  • Guest
« Reply #19on: November 6, 2008, 16:01 »
Халаджский и Якутский говорят очень близкие.
Так как оба по грамматическому строю Огузские.

Offline Dana

  • Posts: 16617
  • Gender: Female
« Reply #20on: November 6, 2008, 16:07 »
Халаджский и Якутский говорят очень близкие.
Так как оба по грамматическому строю Огузские.

Бугага  :D
Homo homini cattulus est

Хто не знає про добро, той завжди буде злим,
Хто забув свою мову, той прокинеться німим,
Хто завжди був рабом, той залишиться ніким,
Все почалося з нічого і закінчиться нічим...

Offline Хворост

  • Posts: 6141
  • Gender: Male
« Reply #21on: November 6, 2008, 16:28 »
Халаджский и Якутский говорят очень близкие.
Так как оба по грамматическому строю Огузские.
О, мыйым... Қайда кеттің?
Когда я сажала, ливала смородину,
Она превращала мой сад в огородину.
Она превращала, рубила дрова,
На них высекая попутно слова.
arseniiv

Offline Антиромантик

  • Posts: 11267
  • Gender: Male
« Reply #22on: November 7, 2008, 09:07 »
Халаджский и Якутский говорят очень близкие.
Так как оба по грамматическому строю Огузские.
Что?  :D

Offline Nevik Xukxo

  • Posts: 44597
  • Gender: Male
« Reply #23on: November 7, 2008, 09:13 »
Халаджский и Якутский говорят очень близкие.
Так как оба по грамматическому строю Огузские.

http://en.wikipedia.org/wiki/Turkic_languages а как же такой вариант классификации?  :-\

Offline Karakurt

  • Moderator
  • *
  • Posts: 18659
  • Gender: Male
« Reply #24on: November 7, 2008, 18:06 »
В якутском используется глагольный аффикс -быт<-мыш. Как с этим в халаджском? Сохранение глагола ер- удивительно.
͡° ͜ʖ ͡°

 

With Quick-Reply you can write a post when viewing a topic without loading a new page. You can still use bulletin board code and smileys as you would in a normal post.

Note: this post will not display until it's been approved by a moderator.
Name: Email:
Verification:
Type the letters shown in the picture
Listen to the letters / Request another image
Type the letters shown in the picture:
√49 Напишите ответ строчными буквами:
«Сто одёжек, все без застёжек» — что это?: